Полоцкие князья разделенные на множество мелких княжений, были постоянно заняты взаимными усобицами и не отдавали себе ясного отчета о всей важности утверждения Немцев в наших владениях. Впрочем, они делали попытки брать дань с новых пришельцев и взяли ее в 1203 году с жителей Укскуля.
Затем, было со стороны Полоцкого князя две попытки овладеть, по просьбе Ливов, Ригою, но обе они не удались. При последней из них, предпринятой во время отсутствия епископа Альберта, который выехал в Германию набирать войско, наши чуть было уже не ворвались в Ригу, но в это время, как раз, на море показались корабли с войсками, которые вел возвращавшийся Альберт, и Полоцкий князь должен был уйти ни с чем.
Конечно, одни Полоцкие князья, разъединенные между собой и имея, кроме того, опасного врага в Литовцах, не могли бороться со сплоченным нашествием Немцев, которые с обычной настойчивостью и холодной жестокостью продолжали распространять свои захваты. Скоро захватам этим подверглись и два Русских удельных владения по Западной Двине: Кукейнос и Герсик.
В Кукейносе сидел один из Полоцких князей — Вячеслав. Будучи не в силах бороться с Литовцами, он имел неосторожность попросить в 1207 году у Альберта помощи, в случае их нападения на Кукейнос. Епископ согласился. Вскоре после этого, один из рыцарей внезапно напал на Кукейнос, захватил жителей, их имение и заключил самого князя в оковы. Альберт заступился за Вячеслава, но потребовал сдачи Немцам половины крепости и ввел в нее свои войска. Конечно, это скоро показалось нестерпимым Вячеславу, и он, рассчитывая, что епископ должен отплыть в Германию, стал избивать Немцев, хозяйничавших в Кукейносе, как дома. Однако, на его несчастье, противные ветры задержали отплытие Альберта в Германию. Он быстро подошел ко Кукейносу с войском, и Вячеслав должен был зажечь свое родовое гнездо, уйти из него со своими людьми и искать с ними спасения от беспощадного гнева Немцев в глубине дремучих лесов.
После Кукейноса пал в 1209 году и Герсик, где сидел храбрый и мужественный князь Всеволод, женатый на дочери одного из Литовских князей, которую нежно любил. Решив завладеть Герсиком, Альберт напал на него. Всеволод успел спастись на лодках через Двину, но княгиня его попалась в плен. Благородные Латинские иноки-рыцари вместе со своим пастырем Альбертом пробыли в городе целый день и ограбили его дочиста. Снесли изо всех углов города платье, серебро, из церквей колокола, иконы и всякие украшения. Затем, уходя в Ригу, они сожгли Герсик.
Несчастный Всеволод, видя все это с противоположного берега, жалостно стенал: «Герсик! любимый город, дорогая моя отчина! пришлось мне увидеть, бедному, сожжение моего города и гибель моих людей!» Он отправился вслед за епископом в Ригу, назвал его отцом, всех Латинян братьями, и просил только, чтобы ему отдали жену и всех Русских. На это Альберт поставил условие, чтобы он отдал свое княжество навеки в дар Ордену и сидел бы в нем как подручник Немцев. Всеволод вынужден был согласиться и дал обещание открывать епископу все замыслы Русских и Литовцев. Но, вернувшись домой, он стал сноситься с Литовцами и возбуждать их против Немцев. Тогда последние снова пошли на Герсик и овладели им окончательно, по-видимому, в 1215 году, причем Всеволод был убит.
Особенное ожесточение возбудили против себя Немцы во Пскове. В 1213 году Псковичи изгнали своего князя Владимира, родного брата Мстислава Удалого, за то только, что он выдал свою дочь за брата епископа Альберта.
После этого Владимир отправился в Ригу, служил некоторое время Ордену, исполняя обязанности воеводы в одном округе, но затем раскаялся и вернулся во Псков, где стал опять княжить. В 1216 году ему удалось отомстить своим прежним друзьям. Он отправился с Псковичами и Новгородцами на Чудь и подошел к их главному городу Медвежьей Голове. Чудь начала слать к Русским с поклоном, а в это время навела Немцев, которые совершенно неожиданно напали перед рассветом на стан Новгородцев. Те, однако, спохватились и выбили Немцев, нанеся им большие потери, причем в руки Владимира попал его зять, брат Альберта, которого он и отвел во Псков.
Но, разумеется, это был только частный успех, который нисколько не мог поправить Русское дело на Балтийском побережье. Общей власти над Русской Землею не было вовсе, а ближайшие соседи Немцев — Полоцкие князья и Господин Великий Новгород были ослаблены внутренними распрями. Поэтому только Немцы и могли неуклонно подвигаться вперед и прочно захватывать в свои руки древние Русские владения.
Наконец, в 1224 году, перед ними пало самое старое и самое крепкое Русское поселение в Чудской Земле, город Юрьев, основанный Ярославом Мудрым. Здесь сидел в этом время заклятый враг Немцев — Вячеслав или Вячко, который вынужден был покинуть несколько лет пред этим свою вотчину Кукейнос. Конечно, Вячко хорошо помнил свою обиду и не пропускал случая, чтобы нанести из своего Юрьева как можно более зла ненавистным Немцам: к нему же стекались все туземцы, недовольные пришельцами. И вот, против Вячко собралась вся Немецкая сила.
15 августа подошли к Юрьеву и осадили его: все рыцари Ордена. Немцы приготовили множество осадных орудий, выстроили из огромнейших деревьев башню, в уровень с городскими стенами, и стали день и ночь вести подкоп. Но Вячко тоже с необыкновенным искусством и мужеством отражал все их попытки взять город и отказался вступить с ними в переговоры. Так продолжалось много дней. Наконец, Немцы собрали военный совет, на котором решили: взять Юрьев приступом и, в пример другим Русским городам, всех жителей избить или полонить, причем, кто первый взойдет на стену, тот получит, кроме множества добычи, и самого знатного пленника.
На следующий день последовал приступ. Но он был отбит. Осажденные сделали в стене большое отверстие и выкатили оттуда раскаленные колеса, которые зажгли башню, причинявшую им столько вреда. Однако, брату епископа со своими слугами удалось затем взобраться на стену; за ними полезли другие, потом ворвались Ливы и Леты, и началась резня. Русские мужественно сопротивлялись, но были, наконец, перебиты. Из всех мужчин Немцы оставили только одного — слугу Суздальского князя; они дали ему лошадь и отправили в Новгород, откуда Вячко ожидал помощи — с известием о своей победе.
Это было в 1224 году.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер