Полоцкие князья разделенные на множество мелких княжений, были постоянно заняты взаимными усобицами и не отдавали себе ясного отчета о всей важности утверждения Немцев в наших владениях. Впрочем, они делали попытки брать дань с новых пришельцев и взяли ее в 1203 году с жителей Укскуля.
Затем, было со стороны Полоцкого князя две попытки овладеть, по просьбе Ливов, Ригою, но обе они не удались. При последней из них, предпринятой во время отсутствия епископа Альберта, который выехал в Германию набирать войско, наши чуть было уже не ворвались в Ригу, но в это время, как раз, на море показались корабли с войсками, которые вел возвращавшийся Альберт, и Полоцкий князь должен был уйти ни с чем.
Конечно, одни Полоцкие князья, разъединенные между собой и имея, кроме того, опасного врага в Литовцах, не могли бороться со сплоченным нашествием Немцев, которые с обычной настойчивостью и холодной жестокостью продолжали распространять свои захваты. Скоро захватам этим подверглись и два Русских удельных владения по Западной Двине: Кукейнос и Герсик.
В Кукейносе сидел один из Полоцких князей — Вячеслав. Будучи не в силах бороться с Литовцами, он имел неосторожность попросить в 1207 году у Альберта помощи, в случае их нападения на Кукейнос. Епископ согласился. Вскоре после этого, один из рыцарей внезапно напал на Кукейнос, захватил жителей, их имение и заключил самого князя в оковы. Альберт заступился за Вячеслава, но потребовал сдачи Немцам половины крепости и ввел в нее свои войска. Конечно, это скоро показалось нестерпимым Вячеславу, и он, рассчитывая, что епископ должен отплыть в Германию, стал избивать Немцев, хозяйничавших в Кукейносе, как дома. Однако, на его несчастье, противные ветры задержали отплытие Альберта в Германию. Он быстро подошел ко Кукейносу с войском, и Вячеслав должен был зажечь свое родовое гнездо, уйти из него со своими людьми и искать с ними спасения от беспощадного гнева Немцев в глубине дремучих лесов.
После Кукейноса пал в 1209 году и Герсик, где сидел храбрый и мужественный князь Всеволод, женатый на дочери одного из Литовских князей, которую нежно любил. Решив завладеть Герсиком, Альберт напал на него. Всеволод успел спастись на лодках через Двину, но княгиня его попалась в плен. Благородные Латинские иноки-рыцари вместе со своим пастырем Альбертом пробыли в городе целый день и ограбили его дочиста. Снесли изо всех углов города платье, серебро, из церквей колокола, иконы и всякие украшения. Затем, уходя в Ригу, они сожгли Герсик.
Несчастный Всеволод, видя все это с противоположного берега, жалостно стенал: «Герсик! любимый город, дорогая моя отчина! пришлось мне увидеть, бедному, сожжение моего города и гибель моих людей!» Он отправился вслед за епископом в Ригу, назвал его отцом, всех Латинян братьями, и просил только, чтобы ему отдали жену и всех Русских. На это Альберт поставил условие, чтобы он отдал свое княжество навеки в дар Ордену и сидел бы в нем как подручник Немцев. Всеволод вынужден был согласиться и дал обещание открывать епископу все замыслы Русских и Литовцев. Но, вернувшись домой, он стал сноситься с Литовцами и возбуждать их против Немцев. Тогда последние снова пошли на Герсик и овладели им окончательно, по-видимому, в 1215 году, причем Всеволод был убит.
Особенное ожесточение возбудили против себя Немцы во Пскове. В 1213 году Псковичи изгнали своего князя Владимира, родного брата Мстислава Удалого, за то только, что он выдал свою дочь за брата епископа Альберта.
После этого Владимир отправился в Ригу, служил некоторое время Ордену, исполняя обязанности воеводы в одном округе, но затем раскаялся и вернулся во Псков, где стал опять княжить. В 1216 году ему удалось отомстить своим прежним друзьям. Он отправился с Псковичами и Новгородцами на Чудь и подошел к их главному городу Медвежьей Голове. Чудь начала слать к Русским с поклоном, а в это время навела Немцев, которые совершенно неожиданно напали перед рассветом на стан Новгородцев. Те, однако, спохватились и выбили Немцев, нанеся им большие потери, причем в руки Владимира попал его зять, брат Альберта, которого он и отвел во Псков.
Но, разумеется, это был только частный успех, который нисколько не мог поправить Русское дело на Балтийском побережье. Общей власти над Русской Землею не было вовсе, а ближайшие соседи Немцев — Полоцкие князья и Господин Великий Новгород были ослаблены внутренними распрями. Поэтому только Немцы и могли неуклонно подвигаться вперед и прочно захватывать в свои руки древние Русские владения.
Наконец, в 1224 году, перед ними пало самое старое и самое крепкое Русское поселение в Чудской Земле, город Юрьев, основанный Ярославом Мудрым. Здесь сидел в этом время заклятый враг Немцев — Вячеслав или Вячко, который вынужден был покинуть несколько лет пред этим свою вотчину Кукейнос. Конечно, Вячко хорошо помнил свою обиду и не пропускал случая, чтобы нанести из своего Юрьева как можно более зла ненавистным Немцам: к нему же стекались все туземцы, недовольные пришельцами. И вот, против Вячко собралась вся Немецкая сила.
15 августа подошли к Юрьеву и осадили его: все рыцари Ордена. Немцы приготовили множество осадных орудий, выстроили из огромнейших деревьев башню, в уровень с городскими стенами, и стали день и ночь вести подкоп. Но Вячко тоже с необыкновенным искусством и мужеством отражал все их попытки взять город и отказался вступить с ними в переговоры. Так продолжалось много дней. Наконец, Немцы собрали военный совет, на котором решили: взять Юрьев приступом и, в пример другим Русским городам, всех жителей избить или полонить, причем, кто первый взойдет на стену, тот получит, кроме множества добычи, и самого знатного пленника.
На следующий день последовал приступ. Но он был отбит. Осажденные сделали в стене большое отверстие и выкатили оттуда раскаленные колеса, которые зажгли башню, причинявшую им столько вреда. Однако, брату епископа со своими слугами удалось затем взобраться на стену; за ними полезли другие, потом ворвались Ливы и Леты, и началась резня. Русские мужественно сопротивлялись, но были, наконец, перебиты. Из всех мужчин Немцы оставили только одного — слугу Суздальского князя; они дали ему лошадь и отправили в Новгород, откуда Вячко ожидал помощи — с известием о своей победе.
Это было в 1224 году.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема