Каковы возможности гомеопатии? Порой ее называют не только лекарством ото всех болезней, но и средством для улучшения настроения. Как правильно пользоваться гомеопатическими средствами рассказывает семейный врач, автор и ведущая курса «Домашняя гомеопатия» Вероника Назарова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях гомеопат, семейный врач, автор и ведущая цикла лекций «Домашняя гомеопатия» Вероника Назарова. Здравствуйте, Вероника
В.Назарова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Я знаю, что гомеопатия лечит самые разные заболевания от острых до хронических. А правду ли говорят, что с помощью гомеопатии можно даже улучшить настроение?
В.Назарова
— Да, правда, от сладкого настроение улучшается, достаточно съесть побольше шариков – это очень вкусное лечение, приятное. Если серьезное, конечно, гомеопатия работает с человеком целиком, а что у нас человек без эмоций, конечно, можно работать с эмоциональными состояниями. Более того, порой именно в эмоциональных симптомах гомеопаты видят самое главное показание к лекарству. Улучшить настроение…
С.Бакалеева
— Ну, то есть, имеет ли смысл, скажем, идти к гомеопату, если уныние, упадок сил, нет настроения и нет никаких перспектив на будущее?
В.Назарова
— Конечно, обязательно, вот именно об этом гомеопату и сказать. Но, гомеопат, конечно, будет разбираться и с телесными симптомами, тоже задавать много вопросов, но безусловно да, безусловно. Во-первых, вы об этом расскажете, как известно, медицина такая вещь комплексная, нельзя тут отделить одно от другого. Когда вы об этом расскажете – это состоится некий психотерапевтический сеанс уже, но мало того, гомеопатия – это ведь не психотерапия, гомеопатия может больше. Гомеопат из этого извлечет то, что по закону подобия может быть вам показано, может вам помочь и очень здорово поможет. Я приведу в пример одно распространенное очень лекарство, все о нем слышали, об Игнации. Игнация даже среди простых людей известна, как лекарство от горя, причем от горя, возникшего вследствие потери, расставания.
С.Бакалеева
— То есть, горе тоже бывает… ну понятно, что горе бывает разное, соответственно, в зависимости от причины нашего…
В.Назарова
— В зависимости от причины…
С.Бакалеева
— Наших эмоций, может различаться лекарство даже, да?
В.Назарова
— Да, абсолютно точно, потому что одно дело обида, другое дело горе. И горе от расставания – это Игнация. Причем расставание может быть любое – человек уехал, бросил, в случае несчастной любви, умер, и причем не только человек, это может быть любимая собака, или какое-то еще любимое животное. Но вот это вот «не покидай меня», вот эта вот боль душевная, она помогает Игнация и все тут. И даже она значится как похоронное средство, ее очень хорошо иметь при себе, когда вы сталкиваетесь с такой жизненной ситуацией для себя и для родственников, потому что действительно факт остается фактом, в жизни вам легче это пережить, это же очень важно. Ну это я такой печальный пример взяла.
С.Бакалеева
— А не значит ли это, что закончится действие Игнации и боль вернется.
В.Назарова
— А сколько нужно, столько ее и принимают, Вы же понимаете, что время лечит и все это видоизменяется.
С.Бакалеева
— То есть, это время можно прожить просто легче.
В.Назарова
— Просто легче и понимаете, мудрее, гомеопатия не вызывает бесчувствие, но можно изменить отношение.
С.Бакалеева
— То есть, это не то что притупление чувств идет.
В.Назарова
— Нет, это не психиатрические лекарства, которые что-то…
С.Бакалеева
— Не антидепрессант?
В.Назарова
— Нет… которые что-то подавляют, просто защитные силы делают что-то такое, выделяются некие гормоны, эндорфины, или еще что-то, чтобы состояние это гармонизировать, как-то внутри изменяется отношение и вам становится легче, но это печальный пример. А бывают и какие-то более радостные вещи, например, ребенок перепрыгал в гостях и никак заснуть не может, ну прямо ходит на голове, вы совершенно не можете его засунуть в кровать, по гомеопатическому принципу даже смышленый человек может предположить, что поможет кофе, препарат, сделанный из кофе, он называется Кофея, вы даете его ребенку и через несколько минут видите его спящим.
С.Бакалеева
— Причем именно важно, что не кофе, а препарат гомеопатический, да?
В.Назарова
— Конечно, конечно, гомеопатический препарат. Потому что в гомеопатическом препарате получается действие перевернутое, наоборот. Вы даете кофе неспящему человеку, который ведет себя, как будто он напился кофе. У взрослого человека это очень интересно выглядит. Вы ложитесь и у вас буря планов в голове, буря просто, вы только что хотели спать, а тут – я там ремонт, здесь шторы, там завтра, туда поеду… и когда фонтанируете этими идеями, примите Кофею, через несколько минут вы будете спать и на следующее утро не встанете не выспавшимся.
С.Бакалеева
— Может ли возникнуть зависимость, ведь если настроение улучшилось в какой-то ситуации, особенно тяжелой, стало легче, захочется, чтобы все время было хорошим настроение.
В.Назарова
— Зависимости в плане как от наркотика – нет, конечно, или как от алкоголя, или сигарет – нет, конечно, хотя может возникнуть зависимость от врача.
С.Бакалеева
— Даже такое бывает?
В.Назарова
— Такое бывает не только с гомеопатами, человеку хочется внимания и вот он находит этого человека, который его выслушивает, который ему помогает и ему периодически нужно видеться, может быть даже, может быть даже… я понимаю я сейчас говорю не только о гомеопатии, о смежных вещах, но медицина одна, здесь нет гомеопатии и другой остальной медицины, гомеопатия все в себе включает, подразумевает. Прежде всего хорошего врача, а потом уже владение гомеопатией.
С.Бакалеева
— А чем такая зависимость от врача плоха?
В.Назарова
— Она ничем не плоха, и не хороша, просто…
С.Бакалеева
— То есть, с этим не нужно бороться, если такая возникла зависимость…
В.Назарова
— Как и любая другая зависимость, она может быть плоха, может быть и хороша. Вопрос в том, куда мы идем. Очень часто человек общается с кем-то, не только с гомеопатом, но с каким-то еще там специалистом, общается-общается, потом ему перестает это быть нужным и они расходятся, как в море корабли. Это нормально и то же самое с гомеопатией, в какой-то момент вы просто забываете о ней. Вы принимали-принимали, вроде она вам нужна была, а потом вдруг раз и через месяц вы вспоминаете, что-то я не знаю… а приходите не прием, врач спрашивает – а вот это есть, а вот это есть – из тех жалоб, которые вы раньше называли. А что, со мной такое было? То есть мало того, что нет нужды больше в гомеопатии, все стирается, что было то. Тоже обычная история.
С.Бакалеева
— Мы говорили про то, что можно с помощью гомеопатии как-то выровнять эмоции, а вот скажем, такой яркий пример – подростки с их бурными эмоциями, изменением характера, может ли им помочь гомеопатия?
В.Назарова
— Конечно, подросткам, или грудным детям, которые орут всю ночь, или собакам, или воробьям…
С.Бакалеева
— И собакам тоже?
В.Назарова
— Ну ведь это закон природы – гомеопатия и мне приходилось лечить птицу, например, когда ты видишь некое состояние, которое отвечает действию препарата, ты его даешь, все равно кому. Поэтому подросток, конечно, можно и подросткам помочь.
С.Бакалеева
— То есть, если затруднен контакт, такая распространенная подростковая история, то одно из средств, ну безусловно сохраняя поиск этого самого контакта, помочь этому – это гомеопатия.
В.Назарова
— Гомеопатические, да. Вот в этом упомянутом лечебнике Панос и Хеймлих, вы просто в главе о подрастающем ребенке, вы там можете прочитать, в том числе и проблемах подростка, ну и в других, я думаю, лечебниках тоже.
С.Бакалеева
— Вы еще сказали про кричащего ребенка, то есть, младенцам тоже гомеопатия показана?
В.Назарова
— Младенцам прекрасно тоже и многие мамы это знают. На младенцах как раз-таки очень хорошо видно действие гомеопатии, потому что вот порой говорят для того, чтобы… что гомеопатия – это внушение, гомеопатия – это психотерапия, для гомеопатии нужна вера того, кто лечится. Ну, вера нужна только до той степени, чтобы принять лекарство, или принимать его просто, надежда какая-то нужна, а то, что нужна вера того, кто принимает…
С.Бакалеева
— Ну то есть, нужно дойти купить его и съесть.
В.Назарова
— Да, только в этом плане, потому что, чтобы подействовала гомеопатия вера не нужна. И яркий пример – младенцы, которые вообще не понимают, что вы им там даете. И по закону подобия можно помогать.
С.Бакалеева
— А какие проблемы младенческие можно решить?
В.Назарова
— Ну, самим, с помощью домашней гомеопатической аптечки можно помогать малышам с расстройством пищеварения, самый распространенный пример – колики, с нарушениями сна, конечно же, с нарушениями настроения, с острыми заболеваниями, травмами. Дети много падают…
С.Бакалеева
— И беременным женщинам, значит тоже можно помочь с помощью гомеопатии?
В.Назарова
— Беременным женщинам, как и всем живым существам тоже гомеопатия помогает. Другой вопрос, что не все врачи работают с беременными, некоторые их боятся, например, на препаратах обязательно на всех почти что указано, что беременным противопоказано. Не потому, что противопоказано, а потому что боятся беременных. Беременных у нас многие боятся, гомеопат просто должен понимать, в этом разбираться, иметь опыт работы с беременными и не бояться их, понятное дело. Беременным прекрасно помогает гомеопатия при многих проблемах, начиная с зачатия, таких детей даже «гомеопатическими шариками» называют и дальше, и токсикоз ранний, и проблемы с венами, и эмоциональные проблемы, беременные такие неуравновешенные бывают, и на поздних сроках с отеками, с анемией, с угрозой преждевременных родов, с молочницей, какие там еще бывают проблемы… Ну буквально с любыми проблемами вы можете к гомеопату обратиться, он знает, как с этим обойтись.
С.Бакалеева
— А может, скажем, любящий муж, взять свою беременную супругу, отвести к гомеопату? То есть, увидев, что что-то не так происходит, опять же с эмоциональной сферой, там какие-то беспричинные слезы, может быть тревога какая-то родилась, он может так ее взять под локоточек отвести к доктору?
В.Назарова
— Если она согласна, понятное дело.
С.Бакалеева
— То есть, если не упирается совсем?
В.Назарова
— Если не упирается, ну надо так поставить дело, чтобы она восприняла это, как заботу, как проявление внимания, я думаю, что она не откажется. Но только смотрите…
С.Бакалеева
— Потому что беременные сами по себе иногда могут не отследить этого состояния и не обратиться за помощью.
В.Назарова
— Иногда, я с этим встречалась, женщина молчит на приеме – рассказывает муж, или рассказывает мама.
С.Бакалеева
— Это хорошо, или плохо?
В.Назарова
— Это ни хорошо и ни плохо, если женщина стесняется…
С.Бакалеева
— Ну, то есть, это не искажает картину для гомеопата?
В.Назарова
— Лучше, если бы она говорила сама. Но знаете, если она настолько стеснительна, что не может о себе рассказать, то пусть расскажет муж. А ее стеснительность будет воспринята, как симптом – отлично, прекрасно. Мы просто видим…
С.Бакалеева
— То есть, ее молчание тоже будет красноречивым?
В.Назарова
— Конечно, мы наблюдаем жизнь такой, как она есть, нам чем натуральнее человек, тем лучше. Пусть уж она лучше стесняется, чем делает вид, что не стесняется.
С.Бакалеева
— А вот Вы сказали: «Чем натуральнее, тем лучше», - может быть прием обычно вообще проводится дома у пациента, или в кабинете? Дом то сам по себе более натуральный.
В.Назарова
— Ну да, если вам удастся заполучить к себе гомеопата домой.
С.Бакалеева
— Обычно это не принято?
В.Назарова
— Они обычно очень заняты, но порой ездят и по домам, конечно. Но это не зависит, поверьте, того, что доктор наблюдает в кабинете, того, что, допустим мама рассказывает о ребенке и того, что ты можешь заметить при осмотре тела, порой достаточно. Потому что тело не лжет, тело никак не солжет, если солжет человек, не солгут его глаза, не солжет его тело. Ты видишь, что он говорит одно, а по его позе, по его речи, по его виду ты понимаешь, что там что-то другое. Поэтому, очень хорошо, чтобы гомеопат был врачом, потому что врачи все-таки знают, как осматривать тело и как трактовать эти телесные симптомы.
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, шарики вот эти самые гомеопатические покупают в специальных аптеках, да?
В.Назарова
— Да.
С.Бакалеева
— А есть же какие-то препараты на которых написано «гомеопатические» в самых обычных аптеках, у них есть определенные названия, там они даже как-то рекламируются, это та же самая гомеопатия?
В.Назарова
— Отличный совершенно вопрос, замечательный. В свете того, что гомеопатия есть лечение подобного подобным, похожие болезни, гомеопатическое лечение может быть, гомеопатический подход может быть, гомеопатического лекарства быть не может. Поэтому гомеопатическим лекарство априори быть не может. Гомеопатическим оно является по отношению к вам, вашему ребенку, дяде Васе, еще кому-то, в случае, если оно соответствует закону подобия. То, что написано на коробочке – это маркетинг просто, гомеопатия популярна, вот вам «эко», «био», «гомеопатия» и все такое. Поэтому, вы можете, в случае, если вы не владеете гомеопатией, нет врача-гомеопата, вы покупаете пузыречек на котором написано «От простуды», «От аденоидов», «От ангины» и даже, знаете, большинству поможет, потому что там находятся препараты, которые помогают большинству людей в этом случае. И просто там нашелся препарат, который гомеопатичен вашему нынешнему состоянию, вот и все.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Вероника, у нас в гостях была Вероника Назарова – семейный врач, гомеопат, автор и ведущий цикла лекций «Домашняя гомеопатия». Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Молчание тысячи стоит

Жил давние времена лев, который был королем тысячи лесов. Взял он себе в жены лису, и родился у них сын, да такой, что и на лиса не похож, и львом его не назовешь.
С виду — могучий как лев, да только вместо того, чтобы рычать по-львиному, он лаял по-лисьи. Но это ещё полбеды: характер у сына льва был лишён всякого благородства. Только и думал он, как бы кого обхитрить, да что-нибудь у других для себя урвать.
Когда сын стал подрастать, отец лев призвал его к себе и сказал:
— Сын мой! Ты велик и силён телом, но от своей матери лисы получил особенный голос. В твоем голосе нет величия, и он не подобает моему царственному отпрыску. Если звери услышат, как ты лаешь по-лисьи, они не будут с тобой считаться. Поэтому ты лучше всегда помалкивай и не подавай голоса. Тогда я смогу даровать тебе тысячу лесов.
Сын запомнил наставления льва, и старался всё время помалкивать. Недаром пословица гласит: «И глупец, когда молчит, может умным показаться». Вот и всем зверям в лесу казалось, что молчаливый сын льва достоин того, чтобы стать их правителем.
Наконец, пришёл день, когда царь-лев решил передать сыну в управление тысячу лесов. По этому поводу на главной поляне был объявлен большой праздник, на который собрались все лесные звери и птицы. Каждый принёс новому правителю какой-нибудь подарок, и по давней традиции дары складывали у ног нового повелителя. С важностью восседал сын льва на троне и молча кивал подданным.
Последней с опозданием на церемонию прискакала белка. Она была очень легкомысленной и забывчивой, вечно всё путала, вот и сейчас положила свой орех к ногам старого царя-льва.
Увидел это сын льва, и громко закричал:
— Эй, куда? Это моё! Это моё!
От жадности он забыл про отцовские наказы и залаял по-лисьи.
Когда звери услышали, как тонко пищит такой большой и сильный зверь, они стали дружно смеяться. А ещё больше их рассмешило, что новый правитель тысячи лесов пожалел для отца одного маленького орешка. Вот так царь зверей! Чего же тогда другим от такого владыки ждать?
Один за другим звери и птицы стали забирать свои дары и перекладывать к ногам старого льва, давая понять, что не будут подчиняться его сыну.
— Если бы ты молчал, как я тебе наказывал, — получил бы тысячу лесов, — сказал лев, когда они с сыном остались наедине. — Но теперь вижу, что не смог ты унять своей болтливости, не хватило тебе силы воли. Но, может, это и к лучшему. Правитель должен быть справедливым и щедрым, а твоя мелочная жадность не подобает царю...
Так и не получил сын льва тысячи лесов, и с тех пор в тех краях говорят: «Молчание — тысячи стоит».
(по мотивам бирманской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Кадетские корпуса

Фото: yasmin peyman / Unsplash
Ещё со школьной скамьи у нас на слуху имена русских героев и полководцев: адмирала Павла Нахимова — героя-защитника Севастополя в Крымской войне или первооткрывателей Антарктиды — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Что объединяет этих людей? Все они были выпускниками кадетских корпусов.
Само слово «кадет» пришло в Россию из Франции и переводится как «младший», «несовершеннолетний». Так французы называли юных дворян, зачисленных на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Туда принимали детей из дворянских семей. Некоторые историки связывают появление кадетских корпусов с императором Петром I: в 1701 году по его распоряжению была открыта Навигацкая школа для мальчиков, где готовили будущих специалистов военно-морского флота. Спустя полвека ученики этой школы были переведены в новый Морской шляхетный кадетский корпус.
За два столетия в Российской империи появилось 26 кадетских корпусов. Их главной задачей была подготовка будущих офицеров, образованных и воспитанных с чувством долга и любви к Отечеству. Унифицированная система образования в корпусах появилась при императоре Николае I.
По достижении 6-10 лет мальчики поступали в корпус на обучение, где на 8 лет становились частью большой воинской семьи. Кроме основных дисциплин, таких, как арифметика, чистописание, Закон Божий и история, кадеты обучались артиллерии, тактике, военной топографии и фехтованию. Ещё выпускники корпусов должны были говорить на нескольких иностранных языках. Особо начальство корпусов следило за поведением: хорошие отметки и исполнительность поощрялись похвальными листами и занесением имени отличника на почётную красную доску. За дурное поведение можно было попасть в карцер. Самым стыдным наказанием ребята считали снятие погон. Для мальчика-кадета погоны были символом их принадлежности к кадетскому братству. У каждого корпуса были свои погоны, свой праздник — день памяти особо почитаемого в корпусе святого и свои герои-выпускники.
Начиная с правления Николая I в кадетских корпусах стали проходить обучение даже дети из царской семьи. Генерал Мелентий Ольшевский вспоминал о том, как после длительного похода среди других кадетов на соломе спал цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель.
Кадетские корпуса стали настоящей кузницей военных кадров императорской армии и даже пережили революцию. Несколько корпусов эмигрировали за рубеж: там продолжили обучение кадеты, уехавшие из России. В эмиграции они сохранили дореволюционные правила и традиции, и передали их новым поколениям кадет, рождённым уже за рубежом. Последний эмигрантский корпус прекратил своё существование в 1964 году в городе Дьеп во Франции.
Таинственной кадетской традицией была «Звериада» — кадетская летопись в стихах, где каждый выпуск добавлял куплет от себя. Ребята вписывали новые куплеты в книгу с картинками в роскошном переплёте и передавали её на ночном параде от выпуска к выпуску. Несмотря на то, что стихи писались в полушутливом стиле, они содержали серьёзные идеи, в духе которых воспитывались будущие офицеры: быть верными Отечеству, подставлять плечо друг другу и никогда не забывать о родном корпусе.
За время своего существования императорские кадетские корпуса выпустили целую плеяду героев и полководцев. Немалое число выпускников эмигрантских корпусов приняло священный сан.
В советской России по образцу старых императорских корпусов в 1943 году открыли Суворовские училища, а сами кадетские корпуса были воссозданы уже в современной России и существуют до сих пор.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 43. Богослужебные чтения

Если вы не смотрели фильм «Молчание», снятый по одноимённому роману японского писателя Сюсаку Эндо — обязательно посмотрите. Это фильм про «молчание Бога» — которое очень сильно описано в 43-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением — давайте его послушаем и затем снова вернёмся к теме, почему Бог иногда «умолкает».
Псалом 43.
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твоё попрём ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня;
8 но Ты спасёшь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твоё будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление моё предо мною, и стыд покрывает лицо моё
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 всё это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простёрли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.
Не буду портить удовольствие от интриги фильма — замечу лишь одно: Бог нередко помещает человека в ситуацию выбора, когда, казалось бы, самое простое и верное было бы дать чёткий, однозначный ответ «оттуда», «сверху», непосредственно от Бога — как правильно? Находясь в острой кризисной ситуации, человек просит, потом молится ещё активнее, потом уже не выдерживает и начинает требовать, он уже буквально кричит к Богу изо всех сил своей души — а в ответ — ти-ши-на. Ни намёка, ни подсказки. В подобной ситуации царь Давид кричит: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?»
В жизни действительно человек порой оказывается перед совершенно открытыми возможностями выбора. Не так часто это бывает, конечно же, — но случается в очень важные, я бы сказал — поворотные моменты жизни. Как решишь — туда и пойдёшь. И обратной дороги уже не будет. Своего рода «точки невозврата». Они — бесценный ресурс, правильно используя который, человек совершает «квантовый скачок», стремительно выходит на принципиально новый уровень. Но вот загвоздка: как же понять, что — правильно, а что — нет? Может, гадальные кости бросить?.. избави Бог даже от мысли подобной!
В «Божественном молчании» скрывается не отчуждение, не нелюбовь, не наказание — а величайшая деликатность Бога по отношению к человеку и вера в то, что сам человек может «перепрыгнуть» себя самого, точнее, своё представление о своих возможностях. Именно в ситуации кажущегося безысходным кризиса вдобавок с Божественным молчанием — то, что на самом деле живёт в сердце человека, его реальные, а не декларативные ценности, предельно обостряются — и через это проявляются. Вот почему Давид и говорит: «Бог знает тайны сердца!» И, как правило, выбор в своём пределе оказывается между двух максимально заострённых ценностей: себя самого — и — любви, обращённой вне себя.
Вот и помещает нас Господь временами в ситуацию выбора: ты где, ты с кем, ты о чём — о себе ли только — или всё же можешь скачком выбраться из липкого самодовольства и развернуть свою израненную душу навстречу целительному свету Божественной силы? Давид вот — смог, значит, и нам тоже — вполне по плечу!