«Зачем читать святых отцов?» Архимандрит Симеон (Томачинский) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Зачем читать святых отцов?» Архимандрит Симеон (Томачинский)

Зачем читать святых отцов? (07.03.2025)
Поделиться Поделиться
Книжная полка

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) говорили о важности чтения святоотеческих трудов на основе фрагментов из книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты».

«Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно — святых Отцов. Оттуда все мои советы. Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святой: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который — ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные — святые Отцы».

С этой цитаты начинается программа. И далее разговор идет о том, в чем опасность чтения книг еретического содержания, как отличить ложное учение от истинного и как чтение духовной литературы и трудов православных святых отцов помогает на пути духовного роста и познания Бога.

Ведущая: Кира Лаврентьева


К. Лаврентьева

— «Опять приношу тебе, верный сын Восточной церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит — оно святых отцов. Оттуда все мои советы. Храни ум и сердце от учения лжи, не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями. Не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями. Истине соприсутствует Дух Святой — он Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух дьявола, который ложь и отец лжи. Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным — так утверждают светила церковные, святые отцы. Никто да не читает, сказал священномученик Петр Дамаскин, не служащего угождению Божьему. Если же и прочтет когда что такое в неведении, то да подвизается скорее изгладить его из памяти чтением Божественных Писаний, и из них — именно тех, которые наиболее служат ко спасению души его по состоянию, которого он достиг. Противных же сему книг никак да не читает. Какая нужда принять духа нечестивого вместо Духа Святого? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойства того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность».

Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева. И сегодня мы читаем книгу святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», том 1-й. Тема у нас: «Зачем читать святых отцов?», и, кстати, цитаты сегодня будут разные — иногда противоречивые, иногда требующие определенного разъяснения и дискуссии, может быть. И обсуждаем эту книгу мы сегодня с архимандритом Симеоном Томачинским, доцентом Московской Духовной Академии. Здравствуйте, отец Симеон!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Добрый день!

К. Лаврентьева

— Очень рада видеть вас в нашей студии!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Спасибо за приглашение!

К. Лаврентьева

— мы знаем, что святитель Игнатий очень радикален в своих советах, и даже эта цитата говорит о том, что вообще ничего не читать, в том числе, лжеучителей. Но, если я понимаю правильно, лжеучителем можно Оригена ведь считать — человека, который посвятил всю свою жизнь Церкви и изучению Священного Писания, но, ввиду определенных обстоятельств, уже посмертно признан еретиком. Отец Симеон, где действительно лжеучителя, а где все же та литература, которая может быть нам полезна?

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Я вообще очень люблю святителя Игнатия. У меня одна из первых книг — ну, не самая, конечно, первая, — это был вот пятитомник, еще тогда выпущенный в Донском монастыре, такой черный, красивый, который я, конечно, с удовольствием осваивал, но с трудом, конечно, с большим и с таким понуждением, но с удовольствием. Потому что он выдающийся писатель еще, помимо всего прочего, литературно одаренный необыкновенно человек, тонкий, знакомый со многими литераторами своего времени, художниками, музыкантами, поэтами, которые его очень ценили, да. В этом смысле его тексты — они, безусловно, сокровищница нашей русской богословской мысли, нашей патрологии, хотя вот именно этот текст, конечно, у меня вызывает такое особое чувство, потому что довольно жесткий он такой, да? Понятно, что, ну, например, мы в Академии, наши студенты, семинаристы, мы изучаем разные тексты, безусловно, в том числе и еретические, и, там, спорные, и всякие — просто для того, чтобы их знать, чтобы иметь полемизировать. Ну, естественно, изучаем мы и художественные тексты...

К. Лаврентьева

— Разные.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, просто для того, чтобы иметь широкий кругозор, чтобы разбираться в том, чем живут люди, как двигалась человеческая мысль, как философские учения развивались. Поэтому здесь, конечно, святитель Игнатий обращается к человеку, который ведет духовную жизнь и стремится к очищению своей души. Надеюсь, что мы все, православные, такие. Может быть, мы не можем в полноте это исполнять всю жизнь и всегда, но вот все-таки Великий Пост — это особое время, вот сейчас мы как раз в нем находимся, когда мы все, извините, становимся, в каком-то смысле, монахами, да? Потому что получается определенный аскетический образ жизни. Даже семейные люди — они воздерживаются от общения взаимного супружеского, они питаются особой пищей, у нас особые богослужения такие — монашеские, монастырские, можно сказать даже, в храмах приходских. То есть, весь образ жизни вот на это время (как оно называется, Четыредесятница — такой десятый... десятина от года церковного) меняется, и мы можем более внимательно отнестись к своей жизни. Поэтому я бы к этому тексту тоже сегодня подходил именно как «здесь и сейчас»...

К. Лаврентьева

— ...к некоторому упражнению Великого Поста.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, да. Слушайте, а давайте отложим свои гаджеты вот с этим бесконечным мусором — не то, что, там, лжеучителей, а мы просто мусор в себя впитываем всевозможный...

К. Лаврентьева

— Точно, точно... (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...и это засоряет нашу душу, отравляет её даже... Он же пишет в данном случае... Святитель Игнатий, конечно, не знал о том, что нас ждет. Может быть, предвидел в какой-то мере, но такого уровня...

К. Лаврентьева

— ...ужаса, да... (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, погружения в болото и вообще во всевозможные, так сказать, искушения он, конечно, не мог предвидеть, и в этом смысле он говорил о книгах лжеучителей, а нам тут нужна просто некая такая духовная гигиена, у нас должна быть информационная гигиена для того, чтобы свою душу хотя бы вот в это время очистить...

К. Лаврентьева

— ...сохранить...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...освободить, дать ей крылья, дать ей воспарить над землей. Вот в этом контексте я предлагаю читать его текст, чтобы он действительно имел... Потому что нет смысла читать тексты, если мы их не можем применять, мне так кажется. Я думаю, в этом основа. Я предлагаю сейчас второй отрывок — продолжение этого текста, этой такой статьи святителя Игнатия: «Если ум твой и сердце ничем не исписаны, пусть Истина и Дух напишут на них Заповеди Божьи и Его учение духовное. Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями, впечатлениями, не разбирая благоразумно и осторожно, кто писатель, что он пишет, то вычисти написанное писателями чуждыми, вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного. Писателем на твоих скрижалях да будет единый Перст Божий. Приготовь для этого Писателя чистоту ума и сердца, благочестивую и целомудренную жизнь. Тогда при молитвах твоих и при чтении священных книг непременно таинственно будет начертываться на скрижалях души Закон Духа».

К. Лаврентьева

— Здесь возникает вопрос, отец Симеон. Ведь очень часто наш ум не адаптирован для сложных текстов святых отцов. Но святитель Игнатий, я так понимаю, советует все равно читать святых отцов, чтобы, ну, Дух Божий как бы запечатлевался на нашей душе. Вот тут вопрос: вы говорите о том, что нет смысла читать святых отцов, если ты не можешь их применить к своей жизни, а святитель Игнатий говорит о том, что все равно читайте святых отцов, чтобы вы просто дух впитывали. Вот можно ли читать, не понимая, что читаешь, чтобы просто «впитывать дух»? Действительно, отец Симеон, мы же и Псалтырь очень часто поначалу не понимаем, о чем читаем. Но читаем, потому что «мы не понимаем — бесы понимают», как говорят святые отцы. (Смеется.) Ну правда!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, с Псалтирью — это прекрасный пример. Но здесь просто разница в степени понимания. Например, мы вот читаем (не только, там, в монастырях, но и все люди читают), скажем, Авву Дорофея, «Душеполезные поучения», потому что это азбука духовной жизни. Ясно, что это всецело применять в своей жизни, ну, практически невозможно даже в монашестве сейчас, в современных условиях. Но сам дух, сам подход к жизни, само понимание, в чем состоит аскетическая работа человека, в чем состоит его борьба со своими страстями — это да, то есть, здесь нельзя сказать, что мы ничего не понимаем, потому что это вот совершенно про другую жизнь. Ничего подобного, это дает как бы некий ключ, это как азбука такая, да, какие-то основы духовной жизни, которые мы впитываем и уже применяем сообразно своему состоянию, своему семейному положению, каким-то обстоятельствам. Вот как это применять — это уже вопрос такой творческий, и это вопрос каждого человека и его, наверное, духовника, и современных писателей, которые как раз адаптируют вот те же советы святителя Игнатия к нашему времени. Но здесь, вот в этом отрывке, который мы только что услышали, ведь идет речь о Слове Божьем, да? То есть, это в первую очередь как бы Евангелие и священные тексты. А святые отцы, естественно, опираются на этот фундамент — они разъясняют нам Евангелие, как вот толкование, там, Иоанна Златоуста или кого-то еще, Блаженного Феофилакта и так далее. И, собственно, святые отцы — они же не сами по себе вот придумывают какое-то там новое оригинальное учение. Они-то опираются все на учение Христово, на текст евангельский. Вот какое учение должно быть перстом Духа написано в наших сердцах. Но как раз в этом отрывке — здесь именно и говорится, да, вот о чем выше рассуждали немножко, — о том, что наши скрижали души — они исписаны и исчёрканы всевозможными впечатлениями. Книгами — это еще слава Богу, если книгами какими-то, а то просто какими-то твитами, там, и соцсетями...

К. Лаврентьева

— ...пустотой.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, и каким-то мусором. И, конечно, вот самое благодатное время Великого Поста — вот это смыть, очистить и дать возможность голосу Божьему говорить в нашей душе. Для этого действительно нужно отказаться на какое-то время, даже, так, может быть, категорически от вот этого всего наносного и дать возможность говорить Духу Божьему через Евангелие и через святоотеческую письменность, которая... Он, в том числе, святитель Игнатий, прекрасно именно в это время как-то по-другому читается, более глубоко понимается, и, может быть, то, что казалось слишком жестким и невероятным, невыполнимым...

К. Лаврентьева

— Да...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...нам покажется, увидится в другом свете — что вполне это выполнимо здесь и сейчас, и вполне это приложимо и полезно, главное, да? То есть, это же смысл не в том, чтобы наложить на человека какие-то вот узы невероятные, чтобы ему там вообще небо с овчинку показалось, а в том, чтобы, наоборот, он расправил свои крылья, чтобы человек воспарил, чтобы он свой потенциал, все таланты, которые Господь заложил, чтобы он смог реализовать в полноте. Чтобы вот это не мешало — все вот эти вот исчерканные на нём каракули не записывали главную мысль, которая в его душе созревает.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева, и сегодня мы вместе с архимандритом Симеоном Томачинским, доцентом Московской Духовной Академии, читаем книгу «Аскетические опыты», том 1-й, святителя Игнатия Брянчанинова. Тема у нас глобальная: «Зачем читать святых отцов?», и в этой теме мы уже что только ни обсудили — в частности, вообще отказ, хотя бы на время Великого Поста, от разного информационного шума, который нас, в принципе, очень сильно отвлекает не то, что от духовной жизни, а вообще от своей собственной жизни. Мы рискуем потерять себя в этом информационном шуме. Отец Симеон, спасибо вам вообще о том, что вы сейчас говорите об этом. Мне кажется, это сейчас такая глобальная проблема. Мне в Оптиной Пустыни один старый опытный монах сказал: «Ты знаешь, гаджеты — это вообще смерть души». Ну это правда. Это смерть души. И вот эта грань между тем, чтобы использовать его на пользу, и чтобы он тебя погубил, она настолько тонкая, что я не знаю, какой опыт жизненный должен быть и какое трезвение внутреннее, чтобы это контролировать. Ну да, вот такая вот у нас сегодня печальная тема. (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну хотя бы на время, да, можно попробовать...

К. Лаврентьева

— Ну хотя бы на время Великого Поста, чтобы почувствовать эту свободу, да, отец Симеон?

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Тогда, может быть, мы по-другому сможем выработать какой-то более...

К. Лаврентьева

— ...режим.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...более разумное отношение какое-то, более дозированное, более, так сказать, какое-то правильное, выверенное. Потому что мы немножко тонем в этой трясине. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Тонем. Тонем. «Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечное чувство исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра. Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением и чтением еретических книг. Имея перед очами падение ученейшего Оригена (кстати говоря, вы сегодня его вспоминали уже), искусного в любопрении ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростью мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушании Церкви. Духоносные святые, пастыри и учители церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимой нуждою всего христианского общества. Они словом сильным, словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями «святость» и «благочестие». Ну да, мы знаем, в частности, Иоанна Дамаскина, который боролся с ересью иконоборчества. В связи с этим-то и были написаны такие одни из самых мощных книг святоотеческих.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, и, собственно, некоторые из святых — они могли даже вот какие-то не совсем правильные учения как-то немножко иначе изложить, исправить и сделать доступными уже для православной публики. Я имею в виду святителя Феофана Затворника, современника святителя Игнатия, с которым они, кстати говоря, по многим, по некоторым пунктам дискутировали, и в чем-то у них такой разный подход. Ну вот, в частности, его замечательная книга «Невидимая брань», которая тоже, кстати, прекрасное чтение на...

К. Лаврентьева

— ...на Великий Пост.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...на Великий Пост, да. Это Никодим Святогорец, да, но в переводе...

К. Лаврентьева

— ...Лоренцо Скуполи есть книга изначальная.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Вот как раз, собственно, есть исследование — уже доказано, что это в основе лежит книга католического автора Лоренцо Скуполи.

К. Лаврентьева

— Кстати, очень хорошая книга. Отец Симеон, вы можете ее рекомендовать, или все же...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Не, ну зачем нам брать...

К. Лаврентьева

— ...аккуратно — «если у нас есть Никодим Святогорец»?«

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— (Смеется.) Никодим Святогорец, и потом перевел это святитель Феофан и тоже адаптировал немножко, да? То есть, вот такая совместная духовная работа (и творческая, и, можно сказать, литературная) двух отцов — она сделала из книги, в общем-то, ну, можно сказать, еретика, да, католика, такую духовно полезную книгу.

К. Лаврентьева

— Кстати, это тонкий момент, отец Симеон. То есть, все же католических авторов даже сейчас нам читать опасно? То есть, мы не можем взять, например, Лоренцо Скуполи, вот эту самую книгу, которую он написал изначально? Я её... Просто она у меня есть, и там действительно есть, ну, такие медитативные какие-то истории, главы про медитацию (ну потому что Католическая церковь, я так понимаю, особенно в те века, не брезговала этой темой, и как бы это тоже такой у них был путь молитвы)...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Слушайте, у них сейчас там и йога, там, и чего только нет. И восточные всякие религии...

К. Лаврентьева

— Ну сейчас — понятно, да...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Они всё там интегрируют, всё подряд, у себя. Поэтому... Нет, ну, собственно, святитель Игнатий об этом и говорит — что здесь есть опасность, что под видимостью мы же не можем распознать...

К. Лаврентьева

— ...распознать духа...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Вот чуть, там, да, какая-то... немножко какой-то лжи там намешано, яда — мы его не увидим просто.

К. Лаврентьева

— Кстати, правда.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Святитель Игнатий, святитель Феофан или преподобный Никодим Святогорец — они могли распознать это, отделить зерна от плевел, чуть-чуть исправить — и всё становится нормально, на свои места. Но мы-то не такие, мы не просвещены. То есть, вот в этом отрывке святитель Игнатий об этом и пишет — лучше воздержаться, именно о духовной литературе. Если это речь идет о, там, художественной — там другое дело. Здесь речь не идет об отречении вообще от всей мировой литературы, которая написана, там, я не знаю, инославными, да? Здесь речь идет именно о чтении (как я это понимаю — может быть, я, конечно, ошибаюсь)... Но, как я это понимаю, здесь речь идет о писаниях именно о духовной жизни, о Божественном мире. Вот с такими писаниями, конечно, лучше знакомиться. Если мы хотим какого-то здравого учения придерживаться, лучше знакомиться через писания наших преподобных, наших святых отцов Православной церкви.

К. Лаврентьева

— Отец Симеон, но я про Лоренцо Скуполи не просто так спросила... Хорошо, что у нас зашла эта тема, потому что все чаще я слышу от православных, что неплохо бы читать и протестантскую литературу, потому что вот у них столько свободы, столько любви ко Христу, а вот мы несколько зашорены традицией, и мы как бы не видим, как можно расправить крылья. И я даже знаю некоторых гостей на Радио ВЕРА, которые, может быть, вне эфира, но говорили нам о том, что «вот, знаете, я вот вообще к православию пришел вот через протестантизм». «Понятно, что это ересь, понятно, что я вот от этого уже всего отказался, но сколько вот они мне дали!» А я пыталась что-то просматривать, и я понимаю, что там все время идет переход некой грани — переход некой грани в панибратство Христу. Вот, вы знаете, вот такое несколько вот такое вот фривольное отношение ко Второму лицу Святой Троицы. Это, мне кажется, все-таки очень рискованно может быть для наших слабых немощных душ.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Не, ну конечно, мы пришли к Церкви, к Богу разными путями. И я тоже через чтение Льюиса, например, да, который англиканин...

К. Лаврентьева

— «Мой Льюис», да, конечно.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Он, в общем, очень близок к православному учению. И здесь просто, мне кажется, надо тоже различать — одно дело, скажем, библеисты читают труды, скажем, протестантских ученых...

К. Лаврентьева

— ...чтобы разобраться.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, разобраться, что-то взять полезное оттуда. Но они как ученые подходят, как тоже люди просвещенные. Вот наши преподаватели серьезно изучают, действительно там есть чему поучиться, есть какие-то подходы интересные. Хотя в сути, по сути своей, конечно, это на самом деле такое направление гиперкритическое — то есть, там они уже всё подвергают сомнению. То есть, там уже от веры мало чего остается и от Библии, поэтому всё они хотят, так сказать, скальпелем разъять. И в этом смысле это даже опасно даже для ученых, даже для библеистов. Но для тех, кто этим профессионально занимается, выхода нет. То есть, они как бы должны в это погружаться и это изучать. Но здесь святитель Игнатий говорит все-таки о... Если у тебя есть выбор — ну, например, тебе почитать, предположим, Авву Дорофея или Иоанна Лествичника... Я вот очень люблю, особенно в Великий Пост, замечательные «Достопамятные сказания о подвижничестве святых блаженных отцов». Ну, или патерик «Отечник» (вот, кстати, у святителя Игнатия тоже есть). VI том его — это «Отечник». То есть, он выбрал из вот этих... Это замечательные рассказы. Казалось бы, ну какое они имеют отношение к нашей жизни? Там, Египет, там, IV век...

К. Лаврентьева

— Да, древние отцы... Да-да-да...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, они там вообще... Там, смоквы, там, понимаешь, раз в три дня, там, чего-то сухариков поел, там... Ну что?..

К. Лаврентьева

— Да. Где мы — и где они! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, да! (Смеется.) Но когда ты это читаешь, ты впитываешь этот дух. Причем, это не только монахов касается, это касается вообще, в принципе христиан, отношения к жизни, любви к человеку. Они же говорят: «Ты видел брата своего, ты видел Господа Бога Своего», да? То есть, там как бы смысл вообще такой, постоянно повторяющийся, о том, что «твоего брата спасение или смерть — как ты к нему относишься». Причем, там без всяких, там, каких-то... Там есть очень такие тоже жёсткие истории такие, прямо крутые — типа, когда один брат спрашивает другого: «Ну вот когда я пришел только монастырь, ты как на меня смотрел?» Тот говорит: «Ну как на ангела». — «Ну, а сейчас как ты на меня смотришь?» — «Ну как на демона!» (Смеется.) Да, то есть, понимаете...

К. Лаврентьева

— Правда жизни! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Но это же вот как бы... это незаретушированная действительность. Ну, а в семьях тоже же такое случается! Просто надо понимать, что это... ну, это как бы испытание, это то, что надо преодолеть. Это не какая-то данность — «ну все, теперь, раз это демон, значит, его надо, там, изгнать, убить»... Нет, это ты в себе должен этого демона победить, чтоб увидеть в брате Христа (или в сестре, в своих ближних). И в этом смысле вот это — замечательное чтение, тем более, эти истории — они такие коротенькие, это как прямо целый такой мини-фильм, можно сказать, сериал такой о жизни пустынников, совершенно прекрасно ложащийся на многие события жизни. Поэтому я всем советую и сам всегда с удовольствием в Великий Пост перечитываю, когда вот всю вокруг как-то благоприятствует.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сегодня мы с архимандритом Симеоном Томачинским, доцентом Московской Духовной Академии, обсуждаем книгу «Аскетические опыты», том 1-й, святителя Игнатия Брянчанинова. Меня зовут Кира Лаврентьева, мы вернемся к вам очень скоро, пожалуйста, не переключайтесь.

Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается, и сегодня мы вместе с архимандритом Симеоном Томачинским, доцентом Московской Духовной Академии, обсуждаем книгу «Аскетические опыты», том 1-й, святителя Игнатия Брянчанинова. Тема у нас — «Зачем читать святых отцов?». И я предлагаю перейти к следующей цитате. Почему лжеучения и литературу вредоносную читать нельзя, мы уже поняли, обсудили в первой части нашей программы... И, кстати говоря, вы знаете, отец Симеон, я о чем подумала? Ведь святитель Игнатий через 100 лет буквально жил, вот 70-100 после философа Вольтера, который настолько заразил умы... Понятно, Франция — там вообще революция, по-моему, случилась вследствие его учения. Ну, не без этого, он очень поучаствовал. Но власти в России он очень сильно... Надо сказать, много вреда принесло его учение, чуть ли не отдельная религия какая-то вошла в итоге. И, мне кажется, святитель Игнатий думает, помнит вот о таких уже учителях, когда пишет нам такие письма. Он еще, вы правы, не знал о тех коучах, которые будут в ХХI веке. (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ) Ну у них там тоже были... Мы, немножко, бывает, идеализируем, но он сам, то, что они пишет о своем, современном молодости, времени и нравах, — это вообще, это иногда даже прямо в эфиры страшно выдавать.

К. Лаврентьева

— Удивительно, да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да? То есть, это он говорит: «Мы вообще где? А христианство, да? Какое-то сплошное болото, то есть, только видимость». Да, там ступишь — уже всё, болото...

К. Лаврентьева

— Давайте прочитаем цитату.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— «Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели» («Первое Коринфянам»). «Где единомыслие — там непременно единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели — спасения, и ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасёшься».

К. Лаврентьева

— Отец Симеон, вот тут же он говорит вообще о том, с кем мы общаемся.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— «С кем поведешься — от того и наберешься», да. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Да, с кем поведешься... «Блаженный же не иди на совет нечестивых». Но, опять же... опять же, у нас большинство слушателей работают на светской работе, где, наверное, очень разные бывают люди и очень разные разговоры, и разный дух. Вот, кстати говоря, особенно в Великий Пост, я помню, тяжело было мне, кстати говоря, в школе даже. Потому что вот ты приходишь в Страстную Седмицу, а все как обычно — все орут, веселятся, смеются. А тебе нужно помнить, что сегодня Страстная Пятница. Тут уж не только святые отцы — тут бы тебе как-то вообще продержаться.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну он говорит не о том, что мы должны выйти из мира и отказаться... И, собственно, так он поступал...

К. Лаврентьева

— Конечно, конечно.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Это тоже разъясняет, что смысл не в том, чтобы вообще вам не общаться с...

К. Лаврентьева

— ...ни с кем неблагочестивым! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. А он говорит о единстве мыслей, единстве чувствований, единством цели, да? Вот, действительно, мы вначале соединяемся со святыми, и, в том числе, и с писателями-святыми, ну, и вообще, в целом, с подвижниками-святыми, с мучениками — мы соединяемся не тем, что мы с вами становимся...

К. Лаврентьева

— ...такие же...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, что сразу на костер, там, нас, а что мы как бы им сочувствуем, мы понимаем, что их влекло, мы тоже разделяем вот их возвышенные настроения, да, то есть, как бы становимся с ними едиными в духе. И благодаря этому они как бы нас за собой тянут, понимаете? Даже если мы это в своей жизни не можем реализовать, и как-то наши обстоятельства иные, но вот это единство наше мыслей, чувствований и цели (а цель — Спасение, как преподобный Серафим Саровский говорил, что цель — стяжание Святого Духа), вот когда мы действительно этой целью живем, ставим это во главу угла, приоритетизируем, да, что называется (извините за это слово)...

К. Лаврентьева

— Да!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...вот именно такую установку, тогда вот мы как-то свою лодочку привязываем к кораблю святых отцов. И тогда мы действительно шествуем за ними в Царство Небесное. Может быть, у нас, там, что-то не получается — конечно, естественно, мы не идеальные люди какие-то, у нас, там, и падения, там, и недостатки, и мы, конечно, не можем соответствовать тому уровню, который они задают, но само наше вот сочувствие к ним (сочувствие в смысле вот такого единства идей, мыслей и желаний со святыми) — оно уже нас приобщает к этому сонму, к сонму святых. Поэтому вот об этом говорит святитель Игнатий. А, конечно, это не значит, что надо всё, затвориться, там, в какой-то пещере, подвале... Это сейчас и невозможно. Просто вот, ну, действительно, наверное, как-то научиться нам вот за этой, так сказать, суетой... как-то уметь от нее немножко абстрагироваться, вот, пребывать в каком-то... одновременно будучи и здесь, в этом мире, выполнять свои обязанности, но в то же время... Особенно вот в дни Великого Поста, которые нам для этого и даны, чтобы мы вот это свое как бы заново обновляли призвание, обновляли свое предназначение, свою цель. Поэтому нам вот и весь уклад — он совершенно особый, да, необыкновенный. Весь год мы бы неспособны, конечно, к такому, а вот именно эти дни — это нам по силам, и это... Мы потом будем этим «питаться» всё остальное время.

К. Лаврентьева

— Это правда. Но мы так бодро начинаем Великий Пост: «Всё! Я буду считать святых отцов, откажусь от соцсетей, буду строго соблюдать пост, буду всех любить!» — и ты к концу первой же недели понимаешь, что это просто фиаско, что своими силами ты тут вообще ничего не сможешь, и понимаешь о себе то, чего, может быть, год предыдущий не понимал.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну, это тоже закон. Здесь преподобный Симеон Новый Богослов прекрасно об этом сказал, что тщательное исполнение заповедей Божиих к чему приводит? — к сознанию человеком своей немощи. (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Правда.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Что он... Не к тому, что он сразу, так сказать, на небо взлетает. Тщательное исполнение заповедей Божьих приводит его к тому, что он... не получается. Ну, а относительно чтений и каких-то правил, я думаю, что просто очень важно себе как-то их сформулировать, записать посильные. Не надо, там, на себя очень много брать. Ну, например, прочитать один рассказик или два...

К. Лаврентьева

— ...угу, в день...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, из «Патерика», или несколько...

К. Лаврентьева

— ...глав Евангелия...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, и как-то стараться этого придерживаться более строго, чем мы обычно делаем. Вот это будет огромный вклад — это же накопительный эффект, что называется, да?

К. Лаврентьева

— Да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Может быть, за первую неделю мы это не увидим, естественно, но к концу Поста это, совершенно точно, принесет свой результат. Если мы будем постоянны, если мы, конечно, поставим себе целью... Ну вообще, советуют, конечно, какую-то конкретную цель с каким-то конкретным своим грехом. У каждого свой... своё слабое место, «ахиллесова пята» как бы — вот, может быть, на нее, может быть, обратить больше внимания? Поэтому нам вот здесь важно не утонуть вот в таких стремлениях...

К. Лаврентьева

— ...к святости непременной.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, сразу взлететь на Небо — не получится. Да, вот какой-то... чтобы... помните, ка кэти. Уже в бизнесе — «смарт-цели» должны быть? (Смеется.)

К. Лаврентьева

— «Искусство маленьких шагов».

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, то есть, она должна быть исполнимая, цель. Измерима, исполнимая, и которую можно потом как-то оценить — достигли мы ее или нет.

К. Лаврентьева

— Да, спасибо, отец Симеон. Давайте прочитаем следующую цитату: «Святые отцы научают, как приступать святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его. Что содействует, что препятствует к уразумению его? И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых отцов. Эта мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленная свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие все, отвергшие безумно, кичливо святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем, к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие, оно допускает к себе одних смиренных». Обличительная цитата, отец Симеон. Обличительная. Причем, я знаю, мы знаем сейчас среди православных евангельские какие-то кружки, где люди действительно собираются, читают Евангелие, обсуждают, как они его понимают, я так понимаю, что без святых отцов. Вот такая практика — она вам близка? Что вы думаете об этом?

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Мне, например, очень нравится... Мы сегодня много ругали гаджеты, но можно сказать что в их поддержку — вот сейчас же много всяких программ — ну, в частности, Оптина Пустынь сделала прекрасное приложение, которым я с удовольствием пользуюсь, как раз связанном где-то... Любой библейские отрывок, в том числе, естественно, Евангелие — там на него даны толкования и разъяснения разных святых отцов, причем, не только, там, одного кого-то, а разных. Это замечательно, ты видишь как бы все, весь диапазон — там и святитель Филарет Московский, и Блаженный Иероним Стридонский, и кого там только нет. И как-то действительно этот текст Евангелия — он начинает какую-то глубину новую обретать, какими-то новыми красками играть. Здесь, конечно, святитель Игнатий... Да, для нашего времени жестковато это сказано... Но вспомним пример Толстого, который сам читал Евангелие...

К. Лаврентьева

— ...свое написал потом...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...сам, типа, переводил... Ну это известно — он, там, говорил: «Прочитал Нагорную проповедь. О, много лишнего». Это он пишет в дневнике, Лев Толстой. Понимаете? «Много лишнего».

К. Лаврентьева

— Ну да, жуть.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— То есть, вот до чего доходит вот кичливый ум такой, чисто человеческий... Вот это как раз такой довольно яркий пример чтения Евангелия без какого-то руководства. В этом смысле библейские кружки, мне кажется, это хорошо, просто можно туда и внести... Ну, например, когда мы обсуждаем, там, или в Академии... Всегда очень приятно, конечно... Я, в основном, слушаю, потому что у нас такие образованные мужи — они всегда ссылаются, приводят цитаты из разных толкователей святых отцов разных времен, и как бы в этом плане... Как вот преподобный Серафим Саровский — он что, он должен плавать в Законе Божием, да? То есть, настолько вот хорошо знаком... Он сам-то еженедельно перечитывал все Евангелие. И сейчас вот, кстати, есть такая практика — мы тоже недавно попробовали, когда читают одно из Евангелий целиком, за раз. Вот собираются прихожане — в Татьянинском храме при МГУ, там уже отец Игорь несколько раз собирал, и вот мы делали в Рождественский пост «Евангелие от Марка» — просто, без толкований, без всего, но само по себе Слово Божие действует очень сильно на человека, когда вот просто его целиком выслушать, вот как оно задумано. Оно же не задумывалось как-то с разбивкой на главы, там, и так далее, на стихи — оно писалось как целиковый текст, и вот его за раз прочитать выслушать — это тоже очень хороший такой прием. Потом пришел домой, почитал, что об этом пишут уже святые отцы, там, толкователи, да? А вот для такого восприятия непосредственного это очень неплохо. И, собственно, так и положено вообще по уставу — мы должны в Великий Пост прочитать все Евангелие, Четвероевангелие. Но оно читается в храмах, разбивается там по частям и читается ежедневно, но на всех службах-то ну кто бывает? Поэтому, в итоге, мы, получается, не приобщаемся. Мы должны это дома сделать, келейно, самостоятельно. Но, в принципе, мы все призваны за пост прочитать целиком Евангелие. Да. Есть, кстати — вот, опять-таки, в защиту гаджетов еще — я пользуюсь программой, например, «Библия», «YouVersion» она называется. Там можно себе план просто сделать, и он тебе будет, там, говорить: «Вот сегодня ты должен прочитать такие-то главы». Ты можешь сделать настройки — он тебе будет напоминать: «Вот ты не дочитал сегодня такие-то главы, не забудьте». Значит, завтра ты должен догнать. Вот что-то в таком роде мы все-таки, как люди, нуждаемся — мы же планируем свои, там, дела всякие житейские и прочие. Ну, а духовную жизнь... Великий Пост — он вот именно здесь должен быть приоритет, в этом направлении.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и мы сегодня вместе с архимандритом Симеоном Томачинским, доцентом Московской Духовной Академии, обсуждаем книгу «Аскетические опыты», том 1-й, святителя Игнатия Брянчанинова. Обсуждаем, зачем читать святых отцов, рассуждаем про Великий Пост, про какую-то внутреннюю такую духовную гигиену, вообще глобальную, в том числе, касающуюся гаджетов. Но отец Симеон сейчас дал добрые советы, как можно гаджеты, хотя бы в Великий Пост, использовать на добро, на добро. Выставлять, например, определенный тайминг чтения Библия в день, чтения Евангелия. Есть такие приложения. Приложение Оптиной Пустыни — кстати, по-моему, совершенно бесплатное, очень полезное...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, бесплатное.

К. Лаврентьева

— Да, да. Они молодцы. Монахи разработали очень хорошее приложение по чтению Евангелия и толкований (толкования к Евангелию, к конкретной главе разных святых отцов). Это очень интересно и познавательно и может быть хорошим упражнением тоже в Великий Пост.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— «Чтение святых отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянно: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий: и потом враг вооружается против чтения отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть подвижника в суетные попечения, чтоб отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой братии против чтения святых отцов мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столько ненавидимое врагом. Усильно заботится враг о том, чтоб исторгнуть его из рук наших».

К. Лаврентьева

— Ну да, первую неделю Великого Поста начали бодро — все читаем по расписанию, всё как положено, а потом — что-то лень, скучно, нет времени, устали, плоть изнемогает, ничего не понятно в святых отцах... Вот тут, конечно, да, это внутренняя дисциплина, да, отец Симеон? Это внутренняя дисциплина.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, ну, и какая-то мера, конечно, которую у себя надо выработать. Ну, и понимание того, что вот если мы взяли в руку книгу (там, я не знаю, преподобный Иоанн Лествичник), открыли, и нас сразу клонит в сон...

К. Лаврентьева

— На первой же... на первой ступени... (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, сто процентов, да... это не значит, что у нас, там, плохое самочувствие, или магнитные бури, или что-то еще, а это вполне возможно, что это, скорее всего, это действие лукавого духа.

К. Лаврентьева

— Ну, кстати, правда.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Просто вот даже если мы будем об этом знать и понимать, что всякое доброе дело — оно встречается с препятствиями невидимых врагов...

К. Лаврентьева

— Ведь сонливость — это то же самое.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Ну это описано вот, как в храме, там, бес обходит, значит, монахов или молящихся и каждого, значит, усыпляет, чтобы он не слушал псалмопение или...

К. Лаврентьева

— ...шестопсалмие...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, а чтоб он спал. Вот. Поэтому важно вот это... давать себе в этом отчет, и тогда это будет легче. Тогда, во-первых, мы будем понимать, что мы на правильном пути, что с этим надо бороться, что это не потому, что я, там, устал реально... Ну бывает, конечно, что и действительно человек утомился просто, ему нужно отдохнуть — это вот надо как-то тоже...

К. Лаврентьева

— ...регулировать...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, себе отчет отдавать, но именно в духовных занятиях, особенно касающихся чтения святоотеческого, это стопроцентно надо быть готовым, что будут препятствия. Что вот у нас, там, срочно надо, там, я не знаю, вымыть посуду, постирать белье, всё, что угодно. Вдруг вот именно в эту секунду...

К. Лаврентьева

— ...все дела сразу упадут.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...надо позвонить, там, тому-сему... Я думаю, что это решается — ну, не универсально, конечно, — но во многом решается вот некоей такой дисциплиной и программой, когда мы себе, скажем, выделяем какое-то время. Пусть это будет 10-15 минут, но вы точно знаете, что у вас, там, предположим, с 19:15 до 19:30 у вас чтение Евангелия. И хоть вы там чего — вы всё откладываете и это время посвящаете ему. Тогда очень будет труднее действовать лукавому духу, потому что тут как бы не особо подойдешь. Ну, ты выделяешь 15 минут вот на это — всё. Ну вот пусть там глаза слипаются, но ты их разлипаешь опять, значит, возвращаешься к этому чтению, пытаешься себя взбодрить. Пусть, там, ты меньше даже прочитаешь — здесь вопрос не в количестве, на самом деле. Ну, мы знаем, конечно, что количество переходит в качество, но в данном случае важнее...

К. Лаврентьева

— ...внимание...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...регулярность и постоянство. Вот это — чего нам всегда вот не хватает. Ну вот пусть в Великий Пост это будет. Хотя бы сорок дней, вот эту десятину года, вот если мы сможем вот так себя выстроить, то это нам принесет огромную пользу.

К. Лаврентьева

— Угу. Давайте еще прочитаем цитату: «Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, — отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, — святых отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильные наставления в писаниях отцов». Отец Симеон, а для мирян что вы рекомендуете читать, хотя бы в Великий Пост?

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну, вы знаете, тут тоже зависит от устроения человека, от его обстоятельств. Но вот я, например, всегда в Великий Пост стараюсь перечитывать «Исповедь» Блаженного Августина. И, я знаю, Владимир Романович Легойда — тоже у него есть такое правило, да.

К. Лаврентьева

— Он очень любит «Исповедь», да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Вот. Ну это отец Серафим Роуз тоже об этом писал — оно как-то ложится... Но это не значит, что это как бы для всех подходит, хотя это такая книга, мне кажется, универсальная. Особенно в пост, вот когда мы свои отношения с Богом как-то более глубоко проживаем, как-то они... И они — действительно есть возможность что-то в себе победить, увидеть, понять, познать себя, в конце концов, самое главное — это наша цель, даже не то, чтобы... познать свою немощь, смирение, вот эта кротость, — которые есть главные качества нашего Бога, — в себе приобрести. Вот как бы цель-то, а не каких-то там подвигов наворочать. Вот. Поэтому... Ну вот святитель Феофан Затворник — он, конечно... это классика духовной жизни. Ну вот, собственно, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», например, да?

К. Лаврентьева

— «Моя жизнь во Христе».

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Ну, «Моя жизнь во Христе» — Иоанн Кронштадтский, да. Или, там, «Путь ко спасению» тоже Феофана Затворника. То есть, такие какие-то основополагающие... Даже иногда некоторые книги надо перечитывать ежегодно, там, или раз в несколько лет, чтобы они как-то ложились на душу. Но, скажем, толкования... Вот мы сегодня говорим о Евангелии, толковании Евангелия святоотеческом — мне кажется, это тоже очень здорово именно в пост. Потому что вся наша духовная жизнь — она на Евангелии построена должна быть, по идее. Поэтому углубление в Священное Писание — самое время. Ну, и в ветхозаветное тоже... Здесь вот какую-то меру над для себя найти, слишком много чтобы... можно себе много как-то очень поставить целей, задач и чтения и просто с этим не справиться, поэтому вот кого выбрать — я бы тут советовал... ну, тут как-то надо применительно к своим обстоятельствам, как вот святитель Игнатий пишет, да? В Великий Пост действительно мы в каком-то смысле все немножко иноками становимся. В этом смысле литература даже, казалось бы, чисто иноческая, вот как эти истории подвижничества святых отцов, то, что мы называем «патерик», они тоже прекрасно ложатся и на нашу жизнь. Потому что там, собственно, вся суть взаимоотношений людей между собой. В основном, там такая тема — их столкновения, прощения. Когда, там, братья увидели, что у монаха женщина в келье, пришли его обличать, игумена с собой притащили, игумен понял, что он спрятал его под бочкой, сел на эту бочку и говорит: «Ну ищите, где эта женщина». Они все обыскали — ничего не нашли. Он говорит: «Ну что вы вообще устроили тут? Оклеветали брата!» «Идите, — говорит, — подумайте о своем поведении».

К. Лаврентьева

— (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Вот. Они все ушли, и он говорит ему: «Брат, ну ты позаботься о своей жизни». И всё, и ушёл. Понимаете? Ну вот как это? Это вот настоящее христианственное отношение.

К. Лаврентьева

— Такое благородство, да...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Что он, по идее, должен был там его просто изничтожить, да? А он так деликатно, осторожно — и тем доставил пользу, чтобы они не осуждали, и ему... Понятно, как он себя после этого поведет, да? Справится просто — именно от такой кротости, от такой любви человека. Ну разе это не про нашу жизнь, да? Ну это просто немножко, ну, другие ситуации, но, в принципе, это про нас все, это не про монахов. У нас и нету, собственно, какого-то отдельного такого... монашеской духовности какой-то, у нас общехристианская духовность. Это как раз у католиков — вот они там делят...

К. Лаврентьева

— Да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Но сейчас у них там вообще не пойми что, но, в принципе, у них какая-то монашеская духовность, а у нас — евангельская. Вот об этом замечательно совершенно мученик Илларион Троицкий писал — что единство идеала Христова, и он един и для...

К. Лаврентьева

— ...монахов, и для мирян.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...мирян, и для монахов, да. Поэтому понятно — какие-то там... «Добротолюбие», может быть, не стоит, там, всем читать, сейчас браться за него. Хотя тоже бывают какие-то вещи оттуда полезны.

К. Лаврентьева

— Давайте прочитаем в завершение этой программы цитаты...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Какую? «Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, — мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь». Видите, это даже по форме как проповедь у него составлено. Да, ну, святитель Игнатий — он все-таки... у него математический склад ума, он же был инженером по своему образованию, математиком, поэтому вот он именно в этом произведении так формулирует, очень «геометрически», скажем так, точно... (Смеется.)

К. Лаврентьева

— Очень точно!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, и, может быть, кажется, что резковато, да? Потому что у него есть и другие произведения, где он более поэтически рассказывает о духовной жизни. Но суть-то понятна, и она абсолютно очевидна и правильна. Конечно, нужно чтение, соответствующее образу жизни. То есть, ну что толку читать про исихастов или вот такого рода литературу нам, если мы живем, заняты семейными заботами, разборками на работе...

К. Лаврентьева

— Отец Симеон, но я думаю про другую проблему. Он же говорит о том, что «ты сделаешься бесплодным мечтателем». Мне кажется, это проблема вообще всех нас. Мы читаем святых отцов, мы молимся, мы такие благочестивые, когда мы одни или с теми, кто очень как бы под нас подстраивается — с какими-то коллегами, друзьями. Но истинное-то наше лицо знают только наши очень близкие люди. И вот здесь возникает некий разрыв между нашим представлением о своей духовной жизни, о своей невероятной какой-то духовной высоте и реальным положением дел. И вот тут-то загвоздка! Загвоздка! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну, ближние — наши лучшие, да, помощники...

К. Лаврентьева

— Учителя, да! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, они как раз могут...

К. Лаврентьева

— ...отрезвить нас! (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Наши как раз проявляются с ними слабые места. Ну, тогда, может быть, и о семейной жизни — есть современные же авторы, митрополит Антоний Сурожский, там — прекрасные размышления. Но все равно, мы вот сегодня уже не раз говорили, что все-таки Великий Пост — это и особый образ жизни, и в этом смысле нам даже писания аскетические, монашеские становятся ближе и понятнее. Поэтому вот эта, так сказать, пропасть и разрыв — она, в какой-то степени, сокращается в данном случае. Ну, тем более, что, по сути, много общего — что, собственно, в монастырях... Ну что там — в основном, это разборки, извините, там, между собой, да?

К. Лаврентьева

— Ну да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Из-за какого-то тщеславия, зависти, непонимания, обид и так далее. Ну, а в семье что? Ну мы очень похожи.

К. Лаврентьева

— То же самое.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да, примерно то же самое. То есть, какие-то детали различаются.

К. Лаврентьева

— Но, с другой стороны, те же святые отцы говорят о том, что это большое везение, если мы увидим хотя бы на несколько минут наше реальное положение души. И вот тут, отец Симеон, конечно, вопрос — как не впасть... ну, не то, что в отчаянье...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— В уныние.

К. Лаврентьева

— ...ну да, в уныние. Потому что я лично к этому очень склонна. Потому что я могу воспарить на воздусях, читая тех же святых отцов, и тут же, через пять минут я, ну, там, накричу на ребенка. Я, такая: «А-а-а, ну, понятно, Кира... Понятно... Ты „молодец“. Ты „молодец“, можешь начинать всё сначала».

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Нет, ну, так, значит, вы как раз достигли своей цели — вы увидели свой грех, свое несовершенство, свою потребность в Спасителе. В этом-то цель и заключается. То есть, наша-то цель в том, чтобы стать смиренными и кроткими, как наш Господь Бог, а не в том, чтобы...

К. Лаврентьева

— ...непременно сразу стать святым.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, великих подвигов, там, достичь. Поэтому, конечно, мы стремимся исправиться, чтобы себя победить, стать лучше — так сказать, «лучшей версией самого себя», как бы ее «обновить». Но, тем не менее, возвращаясь к словам Симеона Нового Богослова, тщательное исполнение заповедей Божиих приводит человека к познанию своей немощи. Поэтому если мы видим свое несовершенство — ну, собственно, это одно из главных достижений и будет. О чем мы молимся в Молитве Ефрема Сирина? Да мы об этом и молимся, да? «Ми зрете моя прегрешения, не осуждайте брата моего». Вот если мы этого достигнем — чтобы не только вот как бы зреть свои согрешения, но еще не осуждать другого... А это взаимосвязанные вещи, конечно, как мы понимаем. Если мы не видим своих грехов, то мы начинаем всех осуждать. Если мы сами понимаем, что мы вообще ничто — кого мы можем осудить? Это мы все больны в одной больнице разными болезнями. Поэтому чего — мы призваны помогать друг другу, а не осуждать. Поэтому, наоборот, это нас видение своего несовершенства — оно должно радовать. Это значит, мы, как античные философы, познаем самих себя...

К. Лаврентьева

— (Смеется.)

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— ...да, и достигаем, собственно, цели, к которой мы призваны. Я думаю, что вот это — средство против уныния. Потому что, собственно, уныние и депрессия — проще, это же во многом от нашей гордости и происходит.

К. Лаврентьева

— От неоправданных ожиданий.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Мы не хотим, смириться, да? Поэтому вот этот разрыв между реальностью и тем, что мы о себе мечтаем, он нас травмирует.

К. Лаврентьева

— Да.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— А если мы трезво понимаем, что «ну а чего ты от себя хотел ждать вообще, ты хотел, ты думал, что ты чего-то такой великий?»...

К. Лаврентьева

— Да...

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Ну вот увидел себя, какой я есть. Ну, и слава... Просто следующий важный шаг — это именно обращение к Богу: «Господи, помоги». И «спасибо за то, что Ты мне дал это видеть».

К. Лаврентьева

— Но и святитель Игнатий, и, кстати говоря, старец Варсонофий Оптинский в своих письмах говорят, что и цель Иисусовой молитвы есть не какие-то состояния особенные (мы не должны их искать), а именно состояние сокрушенного сердца и смирения.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Конечно, конечно. Да, естественно.

К. Лаврентьева

— Вот это единственный правильный такой вот маркёр некий.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Да. Цель — покаяние. В этом смысл молитвы, а не в том, чтобы каких-то таких состояний достичь невероятных.

К. Лаврентьева

— Да. Это как раз опасно. Да. Спасибо, спасибо, отец Симеон!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Спасибо вам!

К. Лаврентьева

— Это был потрясающий час.

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Мне было очень интересно.

К. Лаврентьева

— Я вам очень благодарна, да. Спасибо огромное! И напомню, что это была программа «Почитаем святых отцов» на Светлом радио, и в этом часе с нами был архимандрит Симеон Томачинский, доцент Московской Духовной Академии. Мы обсуждали книгу «Аскетические опыты», том 1-й, святителя Игнатия Брянчанинова. Обсуждали, зачем читать святых отцов, зачем это нужно для души, чем полезно, важно. Обсуждали Великий Пост, настрой дал нам отец Симеон на Великий Пост. Спасибо огромное, отче!

Архимандрит Симеон (Томачинский)

— Спасибо, я вас благодарю. До свидания!

К. Лаврентьева

— До следующих встреч! Спасибо! До свидания!


Все выпуски программы Почитаем святых отцов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем