В этом выпуске участники беседы делились светлыми, радостными, забавными и вдохновляющими историями из церковной жизни, которые вспоминаются с улыбкой.
Своими воспоминаниями поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Александр Ананьев, Кира Лаврентьева и исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках протоиерей Владимир Быстрый.
Ведущие: Александр Ананьев, Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Константин Мацан:
— «Светлые истории» по понедельникам в 6 вечера, то есть сейчас, рассказываем мы на Радио ВЕРА. О самом радостном, иногда о самом чувствительном, о том, что пробуждает и слёзы, и смех, мы собираемся и вспоминаем эти истории в студии. Мы — это ведущие и наши гости. Здравствуйте. Меня зовут Константин Мацан. Наш гость сегодня протоирей Владимир Быстрый, исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках, добрый вечер.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Добрый вечер.
Константин Мацан:
— Мои дорогие коллеги — Кира Лаврентьева.
Кира Лаврентьева:
— Добрый вечер.
Константин Мацан:
— Александр Ананьев.
Александр Ананьев:
— Здравствуйте, дорогие друзья, добрый вечер.
Константин Мацан:
— Я напоминаю, что наши «Светлые истории», и в этом уникальность нашей программы, можно не только слушать, но и смотреть видеоверсию в социальных сетях Радио ВЕРА, в частности, ВКонтакте и на других. Сегодняшняя наша тема как нельзя лучше соотносится с названием нашей программы — «Светлые истории». Мы будем вспоминать истории из церковной жизни, которые так или иначе заставляют улыбнуться, вспомнить их с каким-то радостным, светлым чувством или же истории, в которых, несмотря ни на что, пробивается свет. Потому что церковная жизнь всегда в итоге про свет, раз даже Евангелие нам говорит, что Бог есть Свет. Вернее, Новый завет говорит нам, что Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы. Вот об этом сегодня поговорим. Коллеги, вот Саша и Кира Лаврентьева очень часто мониторят наших слушателей на предмет историй. Есть у нас сегодня истории из интернета?
Александр Ананьев:
— Что удивительно, Костя, этих историй огромное количество. Мы каждый раз радуемся и удивляемся тому, что люди не просто включили этот подкаст, послушали, посмотрели или ехали по дороге домой, послушали, а вот как это бывает в компании за столом, в хорошей компании, после того, как кто-то тебе рассказал историю, ты такой: «Ой, у меня тоже такая была история, слушайте!» И тебе становится жизненно важно рассказать эту историю. И вот тоже наша слушательница рассказывает. «В девяностые, когда рынки только начинались, у нас были длинные ряды с палатками. И в какой-то период, как это часто бывает по весне, оттепель чередуется с морозами, и понятно, к рынку машины подъезжают и уезжают, грузят товар, колея жуткая, и, конечно же, ничем не посыпана, можно себе представить, (у нас возле дома в Дзержинске Нижегородской области так до сих пор). И вот в один из таких дней мне понадобилось что-то купить. Иду между палатками, глазею. И вот в какой-то момент понимаю, что уже не иду, уже лечу. Лечу так, что делаю в воздухе сальто, машу руками, всё как в замедленной съемке, люди из палаток выглядывают с ужасом в глазах, помню свои мысли: всё, прощайте, более меня не соберут. Мне кажется, что я даже не успела помолиться, когда я пришла в себя, я спокойно сидела на земле с подогнутой под себя ногой, я даже не ударилась. Было такое ощущение, что меня подхватили в воздухе и аккуратно посадили на землю. Женщина, с полными ужаса глазами, выглядывая из палатки, говорила мне: вы живая? А я ей говорю: представляете, я даже не ударилась. Фантастика. Благодарю тебя, Господи, за все благодарю».
Константин Мацан:
— «За всё, за всё тебя благодарю я», — как писал Михаил Юрьевич Лермонтов.
Кира Лаврентьева:
— А Юлия Луценко пишет нам ровно следующее. «К отцу Дмитрию Смирнову пришел какой-то мужчина и сказал, что молился он только три раза в жизни. Ехал на мотоцикле, скорость была очень высокая, и после очередного виража перед ним вдруг оказался грузовик с какими-то длинными досками, свисающими из этой машины. И по одной из этих досок он не просто заехал наверх, она сыграла роль трамплина, и мужичок взлетел, по траектории полёта было понятно, что через пару секунд он обгонит в воздухе машину и приземлится перед её колёсами. Вы можете себе представить это вообще? Закрыв глаза, он крикнул в сердце своем: «Господи, помилуй!» Через несколько секунд он грохнулся на какую-то гору песка, которая была чуть в стороне от дороги. Второй случай приключился с ним через несколько лет. Он работал на бензовозе где-то на севере. И вот однажды его машина перевернулась, да так неудачно, что он даже выбраться из неё не мог. На улице глубокий минус, трасса не оживлённая, бывает, что за день даже одна машина не проедет. Закрыв глаза, он снова крикнул: «Господи, помилуй». Минут через 20 из-за поворота показалась машина, водитель которой, конечно, пришел на помощь. С чем было связано его третье обращение к Богу, к сожалению, не помню, но мы уже поняли по этому комментарию, что три молитвы мужчины три раза спасли ему жизнь. Спасибо огромное за этот комментарий, дорогая Юлия. Нам всегда очень радостно их читать.
Константин Мацан:
— Да, друзья, пишите, как видите, мы все это читаем, читаем в эфире вслух, и это очень важно, как Саша однажды очень удачно сформулировал, что у нас в студии в «Светлых историях» не четыре участника, а пять, и пятый — это наш коллективный слушатель в комментариях сети. Отец Владимир, перейдём к застолью. За столом принято рассказывать истории. Я уверен, что у священника историй из церковной жизни, которые вы вспоминаете с улыбкой, наверное, немало.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Да, действительно. Очень много таких историй, тем более, что первый мой храм, в котором я начинал служить ещё молодым священником, это был храм святителя Николая в Хамовниках. Я попал в такой большой, дружный, уже давно сложившийся коллектив и священнический, и духовенство там было зрелое, гораздо старше меня, и вообще, прихожан и сотрудников храма. Многие работали там по 20 — 30 лет тогда уже. Это был такой уже для многих людей Хамовники связаны... Вся жизнь прошла в них. Все истории, которые я сейчас вспоминал, пока ехал, они связаны с какими-то разными людьми, с которыми я сталкивался в Хамовниках, их было много, и все были какие-то колоритные личности. Во-первых, было очень много блаженных. Просто вот таких святых людей, святые среди нас. И они, конечно, очень пугали. Например, у нас была такая замечательная настоящая блаженная Мария, которая была замечательной певчей, регентом в свое время, она была дочкой диакона, отца Василия, но ей уже тогда было к 80 годам. И маму её звали Клеопатра. Она была юродивая и говорила стихами. Ну самое простое, что она могла сказать: «Отец Владимир, дорогой, благослови меня домой».
Константин Мацан:
— Это была импровизация всегда?
Протоирей Владимир Быстрый:
— Да, да. Она всегда импровизировала. Потом было ужасно смешно, с одной стороны, а с другой стороны, ужасно раздражало, она становилась на всенощной в центре храма и подпевала хору. Причём голос у неё был такой, как говорится, свечи гасли. Иерихонская труба. Причём она пела идеально чисто, интонировала, она была профессиональной певчей, певицей, регентом, но в старости, такое бывает, я знаю, у многих. У неё абсолютный слух, он садится на полтона. Ноту «до» она слышит как ноту «си». Видимо, она помнила по нотам все произведения и подпевала идеально хору, но на полтона ниже, перекрывая все. Это выводило из себя. Регент там вообще просто. Причём её смести было невозможно, она была маленькая, знаете, бывают такие старушки, такой вот божий одуванчик, дунь — и она улетит, но если надо пройти, то там человек проходит сквозь стену. Так и она. Её сдвинуть с места было невозможно, уговорить тоже было невозможно. Она пела, раздражая всех. Ну вот такая была замечательная женщина. И если можно ещё одну историю? Была тоже замечательная у нас, но действительно святой человек, такая бабушка Оля, Ольга Алексеевна Воробьёва, она тоже, когда я пришел в храм, тоже ей к 80 было. Она была какая-то долгожительница, она прожила очень долго, до 95 лет. Она была потрясающим совершенно человеком, во-первых, она была очень похожа на Серафима Саровского. Мы всегда это замечали. И лицо, лицо у неё было какое-то чистое и светлое, причём для её возраста абсолютно гладкое, не морщинки, ясные глаза. При этом она была также как на иконах пишут Серафима Саровского, согбенной немножечко, и на палочку опиралась, при этом она ходила с необычайной скоростью, в таких огромных башмаках. И жизненная энергия из неё просто выпирала. Просто разбрызгивалась. Она тоже была чтецом и певчей в храме долгое время Рождества в Измайлово, где она познакомилась и стала духовной дочерью отца Иоанна Крестьянкина, когда он там ещё служил священником. И так до конца его жизни она оставалась его чадом. Постоянная переписка, и когда он приезжал в Москву, он всегда на Фрунзенскую улицу приходил к ней, посещал. Вот такая была замечательная женщина. С ней все было связано очень радостное. Но всегда, видимо, святые среди нас, то есть к святым такое отношение, вроде всё видно, но иногда это терпеть невозможно. Вот так же, как с нашей Марией блаженной, так же и с Ольгой Алексеевной. Она, например, когда уже стала старенькой, в храм ходила реже, на праздники, раньше каждый день, добиралась двумя способами. Когда ещё могла ходить, она спускалась на свою Третью Фрунзенскую где-то часов в 5 утра или в полшестого на раннюю литургию, поднимала руку, и тут же останавливалась машина, которая её довозила. И мы всегда просто открывали рот. Она каждый раз... Кончилось все тем, что она на Роллс-Ройсе приехала однажды. А потом, самое ужасное, что было, когда она не смогла уже спускаться вниз и переходить на эту улицу сама, как правило, в полпятого утра у меня раздавался звонок: «Отец Владимир, ты едешь сегодня на службу?» Я говорю: «Я еду на раннюю, я служу очень рано». «Хорошо, я тебя жду». И вот мне надо было выйти ещё пораньше, а всегда очень хотелось спать, вот эти самые сладкие полчаса перед будильником, она чётко звонила в полпятого: «Вставай». Я приезжал, поднимался к ней, спускал её, сажал в машину, довозил, там уже как-то её сторожа или прихожане наши вынимали и доставляли до храма. Это я к тому, что мы с отцом Александр Ананьевом Шумским, покойным моим другом, так всегда шутили, что святые — это, конечно, очень здорово, жить с ними, смотреть на них, но иногда просто невозможно вынести их святость.
Константин Мацан:
— «Светлые истории» на Радио ВЕРА мы сегодня рассказываем, у нас сегодня в гостях протоиерей Владимир, Быстрый, исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках, и мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева и Александр Ананьев. Мне кажется, что тема про святых, с которыми, с одной стороны, рядом чувствуешь свет, а с другой стороны, чувствуешь собственный какой-то дискомфорт — это богатое поле для размышлений и для вспоминания своих историй.
Александр Ананьев:
— Мне кажется, что святые вообще настолько неудобно в жизни, с ними настолько некомфортно.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Кстати, перебью, общение с ними очень вразумляет. Бывает так, что начинаешь злиться на какого-то человека, алтарник что-нибудь забудет, перепутает, и начинаешь выходить из себя, а потом говоришь себе: а вдруг он святой? Потому что он ведёт себя как-то так, не объяснишь, почему он сделал это? Взрослый человек, образованный, обременённый даже иногда какими-то степенями иногда или наоборот, необразованный, но опытный человек, взрослый, но такое сделает ... Причём, иногда кажется, что нарочно. И мы всегда спрашивали: а ты нарочно это сделал? А потом думаешь: а вдруг он святой?
Александр Ананьев:
— Вот я ловлю себя на ощущении, что при общении со святыми у меня было такое ... Понимаешь, что они святые, потому что первое желание, которое у тебя возникает — это их придушить, потому что нельзя себя так вести. А потом, спустя какое-то время, ты так себя осекаешь, думаешь: «Господи, ну что я? Как я?»
Константин Мацан:
— Историю расскажешь?
Александр Ананьев:
— Про это? Нет. Она меня дискредитирует, Константин. Я, честно говоря, когда включились лампочки и опустились микрофоны, началась программа, я не знал, какую историю рассказывать. У меня было два вопроса. Откуда у Киры такой ровный и красивый загар, хотя она работает постоянно.
Константин Мацан:
— Я знаю, потом расскажу.
Александр Ананьев:
— А, хотя бы на этот вопрос есть ответ. А второй вопрос: о чем рассказывать светлые истории на тему «Забавные истории из церкви». Почему для меня это не понятно, потому что забавные истории из церкви для меня звучит примерно как: забавные истории из отделения экстренной хирургии научного центра судебно-социальной психиатрии имени Сербского. То есть есть места, где не забавно. Есть места, где важно, сложно, непонятно. Есть места, куда приползают на кровавых коленях, потому что плохо. И собственно, что может быть святого? У меня такое восприятие, по крайней мере. Я, видимо, в виду своей неопытности, не буду называть это красивым словом неофитство, неопытность, отношусь ко всему серьёзно, в первую очередь, потому что далеко не все понимаю. Но в процессе, пока отец Владимир рассказывал, я вспомнил даже не одну, а полторы истории. Они крепко связаны друг с другом. Истории про чудо исповеди, я объясню почему чудо, которую я всегда вспоминаю с улыбкой. Вот именно с улыбкой, там нету ха, ха, ха, это не вот как ужасно, как смешно, но это всегда такое свидетельство о том, что в исповеди принимает участие не только собственно исповедующийся и священник, но ещё и третья Сила, Она же первая Сила, Которая очень креативна и принимает участие непосредственно. Один наш общий дорогой любимый священник с Костей, и с Кирой тоже, наверное, рассказывал историю, может быть, даже не про себя, а про кого-то из священников, про то, что во время исповеди священник может сказать что-то человеку, который у него исповедуется, а потом сделать круглые глаза и думать: так, а зачем я ему сейчас это сказал? Вот откуда это было? Взял и обидел человека. А потом выясняется, что не обидел, а помог. И вот однажды к священнику пришла барышня, вся в соплях, слезах и печали, потому что её жизнь пошла под откос, и она живёт на руинах семейного счастья. Потому что её муж изменяет и бросать это дело не собирается. С ней разводиться тоже как-то не спешит. И эта ситуация за несколько лет её измотала окончательно, превратила в грязную мочалочку. Она говорит: я так больше не могу, я не знаю, что делать. И всё-таки уходить — не знаю, правильно ли это? Брак венчанный. И то, что он делает — плохо. И к детям хорошо относится, ну в общем, понятно, все это тяжелая, безвыходная, тупиковая ситуация. Она плачет, а священник так усмехнулся, руку на плечо положил и говорит: «А вот придёшь сегодня домой и укуси его». Она так... А он так: «Зачем я это ей сказал?» Она ушла вся в недоумении. Зачем я это сказал? Откуда это взялось? Обидел человека. Спустя какое-то непродолжительное время она возвращается с улыбкой, счастливая такая, посветлевшая. И говорит: «Вы знаете, тем же вечером... Я не собиралась, я решила, что вы немножко сошли с ума, ну у всех бывают помутнения. Я не собиралась никого кусать, правда. Но мы что-то сидели на диване, смотрели телевизор, как-то переругивались, я не выдержала, и не знаю почему, взяла и укусила его за плечо сильно, до слез и до крика. И он потерял дар речи, потом заплакал, потом засмеялся, а потом мы взяли и поговорили. Первый раз за много лет. Вот по-честному. И он обо всём сказал, и я обо всём сказала. Я не могу сказать, что ситуация раз — и решилась. Но мы поговорили, и мы друг друга услышали». Я хочу верить, что брак был спасён.
Константин Мацан:
— Классная история.
Александр Ананьев:
— Ну это такая полумистическая, полуневероятная история. Конечно же, которую я не видел, А) я мог её неправильно услышать, Б) мог неправильно рассказать, С) кто-то мог её неправильно понять и услышать. Но вот история, которая случилась со мной, она менее сюжетна, но более значима для меня. Однажды я пришел на исповедь к молодому батюшке, которого я очень люблю, он очень хороший, он будет ??просто домой, он мой ровесник, что для меня оказалось важно в той проблеме, с которой я к нему пришел. Не к нему — к Богу на исповедь. Но я почему-то знал, что он меня услышит. Он ещё и бывший рекламщик, бывший пиарщик, работал в импортной компании, у него корпоративы на яхтах на Средиземном море были. Собственно, я крестился в 40, а он где-то в 38 понял, что это его просто накрыло, он бросил все эти свои валютные зарплаты и пошёл в духовную семинарию, стал служить, сейчас он священник в московском храме, я его очень люблю, он очень хороший, и матушка у него чудесный иконописец. Я вот пришел к нему и говорю: «Вы знаете, я замучился, меня замучило одно искушение, просто сил нет. Оно меня изнутри просто разъедает ядом. Я все понимаю, я все знаю, но оно просто не дает мне спать, жить, любить, я становлюсь хуже». Ну вот это всё, всё, все, слёзы, сопли. А он так посмотрел, даже не на меня, а сквозь меня, и явно не своим голосом. Я прямо это почувствовал, не своим голосом говорит: «Так поддайся». Я говорю: «Стоп, вы что, с ума здесь все сошли, что значит поддайся? Это как вообще?» «Ну вот так, поддайся».
Константин Мацан:
— Оскар Уайльд писал же, что лучший способ побороть соблазн — поддаться ему.
Александр Ананьев:
Я так и решил поначалу.
Кира Лаврентьева:
— Ну в домашних условиях лучше не повторять.
Александр Ананьев:
— Но позвольте ...
Константин Мацан:
— Ну Оскар Уайльд вообще не духоносный старец, чтобы его совету следовать.
Александр Ананьев:
— Да, а это священник Русской православной церкви, который так вот, глядя сквозь меня говорит: а ты поддайся. Я был настолько ошарашен, я так на него ещё посмотрел, он прочитал положенные молитвы, я поцеловал крест и Евангелие, обнял его, так с опасением развернулся и пошёл. Что значит поддайся? Вот так вот: кто тебе запретит? Поддайся. Я очень хорошо помню, что дальше было. Я открываю дверь храма, выхожу, перекрестился, смотрю на небо и понял, что больше не хочу. Вот прямо отчётливо. Ну то есть мне разрешили, дверь открыта, пожалуйста, твори всё, что хочешь, пожалуйста, то есть это неплохо, делай. И как только я понял, что я могу это сделать, мне никто не запрещает, мне сразу расхотелось. И понадобилось какое-то непродолжительное время для того, чтобы я понял одну очень прикольную штуку. Он мне не разрешил, но Господь понял, что какими-то вразумлениями: «Саша, не смей, это плохо», чем больше я буду это слышать: вот такой я, изломанные и неправильный. Господь говорит: ладно, пойдём креативным путём, я знаю, как сделать так, чтобы ты расхотел.
Константин Мацан:
— Дадим асимметричный ответ.
Александр Ананьев:
— Дадим асимметричный ответ, и он даст асимметричный результат. Пожалуйста, делай, никто тебе не запретит. Это 100-процентный гарантированный способ сделать так, чтобы я расхотел.
Константин Мацан:
— «Светлые истории» мы сегодня рассказываем и продолжим их рассказывать после небольшой паузы, не переключайтесь, это светлые истории на Радио ВЕРА, мы скоро вернёмся.
Константин Мацан:
— «Светлые истории» мы продолжаем рассказывать в это время на волнах радиостанции «Вера», мы — это наш гость протоиерей Владимир Быстрый, исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках, и мои дорогие коллеги: Кира Лаврентьева и Александр Ананьев. Саша, потрясающую историю ты рассказывал в прошлой части.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Но не пробуйте это повторять, потому что для этого нужно иметь такого священника, который неожиданно бы сказал бы такое.
Кира Лаврентьева:
— Дерзновенно. Нужно рассуждение.
Константин Мацан:
— Ещё каждый же совет дается каждым священником конкретному человеку в конкретный момент.
Но Саша об этом и сказал, и это да, это важно. И мы движемся дальше, я вижу, как у Киры загорелись глаза.
Кира Лаврентьева:
— У меня сегодня три истории.
Александр Ананьев:
— Одну я, по-моему, слышал сегодня два раза.
Кира Лаврентьева:
— Нет. Очень светлые сильные воспоминания у меня об этих историях. Но прежде, чем их рассказать, когда я шла на эту программу, я думала: что же рассказать? Когда ты с детства в храме, у тебя кажется очень много всего, а на самом деле, все настолько серьёзно, что и не припомнишь чего-то такого, что можно так легко и с улыбкой за 5 минут передать. И вспомнила я, как один священнослужитель рассказывал, как он ехал по эскалатору в метро, он едет во всём облачении, у него большая белая борода, он весь такой воздушный, вдохновенный. И девочка так за подрясник дёргает его и говорит: «Господи, это ты?» Он говорит: «Да, это я. Ты хорошо себя вела?» Она говорит: «Да, Господи». Он говорит: «Вот так и продолжай». Она настолько была счастлива. И когда он это рассказал публично, его начали упрекать: разве так можно, это как-то неправильно. Он сказал: послушайте, ну вообще-то каждый из нас должен быть образом Божьим, так что это вполне себе хорошая история.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Как говорится, увидевший человека, увидел Бога.
Александр Ананьев:
— У меня была такая же история, я как-то шёл за хлебом в Дзержинске в Нижегородской области, а возле магазина сидели два алкоголика, а я был какой-то весь небритый и в задумчивости. Пошёл в Дзержинске за хлебом, и проходя мимо них услышал: «Здравствуйте, батюшка». Я так с испугом повернулся: «Вы что?» «Здравствуйте, вы меня простите?»
Кира Лаврентьева:
— Бедные, помоги Господь страдающим людям.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Ну хорошо, что: «Это ты, Господи?» Обычно: «О, Дед Мороз».
Константин Мацан:
— Ну по поводу детских вопросов, у меня реально был случай, когда сын, которому тогда было лет семь или шесть, он, зная, что после службы, после причастия выходит священник с проповедью, потом дают крест целовать в конце литургии, и это называется: подойти ко кресту. И уже это в обиходе: мы сейчас подойдём к кресту, а потом пойдём завтракать в кафе и так далее. Он причастился, запил и интересуется дальнейшими планами, говорит: папа, а мы сейчас все на крест пойдём? Я подумал: как точно ребёнок почувствовал суть христианства.
Кира Лаврентьева:
— Слушайте, ну в отношении забавных историй с церковью, я все время рассказываю про твоего сына, когда он, будучи маленьким, подходил ко Причастию. Он подходил, и это было очень мило, он подходил к Чаше, складывал ручки, и когда его спрашивали: как тебя зовут? Он говорил: Михаил Мацан. Его причащали, и он шёл дальше, и это было очень трогательно.
Константин Мацан:
— Такое было один раз, но вошло в аналоги.
Кира Лаврентьева:
— Но зато я всем рассказываю об этом. Короче говоря, в чем история моя? Она не моя, но очень не запомнилась. Мы были в монастыре, есть в Греции такое чудесное явление природное, вот эти скалы, Метеоры. Эти прекрасные высокие скалы, на которых стоят монастыри. Совершенно удивительным образом строились эти монастыри. Там высота десятиэтажного дома, может быть, даже больше. Монахов поднимали в сетях с камушками, и камушки поднимали в таких сетях как колодец их накручивали и приносили на верх этих монастырей. Так монахи хотели уединения и спокойствия. Ну я так понимаю, что сейчас нет у них этого уединения и спокойствия, потому что очень много туристов и паломников. Ну вот что нам рассказывал монах в монастыре. Он нам показывал такую неказистую корзиночку и говорит: смотрите, монахи вот в такой корзиночке поднимались с помощью других монахов наверх монастыря. Ну и также какие-то избранные паломники. И однажды один очень-очень ревностный паломник сказал, он посмотрел, как поднимают монахов наверх, тогда ещё не было ступенек, не было лестниц, он сказал: всё, я хочу подняться. Ему сказали: ты уверен? А монахи-то привычные, их так чик — чик — чик, сидит он там, молится, поднялся, все это выглядит довольно мило и бесстрашно. Он посмотрел и говорит: всё, всё, надо укреплять веру, надо каких-то подвигов добавлять в свою духовную жизнь. Уговорил их. Ну хорошо, говорят они, давай мы тебя поднимем в этой сетке в качестве такого испытания для тебя, в качестве опыта. Посадили его в эту сетку, в эту корзину. Во-первых, она билась обо все скалы, вы можете себе представить, что испытывал этот человек? Здесь нет ничего смешного, но монах уже рассказывал это с улыбкой, потому что это уже тоже вошло в определённые церковные былины. Она билась обо все скалы, он был тяжелее обычных лёгких монахов, которые туда-сюда бегают, они как ветер, как Паисий Святогорец, там их просто не видно. А эта корзина очень тяжело поднималась, это реальный риск, она скрипела, может быть, местами там какие-то ниточки рвались, то есть пока его подняли, бедный человек просто белый как полотно вышел, вся эта залихватская спесь сошла. Он выходит и говорит: слушайте, я так никогда не молился, как во время этого подъёма. То есть у него совершенно такой глубинный переворот случился. И, наверное, все знают историю турбулентности в самолёте, когда ты никогда так не молился, как во время этой турбулентности. Или ещё какие-то истории, когда реально была угроза жизни. И вспоминаю ещё один случай, который мне рассказывала мама. Совершенно удивительный. Тоже про Грецию, кстати. Они стояли с папой к мощам святителя Спиридона Тримифунтского в Керкире, на острове Корфу, и стояли они в этом удивительном храме. Кто там был, все знают, как там потрясающе, там 80 мощей в частичках, там был сам святитель Спиридон, который стаптывает твои тапочки время от времени, рака с мощами просто не открывается, и сами монахи спокойно к этому относятся. А потом узнается, что святителя Спиридона видели там, там, в той стороне острова Корфу, в этой стороне острова Корфу. Вот такой живой неравнодушный святой. Я насколько понимаю, у него температура тела тоже 36 и 6, как у Нила Столбенского, но я могу ошибаться. Вот это надо уточнить. И у него очень мягкие руки. У него мягкие мощи, несмотря на то, что это святой третьего века или четвёртого. В общем, короче говоря, на маминых глазах все происходило, стоит женщина, она слезами просто умывается и ползёт всю эту очередь, которая стоит к мощам святителя Спиридона, ползёт на коленях, просто убивается, со слезами. На это было очень тяжело смотреть, потому что действительно было видно, что человеку уже все равно, какое впечатление он производит, ему все равно на всех окружающих, ему главное — достучаться до Бога, достучаться до святого, просить его молитвы и чуда. И вот они наблюдают за ней, все уже невольно как-то подключаются к этой молитве, не зная, о чем она просит. Она прикладывается к мощам, и в момент, когда она прикладывается к мощам, у неё звонит телефон на весь храм. Она хватает этот телефон совершенно в таком состоянии, в растрёпанных чувствах убегает из храма, потому что понятно, что решающий. Она берет трубку, начинает рыдать, потом начинает рассказывать уже всем. У дочери были очень тяжелые роды, родился ребёнок, не дышал, и вот в этот момент, пока она стояла у мощей, проводились реанимационные мероприятия. И в момент, когда она прикладывается к ним, идёт звонок. То есть не 5 минут, даже нет разрыва временного. Хотя, даже если бы позвонили через 20 минут, это тоже было бы чудо, и через день, ну там в реанимации побыл ребёнок, и его вернули к жизни. Это тоже было бы чудо. Но тут прямо минута в минуту. И она говорит: он задышал самостоятельно, раскрылись лёгкие, всё хорошо, он задышал. И у неё вот эти слёзы, она благодарит святителя Спиридона, но и монахи, которые стоят у раки святителя Спиридона, говорят, что все, кто просит чего-то у святителя Спиридона, ну понятно, душеполезного, важного для них, все сбывается. Я, кстати, свидетельствую об этом. Там подают по традиции такие серебряные пластиночки, кладут в раку как пожертвование, греческая традиция, и выбивают на этих пластиночках женщины рядом в лавочках твои желания, твои просьбы. Я помню, как мы на этих пластиночках выбивали, нам вот эти просьбы, и они были очень серьезные, очень важные, жизненные. Это не были прихоти. И всё-всё святитель Спиридон запомнил и все вымолил. Представляете, вымолил, за что я его очень благодарю и призываю наших дорогих слушателей тоже молиться святителю Спиридону и святите Николаю, нашим дорогим отцам. И в завершение греческих историй, чтобы создать настроение. Когда в очередной раз мы были в Греции, это были ещё времена, когда можно было ездить туда свободно, мы с родителями пришли в храм на богослужение. Во-первых, это было так давно, что мы ещё не знали, что греческий календарь отличается от православного. Это было Успение Пресвятой Богородицы, мы пришли 28 августа в храм. Смотрим: а там ничего. Ни плащаницы, никаких признаков праздника, Богородичной Пасхи, ничего. Мы стоим с явным недоумением, вот все, расхолаживается греческая церковь...
Константин Мацан:
— С осуждением. Москва — третий Рим, только там чистота веры осталась.
Кира Лаврентьева:
— И что нас ещё добило: женщины без платков стоят, а мы с мамой с повязанными платками. И так смотрим на всё: что? Что? Мало того, что они Успение не празднуют, на аналое нет иконы, они ещё и без платков. Я думаю: ну всё, всё, спасение только в нашей церкви осталось, в Русской православной церкви. Потом, мы конечно, узнали, что разница календарей, и в этот день у них не было Успения Пресвятой Богородицы. Ну и самое главное, что во время оккупации турками греческой земли для них исповедничеством было не носить платок, потому что мусульманские женщины все ходят с покрытой головой. И если ты идёшь с распущенными волосами без платка, то ты однозначно христианка. То есть для них это было мученичество, и они оставили эту традицию. И тогда мы этого не знали, и тогда мы на них смотрели: «Господи, прости». И оказалось, что эти прекрасные молитвенные люди после богослужения достали свои какие-то угощения, какую-то еду и начали трапезу прямо там, возле храма. Это тоже меня потрясло. Так что на сегодня вот такие у меня истории.
Константин Мацан:
— Вкусные истории у Киры сегодня.
Константин Мацан:
— «Светлые истории» мы сегодня рассказываем, у нас в гостях протоиерей Владимир Быстрый, исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира княгини Ольги в Черёмушках, мои дорогие коллеги Кира Лаврентьева и Александр Ананьев, прямо не хочется из Греции возвращаться, куда нас Кира своими историями перенесла. Но у всего есть свое начало и свой конец, как у историй, которые мы сегодня рассказываем.
Кира Лаврентьева:
— Философски заметил философ Костя.
Константин Мацан:
— Да, тут прямо глубинная философия такая. Я знаете, сейчас прибегну к приему, по-моему, кто-то из великих философов сказал, что посредственности заимствуют, а гении воруют. Вот я сейчас позаимствую историю. Как журналист просто позволю себе пересказать чужую историю, она, в принципе, даже, о ужас, история, которую я почерпнул на просторах интернета. Историю, которую рассказывал в видеофрагменте, это можно погуглить, отец Олег Стеняев, замечательный, всем нам хорошо известный и любимый проповедник, миссионер, священник. И на Радио ВЕРА он у нас бывал не раз. История, я сейчас уже не помню, рассказывал ли он про свой опыт пастырский или прочей-то, но предположим, эта история со ссылкой на Олега Стеняева и пересказываю. История про то, как церковная жизнь, её реалии заставляют улыбнуться. Приходит женщина к священнику. Для тех наших слушателей, кто эту историю знают и слышали, любимые истории можно переслушивать, как любимые книги можно перечитывать. Для тех, кто не знает, рассказываю. В любом случае, я думаю, что те, кто нас слушает, это намного больше, чем те, кто мог эту историю где-то загуглить или посмотреть в социальных сетях. Приходит женщина к священнику жаловаться на мужа. Понимает, что нельзя, нельзя, что надо над своими грехами работать, ну сил нет уже. «Муж у меня превратился в такого стационарного лежачего. Лежит на диване, каналы щелкает на телевизоре и не встаёт. Раньше у него хотя бы был телевизор без пульта, нужно было встать, чтобы канал переключить, а сейчас даже можно не вставать. Что делать — не знаю. Ещё зарплату такую домой приносит, что еле свожу концы с концами. Жить невозможно уже просто. Не знаю, что делать. Дети там сколько-то у них, двое или трое, тоже все на мне. Готовка все на мне, дом весь на мне. И священник ей говорит, вы знаете, вам нужно жить с мужем по Домострою. Вы по Домострою живёте?» Она так думает: ну приехали. Домострой — это же муж бьёт, а ты терпи, женщина — знай свое место. Ну что такое священник говорит? Я за советом пришла, а он меня ещё больше добивает. А священник продолжает: если вы с ним будете жить по Домострою, вы увидите, что потом вы будете на диване сидеть, а он будет порхать вокруг вас. Вы придите ему и скажите: Что такое Домострой? Муж — ты главный. Ты в семье у нас голова, без твоего благословения больше ни шагу. Женщина так услышала, подумала: «Ну, конечно, это бред, ну приду мужу скажу, хоть посмеюсь. Хоть поржу, на реакцию посмотрю». Приходит и говорит: «Меня батюшка в храме обличил, сказал, что я до этого с тобой отношения строила неправильно. Ты главный, ты мужчина, без твоего благословения больше ни шагу. Вот как скажешь, так и будет». Муж от удивления — он лежал — и он сел. «Уже, — думает женщина, — неплохо. Уже результат. Муж сел, а до этого лежал». И говорит: «Благослови в магазин сходить». Тот говорит: «Ну иди. Что? Денег что ли надо?» Она говорит: «Ну да, чтобы в магазин идти, нужны деньги». Он говорит: «Сколько?» Она говорит: «На сколько благословишь, на столько и куплю». А муж, когда услышал, когда она сказала, что ей священник попался, который говорит, что я с тобой неправильно строила отношения, ты главный. Он говорит: «Наконец-то тебе нормальный батюшка попался. Дело говорит. Ну, конечно, я главный. А кто же ещё?»
«Ну, — говорит, — дай денег. Сколько благословишь?» Ну сколько-то дал ей муж, пошла в магазин, купила еду какую-то, на сколько хватило, что-то приготовила, подала на обед или на ужин, муж съел и говорит: «Что-то я не наелся. А ещё есть?» Она говорит: «Нет». «А почему?» «Ну сколько ты мне дал, на столько я и купила». Он вскочил в гневе: «Ты что? Голодом семью моришь? Я сам в магазин пойду». Схватил сумку и пошёл в магазин. Через какое-то время возвращается ошарашенный. И говорит: «Как там все подорожало». С последнего раз, когда он там был. Причём отец Олег ещё замечает, что он, видимо, ходил в магазин, но в другие отделы, где пиво там и всё такое, а где продукты, туда он не ходил. В общем, муж как-то вдруг включился, понял, как все дорого. Через какое-то время глядит жена, муж какую-то подработку нашел. Потому что невозможно прокормить семью, если не найти подработку. И вот так и стали они жить. И в какой-то момент действительно стало так, что жена сидит на диване, книжку читает, а муж приходит из магазина с продуктами, детей на кружки отвел, там уже можно эту историю дальше домысливать, что кружки начал искать подешевле или как-то все это сам контролировать стал. Но вишенка на торте в этой истории, как её рассказывал отец Олег Стеняев, в том, что в итоге муж пошёл в церковь к этому священнику и говорит: «Это вы мою жену благословили со мной по Домострою жить?» Он говорит: «Да». Он говорит: «А можно как-то обратно благословить? Потому что она же должна что-то делать сама тоже. Я все сам один не могу». Ну вот такая история. Но я говорю, что я пересказываю замечательный сюжет, который услышал от отца Олега Стеняева, и мне кажется, что даже если здесь что-то допридуманное или досочинено, то это настолько точно сочинено, что это могло быть на самом деле.
Александр Ананьев:
— Так там по Домострою слуги должны быть.
Константин Мацан:
— Но мы же в другую эпоху живём уже.
Александр Ананьев:
— Но я бы не отказывался от слуг вообще-то. В качестве перспективы.
Кира Лаврентьева:
— Но это разговор о сословном обществе.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Эта история — начало новой передачи «Психология семейной жизни». Да, я слышал тоже эту историю, не помню от кого, но здесь как в учебнике, просто все расписано от и до. И, к сожалению, беда в том, что очень сложно в семье нам друг другу доверить, довериться и мужу, и жене как-то друг другу очень тяжело довериться. Но вот это показывает, что, оказывается, можно. Можно и нужно.
Константин Мацан:
— А как вам кажется: такое могло на самом деле произойти? Или это больше какая-то педагогическая притча?
Протоирей Владимир Быстрый:
— Могла. Я просто знаю несколько таких случаев. Но так сказать, чтобы нас не обвинили в каком-то, в пропаганде алкоголя, могу сказать, что был такой случай, что женщина пришла тоже с таким плачем, что муж пьет, просто беспробудно. И вот как и в этой истории, все на ней. Помолитесь. Это в Хамовниках у нас тоже было. Как-то все батюшки включились в это дело, стали молиться, просить знакомых. И о радость! — мужчина бросил пить. Приходит женщина и просто воет, воет. И говорит: было тяжело, стало ещё тяжелее. Потому что этот, извините, гад не пьет теперь, он во все вникает, он всем руководит. Если раньше напился, ну лежит пьяный, плюнула, пошла свои дела делать, ну по хозяйству, к подружкам, а он как лежал, так и лежит, спит. А тут нет. Он рано встаёт, после пробежки начинается... И это реальная история. Уж простите, это семейное счастье называется.
Константин Мацан:
— Бойтесь своих желаний, они могут сбыться.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Да, да.
Константин Мацан:
— У меня есть маленький постскриптум к нашей сегодняшней программе. История не забавная, просто очень хочется сейчас об этом сказать. Дело в том, что, отец Владимир, мы с вами дважды встречались на Радио ВЕРА. Вы были у нас в программе со мной лично. И вот сейчас вы с нами в программе «Светлые истории». А вообще я с вами встречался трижды. И для меня это было очень важно и знаменательно, что я помню, что у меня в детстве где-то в шкафу, в шкафчике стояло свидетельство о крещении. Семья была не церковная, и крестились мы в 91-м году. Я крестился, никакого потом религиозного образования и воспитания не получал, это просто было на волне традиции. Вот мама решила покрестить. Я, то и дело на это свидетельство о крещении наталкиваясь, открывая его, не мог не запомнить фамилию священника, которая там была написана. Священник Владимир Быстрый.
Кира Лаврентьева:
— Вот это поворот!
Константин Мацан:
— И если в 91-м году в храме в Хамовниках, а именно там меня крестили, не было другого вашего полного тёзки ...
Протоирей Владимир Быстрый:
— Нет, я туда только пришел тогда.
Кира Лаврентьева:
— Не может быть! Потрясающе!
Константин Мацан:
— Ну вот такие у нас сегодня «Светлые истории», дорогие друзья, протоиерей Владимир Быстрый, исполняющий обязанности настоятеля храма святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги в Черемушках и мои дорогие коллеги Кира Лаврентьева и Александр Ананьев, я Константин Мацан сегодня рассказывали, вспоминали светлые истории о церковной жизни, истории, которые заставляют улыбнуться, но не чтобы рассмеяться или не только чтобы рассмеяться, а чтобы подумать о том, как милостив Господь, как все премудро Он устроил, как он присутствует в нашей жизни в тех моментах, в которые хочется улыбнуться, потому что церковная жизнь — это и про улыбку тоже. «Светлые истории» на Радио ВЕРА мы продолжим рассказывать в следующий понедельник в 6 вечера на волнах нашей радиостанции, я напоминаю, что эти программы можно не только послушать, но и посмотреть в социальных сетях нашей радиостанции, ВКонтакте и других. Смотрите, пишите комментарии, как видите, мы очень их ценим и зачитываем, до новых встреч в наших программах.
Протоирей Владимир Быстрый:
— Всего доброго.
Кира Лаврентьева:
— До свидания.
Все выпуски программы Светлые истории
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Обиды в семье». Иеромонах Макарий (Маркиш)
Гостем программы «Семейный час» был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили об обидах в семье, почему дети часто обижаются на родителей и как научиться искренне прощать.
Все выпуски программы Семейный час
«Цели воспитания детей». Татьяна Воробьева
В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостьей программы «Пайдейя» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Мы говорили о том, как помочь ребенку преодолевать страхи и не допускать невротических состояний, а также о том, как родителям определить для себя цели в воспитании детей и как формировать душевные качества у ребенка.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 9 ноября 2025г.
Утро 09.11.25
Неде́ля 22-я по Пятидеся́тнице.
Мч. Не́стора Солу́нского.
Глас 5
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 5:
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на Спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся;/ я́ко благоволи́ Пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь мч. Не́стора Солу́нского, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости:/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к воскре́сный, глас 5, подо́бен: «Собезнача́льное Сло́во...»:
Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших, я́ко Созда́тель, совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 5:
Собезнача́льное Сло́во Отцу́ и Ду́хови,/ от Де́вы ро́ждшееся на Спасе́ние на́ше,/ воспои́м, ве́рнии, и поклони́мся;/ я́ко благоволи́ Пло́тию взы́ти на Крест,/ и смерть претерпе́ти,/ и воскреси́ти уме́ршия// сла́вным воскресе́нием Свои́м.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь мч. Не́стора Солу́нского, глас 4:
Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости:/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к воскре́сный, глас 5, подо́бен: «Собезнача́льное Сло́во...»:
Ко а́ду, Спа́се мой, соше́л еси́,/ и врата́ сокруши́вый я́ко Всеси́лен,/ уме́рших, я́ко Созда́тель, совоскреси́л еси́,/ и сме́рти жа́ло сокруши́л еси́,/ и Ада́м от кля́твы изба́влен бысть, Человеколю́бче;/ те́мже вси зове́м:// спаси́ нас, Го́споди.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.







