
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православная Румыния — страна особенная! Некоторые ее традиции и обычаи для России необычны. Помню, как я однажды отправился на одну церковную конференцию в Румынию, и стал невольным свидетелем интересной беседы между ее участниками. Несколько священников довольно бурно обсуждали какую-то тему, и я попросил своего знакомого румынского священника перевести мне суть их разговора.Оказалось, что священники обсуждали... отметки. В смысле — оценки за какие-то экзамены. Это при всем при том, что на студентов они вовсе похожи не были. Суть разговора сводилась к тому, что кому-то необходимо успешно сдать несколько экзаменов. Иначе человеку грозила незавидная участь.
Я попросил своего знакомого объяснить мне, в чем заключается смысл разговора. Что за экзамены обсуждали священники и почему за их несдачу кому-то грозит незавидная участь? Оказалось, что в Румынской Церкви существует уникальная система контроля за образовательным уровнем духовенства. После того, как в Румынии окончились гонения на Церковь со стороны государства, по всей стране стали активно восстанавливаться храмы и монастыри. Вскоре выяснилось, что привести в порядок здания проблемы не составляет, так как в Румынии все разрушенное коммунистами церковное имущество восстанавливалось при помощи государства. Значительно труднее найти достойных священников.
Первоначально в сан священника поставлялись почти все подходящие для этого православные мужчины. Подчас не имевшие должного образования. Это привело к печальным результатам. Необразованные священники регулярно допускали ошибки в совершении богослужения, не могли проповедовать, имели заблуждения в области вероучения.
Руководство Румынской Церкви решило исправить сложившуюся ситуацию. Вот что получилось в итоге. Все приходы Румынии были разделены на несколько категорий: столичные, городские и сельские. Для каждой из категорий приходов был определен уровень образованности священника. Для служения на сельском приходе достаточно было семинарского образования, а вот для городского или столичного прихода нужно было окончить еще одно высшее церковное учебное заведение — богословский факультет в одном из румынских университетов.
Но это еще не все. Через пять лет после рукоположения каждый священник в Румынии обязан сдать несколько экзаменов по богословским дисциплинам — так сказать подтвердить свою квалификацию. Подобное испытание нужно пройти затем еще через пять лет, то есть через 10 лет после рукоположения. Если священник успешно сдает эти экзамены, то остается на своем прежнем приходе или переводится на приход из более высокой категории. Если же он неудачно сдает экзамены, то может оказаться, в итоге, в самом дальнем селе или вовсе быть запрещенным в служении за нерадение.
После всего узнанного я, наконец, понял, о чем так оживленно говорили друг с другом румынские священники и почему так бурно обсуждали они отметки за какие-то экзамены. Ведь от этих экзаменов действительно зависела дальнейшая судьба их знакомого.
Все выпуски программы Вселенная православия
20 июня. Об оправдании человеков

В 5-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни».
Об оправдании человеков — священник Захарий Савельев.
Первый человек, отец всего человеческого рода, совершил греховный поступок, поступил самолюбиво. Самолюбие в грехе Адама видится и в самом желании совершить преступление, и в самой формулировке ответа на вопрос Бога. «То есть это Ты, как бы, Господи, виноват, это Ты дал мне Еву». Скинуть вину на ближнего. И в этом как раз и заключается падение рода человеческого.
В искупительной жертве Спасителя Бог воплотился, стал одним из нас. Как говорит об этом святитель Афанасий Александрийский: «Для того чтобы всех нас искупить, для того чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти».
Человечество обретает в Спасителе перспективу обожения, перспективу спасения от греха, спасения как раз от того самолюбия, потому что Бог нарушил вот этот привычный ход вещей. Бог воплотился, стал одним из нас. Творец стал частью естественного мира ради каждого из нас.
И в этом и заключается смысл слов апостола Павла: как через одного человека все мы обречены на страдания, так же и через одного человека, Спасителя Господа Иисуса Христа, мы все имеем возможность уйти от неминуемой расплаты за грехи одного человека и за свои собственные прегрешения.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О святых Ивановской земли

Сегодня 20 июня. Собор святых Ивановской митрополии.
О святых Ивановской земли — протоиерей Андрей Ефанов.
Праздник Собора Святых Ивановской Митрополии установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 2000 году, и с тех пор список святых неоднократно редактировался. В 2024 году в состав Святых Соборов были включены благоверный князь Феодор Стародубский и преподобный Киприан Суздальский.
Находящаяся на стыке древних Владимирской, Ярославской и Костромской земель, Ивановская Митрополия имеет своими покровителями святых прежних эпох. На Ивановской земле прославились благоверный князь Феодор Стародубский в XIV веке, преподобный Тихон Лухский и блаженный Симон Юрьевецкий в XVI веке. В XVII веке будущий святитель Митрофан Воронежский родился, нёс служение приходского священника и принял монашеский пост на нынешней территории Ивановской области.
С началом богоборческих гонений Ивановская земля обогрелась кровью мучеников за веру, своим природным стоянием в истине Христовой укрепивших основание Церкви. Хронологически последним из прославленных Церковью святых земли Ивановской стал преподобный исповедник Леонтий Михайловский.
Мы молимся своим святым покровителям и верим, что на их молитвах держится Ивановская земля. Ежегодно в Ивановской области проходят торжества Собора Святых Ивановской Митрополии: 20 июня в Иваново, 21 — в инишме и 22 — в Шуе.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 июня. О милосердии к нуждающимся

Сегодня 20 июня. Всемирный день беженцев.
О милосердии к нуждающимся — протоиерей Василий Гелеван.
Милосердие — это добродетель, заповеданная нам самим Господом Иисусом Христом. В Его притче о милосердном самарянине милосердие — это то, что располагает сердце к доброте и сочувствию.
Но настоящее милосердие может возникнуть только там, где есть настоящая боль. Только переболев сами, мы сможем расположиться и почувствовать боль другого человека. А до тех пор, пока у меня все хорошо, к сожалению, я не могу воспринять боль другого человека.
И вот это милосердие уподобляет человека Богу. Это тоже признак святости. Бог сказал: «Будьте святы, как Я свят». И когда мы делаем дело милосердия, мы приближаемся к Богу.
По мере того, как мы успеваем помочь кому-то, мы помогаем сами себе. Сегодня на нашей земле большое количество людей, лишённых крова, лишённых здоровья, нуждающихся в нашей поддержке. И когда мы сегодня откликаемся, мы ведь выполняем не только глубокую патриотическую миссию, мы свои же собственные души приближаем к Богу.
И для христианина, как и всегда, так и сегодня, дела милосердия являются поводом приблизиться к Богу милосердному.
Все выпуски программы Актуальная тема