У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе Марина Чистякова.
Мы говорили об истории московского Новодевичьего монастыря и о приуроченной к его пятисотлетию выставке «Оплот веры».
Ведущий: Алексей Пичугин
Алексей Пичугин
— Друзья, здравствуйте, это «Светлый вечер» на Светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать. С удовольствием представляю нашу гостью. Сегодня ближайший час, эту часть «Светлого вечера» в нашей студии вместе с вами и вместе с нами Марина Викторовна Чистякова, заместитель генерального директора государственного исторического музея по фондовой работе, кандидат исторических наук. Марина Викторовна, здравствуйте.
Марина Чистякова
— Добрый вечер.
Алексей Пичугин
— У нас с вами сегодня программа и про Новодевичий монастырь и про присутствие Исторического музея в стенах Новодевичьего монастыря. Но поводом стала выставка, которая открылась еще в августе, 13 августа, и продлится до 4 ноября. Мы, соответственно, всех радиослушателей с удовольствием можем на нее пригласить. Выставка эта называется «Оплот веры», она приурочена к 500-летию основания Новодевичьего монастыря. Даже не знаю, надо ли объяснять, что такое Новодевичий монастырь, как он выглядит. Мне почему-то кажется, что, понятно, нас слушают в разных местах, и где-то, наверное, люди не знают, но наверняка на фотографиях видели. Это уже одно из самых традиционных изображений и символов нашей страны, символов Москвы. И даже если человек не знает, что это имено Новодевичий монастырь, но увидит фотографию: да, конечно, где-то я видел, где-то я знаю. А для москвичей, я думаю, это очень привычное место, хотя далеко не все там бывали, оказывается. Вроде бы со стороны все видели, видов красивых много, колокольня издалека видна. Вот даже сейчас мы с вами в нашей студии сидим, а если к окошку подойти, то колокольню Новодевичьего будет видно через речку. «Покровские ворота» кто-то смотрел, помнят, как они ходили смотреть фрески Новодевичьего монастыря. Но история монастыря — у нас, кстати, где-то есть короткие программы про историю Новодевичьего монастыря — все равно очень интересна. Мы об этом поговорим, о выставке поговорим и, конечно же, о присутствии Исторического музея в Новодевичьем. Давайте, наверное, начнем с выставки. Понятно, что 500-летие Новодевичьего — это повод, обязательный к тому, чтобы что-то сделать. Что можно посмотреть?
Марина Чистякова
— На выставке, посвященной истории Новодевичьего монастыря — она так и называется, кстати сказать для уточнения, «Новодевичий. Вехи истории» — можно увидеть небольшой срез. В основном это выдающиеся вещи из монастыря, это ризница монастыря, это период 16-17-го веков. Как известно, Новодевичий монастырь обладал совершенно замечательной историей. Мы знаем, что монастырь был создан по обету великого князя Василия III, и это особое положение монастыря при царской семье, при царской фамилии впоследствии, конечно, создавало определенные особенности его развития. 16-17-й век по праву считается одним из самых удачных с точки зрения развития монастырской жизни. Эти вещи можно увидеть на выставке. И, кроме того, это некоторые шаги в дальнейшем развитии монастыря. И заканчивается выставка началом 20-го века, когда монастырь был закрыт, была создана монастырская община, и был создан музей. В 20-30-е годы там существовал музей еще даже до передачи Государственному историческому музею. Вот это очень общие, самые основные шаги, которые можно проследить по истории монастыря. Я хочу, немножечко забежав вперед, сказать, что эта выставка — это некая презентация будущего музея, посвященного истории монастыря. Мы планируем в 2026-м году... Сейчас идет достаточно активно строительство здания монастыря, это буквально через дорогу, через скверик, который идет вдоль монастырской стены.
Алексей Пичугин
— А, вот эта стройка — это строится здание музея монастыря.
Марина Чистякова
— Да, да.
Алексей Пичугин
— И он будет в составе вашего музея вашего?
Марина Чистякова
— Он будет в составе нашего музея, это наше структурное подразделение, и там будут представлены все значимые памятники, посвященные истории монастыря. Собственно, эта коллекция Новодевичьего монастыря, которая сохранилась, будет представлена там во всем объеме. И ее можно будет посмотреть людям, которые посещают и сам монастырь, любуются его архитектурой, заходят, естественно, в действующие храмы, смотрят какие-то экспозиции, которые, может быть, возникнут в самом монастыре, и потом изучают историю монастыря на его подлинных памятниках.
Алексей Пичугин
— Кстати, тут надо оговориться, что сама выставка проходит не в монастыре, она проходит в здании Исторического музея.
Марина Чистякова
— Совершенно верно.
Алексей Пичугин
— Но не в том, которое, я так понимаю, на Красной площади, а в том, который бывший музей Ленина.
Марина Чистякова
— Совершенно верно, да. Там у нас выставочный комплекс, официальный адрес: площадь Революции, дом 2. Там проходит у нас эта выставка. В самом монастыре пока заканчиваются ремонтно-реставрационные работы, как известно.
Алексей Пичугин
— Да, я буквально недавно заходил по каким-то делам своим и видел там все.
Марина Чистякова
— Да. Они идут полным ходом, уже видно результаты, но, тем не менее, работы еще ведутся.
Алексей Пичугин
— Все-таки про историю монастыря надо сказать. Почему же он Ново-девичий?
Марина Чистякова
— Ну да это так.
Алексей Пичугин
— Многие спрашивают, из названия не понять.
Марина Чистякова
— Вообще-то он, конечно, Богородице-Смоленский женский монастырь в Москве, ставропигиальный теперь уже, надо сказать, что это наименование нового девичьего встречается неоднократно. Когда закладывался какой-то женский монастырь, в отличие от существовавшего до этого монастыря где-то недалеко, условно говоря, старого девичьего, вновь созданная обитель могла носить наименование нового девичьего монастыря. Разные существуют на эту тему теории. Например, Алексеевский женский монастырь упоминается в таком случае.
Алексей Пичугин
— Зачатьевский тоже.
Марина Чистякова
— Зачатьевский монастырь, да, да, совершенно верно, который там недалеко.
Алексей Пичугин
— Он даже ближе.
Марина Чистякова
— Да, совершенно верно, который еще ближе находился. Мы с вами знаем в Петербурге есть Новодевичий монастырь. Это достаточно распространенный термин, который как бы уточняет название монастыря. А официальное его название — Богородице-Смоленский женский монастырь в Москве.
Алексей Пичугин
— Почему на этом месте?
Марина Чистякова
— А вот почему на этом месте. Тут тоже достаточно много существует разных теорий, в частности речь может идти о встрече с иконой Богородицы Смоленской, которая состоялась на этой месте. Тут достаточно много всякого рода теорий. Мы не должны забывать, что вокруг Москвы существовали так называемые монастыри-сторо́жи. И место это очень интересно, и до сих пор это одно из самых живописных мест в Москве. Монастырь находится в излучине Москвы-реки. Судя по источникам и судя по ведущимся в настоящее время археологическим раскопкам и изысканиям, первоначально монастырь выглядел совершенно по-другому. Тот монастырь, который мы видим сейчас, праздничный, украшенный, это облик второй половины 17-го века.
Алексей Пичугин
— Торжество барокко.
Марина Чистякова
— Да, Московское барокко. Это, конечно, облик второй половины 17-го столетия, в основном 80-е годы 17-го столетия. Это уже время регентства, небольшого, но тем не менее семилетнего регентства царевны Софьи, которая уделяла ему огромное внимание. А до этого монастырь выглядел совершенно по-другому. Частично можно, если на выставку к нам придете, там есть образ несвижского плана 1911 года и там видно, что монастырь выглядел по-другому. Он представлял собой хоть и небольшую, но тем не менее крепость, которая должна была охранять подступы к Москве.
Алексей Пичугин
— Действительно, как и большинство монастырей, которые неподалеку располагались, которые окружали Москву. Не все они сохранились, не все они даже известны москвичам. Спросить, где Симонов монастырь и что от него осталось? Наверное, не все покажут и расскажут.
Марина Чистякова
— К сожалению, не много осталось, но то, что осталось — это совершенно замечательная архитектура.
Алексей Пичугин
— В общем, он те же функции носил. И более того, в нем даже, скорее, эта оборонительная часть и сохранилась до нашего времени.
Марина Чистякова
— Башни, стены, да.
Алексей Пичугин
— Да, а ведь Новодевичий монастырь действительно был местом очень важным для России во всех смыслах. Царевна Софья, уже упомянутая. Ее заточение. Кстати, как это повлияло на сам монастырь?
Марина Чистякова
— Самым любопытным образом. Царевна Софья Алексеевна обладала очень независимым характером, как это известно по источникам. Не случайно она взяла на себя такую ношу как регентство при двух малолетних братьях в 1682-м году. По сути дела, если судить — у нас это на выставке можно увидеть — по ее портретам, где она изображена в лоне двуглавого орла со скипетром и державой, то, конечно, тут речь шла о каком-то ее другом представлении себя в этой роли. В течение семи лет с 1682-го по 1689 год она практически была правительницей государства, и этот монастырь был ее любимым монастырем, куда она вкладывала достаточно большие средства, что видно по его ансамблю. Я хочу сказать, что по сути дела только две постройки в монастыре — Смоленский собор и церковь Амвросия — это ранние постройки сохранившиеся. Все остальное — это вторая половина 17-го века, это уникальный сохранившийся ансамбль монастыря. Не отдельные какие-то сохранившиеся постройки, а именно ансамбль во всем его великолепии. Из поздних построек можно назвать так называемый Филатьевский корпус 19-го века, но в основном, повторяю, вторая половина 17-го века. Возвращаясь к вашему вопросу, когда царевна Софья после неудавшегося одного из стрелецких бунтов была по указу Петра заточена в Новодевичий монастырь, как показывают источники, она не смирилась со своей ролью полной потери власти, хотя, конечно, я понимаю, как ей было несладко. Из источников известно, что она пыталась продолжать какую-то свою линию. Известно, что у нее были люди, с помощью которых, как пишут источники, она засылала грамотки своим сторонникам, находящимся в миру, и пыталась, видимо, каким-то образом вернуть ситуацию назад. Но, как известно, ничего не удалось, она прожила в этом монастыре до своей кончины, до 1704 года, умерла в нем и в нем похоронена. В Смоленском соборе ее гробница.
Алексей Пичугин
— Друзья, напомним, что в гостях у Светлого радио сегодня Марина Чистякова, заместитель генерального директора по фондовой работе Государственного исторического музея. Мы говорим о выставке «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории», которая приурочена к 500-летию Новодевичьего монастыря. Она проходит не в Новодевичьем монастыре, что важно. Она проходит в Историческом музее, в здании, хотел сказать, в новом здании — относительно.
Марина Чистякова
— Бывшее здание музея...
Алексей Пичугин
— Бывшее здание Думы.
Марина Чистякова
— Бывшее здание городской Думы.
Алексей Пичугин
— Но которое многие знают, как музей Ленина, хотя теперь уже и не знают, на площади Революции. А вход туда — центральный вход в это здание?
Марина Чистякова
— Да, как и был.
Алексей Пичугин
— Одно время, я помню, был переходами через Воскресенские ворота.
Марина Чистякова
— Нет, сейчас Центральный вход, он открыт.
Алексей Пичугин
— Про царевну Софью мы только что говорили. Мне всегда было интересно, есть ли какие-то свидетельства, документы... Мы, когда говорим о заточении людей такого ранга, такого уровня в Новодевичьем ли монастыре, в Покровском ли соборе в монастыре в Суздале, всегда было интересно, они там находятся в заточении, многие из них там оканчивали свои дни, как царевна Софья. Но это заточение подразумевало, что они могли покидать когда-то стены обители или нет? Или мы про это ничего просто не знаем?
Марина Чистякова
— Начну с того, что в принципе, люди такого уровня переезжали в монастырь вместе со своим штатом.
Алексей Пичугин
— Понятно, что они не в сырой келье жили, как бы нам об этом ни рассказывали картины поздние.
Марина Чистякова
— Вы Репина имеете в виду? Ну да. Переезжали со своим штатом, со своими привычными для них вещами. Кстати, на выставке можно увидеть предметы из обихода царевны Софьи. Это и келейные иконы, это и утварь, которой она пользовалась непосредственно. Все это сохранилось, все это, кстати сказать, представляет собой художественные произведения, великолепные образцы. Сама стопа, скажем. Какие-то вещи, которые принадлежали непосредственно обиходу царевны. Что касается покидать или не покидать, тут сложно сказать. Мы же все-таки должны ориентироваться на источники. Кстати сказать, в Новодевичьем монастыре были еще и сестры царевны Софьи, как известно, и там же они и похоронены. Поэтому существовал определенный круг. Более того, в это время существовала такая особенность некая в истории монастыря. В 1654-м году в монастырь переезжает старец из Кутеинского монастыря под Оршей. Они достаточно в большом объеме переезжают, потому что состав монастыря довольно сильно увеличивается. Судя по некоторым источникам, духовники и старицы белорусского происхождения являлись некой опорой царевны, всякого рода соотношения с внешним миром во многом осуществлялось через них. Это видно, я сама занималась разыскными делами на основании стрелецких бунтов, это видно просто в материалах разыскных дел. Что касается физически, мне кажется, это сложно сказать. Думаю, что вряд ли. Вообще, просто так выехать средневековой женщине, тем более уровня статуса царевны, это практически невозможно. Вы знаете, что это в светской жизни было невозможно.
Алексей Пичугин
— Безусловно. Но я хочу на богомолье, например, куда-то. Вот тебе твое богомолье прямо здесь в монастыре, тут и молись.
Марина Чистякова
— В общем, да, так и есть, по сути дела.
Алексей Пичугин
— Все уже она свободу передвижения... Ну да, первый выход в свет, наверное, женщины состоялся, как раз при брате в Лефортовском дворце, когда они Аксамитова женили.
Марина Чистякова
— Ну да, там, конечно, ситуация меняется кардинально, безусловно, если вспомнить в дальнейшем и ассамблеи, которые устраивал Петр. В источниках упоминается, что монахини, я сейчас не говорю о таких высоких насельницах, выходили на Москву-реку порты мыть. Портомои существовали специальные, и монахини сами могли выйти, Москва-река близко, с такой целью. А всё остальное — люди, которые обслуживали, там же была обслуга, которая привозила и каким-то образом обеспечивала быт насельниц монастыря.
Алексей Пичугин
— Ну да, да, логично. Вы говорили, что архитектурный ансамбль все равно разновременной. То, что мы сейчас видим торжество Московского барокко, оно естественно соседствует с более ранними постройками. Как этот ансамбль сложился?
Марина Чистякова
— Надо начать с того, что монастырь был воздвигнут по обету великого князя Василия III, который отправляясь в поход на Казань в 1523-м году... существует грамота: «Доколе есть ми достал свои отчины города Смоленска и Смоленские земли, и аз повеле поставити на Москве на посаде девичий монастырь, а в нем храмы во имя Пречистыя». Вот первый храм, Смоленский собор, который был поставлен во имя Богородицы Смоленской Одигитрии, 1524-й год. Так нам летописные источники повествуют. Это был первый храм, он был не единственный, но от того времени, от 16-го века, сохранился только Смоленский собор.
Алексей Пичугин
— И частично, я так понимаю, Амвросиевский.
Марина Чистякова
— Да, Амвросиевский храм, в конце16-го века тоже был построен.
Алексей Пичугин
— Он перестраивался?
Марина Чистякова
— То, что мы видим сейчас — это тоже более поздняя постройка, от первоначального сохранился только фундамент, на котором был впоследствии построен более поздний храм.
Алексей Пичугин
— А все остальное от конца 17-го века до начала 20-го?
Марина Чистякова
— Да. В основном 80-е годы 17-го века. Вы совершенно правы в том смысле, что эта архитектура очень яркая, очень праздничная, и ее невозможно спутать ни с чем другим. Это в основном 80-е годы, это и две надвратные церкви Преображения и Покрова. Это церковь Успения Богородицы с трапезной, великолепной огромной трапезной бесстолпной. Это и колокольня Смоленского собора, которая считалась одной из самых высоких на то время. Стрелецкие караульни, это уже хозяйственные постройки, служебные, скажем так.
Алексей Пичугин
— Я почему-то смотрю на эту колокольню, вспоминаю, его уже давным-давно нет в живых, показывали в моей юности по телевизору звонаря Новодевичьего монастыря, которому тогда было уже за 90 лет. Он почти каждый день поднимался на колокольню, он еще помнил звонарей дореволюционных, Сараджева и эту плеяду знаменитую московских звонарей.
Марина Чистякова
— Владимир Иванович, я его застала.
Алексей Пичугин
— Да. Совершенно не помню, как его звали. Владимир Иванович, да? Давайте перейдем сейчас к более поздней истории. Я в детстве ходил в кружки исторического музея, и для меня Новодевичий монастырь и мое первое знакомство с ним было отнюдь не церковным. Нас просто водили, показывали фонды исторического музея, которые там располагались в то время. Для меня Новодевичий монастырь в большей степени ассоциировался с Историческим музеем. Позднее он у меня тоже не ассоциировался с монастырем, скорее, ассоциировался с тем, что там размещалось епархиальное управление Московской областной епархии, митрополит Ювеналий. Он у меня как-то так стал ассоциироваться. То, что это монастырь, в моем сознании было вторично. Ну, а совсем из детства я помню «Покровские Ворота», как они ходили смотреть фрески Новодевичьего монастыря. Как же в Новодевичьем монастыре оказался Государственный исторический музей?
Марина Чистякова
— Давайте начнем немножечко пораньше, потому что филиалом Государственного исторического музея Новодевичий монастырь стал в 1934-м году. Но музей там был создан ранее. Еще в 1919-м году там существовала монастырская община, монастырь, понятно, был закрыт. Постепенно-постепенно деятельность эта прекращалась, и в 1922-м году там был организован музей.
Алексей Пичугин
— Это стараниями Натальи Ивановны Седовой еще, жены Троцкого, которая помогала делать музей.
Марина Чистякова
— Да, да. Вообще, в этом отношении это великое благо, потому что монастырь был сохранен, в нем не было устроено никакое зернохранилище или что-нибудь такого же рода.
Алексей Пичугин
— Зернохранилища в Москве вряд ли бы.
Марина Чистякова
— Часто монастыри использовались... Иногда под какие-нибудь детские колонии. Правда, не в Москве, конечно.
Алексей Пичугин
— Рядом, в Дзержинске.
Марина Чистякова
— Поэтому то, что там был образован музей, это большое благо. Во главе этого музея встала, как интересно, бывшая княжна, как тогда говорили, Елизавета Сергеевна Кропоткина, которая конечно, будучи человеком достаточно образованным, эрудированным, прекрасно понимала, с чем она имеет дело, с каким уровнем коллекций в том числе. Ей удалось во многом начать эту работу.
Алексей Пичугин
— Но ведь это было очень хорошее, сложно к этому периоду применительно сказать, что это было хорошее время, но это был краткий период, когда Седова в Наркомпросе ведала музеями, когда понимали, что люди такого происхождения могут быть в данном случае полезны, и их ставили руководить музеями. То же самое было в уже упомянутом Симоновом монастыре с Троицким, который там музей основывал.
Марина Чистякова
— Конечно, безусловно.
Алексей Пичугин
— А как в Новодевичьем это всё происходило?
Марина Чистякова
— А в Новодевичьем Елизавета Сергеевна Кропоткина пыталась наладить эту работу. Работала она, к сожалению, недолго, так как на нее был написан донос, ее уволили. Кстати сказать, одними из первых ее сотрудниц были бывшие монахини, она взяла несколько монахинь из Новодевичьего на работу, они как раз осуществляли и хранение и, условно говоря, реставрацию, поскольку они знали эти вещи и хранили их и отношение к ним было соответствующее. Но проработала она недолго. Дальше началась череда смены заведующих. В 30-е годы там был создан так называемый музей раскрепощения женщины. Очень характерная для этого времени позиция. Красный кумач натянут в храме. Я иногда говорю о том, что Новодевичий монастырь — не единственный, наверное, но в том числе и он — как в капле воды отражает в себе историю страны с самого начала, со своего основания, как монастырь привилегированный, монастырь, находящийся под царской рукой. Романовы уделяли ему большое внимание, и это отражалось на его истории. Скажем, 17-18-й век — это в основном игуменьи из монахинь белорусского происхождения. В 19-м веке ситуация, конечно, немножко менялась. И вот начало 20-го века во всем своем... особенности развития нашей страны, таким образом складывалась судьба и в Новодевичьем. И, наконец, в 1934-м году он стал филиалом Исторического музея.
Алексей Пичугин
— Друзья, напомню, что в гостях у Светлого радио Марина Чистякова, заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе, кандидат исторических наук. Мы говорим про выставку, которая проходит сейчас в Историческом музее и посвящена Новодевичью монастырю. Она приурочена к 500-летию обители. Выставка называется «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории». Она открылась еще 13 августа и продлится до 4 ноября. Все, кто желает, успеет, я думаю, побывать, потому что действительно выставка очень стоящая. Мы еще подробнее сейчас будем о ней говорить, пока мы говорим об истории монастыря и об истории ГИМа, Государственного исторического музея, в стенах Новодевичьего монастыря. Через минуту мы продолжим. Никуда не уходите.
Алексей Пичугин
— Мы возвращаемся в студию Светлого радио. Напомню, друзья, что в гостях у нас сегодня Марина Викторовна Чистякова, заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе. Мы говорим про выставку, она называется «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории», проходит в Историческом музее на площади Революции, во втором здании ГИМа, до 4 ноября она продлится. Приходите, посмотрите, множество ценнейших предметов из истории Новодевичьего монастыря, из Новодевичьего монастыря, обязательно, это того стоит. Мы сейчас до этого небольшого перерыва говорили про музеи, которые находились на территории Новодевичьего после революции до того, как в 30-е годы там разместился Государственный исторический музей. Марина Викторовна вспомнила Елизавету Сергеевну Кропоткину. Ей же повезло, она не была репрессирована, она тихо-спокойно, конечно, в бедности достаточно, дожила свои дни, в 44-м году ее не стало.
Марина Чистякова
— Да.
Алексей Пичугин
— Ей в данном случае, можно сказать, повезло. Несмотря на происхождение, несмотря на всё, она прожила в Москве.
Марина Чистякова
— Да, именно так.
Алексей Пичугин
— Итак, в 30-е годы Исторический музей размещается... Интересный вопрос, который я часто слышу, для чего Историческому музею нужно было такое количество помещений раньше в Москве?
Марина Чистякова
— Мне кажется, исходили немножечко из другого. В то время у Исторического музея, это началось еще в конце 20-х годов, было достаточно много фиалов. Всё, что, так или иначе, имело отношение к развитию истории нашей страны, становилось филиалом Исторического музея. Достаточно сказать, что знаменитый собор Василия Блаженного, Покровский собор, по-моему, если не ошибаюсь, в 28-м году стал филиалом Исторического музея. Ряд памятников в Москве, Палаты бояр Романовых, которые до сих пор являются филиалом, были присоединены к Историческому музею в качестве филиала. В качестве примера могу вам сказать, что знаменитая крепость в Судаке, когда-то была нашим филиалом. Да, такая существовала тенденция, все, что, так или иначе, как-то ярко характеризовало историю страны, подтягивалось под Исторический музей.
Алексей Пичугин
— В 30-е годы в Новодевичьем Исторический музей должен был сохранять архитектурный ансамбль и его, если грубо говорить, экспонировать, показывать, каким был Новодевичий монастырь.
Марина Чистякова
— Совершенно верно. Исторический ансамбль монастыря, его предметы, которые наполняли его коллекцию, был открыт Смоленский собор в качестве экспозиции. Смоленский собор — сама галерея центральная, помещение четверик и два его предела, в них тоже были расположены экспозиции, которые касались истории монастыря. В частности могу сказать, что в одном из пределов располагались предметы, которые были изготовлены монахинями в золотошвейной мастерской. Там великолепные вещи сохранились и до сих пор сохраняются. Кроме того на территории, помимо памятников архитектурных, которые мы показывали, существовал некрополь, и до сих пор существует. Там крупнейшие имена русской истории, культуры, науки. Поэтому отдельная экскурсионная программа была связана еще и с некрополем. А там что ни имя, сами понимаете, то большой фрагмент истории.
Алексей Пичугин
— Естественно. Оно еще и сохранилось. Во многих монастырях, где тоже были такие некрополи, мало что осталось. Новодевичий, Донской монастырь. А где у нас еще некрополь так хорошо сохранился?
Марина Чистякова
— К сожалению, я сейчас говорю о некрополе, который находится только на территории монастыря.
Алексей Пичугин
— Да, я тоже не про кладбище городское.
Марина Чистякова
— Хотя когда-то был и выход на кладбище прямой, прямо через Покровскую церковь.
Алексей Пичугин
— Он и сейчас там.
Марина Чистякова
— Но он закрыт. А тогда был сквозной путь. Что касается некрополя Новодевичьего, он тоже очень сильно пострадал. То, что мы видим сейчас, это малая-малая толика того, что было. Сохранились фотографии 20-х годов, которые когда-то делал фотограф Лебедев. Судя по ним, конечно, мало что сохранилось. Тем не менее, те памятники, которые сохранились, по ним существовала отдельная экскурсия и отдельная тема.
Алексей Пичугин
— А как же соседство с церковью? После войны Новодевичий монастырь был в 40-е годы представлен как одно из возможных мест, там находился Богословский институт некоторое время, до возвращения академии в лавру в Загорск, в Сергиев Посад, там разместилась в Успенском соборе Московская областная епархия. Как это соседство с музеем протекало в советское время?
Марина Чистякова
— Вы совершенно правы, именно так, в 44-м году уже и Успенская церковь начала действовать как действующая церковь, и епархиальное управление. Тут надо сказать, что в разные времена по-разному. Сами понимаете, в 30-е годы одно отношение, 60-е годы иное отношение. Я как сотрудник пришла работать в музей Новодевичий монастырь в 1976-м году. Тогда уже, примерно в это время, в 77-м году, туда пришел владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Честно говоря, насколько я вспоминаю наши... я конечно, тогда была совсем маленьким научным сотрудником и поначалу вообще работала экскурсоводом, поэтому какие-то вещи я могла не знать. Но по ощущениям и потом уже по какой-то информации, мы всегда находились в очень хороших рабочих отношениях. Да, существовал музей. Да, мы была экспозиция в Смоленском соборе, были выставки, как правило, плюс к экспозиции в Смоленском соборе было две-три выставки на территории монастыря из фондов, в частности, Исторического музея. Мы очень часто по просьбе владыки водили гостей, которые приезжали в монастырь и в частности к нему. Я не могу сказать, что было какое-то противопоставление, нет, наоборот, мы достаточно хорошо сотрудничали.
Алексей Пичугин
— Давайте к выставке вернемся сейчас. Что представлено из вещей? Какие экспонаты вы бы сами выделили и считаете самыми ценными из того, что представлено?
Марина Чистякова
— Ой, я сейчас начну перечислять.
Алексей Пичугин
— Да, и хорошо.
Марина Чистякова
— Во-первых, когда вы войдете на выставку, первый зал, который вы увидите, который вас, не сомневаюсь, ошеломит — великолепные памятники древнерусского искусства из ризницы Новодевичьего монастыря. Я уже неоднократно говорила о том, что этот монастырь был под особым покровительством царской семьи, поэтому вклады представителей царской семьи можно увидеть на этой выставке. Это, конечно, потрясающие произведения русской иконописи, это и прекрасные образцы прикладного искусства, Евангелие, великолепные оклады на иконы.
Алексей Пичугин
— Облачения.
Марина Чистякова
— Облачения, безусловно. Хочу отметить, что единственный экспонат не из нашего собрания — любезно предоставленные нам архивы древних актов, «духовная» Василия III, подлинный документ, который как раз и содержит то упоминание об основании Новодевичьего монастыря, которое я процитировала недавно. Кроме того, великолепная плащаница, это время Грозного, 40-е годы 16-го века, которая была изготовлена в Новодевичьем монастыре насельницами, монахинями Новодевичьего монастыря. Она имеет совершенно потрясающую историю, она была похищена в свое время, вывезена в Польшу, находилась там, потом была вывезена. Потом по указу, специальному распоряжению митрополита Филарета возвращена непосредственно в место своего изготовления, в Новодевичий монастырь. Там совершенно, на мой взгляд, потрясающие иконостасы, как раз барочного времени, барочного стиля, которые можно увидеть в полном объеме. Если говорить об иконостасах, в частности, два совершенно уникальных надгробных иконостаса царевны Софьи и царицы Евдокии Федоровны Лопухиной. Это из келейных икон на их надгробье после их кончины собирались вот такие вот иконостасы. Я, кстати, упомянула Евдокию Федоровну Лопухину, тоже один примеров знаменитых насельниц Новодевичьего монастыря, судьба у нее тоже была непростая. Как известно, она была сослана в свое время в Суздаль, в Покровский монастырь в Суздале. Потом она находилась даже и в Шлиссельбурге. В общем, у нее сложная была судьба. Но уже своим внуком Петром III по его распоряжению она была переведена в Новодевичий, последние годы доживала в Новодевичьем монастыре, в нем умерла и похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Я немножко отвлеклась, извините, перечисляя это все, вещи из обихода царевен Милославских, не только келейные иконы, но и вещи их непосредственного обихода, утварь. И несколько интересных страниц из истории монастыря начала 20-го века, и в частности подлинные монашеские облачения, которые сохранились и которые носили насельницы в начале 20-го века.
Алексей Пичугин
— Сохранять ткани — это тоже отельная история. Я помню, что в детстве, опять же, я бывал в реставрационных мастерских Грабаря, смотрел, как ткань реставрируют, мне казалось, что это какое-то волшебство. Сделанное столетия назад, 300-400 лет назад, какое-то тканое полотно вернуть почти в первозданный вид — это что-то фантастическое.
Марина Чистякова
— Кстати сказать, возвращаясь к музейной истории, у нас ведь на территории Новодевичьего монастыря, помимо того, что я перечислила, экспозиций и прочего, располагались реставрационные мастерские. В Историческом музее достаточно большой отдел реставрационный, в годы нашей бытности там, в монастыре, там располагались и мастерские.
Алексей Пичугин
— Всё, что представлено сейчас, или почти все, что представлено сейчас в ГИМе, через какое-то время переедет в новый музей Новодевичьего монастыря.
Марина Чистякова
— Да.
Алексей Пичугин
— То есть там и больше будет, экспозиция вырастет?
Марина Чистякова
— Да, конечно.
Алексей Пичугин
— А когда примерно это пространство откроется?
Марина Чистякова
— Нам обещают, что в конце 25-го года будет готово полностью здание музея близ Новодевичьего монастыря. Как только там будут соблюдены все условия с точки зрения необходимой сохранности этих уникальных коллекций: климатические условия в первую очередь, пожарная, охранная сигнализация — масса всего.
Алексей Пичугин
— Ко дню города 26-го года.
Марина Чистякова
— Ну, посмотрим.
Алексей Пичугин
— Часто у нас любят приурочивать ко дню города или к каким-то событиям московской жизни.
Марина Чистякова
— Там достаточно большой объем, около двух тысяч квадратных метров площадь самой экспозиции.
Алексей Пичугин
— Еще сменные выставки, тематические.
Марина Чистякова
— Может быть, но сейчас самое главное построить экспозицию, посвященную монастырю, потому что это не так легко. Монастырь, я уже говорила, очень тесно пересекается и с историей Русской Православной Церкви, и с историей страны в целом. Поэтому здесь, конечно, надо всё это объединить, логично и репрезентативно расположить на этой площади.
Алексей Пичугин
— Мы еще раз напомним, что выставка, о которой мы сегодня говорим, называется «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории», сейчас проходит и продлится до 4 ноября во втором здании Исторического музея. С комплексом на Красной площади, с главным зданием ГИМа, Исторического музея, соседствует бывшее здание Московской Думы и потом музей Ленина, который сейчас тоже относится к Историческому музею, второе большое здание, второе выставочное пространство по своим размерам. Вот там эта выставка проходит. Приходите, мы все с удовольствием вас туда приглашаем и сами тоже обязательно придем. Напомним, что в гостях у нас сегодня Марина Викторовна Чистякова, заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе. Мы говорим про выставку «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории». В Новодевичьем монастыре, когда главное здание было закрыто на реконструкцию, располагались фонды. И даже, по-моему, они раньше туда переехали, они давно туда, еще до закрытия ГИМа.
Марина Чистякова
— Да, вы правы. Исторический музей обладает самой большой коллекцией в стране.
Алексей Пичугин
— Говорили, чуть ли не в мире.
Марина Чистякова
— Одна из крупных коллекций мировых, но в стране, точно совершенно, самая большая коллекция. Мы храним более пяти миллионов единиц хранения музейных предметов. В качестве сравнения для наглядности могу сказать, что знаменитая коллекция Эрмитажа насчитывает, по-моему, три миллиона двести, в общем, за три миллиона. И конечно, у нас всегда была проблема с хранением, с фондохранилищем, с местом хранения. Поэтому, да, наши филиалы иногда использовались и как место хранения. А когда в конце 80-х годов 20-го века была необходимость закрыть главное здание музея на реконструкцию, на ремонт, который продлился очень долго, практически 20 лет, то конечно, нужно было куда-то коллекцию вывозить. В частности, в Новодевичий монастырь была вывезена большая толика коллекций отдела археологии. Он занял целиком все пространство Сетунской стрелецкой караульни. Это довольно-таки большое, двухэтажное здание с большим крыльцом, когда-то до этого мы использовали его в качестве выставочного пространства. Был туда вывезен отдел оружия. Частично отдел дерева. Это не считая тех коллекций, которые хранил сам филиал.
Алексей Пичугин
— Отдел оружия, да. Я помню, как, опять же в детстве, нас водили, показывали меч Гитлера, саблю Наполеона. Мы тогда, школьники, восторгались тем, что вот оно лежит. Дилетантский вопрос, я думаю, что для людей, не знакомых с музейным делом, достаточно интересно, как вещи оказываются в фондах музея. В расхожем представлении, которое еще в учебниках транслировалось, вот археологи нашли, теперь это в музеях. Когда ребенок мультики смотрит, я смотрю, там археолог выкопал, принес, поставил, теперь это в музее. Или там школьники где-то нашли и теперь, смотрите, это украшает музей нашего города. На самом же деле, пути попадания предмета в музей достаточно непростые и далеко не факт, что этот экспонат будет постоянно находиться на выставках. Как это все происходит?
Марина Чистякова
— Да, конечно. Безусловно. Что такое собрание музея? Это по сути дела собрание страны, так называемый Музейный фонд Российской Федерации. Отбор туда очень тщательный. Кроме того, каждый музей имеет свою концепцию комплектования. Что собственно? Что представляет из себя это собрание, для чего? И таким образом это распространяется и коррелируется с главной экспозицией музея. Поэтому, конечно, всегда происходит тщательный отбор, существует в каждом музее специальная так называемая экспертно-фондо-закупочная комиссия, которая отсматривает эти вещи, какой-то сотрудник представляет, фондовая комиссия рассматривает, происходят всякие споры, разговоры. А источники поступления самые разные. Об одном из них вы сейчас упомянули. Это, да, особенно в исторических музеях, это археология, безусловно.
Алексей Пичугин
— Археологи по закону должны сдавать через какое-то время в музейные коллекции все, что находят. Они же не могут хранить сами.
Марина Чистякова
— Это смотря каких археологов вы имеете в виду. Если институт археологии, например, да.
Алексей Пичугин
— Да, институт археологии.
Марина Чистякова
— Это одно. А у нас же свои.
Алексей Пичугин
— Нет, у вас, конечно, безусловно.
Марина Чистякова
— У нас 14 экспедиций.
Алексей Пичугин
— Да, я знаю. Я в одной из них работал.
Марина Чистякова
— Так что каждая из них что-то привозит. Это надо где-то хранить. И институт археологии тоже, мы от них берем эти коллекции. Это, кстати, к вопросу отсутствия фондохранилища. Это же постоянно нарастающее собрание. Кроме того, это, безусловно, дары, это к счастью сохраняется. Люди передают иногда архивы своей семьи, люди передают какие-то раритеты. Знаете, как бывает? Человек комплектует сам свою какую-то коллекцию, а потом понимает, что наследники не очень заинтересованы продолжать это дело. Ему хочется, чтобы эта коллекция не была разрознена, а целиком сохранилась и хранилась именно в музее. И он тогда передает ее в музей. Разные совершенно бывают мотивы. Бывают даже конфискаты, когда какие-то уникальные вещи останавливают наши таможенные службы, после прохождения всякого рода судебных мероприятий это по значимости своей передается в музейное хранение.
Алексей Пичугин
— Часто тоже можно встретить такое мнение, что музейные работники хранят, но никому не показывают, потому что помещений мало, а единиц хранения много, и так это все и пролежит. Мы смотрим в учебники про какой-нибудь ценный предмет, а где он? А он в фондах музея. И когда еще он попадет на какую-нибудь выставку?
Марина Чистякова
— Для этого, кстати сказать, вы совершенно справедливо сказали, что существуют выставочные программы, они же все время меняются, разные темы, разный состав экспонатов. Мы помимо того, что показываем много у себя, у нас выставки меняются очень часто, может быть, если специально поставить...
Алексей Пичугин
— Да, да, в Историческом музее несколько месяцев и смена какой-то огромной, большой выставки.
Марина Чистякова
— И разные темы. Они очень разнообразны. Плюс ко всему у нас же очень большая деятельность по стране, и не только по стране, но и по стране в частности. Мы очень много возим, и возим в самые разные уголки. Сейчас у нас выставка — Иркутск, Сахалин. Вся огромная наша страна практически, если есть потребность, если к нам какой-то музей обращается с просьбой, мы или формируем какую-то выставку, либо они просят уже готовую выставку, которая им понравилась, они ее где-то видели, где-то о ней читали. У нас, например, очень востребована была выставка купеческого портрета, она ездила много. Выставка, связанная с изобразительным искусством, будь то портретная живопись, будь то графика, достаточно востребована всегда. Поэтому, нет, мы много возим, мы много меняем.
Алексей Пичугин
— А где теперь всё хранится, ведь очень многие фонды располагались в ныне действующих монастырях, храмах. Соответственно, когда это всё передавалось Церкви назад, наверное, Исторический музей стал испытывать некую нехватку помещений?
Марина Чистякова
— Безусловно. Во-первых, мы все время испытывали нехватку помещений, я вам могу сказать, что первое такое обращение было в 1914-м году от тогдашнего директора музея князя Щербатова. Уже тогда, между прочим, начали вести переговоры относительно здания теперь уже бывшей городской Думы. По тем временам, в 14-м году, было не до этого. А потом в итоге справедливость, что называется, восторжествовала, и это здание было передано. Плюс ко всему, когда в 2010-м году мы выезжали из Новодевичьего монастыря, нам отдали часть помещений на острове Измайлово, и там частично наши фонды хранятся.
Алексей Пичугин
— Да, бывал. Кто-то говорил, что планируют построить какое-то большое фондохранилище за МКАДом в Новой Москве. Но это всё разговоры, да?
Марина Чистякова
— Нет, там не только разговоры, там были и практические действия, потому что уже существовали планы вместе с московскими музеями построить в Коммунарке большое фондохранилище. Но пока это застопорилось, пока вся эта ситуация не конкретна.
Алексей Пичугин
— В подвешенном состоянии. Ну вот друзья, знайте, что Государственный исторический музей это не только здание на Красной площади, которое подписано, что это ГИМ, что у него очень много... И не только в Москве ведь, у ГИМа есть филиалы в других городах.
Марина Чистякова
— Да, сравнительно недавно, несколько лет назад, мы открыли филиал в городе Тула. Там совершенно замечательная улица специально отреставрированных особняков. Это подлинные памятники, купеческие особняки, которые были отданы под музеи, разные музеи. В частности с нами соседствует музей Куликова поля на этой улице Металлистов в городе Тула. Улица Металлистов, 10 — это наш филиал, где проходят выставки, тоже часто сменяемые, к вопросу о том, насколько мы показываем наши фонды разнообразные. В том числе, мы вышли и за пределы Москвы.
Алексей Пичугин
— С Тулой какое-то давнее сотрудничество, потому что я помню, что Тульские Новомосковские археологи собственно и обучались сотрудниками Исторического музея когда-то.
Марина Чистякова
— Более того, музей «На Куликовом поле» был когда-то создан с помощью.
Алексей Пичугин
— Да. Что-то в Новодевичьем монастыре до сих пор осталось внутри?
Марина Чистякова
— Вы имеете в виду?..
Алексей Пичугин
— Музейного?
Марина Чистякова
— Нет, мы все коллекции, как и была договоренность с самого начала, с начала 2010 до декабря, самая последняя машина у нас ушла в самых последних числах декабря 10-го года, оттуда выехали коллекции и реставрационные мастерские, то есть все структуры уехали в 10-м году.
Алексей Пичугин
— То, что Государственный исторический музей, как минимум, следил, понятно, что он экспонировал, за состоянием фресок в соборах, то после того, как комплекс монастыря был полностью возвращен Церкви, кто там теперь следит за состоянием фресок, сохранностью?
Марина Чистякова
— Сейчас я уточню, я тогда вас не очень правильно поняла. Как известно, в храмах монастыря есть иконостасы, и иконостасы подлинные. Если говорить о правовой ситуации, то все иконы, которые находятся в иконостасах храмов Новодевичьего монастыря, включены в состав музейного фонда Российской Федерации. Но, естественно, они были на правах заключенных договоров оставлены в монастыре, там ведутся службы. О чем вы говорили, о внимании, у нас есть договоренности и нормальные, абсолютно добрые отношения, мы обязательно регулярно устраиваем реставрационные советы, наблюдаем за состоянием, в частности, музейных предметов. В этом отношении у нас очень хорошие, очень добрососедские отношения с руководством монастыря, нет никаких проблем. А если говорить о правовой стороне, да, это на уровне заключения договоров.
Алексей Пичугин
— А то, что вы говорили, на выставке показываются иконостасы, это какие иконостасы?
Марина Чистякова
— Это надгробные иконостасы. Новодевичий монастырь имел много храмов. В частности, и в колокольне было два храма, эти два храма имели два иконостаса. В Покровской надвратной церкви был храм, соответственно, был иконостас. Он, правда, не полностью сохранился. Поэтому часть иконостасов в фондах музея, надгробные иконостасы царевен, которые я упоминала. Но то, что связано с необходимостью служения — это Смоленский собор, это Успенская церковь, это надвратная Преображенская церковь, которая к митрополичьим палатам непосредственно примыкает, это иконостас Амвросиевской церкви, Свято-Духовской церкви. Это пять иконостасов, которые были оставлены там, но, повторяю, они включены в музейный фонд, за ними ведется контроль, конечно.
Алексей Пичугин
— Спасибо большое. Я напомню, что мы сегодня говорили про выставку «Оплот веры. Новодевичий. Вехи истории», которая проходит в Историческом музее и продлится до 4 ноября. Приходите обязательно, выставка потрясающе интересная. Нам сегодня про выставку, про Исторический музей, про Новодевичий монастырь рассказывала Марина Викторовна Чистякова, заместитель генерального директора Государственного исторического музея по фондовой работе, кандидат исторических наук. Спасибо большое. Я Алексей Пичугин. Прощаемся. Всего доброго. До встречи.
Марина Чистякова
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Благодарность Богу». Священник Антоний Лакирев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 20.12.2024». Ольга Зайцева, Андрей Тарасов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ольга Богаевская. «Сын»
— Андрей Борисович, какая занятная репродукция висит у вас над обеденным столом!
— А, это работа художницы Ольги Богаевской, «Сын» называется. 1965 год. Подлинник картины хранится в художественном музее в Якутске. Давайте-ка, Маргарита Константиновна, я свет включу, чтоб удобнее было рассматривать.
— Спасибо большое! Посмотреть тут есть на что. Сколько динамики в сюжете! Толпа движется по мосту. За плотным человеческим потоком едва видны перила, река и панорама города. А на переднем плане навстречу людям идёт хрупкая женщина с ребёнком на руках. Блузка в полоску, волосы перехвачены белой косынкой.
— Смотришь и безошибочно определяешь, что именно молодая мама — главная героиня картины.
— Конечно, ведь она держит малыша, а полотно называется «Сын».
— Даже если не знать названия! Посмотрите, в толпе есть настоящие красавицы — большеглазая брюнетка, блондинка с ярким платочком на шее. Но мы, зрители, невольно удерживаем внимание на неприметной женщине в полосатой блузке.
— Наверное, благодаря малышу, которого она держит?
— Да, годовалым карапузом в синем беретике невозможно не залюбоваться. К тому же он единственный на картине повёрнут лицом к зрителю.
— Заглядывает в самую душу широко распахнутыми чистыми глазками.
— Но все-таки смысловой центр изображения — мама малыша. Ребёнок — сокровище, которое она обрела. И художница рассказывает нам в деталях, как это обретение изменило её жизнь.
— Про какие именно детали вы говорите?
— А вот обратите внимание на предметы в руках у женщин. Брюнетка держит огромный букет тюльпанов. Блондинка — яркие журналы и модную сумочку. А у юной мамы через локоть перекинута плетёная сумка-авоська, в которой детская книжка, бутылка молока и апельсины.
— Всё это предназначено для ребенка!
— Так тонко Ольга Богаевская раскрыла тему материнской любви. Можно сказать, служения!
— Богаевская, Богаевская... Не она ли иллюстрировала в своё время книжку Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»?
— Она! Ольга Борисовна блестяще передала сюжет этого проникновенного произведения в зрительных образах. Художница умела показать сложный внутренний мир героев, взаимодействие душ, и потому была востребована как иллюстратор. Её рисунки украсили многие книги в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века.
— Такая занятость в книгоиздательстве могла пойти в ущерб живописи, как это нередко бывает у художников. Но картина «Сын» доказывает, что с Ольгой Богаевской этого не произошло.
— О, нет! Она в 1940 году окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, и с тех пор ежегодно участвовала в выставках со своими картинами. Из-под кисти Богаевской выходили выразительные портреты, воздушные натюрморты. Но её любимая тема это, конечно, жанровые полотна со сценками из жизни, правдиво и трогательно рассказывающие о любви.
— Такие, как замечательное произведение «Сын», с которым я познакомилась благодаря вам, Андрей Борисович.
Картину Ольги Богаевской «Сын» можно увидеть в Национальном художественном музее республики Саха Якутия, в городе Якутске.
Все выпуски программы: Краски России
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России