
2 Пет., 64 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа:
2 благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
5 то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие,
7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
9 А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В сегодняшнем отрывке Второго соборного послания апостола Петра показан путь «познания Господа нашего Иисуса Христа». Когда в Священном Писании мы читаем о познании кого-либо, то нам стоить помнить, что библейское слово «познание» не равно нашему современному слову с аналогичным звучанием.
Для нас «познание» — это, как правило, конечный результат определенной интеллектуальной работы, тогда как на языке Библии «познание» связано не столько с разумом, сколько с опытом. То есть «познание Господа нашего Иисуса Христа» — это не узнавание суммы информации о Нем, это соприкосновение и общение с Ним, такое соприкосновение и такое общение, которое невозможно в полной мере выразить словами, точно также, как и опыт общения с близким человеком нельзя полностью облечь в слова, в этом опыте всегда будет нечто такое, что превосходит нашу способность рассказывать и показывать. Библейское «познание Господа нашего Иисуса Христа» уводит человека из области интеллекта в область практики. Тот, кто таким образом познал Христа, не нуждается в каких-либо словах, а те, кто общается с ним, не нуждаются в его словах о Христе для того, чтобы обрести веру. Такой человек сам по себе — проповедь и свидетельство истинности Евангелия.
Апостол Петр был воплощенным свидетельством Христа Воскресшего и к тому же он призывал своих адресатов. Но, конечно, он не ограничивался одним лишь призывом, он давал четкую последовательность действий, которая позволит достичь желаемого.
Только что мы услышали эту последовательность, повторим ее: «покажите в вере вашей добродетели, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». Можно попытаться выразить мысль апостола несколько иначе, для достижения плода «познания Господа нашего Иисуса Христа», он просит засвидетельствовать веру во Христа добродетелями, теми самыми добродетелями, к которым нас призывает Сам Христос, но при этом исполняя заповеди необходимо иметь рассудительность, которая, в свою очередь, базируется на воздержании, ну а воздержание невозможно без терпения, основа терпения — благочестие, которое невозможно без братолюбия, ну а основа братолюбия — деятельная любовь, забвение себя и своих интересов.
Точно также, как и у апостола Павла, у апостола Петра основа познания Христа — любовь, все строится на ней, и без нее невозможно достичь успеха в главной цели христианской жизни. Без нее все не имеет смысла, без нее мы всегда будем топтаться на месте и не продвинемся в опытном познании Господа нашего Иисуса Христа и, следовательно, так и не станем христианами в полном смысле этого слова.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема