Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 10-15.
Жизнь древних христиан была одновременно удивительна и опасна. Удивительна потому, что на их глазах происходили многие чудеса, которые обильно совершались в Церкви именно в раннюю эпоху ее существования. Опасной же жизнь древних христиан приходится однозначно признать, поскольку на территории Римской империи их в течение первых трех веков нашей эры активно преследовали, считая христиан неблагонадежными гражданами. Причина заключалась в том, что они отказывались считать императора воплощенным божеством и совершать в честь него жертвоприношения. Римские власти сажали последователей Христа в тюрьмы, пытали и подвергали их самым изощренным казням. Но как ни старалось государство уничтожить Церковь, христиан в империи становилось все больше. Простые язычники, видя бесстрашие учеников Спасителя, приходили к выводу, что мужество, с которым христиане шли на казнь, основана на чем-то удивительном и явно более могущественном, чем их идолы. Страдания за Христа пришлось, в первую очередь, претерпеть его апостолам. Все они, за исключением, Иоанна Богослова приняли мученическую кончину. Апостол Павел, в том числе. За свою горячую проповедь Христа он неоднократно был избиваем и язычниками, и иудеями. В 60-х годах нашей эры Павла заключили в римскую тюрьму, из которой отправили на казнь - палач отрубил апостолу голову. В преддверии казни апостол написал несколько посланий тем людям, которых желал поддержать и утешить в последние мгновения своей жизни. Среди предсмертных адресатов Павла был его ближайший ученик и друг - Тимофей, глава христианской общины Эфеса.
Сын мой Тимофей, 3.10 ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 3.11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 3.12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 3.13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 3.14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 3.15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
В прозвучавшем отрывке из послания к Тимофею апостол Павел вспоминает о том, какие испытания ему пришлось в течение жизни претерпеть. В частности, он говорит о событиях, произошедших с ним в Антиохии, Иконии и Листре. Листра была родным городом Тимофея. А потому он был свидетелем того, как местные жители, подстрекаемые иудеями, чуть не убили апостола Павла. Тимофей же, наоборот, вдохновлённый мужеством Павла впоследствии стал его учеником. Тимофей сам был гоним за проповедь Христа. Поэтому прекрасно понимал то, о чем говорит Павел в прозвучавшем отрывке из послания: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Апостол Павел призывает Тимофея и всех читателей послания не обольщаться и не мечтать о том, что вера во Христа дадут им преференции в земной жизни. Человек с чистой совестью и незамутненной душой рано или поздно столкнется с нравственными изъянами нашего мира, в большей или меньшей степени окажется с ним в конфликте. Апостол Тимофей, о котором даже убежденные язычники не могли сказать ничего дурного, погиб мученической смертью. Многие из его прихожан также были умерщвлены. Все по причине того, что их добродетельная жизнь являлась обличением пороков языческого общества. В своем послании апостол Павел призывает Тимофея и всех христиан быть мужественными и пребывать в терпении и надежде на Бога, держаться веры и беречь чистоту души. Павел прямо свидетельствует, что каждый сохранивший веру во Христа обязательно получит от Него награду в вечной жизни.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица