Второе послание святого апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 10-15.
Жизнь древних христиан была одновременно удивительна и опасна. Удивительна потому, что на их глазах происходили многие чудеса, которые обильно совершались в Церкви именно в раннюю эпоху ее существования. Опасной же жизнь древних христиан приходится однозначно признать, поскольку на территории Римской империи их в течение первых трех веков нашей эры активно преследовали, считая христиан неблагонадежными гражданами. Причина заключалась в том, что они отказывались считать императора воплощенным божеством и совершать в честь него жертвоприношения. Римские власти сажали последователей Христа в тюрьмы, пытали и подвергали их самым изощренным казням. Но как ни старалось государство уничтожить Церковь, христиан в империи становилось все больше. Простые язычники, видя бесстрашие учеников Спасителя, приходили к выводу, что мужество, с которым христиане шли на казнь, основана на чем-то удивительном и явно более могущественном, чем их идолы. Страдания за Христа пришлось, в первую очередь, претерпеть его апостолам. Все они, за исключением, Иоанна Богослова приняли мученическую кончину. Апостол Павел, в том числе. За свою горячую проповедь Христа он неоднократно был избиваем и язычниками, и иудеями. В 60-х годах нашей эры Павла заключили в римскую тюрьму, из которой отправили на казнь - палач отрубил апостолу голову. В преддверии казни апостол написал несколько посланий тем людям, которых желал поддержать и утешить в последние мгновения своей жизни. Среди предсмертных адресатов Павла был его ближайший ученик и друг - Тимофей, глава христианской общины Эфеса.
Сын мой Тимофей, 3.10 ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 3.11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 3.12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 3.13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 3.14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 3.15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
В прозвучавшем отрывке из послания к Тимофею апостол Павел вспоминает о том, какие испытания ему пришлось в течение жизни претерпеть. В частности, он говорит о событиях, произошедших с ним в Антиохии, Иконии и Листре. Листра была родным городом Тимофея. А потому он был свидетелем того, как местные жители, подстрекаемые иудеями, чуть не убили апостола Павла. Тимофей же, наоборот, вдохновлённый мужеством Павла впоследствии стал его учеником. Тимофей сам был гоним за проповедь Христа. Поэтому прекрасно понимал то, о чем говорит Павел в прозвучавшем отрывке из послания: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь». Апостол Павел призывает Тимофея и всех читателей послания не обольщаться и не мечтать о том, что вера во Христа дадут им преференции в земной жизни. Человек с чистой совестью и незамутненной душой рано или поздно столкнется с нравственными изъянами нашего мира, в большей или меньшей степени окажется с ним в конфликте. Апостол Тимофей, о котором даже убежденные язычники не могли сказать ничего дурного, погиб мученической смертью. Многие из его прихожан также были умерщвлены. Все по причине того, что их добродетельная жизнь являлась обличением пороков языческого общества. В своем послании апостол Павел призывает Тимофея и всех христиан быть мужественными и пребывать в терпении и надежде на Бога, держаться веры и беречь чистоту души. Павел прямо свидетельствует, что каждый сохранивший веру во Христа обязательно получит от Него награду в вечной жизни.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема