
Апостол Павел
2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Второе послание к Тимофею составлено апостолом Павлом в римской тюрьме незадолго до мученической смерти. Из тех строк, которые только что прозвучали, мы узнаем множество подробностей не только о судьбе самого апостола, но также о судьбе его соратников. О некоторых из них хотелось бы сказать особо.
В первую очередь Павел упоминает о Димасе. По его словам, тот оставил его и пошел в Фессалоники. Из других посланий апостола мы узнаем, что некоторое время Димас был его спутником и учеником. Однако в итоге он предал своего учителя и, как бы мы сказали, дезертировал. Именно на это намекают слова Павла, который говорит о том, что Димас «возлюбил нынешний век». Существуют разные предположения, что именно это могло значить. Согласно одному, он разошелся с апостолом в своем понимании учения о воскресении мертвых, а именно, отказался от общецерковного учения о том, что в конце времен, во время второго пришествия Спасителя, умершие вернутся к жизни. Согласно второй версии, он полностью отступил от христианства и даже стал языческим жрецом в городе Фессалоники.
Совершенно иначе апостол говорит о Луке. Так же как имя Димаса имя апостола Луки упоминается во многих местах книги Деяния. Мы знаем, что он, был верным спутником Павла, и собственно, именно благодаря ему мы имеем одно из четырех Евангелий, а также саму книгу Деяний. Лука оставался со своим учителем до конца. Он единственный, кто не бросил его в трудную минуту, даже перед лицом угрожавшей ему смерти.
Наконец, еще одно имя — Марк. Это тот юноша, с которым у апостола случилась неприятна история. Некогда вместе с Павлом он отправился в миссионерское путешествие. Однако, испугавшись трудностей, вернулся домой в Иерусалим. Павел по-человечески очень тяжело это воспринял. И когда в следующий раз ему предложили взять Марка с собой, он наотрез отказался. И вот сегодня мы видим, как, обращаясь к Тимофею, апостол говорит: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он нужен мне для служения». То есть, он призывает для проповеди Евангелия того, кто однажды это служение оставил. Очевидно, что с тех пор многое произошло с Марком. Перед нами возмужавший человек, который переосмыслил свое поведение и теперь готов к тому, чтобы нести слово Божие в самых сложных условиях. Павел знает об этом и сам зовет его обратно.
Точно так как этим троим, Бог и всем нам всегда дает свободу выбирать и поступать по желанию собственного сердца. Лишь единицы никогда не покидают Его, как апостол Лука не оставил своего учителя; печально, что кто-то уходит от Него навсегда, как Димас. Но, хочется поэтому верить, что большинство из нас, кто, подобно апостолу Марку, однажды оступился и проявил малодушие, найдут в себе мужества и решимости принести покаяние, чтобы вновь стать верным помощником и служителем Бога.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема