
2 Тим., 293 зач., II, 11-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Нередко, рассуждая о пути спасения, по которому они идут, верующие говорят так, будто бы основные усилия предпринимают именно они, в то время как Бог просто ждёт их в конце пути. Одних, чтобы наградить, а других, чтобы наказать. Но так ли всё обстоит на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
14 Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.
15 Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.
16 А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии,
17 и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит,
18 которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру.
19 Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
В своё время иудеи, размышлявшие над страницами Ветхого Завета, решили, что Бог управляет миром, руководствуясь принципом «мера за меру», то есть действует в отношениях с человеком сообразно с человеческим же поведением. Подобный подход вполне естественен, если рассуждать о Боге по-человечески. В конце концов неслучайно через века слова апостола Павла, что посеет человек, то и пожнёт, вошли в пословицу. Естественно, очень многое зависит от наших человеческих усилий, но только ли от них? На первый взгляд да. Так, в сегодняшнем чтении апостол Павел говорит: если мы умерли со Христом, то с Ним и оживём. Для него, как для верующего, очевидно, что человек, который умирает для греха в Таинстве крещения, не просто выходит из воды, но обновляется духовно, воскресая к новой жизни во Христе. Далее: если терпим испытания в этой земной жизни — с Ним будем царствовать, а если отречёмся от Него, Он отречётся от нас. Эти слова кажутся ещё более явной иллюстрацией древнего принципа. Кроме того, в данном случае апостол явно цитирует Самого Спасителя, который сказал, что постыдится перед Отцом Своим того, кто постыдится Его Самого перед людьми. Но что такое отречься или отказаться в ответ? Это значит согласиться с тем, что между вами нет связи, просто признать реальность отречения того, кто первым отрёкся. Однако это не означает для Бога изменить Своей любви. Потому что, даже если мы оказываемся неверны, Он всё равно остаётся верен. Верен в первую очередь Самому Себе, а значит верен Своей любви и от Себя отречься не может. И это утверждение прекрасно иллюстрирует вся история спасения, в которой есть место наказанию и есть место спасению. Так, Адам и Ева неверны, но Он верен — они изгоняются из рая, но им же предсказывается рождение Спасителя; иудеи неверны и нередко отпадают от истинны, их уводят в плен, но в их среде рождается Мессия. Иными словами, мера Божия, хотя и сообразуется с мерой человеческой, до конца человеческой равна не становится. Бог изначально знал, какой путь изберёт человек, а это значит, что любви к нам в Нём изначально больше, чем в любом человеке или даже во всём человечестве к Нему. Если мы любим Его, то любим в ответ, потому что Он первым возлюбил нас. Если не любим, Он не может назвать нас своими и отрекается, признавая нашу свободу. Но Он не отрекается от Себя.
Собственно, именно в этом неравенстве нашей любви присутствует залог нашей же надежды. Апостол призывает Тимофея, а вместе с ним и нас, стремиться к неукоризненной жизни, удаляясь глупого и ненужного пустословия и споров. Эти споры вносят смуту и могут казаться тем, что совершенно разрушает христианскую жизнь отдельного человека и церковную жизнь в целом. Но благая весть, которую сообщает нам апостол, в том, что Церковь имеет твёрдое основание и всегда будет стоять, ведь Господь знает своих. А нам, чтобы оставаться для Него своими, надо избегать всякого неправедного пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 14 зач., V, 12-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Может ли человек измениться — бесповоротно и к лучшему? Кто-то скажет, что нет. А вот православные христиане верят, что может и даже должен. И находят тому подтверждение в Священном Писании. А именно — в книге Деяний святых апостолов. Отрывок из 5-й главы этой книги читается сегодня утром во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
Какую удивительную и сильнейшую перемену можем мы наблюдать в отношении святых апостолов! Если до события святой Пятидесятницы, когда на учеников снизошла благодать Святого Духа, они (ученики) представляли собой неуверенных, подверженных страху людей, то теперь мы в их лице видим совершенно иные, противоположные качества. Апостолы превратились в храбрых и непреклонных глашатаев Евангелия.
Если раньше ученики прятались за закрытыми дверями, то теперь они, несмотря на все угрозы противников Христа, начинают приходить в притвор Соломонов. Так называлась часть крытой колоннады вокруг Иерусалимского храма, где во время земного служения проповедовал Господь Иисус. Теперь в этом же месте начали рассказывать людям о Евангелии Его храбрые апостолы, укреплённые духовно изнутри благодатью Святого Духа.
К апостолам, как говорится в книге Деяний, никто не осмеливался присоединяться. Не потому, что ученики Христа никого к себе не подпускали, а потому, что очевидна была разница между апостолами, уже принявшими Святого Духа и духовно перешедшими в эпоху Нового Завета, и остальными жителями Иерусалима, пребывавшими ещё в Завете Ветхом.
Тем не менее, мистическая граница, отделявшая апостольскую общину от внешнего окружения, не являлась препятствием для дел милосердия. Ученики Христа с радостью возлагали руки на больных и бесноватых, исцеляли болезни, изгоняли злых духов. Так они не словами только, но и делами свидетельствовали о том, какому Богу они служат и что этим Богом является Господь Иисус.
Конечно же, подобное яркое служение не могло не вызвать зависти со стороны фарисеев, саддукеев. Они попробовали заключить апостолов в тюрьму. Но те вышли из неё в ту же ночь, освобождённые ангелом. И вот что показательно. Ученики не стали мстить законникам, не стали их обличать, критиковать. Апостолы продолжили своё служение любви, понимая, что нет лучше способа для проповеди истин Евангелия.
Пример, который в лице апостолов мы видим в книге Деяний, не утратил с веками своей значимости. Каждый православный христианин в таинстве миропомазания получил благодать Святого Духа — прошёл через личную Пятидесятницу. Да — у нас не хватает, к сожалению, дерзновения исцелять болезни, изгонять злых духов с помощью молитвы и веры. Но на что-то мы, тем не менее, способны.
А именно — подобно апостолам являть этому миру пример любви и милосердия. Не отвечать злом на зло, не мстить, не искать греховной выгоды, а руководствоваться в словах и поступках заповедями Христа. И тогда благодать Духа Святого будет укреплять нас изнутри, через нас станет действовать, укрепляя нас на непростом поприще христианского служения Богу и людям.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Дорога жизни» помогает детям-сиротам пройти лечение и обрести семью

Миша появился на свет 9 лет назад. Его рождение пошло не по плану: он не смог самостоятельно дышать и перенёс несколько операций. Родные от него отказались. После того, как Миша окреп, его отвезли сначала в дом ребёнка, а затем в детский дом. Из-за врождённых нарушений мальчик не мог нормально двигаться, зато покорял сердца тех, кто вокруг, своим обаянием и улыбчивостью.
В 2021 году, когда Мише было 5 лет, в детский дом города Владикавказа, где он находился, приехали сотрудники фонда «Дорога жизни». Проект помогает детям-сиротам получить качественное лечение, обрести поддержку взрослых и любящую семью. Его команда вспоминает первую встречу с мальчиком: «Миша был единственным ребёнком в детдоме, который не ходил сам. Но он был очаровательный, коммуникабельный, весёлый — человек-улыбка».
С поддержкой фонда «Дорога жизни» ребёнок перенёс две операции и прошёл реабилитацию в Москве. И после этого встал на ноги. Вскоре мальчиком заинтересовались приёмные родители. Они забрали Мишу, но так и не смогли его принять. И он вернулся обратно в детский дом.
Тогда благотворительный фонд «Дорога жизни» разместил о Мише статью на своих ресурсах, так о нём узнала семья из Москвы. Родители прилетели к ребёнку во Владикавказ и после встречи с ним поняли, что Миша будет новым членом их семьи.
Сейчас у мальчика совсем другая жизнь: у него есть папа и мама, брат, сестра, свой дом и три собаки. Но главное — есть любовь, забота и понимание.
При поддержке фонда «Дорога жизни» ребята из детских домов с различными нарушениями проходят лечение, реабилитации и обретают возможность найти семью. Поддержать фонд и его подопечных можно на сайте «Дорога жизни».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«2-я неделя по Пасхе. Антипасха». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.5:12-20) и Евангельского (Ин.20:19-31) чтений в воскресенье после Пасхи, именуемое Антипасха, и вспоминается уверение апостола Фомы, а также Радонице — особом дне поминания усопших, о днях памяти преподобного Зосимы Соловецкого, блаженной Матроны Московской.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица