2 Тим., 299 зач., IV, 9-22.
Глава 4.
9 Постарайся прийти ко мне скоро.
10 Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною.
11 Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
12 Тихика я послал в Ефес.
13 Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.
14 Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его!
15 Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.
16 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17 Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18 И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.
19 Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров.
20 Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
21 Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия.
22 Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Может показаться, что в этом перечислении имён, мало кому известных, нет ничего интересного. Но — это далеко не так. Перед нами — одна из интереснейших страниц апостольских посланий, которая показывает нам Павла как человека, а не как мифического героя или вообще вымышленный персонаж. Посмотрите, сколько обычной человеческой нежности и заботы в его словах, — где практически нет высокодуховных назиданий, перед нами — речь человека, ясно понимающего, что путь его земной жизни уже подошёл к концу, и вот теперь он хотел бы попрощаться с самыми дорогими его сердцу людьми, оставить какие-то поручения, благословения, добрые советы.
Но разве апостол не сказал сам — «желаю разрешиться и поскорее быть вместе со Христом»? Разве не умертвил он к итогу своей жизни все земные привязанности? Как могло в его сердце оставаться место для других людей — значит, оно так и не было целиком отдано Христу Спасителю? Разве это правильно?
Но откуда появляется в нашем сознании это противопоставление любви к ближним — любви к Богу? Почему одно обязательно должно исключать другое? Разве не скорбел Сам Христос Спаситель на Тайной Вечери, понимая, что это — Его прощальный ужин, и больше такого общения уже не повторится? Разве не просил Он Своих самых близких друзей разделить печаль Его молитвы в Гефсиманском саду?
Мы подходим к очень важному вопросу: превращает ли близость к Богу человеческое сердце в настолько духовный орган, что оно перестаёт чувствовать и переживать всё человеческое? То самое «бесстрастие» — по-гречески «апатия» — разве не есть умерщвление всего собственно человеческого ради торжества духовного?
Ответ мы видим в сегодняшнем послании, и он категоричен: нет, ни в коем случае! Более того: если раньше мы могли прочесть между строк в посланиях апостола иногда раздражение, иногда решительное негодование, или упрёк, или обиду — то здесь, в прощальном письме, мы видим его очень трогательным, исполненным великодушия и прощения. Он не стесняется своих чувств, не видит в них ничего зазорного — хорошо понимая, насколько болезненным будет его уход для окружающих. Умерщвление греховности и страстности как таковой вовсе не означает наступление «душевного коматоза», тотальной бесчувственности. Напротив: то, как переживают святые приближение конца, обостряет эту драму в разы. Потому-то Спаситель и молится до кровавого пота, что Он тонко чувствует, что Ему предстоит вскоре. Потому Он и отказывается, будучи на Кресте в страшных муках, принять обезболивающий и дурманящий состав — Он погружается в эту боль до самого дна, до предела — не потому, что Он уже ничего не чувствует, напротив, именно потому, что Он хочет прожить весь ужас ада ради спасения человека — без всякой анестезии.
Вывод, который напрашивается сам собой, может заставить крепко призадуматься: а не оправдываем ли мы временами бесчувственность нашего сердца выдуманным приоритетом духовного над душевным! Так и хочется сказать словами апостола: да не будет!...
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов