
2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к Коринфянам и делает это как будто бы извиняясь. Из общего контекста послания понятно, что в коринфской общине были проблемы нравственного характера, которые апостол, как основатель общины и пастырь стремился решить.
Конечно, критика может быть разной. Критикующий отделять себя от слушающих, а может, напротив, чувствовать свою ответственность и с братской любовью брать на себя немощь ближних. И в этом, конечно, апостол Павел является для нас удивительным примером корректного, уважительного, бережного обращения к тем, кто неправ и кого он может заслуженно призывать к покаянию.
Обычно, когда нас обличают мы огорчаемся. Зная об этом и обличая коринфян, апостол напоминает им, что само огорчение может разным и приводить к разным же результатам. Нам становится стыдно, от того, что наши высокие представления о самих себе оказываются разрушены, усугублять это состояние могут гордость, тщеславие, превозношение перед лицом других. Более глубоким и сложным чувством, может быть вина, ведь мы неправы и совершали неправильные поступки. Однако, из всех подобных состояний и ощущений, мы можем сделать очень разные выводы, чему в Писании можно найти немало примеров. Каин, царь Саул, Иуда Искариот — все они, каждый по своему, были неправы, но понимая это лишь расстраивались или злились больше прежнего. Каждого из них обличала совесть и каждый не пожелал найти выхода, не пожелал не только признать себя неправым, но и исправиться. Были и другие: Давид, блудный сын из притчи, апостол Петр. Они так же были неправы, но, воспринимая обличения совести, сумели найти конструктивный выход.
Апостол формулирует разницу очень ясно и лаконично: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Эта печаль близка к стыду, ведь стыд так же всегда возникает перед лицом другого. Мы оказываемся как бы перед внешним судьей, реальным или только воображаемым... и оцениваем себя с его точки зрения.
Если мы оказываемся неправы перед лицом Божиим, мы печалимся, но видим в Нем того, кто готов простить и дать силы к исправлению. Сама неправота перед лицом Бога совпадает по содержанию с грехом. В таком случае — стремление к исправлению совпадает с покаянием и возвращением к правильной, гармоничной жизни. Неправота перед лицом мира — иное дело. Ценности мира таковы, что стремясь соответствовать им, человек нередко идет на грех... Печалится о несоответствии себя тем кумирам, которые создает себе общество, что заканчивается смертью, духовной или физической.
Коринфяне пошли по верному пути, а по какому пути пойдем мы? Каждый из нас? Будем ли мы стремиться соответствовать изменчивым и требовательным идеалам мира сего, будет ли судить себя перед его лицом... Или будем предстоять перед Отцом, который любит нас и всегда ждет с распростертыми объятьями?
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О почитании Апостола Иакова Алфеева на Руси

Сегодня 22 октября. Церковь чтит память Апостола Иакова Алфеева.
О его почитании на Руси — протоиерей Максим Горожанкин.
Священное предание не сохранило каких-либо точных сведений об апостоле Иакове Алфееве. Но при этом святой апостол почитается глубоко в Православной Церкви и в Русской Православной Церкви, в частности.
Так, в Алатырской епархии, в городе Алатыре, есть храм, посвящённый святому апостолу Иакову Алфееву. Этот храм разделил судьбу многих храмов на Руси. Его священнослужители, его настоятели бывали арестованы, и один из настоятелей, отец Владимир, был осуждён на 10 лет тюремного заключения. Вслед за ним за веру Христову были осуждены и некоторые прихожане этого святого храма. Сам отец Владимир принял мученическую смерть, он был расстрелян.
Но, милостью Божией, в наши дни этот храм восстановлен. Он, как принято говорить, является действующим. В нём совершаются богослужения, совершаются таинства.
И дай Господь, чтобы тот святой апостол, о котором мы мало знаем, знал многое о нас. И в молитвенном предстательстве к нему мы обретали утешение и благодатную помощь.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 октября. О служении Александра Княжевича

Сегодня 22 октября. В этот день в 1792 году родился русский государственный деятель, министр финансов, сенатор Александр Княжевич.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Княжевич — русский государственный деятель, одно время занимавший пост министра финансов с 58 по 59 год XIX столетия, сенатор, член Госсовета.
Что можно сказать об Александре Максимовиче? Человек умеренных взглядов, он избегал крайностей,и поэтому принёс немало пользы России во времена реформ Александра II, отмены крепостного права, сложных вопросов финансов. Он держался умеренности, поддерживая те проекты, которые помогали России оставаться стабильной, и не шёл на риски.
И понимал, что для государства самое главное — умеренность и аккуратность, стабильность, умение избегать тех неоправданных рисков, которые сулят золотые горы, а завершиться могут коллапсом и фиаско.
Но факт остаётся фактом. Если ты оказался на государственной службе, будь созидателем, всегда придерживайся системного подхода. Сам вкладывай свою лепту в служение Отечеству, в том, чтобы, сохраняя сердечный мир, ясность ума и спокойствие души, позитивно влиять на окружающих в наше непростое, турбулентное время.
Все выпуски программы Актуальная тема