
2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри́те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною; 15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол обращается к Коринфянам и делает это как будто бы извиняясь. Из общего контекста послания понятно, что в коринфской общине были проблемы нравственного характера, которые апостол, как основатель общины и пастырь стремился решить.
Конечно, критика может быть разной. Критикующий отделять себя от слушающих, а может, напротив, чувствовать свою ответственность и с братской любовью брать на себя немощь ближних. И в этом, конечно, апостол Павел является для нас удивительным примером корректного, уважительного, бережного обращения к тем, кто неправ и кого он может заслуженно призывать к покаянию.
Обычно, когда нас обличают мы огорчаемся. Зная об этом и обличая коринфян, апостол напоминает им, что само огорчение может разным и приводить к разным же результатам. Нам становится стыдно, от того, что наши высокие представления о самих себе оказываются разрушены, усугублять это состояние могут гордость, тщеславие, превозношение перед лицом других. Более глубоким и сложным чувством, может быть вина, ведь мы неправы и совершали неправильные поступки. Однако, из всех подобных состояний и ощущений, мы можем сделать очень разные выводы, чему в Писании можно найти немало примеров. Каин, царь Саул, Иуда Искариот — все они, каждый по своему, были неправы, но понимая это лишь расстраивались или злились больше прежнего. Каждого из них обличала совесть и каждый не пожелал найти выхода, не пожелал не только признать себя неправым, но и исправиться. Были и другие: Давид, блудный сын из притчи, апостол Петр. Они так же были неправы, но, воспринимая обличения совести, сумели найти конструктивный выход.
Апостол формулирует разницу очень ясно и лаконично: печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Эта печаль близка к стыду, ведь стыд так же всегда возникает перед лицом другого. Мы оказываемся как бы перед внешним судьей, реальным или только воображаемым... и оцениваем себя с его точки зрения.
Если мы оказываемся неправы перед лицом Божиим, мы печалимся, но видим в Нем того, кто готов простить и дать силы к исправлению. Сама неправота перед лицом Бога совпадает по содержанию с грехом. В таком случае — стремление к исправлению совпадает с покаянием и возвращением к правильной, гармоничной жизни. Неправота перед лицом мира — иное дело. Ценности мира таковы, что стремясь соответствовать им, человек нередко идет на грех... Печалится о несоответствии себя тем кумирам, которые создает себе общество, что заканчивается смертью, духовной или физической.
Коринфяне пошли по верному пути, а по какому пути пойдем мы? Каждый из нас? Будем ли мы стремиться соответствовать изменчивым и требовательным идеалам мира сего, будет ли судить себя перед его лицом... Или будем предстоять перед Отцом, который любит нас и всегда ждет с распростертыми объятьями?
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Мечтатель

Фото: Jeremy Stewardson / Unsplash
Жил-был на свете один мечтательный мальчик. Целыми днями он что-нибудь фантазировал, да матери сказки рассказывал, а никакая крестьянская работа ему в руки не давалась.
Однажды мать позвала его и говорит:
— Сынок, ты уже вырос, пора тебе самому зарабатывать себе на жизнь. Если не хочешь работать в поле, то ступай в город и найди там себе какое-нибудь дело.
Отправился парнишка в город на базар искать работу. Весь день ходил он мимо прилавков, а под вечер подошёл к нему незнакомый старичок и попросил:
— Помоги мне донести горшок с простоквашей до дома. Я заплачу тебе за это две медных монетки. Ну, так как, возьмёшься?
Поразмыслив, парень согласился. Это была маленькая сумма, однако всё же лучше, чем совсем ничего.
Поставив глиняный горшок на голову, по дороге он стал размышлять:
«Сегодня, получив две монетки, я не потрачу их, а куплю на них яйцо. Затем я положу яйцо в гнездо коршуна, что на дереве, которое растёт на заднем дворе моего дома. Через несколько дней из яйца вылупится цыплёнок, и я буду выращивать его. Когда курица станет взрослой, она начнёт нести яйца, и я буду собирать их и выводить из них цыплят. В конце концов, у меня будет несколько тысяч кур, и я начну на базаре торговать яйцами. На полученную прибыль я куплю несколько коров и буйволов, и заведу молочное хозяйство. Когда я буду обладать огромным богатством, все будут рады отдать мне в жёны своих дочерей, и я женюсь на дочери шаха. Однако куда я её приведу? Мне придётся выстроить для неё большой дворец. Он будет весь из мрамора, а комнаты я украшу драгоценными камнями. Люди будут приезжать со всех концов света только для того, чтобы увидеть мой дворец...»
Парень шёл по улице, поглощённый своими мыслями, и не заметил, как наступил на кожуру банана. Он поскользнулся и упал на дорогу. Глиняный горшок разбился вдребезги, и вся простокваша вылилась на землю.
— Посмотри, что ты наделал! Ты причинил мне большой урон, из-за тебя я лишился горшка с простоквашей! — рассердился его работодатель.
— И вы называете это уроном? Всего-то какой-то горшок! Вот я сейчас лишился всего своего огромного богатства: слуг, жены, великолепного дворца! — воскликнул парень.
Старик очень удивился, расспросил своего неловкого помощника, и вдруг заулыбался.
— Послушай, так ты мне как раз и нужен! Я служу домашним учителем в одном богатом доме, и каждую ночь дети просят, чтобы я им перед сном рассказывал сказки. Я вспомнил всё, что знал, но они просят новых, а без этого долго не хотят засыпать, и потом плохо учатся. Если ты согласишься каждый вечер рассказывать им свои небылицы, тебе будут щедро платить...
Всякие способности могут принести человеку счастье, если правильно их применить.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки