2 Кор., 182 зач., VI, 16 - VII, 1.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Представьте себе такую ситуацию. Молодые люди принимают решение пожениться. И вдруг каким-то образом выясняется, что у одного из них есть давняя сердечная болезнь. Влюбленность, одним словом, которую он носит в себе уже много лет. Ситуация странная, но, согласитесь, такое вполне может случиться. Как поступит вторая половинка, узнав об этом? Может быть стерпит с мыслью, что брак поможет им стать ближе и будущий супруг забудет о прошлом, вкусив радость семейной жизни и новых, более глубоких отношений. Однако, скорее всего, будет болезненный разрыв связи. Потому что любовь не терпит конкуренции. «Или я или кто-то другой», — говорит любовь.
Бог в этом смысле очень похож на влюбленного. Не случайно в христианской письменности Творца называют женихом, а человеческую душу, с которой Он пытается выстроить отношения, — невестой. Поэтому в Ветхом Завете Бог — Бог ревнивец. Он всей душой любит Израиль, Свою невесту, и ревнует ее к всему тому, что может занять Его место. За неверность — в первую очередь речь идет об идолопоклонстве и сознательном пренебрежении законом Моисея — Он может вразумить ее нашествием врага или другими бедствиями, чтобы она очнулась, пришла в себя, вернулась к своему мужу.
В Новом Завете тональность меняется. Верность небесному жениху — не просто исполнение формальных предписаний закона. Это сосредоточенность всех сил своей души на Боге, как на личности, к которой должны быть устремлены все наши мысли, надежды, желания и упования. И реакция Господа на то, если это не так, несколько иная. Ведь Бог Нового Завета — Бог кроткий. Если душу человека начинает занимать что-то еще, Он не устраивает сцен. Он просто тихо и молча уходит, давая человеку возможность остаться со своим выбором. Он дает почувствовать душе ту пустоту, которая бывает, если в ней нет благодати.
А потому как невесту должен занимать только любимый, быть для нее на первом месте, так и человеческую душу должен занимать в первую очередь только Бог. Даже родители и родные и те, уходят в тень. Иначе никакой нормальной семьи не будет. Это далеко не означает, что жизнь для человека заканчивается. Это означает, что наше бытие, когда мы с Богом и живем ради Него, переходит в иное качество. Точно также как после брака существенно трансформируется жизнь молодых. Здесь просто иначе расставлены приоритеты. Ты уже не можешь жить так, как будто ничем и никому не обязан. И вряд ли это конец всех радостей и удовольствий. Именно с этого начинается подлинная полнота бытия. Ведь только господь может дать нашей душе настоящее удовлетворение, мир и покой.
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.