
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Общение людей друг с другом может показаться делом очень простым. Кто-то в семье, в детском саду и школе — мы социализуремся и учимся общению. Но простым этот путь может показаться только на первый взгляд. Общаемся и общаемся... Но посмотрим внимательнее: сколько в наших отношениях проблем, сколько конфликтов, манипуляций, мы во всем стремимся к исполнению своей воли, используем друг друга... Боле того, люди приходящие в храм замечают, что подобные проблемы возникают не только в обычных человеческих сообществах, но и в Церкви. Замечают не только по другим людям, но и по себе самим.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол уговаривает коринфян быть с ним искренними. Может показаться, что подобные проблемы не характерны для современности, но на самом деле отношения священников и мирян во все времена могли быть разными. В свое время, реформы Петра Первого сделали церковь чуть ли ни одним из ведомств, она стала восприниматься как часть государственного аппарата. Тот, кто сегодня говорит, что церковь сливается с просто не знаком с ее положением в дореволюционную эпоху. Однако после революции отношения стали еще сложнее, с теми, кто верил в Бога улучшились, но подавляющее большинство еще больше отдалилось. Наконец, с конца 80-х священники и миряне могут выстраивать отношения без внешних указок. Никто не принуждает священников контролировать прихожан, как и прихожанам, никто не говорит, что священники мироеды и обманщики. Евангельские нормы, которые всегда на самом деле лежали в основе церковной жизни вновь для всех становятся самыми главными. Все мы братья во Христе, все в одном Теле. В Церкви нет людей, которые ничего не значат, так как все и во всех Христос.
Красивая картинка, скажет кто-то, но в жизни-то все не так. Все сложнее. Действительно, почему же, обращаясь к христианам, апостол вынужден просить их об искренности и открытости? Разве это не норма? Конечно, норма. Но кто эту норму создает? Кто воплощает ее в жизнь? Мы сами. Отношения священников и мирян лишь пример, который иллюстрирует проблемы нашей жизни.
Апостол просит своих коринфских учеников, не возвращаться к старым языческим представлениям, не впускать идолов в свою жизнь. Он спрашивает их: какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? И Не подчинять свою жизнь греховным нормам, которым она была подчинена когда-то.
При этом очень важно, что речь он ведет в первую очередь не о внешней жизни, но о внутренней. Начиная говорить о храме, как чем-то внешнем, он приходит к тому, что сам человек является храмом.
Сегодня вокруг нас нет языческих идолов, по крайней мере в таком количестве, которое видел апостол Павел, когда писал свое послание. Но идолов внутренних в нас чрезвычайно много. Становясь христианами мы принимаем решение от них отречься. Например не видеть обогащение главной целью в жизни, не воспринимать людей как средство и не использовать их себе в угоду... Напротив, научиться жертвенности, любви, снисхождению и прощению.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема