
Апостол Павел
2 Кор., 167 зач., I, 1-7.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.

Сегодняшнее чтение представляет собой первые стихи второго послания к Коринфянам. Жизнь христиан в ту эпоху была непростой. Язычники не принимали из единобожия и отказа почитать императора как Бога, иудеи не прнимали благовестия апостолов о Христе, да и не были готовы входить в одну общину с бывшими язычниками. В такой ситуации они, конечно, нуждались в утешении и поддрежке, с которыми апостол не замедил к ним обратиться.
При этом, как это часто бывает, обратившись к кому-то с частным наставлением, апостол раскрывает некоторый универсальный принцип духовной жизни, воплощеие которого мы на самом деле постоянно можем видеть в жизни. В данном случае речь идет об одной удивительной особенности человека: его щедрость не зависит от того, каким имуществом он обладает.
Утешая коринфян в их скорбях, апостол говорит им о щедрости. При этом совершно очевидно, что делиться можно не только деньгами, продуктами или вещами... можно делиться духовным и душевным, делиться эмоциями. При этом люди нередко рассуждают так. У меня самого жизнь трудная, почему это я должен кому-то сочувствовать? Это ведь я работаю на нескольких работах, чтобы прокормить семью, почему я должен сочувствовать тому, кто работает на одной? Это у меня проблемы в семье, почему я должен сочувствовать тем, у кого в семье всё хорошо? Это ведь мне сейчас больно, почему я должен сочувствовать кому-то? И эта внутренняя скупость на сочувствие и добро, в итоге влияет на нас самих и обедняет нашу жизнь. Человеку может казаться, что пожалев другого он потратит ресурсы, которых у него нет на самого себя... Но в ральности, мы сохраняем только то, что отдаем другим. Сохраняем потому, что это сохраняет для нас Бог, ведь он владыка всякой щедрости, Он Отец милосердция и Бог всякого утешения, как называет Его апостол Павел. Это не значит, что мы обязаны сопереживать всем одинаково, но стремиться к тому, чтобы помочь и посочувствовать тем, кто в этом нуждается, важно.
Если человека некому утешить, но он действительно нуждается в утешении, его всегда утешит Господь. При этом Бог утешает нас, чтобы мы могли утешить другого. И чем более мы щедры и милосердны, тем больше щедрости и милосердия обращается к нам. Апостол прямо говорит, что по мере того, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. В это невозможно поверить, пока не испытаешь этого на себе. Первый шаг в этом направлении похож на шаг в пропасть, на шаг в пустоту, потому что нет никаких оснований считать, что помощь будет, что она откуда-то придёт. У тебя может быть очень мало чего-то своего, ты даже молишься только за себя, но находишь в себе силы на сострадание и поддержку ближнему и откуда ни возьмись приходит помощь, потому что Господь не оставляет и только мы сами можем оставить себя в одиночестве. Если же мы будем щедрыми на помощь, щедрыми во всяком утешении и поддержке другому человеку, мы всегда будем чувствовать, что тот, Кто является источником этого утешения, присутствует рядом с нами.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема