
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 191 зач., XI, 1-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что преподобный не был успешным оратором, он вообще предпочитал не говорить, а делать. Подобное можно сказать о подавляющем большинстве святых, мало кто из них был способен убедительно говорить о собственном опыте богообщения, а потому и мало кто из них оставил какое-либо письменное наследие. Обилие же святоотеческой литературы обусловлено общим немалым количеством людей, угодивших Богу, среди которых находились и талантливые ораторы. Вообще, красноречие и убедительность слов — это, скорее, свойство представителей языческого мира, христиане же никогда не пытались превзойти в этом искусстве своих оппонентов, христиане предпочитали иной путь — путь личного свидетельства без каких-либо риторических ухищрений. Но в таком подходе есть один существенный минус: людям нравится красивая речь, они охотно верят тем, кто ей обладает, и, напротив, не верят тем, кто к ней неспособен. С этой проблемой столкнулся и апостол Павел, об этом он написал в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах отрывке из 11-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 11.
1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.
2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,- то вы были бы очень снисходительны к тому.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
Известно, что в христианской общине Коринфа было немало внутренних проблем, эти проблемы побудили апостола Павла направить в Коринф два послания. Особенно трагичным и горестным было второе из них. Исследователи Нового Завета предполагают, что причиной нестроений среди коринфян стали действия лжеапостолов, при этом не вполне понятно, кем были эти люди и чему именно они учили. Впрочем, из послания апостола Павла ясно, что их учение шло вразрез с учением самого апостола. Из этого же послания понятно, что оппоненты Павла превосходили его в искусстве слова, и потому они находили в Коринфе массу сторонников.
Когда апостол назвал самого себя «невеждой в слове», он отнюдь не лукавил, не иронизировал и не проявлял ложного смирения, у него, несмотря на его общую высокую образованность, действительно не было специального риторического образования. Отсутствие такого образования сказалось и на его посланиях, которые довольно трудны для понимания. Тексты апостола Павла в этом смысле существенно отличаются от писаний других апостолов, и если сопоставлять их между собой, то легко заметить, что образованность Павла сыграла с ним злую шутку: он не был способен писать так же просто, как менее учёные апостолы. Павел был чем-то похож на современных нам выдающихся учёных, которые прекрасно знают свой предмет, но зачастую испытывают проблемы с письменной и устной речью, эти люди говорят запутанно и сложно, а написанные ими учебники для специализированных вузов представляют собой крайне непростое чтение, от которого страдают тысячи студентов.
Апостол Павел призывал коринфских христиан не смущаться непрезентабельностью его речи, он просил их обращать внимание не на его слова, а на его дела, на его опыт, на дары Духа Святого, которые коринфяне получили благодаря проповеди апостола. Он призывал их помнить, что истина и красота слога далеко не всегда бывают синонимами.
Этот апостольский призыв не может потерять своей актуальности, потому что у каждого человека есть своё профессиональное поле деятельности, и мы не ждём, скажем, от электриков, что они будут красноречивыми ораторами, они этому не учились, у них иные задачи. Так и у служителей Церкви есть иные приоритетные задачи, главная из которых — молитва и связанное с ней богослужение, но никак не ораторское искусство. Бесспорно хорошо, когда первое подкреплено вторым, но обращать внимание стоит всё же на молитвенную настроенность пастырей Церкви Христовой, а не на что-либо иное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер