Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

* Поделиться
Апостол Павел

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)

2 Кор., 191 зач., XI, 1-6.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Житие преподобного Сергия Радонежского свидетельствует, что преподобный не был успешным оратором, он вообще предпочитал не говорить, а делать. Подобное можно сказать о подавляющем большинстве святых, мало кто из них был способен убедительно говорить о собственном опыте богообщения, а потому и мало кто из них оставил какое-либо письменное наследие. Обилие же святоотеческой литературы обусловлено общим немалым количеством людей, угодивших Богу, среди которых находились и талантливые ораторы. Вообще, красноречие и убедительность слов — это, скорее, свойство представителей языческого мира, христиане же никогда не пытались превзойти в этом искусстве своих оппонентов, христиане предпочитали иной путь — путь личного свидетельства без каких-либо риторических ухищрений. Но в таком подходе есть один существенный минус: людям нравится красивая речь, они охотно верят тем, кто ей обладает, и, напротив, не верят тем, кто к ней неспособен. С этой проблемой столкнулся и апостол Павел, об этом он написал в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах отрывке из 11-й главы Второго послания к Коринфянам.

Глава 11.

1 О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

2 Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

4 Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали,- то вы были бы очень снисходительны к тому.

5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:

6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

Известно, что в христианской общине Коринфа было немало внутренних проблем, эти проблемы побудили апостола Павла направить в Коринф два послания. Особенно трагичным и горестным было второе из них. Исследователи Нового Завета предполагают, что причиной нестроений среди коринфян стали действия лжеапостолов, при этом не вполне понятно, кем были эти люди и чему именно они учили. Впрочем, из послания апостола Павла ясно, что их учение шло вразрез с учением самого апостола. Из этого же послания понятно, что оппоненты Павла превосходили его в искусстве слова, и потому они находили в Коринфе массу сторонников.

Когда апостол назвал самого себя «невеждой в слове», он отнюдь не лукавил, не иронизировал и не проявлял ложного смирения, у него, несмотря на его общую высокую образованность, действительно не было специального риторического образования. Отсутствие такого образования сказалось и на его посланиях, которые довольно трудны для понимания. Тексты апостола Павла в этом смысле существенно отличаются от писаний других апостолов, и если сопоставлять их между собой, то легко заметить, что образованность Павла сыграла с ним злую шутку: он не был способен писать так же просто, как менее учёные апостолы. Павел был чем-то похож на современных нам выдающихся учёных, которые прекрасно знают свой предмет, но зачастую испытывают проблемы с письменной и устной речью, эти люди говорят запутанно и сложно, а написанные ими учебники для специализированных вузов представляют собой крайне непростое чтение, от которого страдают тысячи студентов.

Апостол Павел призывал коринфских христиан не смущаться непрезентабельностью его речи, он просил их обращать внимание не на его слова, а на его дела, на его опыт, на дары Духа Святого, которые коринфяне получили благодаря проповеди апостола. Он призывал их помнить, что истина и красота слога далеко не всегда бывают синонимами.

Этот апостольский призыв не может потерять своей актуальности, потому что у каждого человека есть своё профессиональное поле деятельности, и мы не ждём, скажем, от электриков, что они будут красноречивыми ораторами, они этому не учились, у них иные задачи. Так и у служителей Церкви есть иные приоритетные задачи, главная из которых — молитва и связанное с ней богослужение, но никак не ораторское искусство. Бесспорно хорошо, когда первое подкреплено вторым, но обращать внимание стоит всё же на молитвенную настроенность пастырей Церкви Христовой, а не на что-либо иное.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем