
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы когда-нибудь выносили сами себе... только, пожалуйста, не пугайтесь! — смертный приговор? Давайте послушаем, что же побудило апостола Павла с его спутниками приговорить самих себя к смерти — и почему, и зачем, и к чему это в итоге привело — об этом в 1-й главе 2-го послания к Коринфянам. Отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем внимательно!
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Самое интересное — это то, что ни один из авторитетных толкователей этого послания не знает, о какой именно смертельной опасности говорит апостол. Ясно только одно: это была такая очевидная и неизбежная смертельная угроза, нависшая над апостолом и его спутниками, что само избавление от неё уже воспринималось как чудо, явное вмешательство свыше.
Однако в самом же тексте для нас есть важная подсказка содержательного плана: апостол объясняет, в чём была причина такой неожиданной напасти, чуть не приведшей к трагедии. И причина эта — самонадеянность. Да, вы не ослышались: даже апостол, как и любой обычный человек, мог впадать в самонадеянность, от которой его могла избавить только предельная, смертельная и неразрешимая угроза.
Мне хочется вспомнить один случай из альпинистского прошлого — когда во время похода наш инструктор принёс страшную новость после связи с базой: несколько высокопрофессиональных мастеров спорта сорвались при восхождении и погибли. Для нас, новичков, это был пронзительный, острый шок: если такие мэтры гибнут, то нас, неопытных дилетантов, что поджидает впереди? На наш испуг инструктор отреагировал цинично: не, новички крайне редко гибнут. Это — удел самонадеянных профессионалов. И, действительно, уже когда на базе стали выяснять, в чём же была причина гибели группы, подтвердилось: да, это была самонадеянность. Вместо того, чтобы вбить новый крюк, решили сэкономить и «взять» новый рекорд скорости — использовав уже когда-то вбитый старый. И — всё, сорвались и погибли все. Всего лишь одна маленькая надежда — надежда на «авось, пронесёт». Или точнее — самонадеянность.
Мы не знаем, где именно оступился апостол Павел и в чём именно его «занесло» в самонадеянность. Хотя любой миссионер и проповедник — особенно успешный — хорошо знает этот морок своей мнимой «силы» и «духовности», которому только стоит даже немного поддаться — и точно прилетит «свыше», да ещё и так, что мало не покажется. Увы, мы люди немощные, и чтобы безопасно пропускать сквозь себя восхваления и благодарения — надо быть уже внутренне умЕршим. О чём и говорит апостол: в какой-то момент, когда опасность обступила со всех сторон, ему хватило мужества отрезвиться и устроить для самого себя «жёсткую посадку» на землю в виде самоосуждения, того самого «смертного приговора», о котором мы и слышим в послании. Чем выше задирает нос человек — тем более жёсткое отрезвление требуется. Вывод очень простой: научиться улавливать этот запах самодовольства ещё на самых ранних стадиях, пока он не вскружил голову и не проник в сердце — и быстро от него избавляться. Для этого есть прекрасный способ — юмор, ирония, обесценивание — главное только, чтобы адресатом был ты сам. Работает, как правило, безотказно: посмеёшься как следует, от души, над твоим «распузырившимся величием» — и всё, морок отступил.
Именно этого и хочется пожелать всем нам: почаще смотреть на свои достижения с добрым юмором — да не потребуется Господу Богу для нашего врачевания прибегать к болезненным хирургическим действиям!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица