
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы когда-нибудь выносили сами себе... только, пожалуйста, не пугайтесь! — смертный приговор? Давайте послушаем, что же побудило апостола Павла с его спутниками приговорить самих себя к смерти — и почему, и зачем, и к чему это в итоге привело — об этом в 1-й главе 2-го послания к Коринфянам. Отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем внимательно!
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Самое интересное — это то, что ни один из авторитетных толкователей этого послания не знает, о какой именно смертельной опасности говорит апостол. Ясно только одно: это была такая очевидная и неизбежная смертельная угроза, нависшая над апостолом и его спутниками, что само избавление от неё уже воспринималось как чудо, явное вмешательство свыше.
Однако в самом же тексте для нас есть важная подсказка содержательного плана: апостол объясняет, в чём была причина такой неожиданной напасти, чуть не приведшей к трагедии. И причина эта — самонадеянность. Да, вы не ослышались: даже апостол, как и любой обычный человек, мог впадать в самонадеянность, от которой его могла избавить только предельная, смертельная и неразрешимая угроза.
Мне хочется вспомнить один случай из альпинистского прошлого — когда во время похода наш инструктор принёс страшную новость после связи с базой: несколько высокопрофессиональных мастеров спорта сорвались при восхождении и погибли. Для нас, новичков, это был пронзительный, острый шок: если такие мэтры гибнут, то нас, неопытных дилетантов, что поджидает впереди? На наш испуг инструктор отреагировал цинично: не, новички крайне редко гибнут. Это — удел самонадеянных профессионалов. И, действительно, уже когда на базе стали выяснять, в чём же была причина гибели группы, подтвердилось: да, это была самонадеянность. Вместо того, чтобы вбить новый крюк, решили сэкономить и «взять» новый рекорд скорости — использовав уже когда-то вбитый старый. И — всё, сорвались и погибли все. Всего лишь одна маленькая надежда — надежда на «авось, пронесёт». Или точнее — самонадеянность.
Мы не знаем, где именно оступился апостол Павел и в чём именно его «занесло» в самонадеянность. Хотя любой миссионер и проповедник — особенно успешный — хорошо знает этот морок своей мнимой «силы» и «духовности», которому только стоит даже немного поддаться — и точно прилетит «свыше», да ещё и так, что мало не покажется. Увы, мы люди немощные, и чтобы безопасно пропускать сквозь себя восхваления и благодарения — надо быть уже внутренне умЕршим. О чём и говорит апостол: в какой-то момент, когда опасность обступила со всех сторон, ему хватило мужества отрезвиться и устроить для самого себя «жёсткую посадку» на землю в виде самоосуждения, того самого «смертного приговора», о котором мы и слышим в послании. Чем выше задирает нос человек — тем более жёсткое отрезвление требуется. Вывод очень простой: научиться улавливать этот запах самодовольства ещё на самых ранних стадиях, пока он не вскружил голову и не проник в сердце — и быстро от него избавляться. Для этого есть прекрасный способ — юмор, ирония, обесценивание — главное только, чтобы адресатом был ты сам. Работает, как правило, безотказно: посмеёшься как следует, от души, над твоим «распузырившимся величием» — и всё, морок отступил.
Именно этого и хочется пожелать всем нам: почаще смотреть на свои достижения с добрым юмором — да не потребуется Господу Богу для нашего врачевания прибегать к болезненным хирургическим действиям!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 13. Богослужебные чтения

Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 13. На струнах Псалтири
1 Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 "Кто даст с Сиона спасение Израилю!" Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема