
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Вы когда-нибудь выносили сами себе... только, пожалуйста, не пугайтесь! — смертный приговор? Давайте послушаем, что же побудило апостола Павла с его спутниками приговорить самих себя к смерти — и почему, и зачем, и к чему это в итоге привело — об этом в 1-й главе 2-го послания к Коринфянам. Отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах. Давайте послушаем внимательно!
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Самое интересное — это то, что ни один из авторитетных толкователей этого послания не знает, о какой именно смертельной опасности говорит апостол. Ясно только одно: это была такая очевидная и неизбежная смертельная угроза, нависшая над апостолом и его спутниками, что само избавление от неё уже воспринималось как чудо, явное вмешательство свыше.
Однако в самом же тексте для нас есть важная подсказка содержательного плана: апостол объясняет, в чём была причина такой неожиданной напасти, чуть не приведшей к трагедии. И причина эта — самонадеянность. Да, вы не ослышались: даже апостол, как и любой обычный человек, мог впадать в самонадеянность, от которой его могла избавить только предельная, смертельная и неразрешимая угроза.
Мне хочется вспомнить один случай из альпинистского прошлого — когда во время похода наш инструктор принёс страшную новость после связи с базой: несколько высокопрофессиональных мастеров спорта сорвались при восхождении и погибли. Для нас, новичков, это был пронзительный, острый шок: если такие мэтры гибнут, то нас, неопытных дилетантов, что поджидает впереди? На наш испуг инструктор отреагировал цинично: не, новички крайне редко гибнут. Это — удел самонадеянных профессионалов. И, действительно, уже когда на базе стали выяснять, в чём же была причина гибели группы, подтвердилось: да, это была самонадеянность. Вместо того, чтобы вбить новый крюк, решили сэкономить и «взять» новый рекорд скорости — использовав уже когда-то вбитый старый. И — всё, сорвались и погибли все. Всего лишь одна маленькая надежда — надежда на «авось, пронесёт». Или точнее — самонадеянность.
Мы не знаем, где именно оступился апостол Павел и в чём именно его «занесло» в самонадеянность. Хотя любой миссионер и проповедник — особенно успешный — хорошо знает этот морок своей мнимой «силы» и «духовности», которому только стоит даже немного поддаться — и точно прилетит «свыше», да ещё и так, что мало не покажется. Увы, мы люди немощные, и чтобы безопасно пропускать сквозь себя восхваления и благодарения — надо быть уже внутренне умЕршим. О чём и говорит апостол: в какой-то момент, когда опасность обступила со всех сторон, ему хватило мужества отрезвиться и устроить для самого себя «жёсткую посадку» на землю в виде самоосуждения, того самого «смертного приговора», о котором мы и слышим в послании. Чем выше задирает нос человек — тем более жёсткое отрезвление требуется. Вывод очень простой: научиться улавливать этот запах самодовольства ещё на самых ранних стадиях, пока он не вскружил голову и не проник в сердце — и быстро от него избавляться. Для этого есть прекрасный способ — юмор, ирония, обесценивание — главное только, чтобы адресатом был ты сам. Работает, как правило, безотказно: посмеёшься как следует, от души, над твоим «распузырившимся величием» — и всё, морок отступил.
Именно этого и хочется пожелать всем нам: почаще смотреть на свои достижения с добрым юмором — да не потребуется Господу Богу для нашего врачевания прибегать к болезненным хирургическим действиям!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 333 зач. (от полу́), XII, 28 - XIII, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Знакомясь с жизнью Церкви, современные люди нередко задают себе вопрос: как быть верующим сегодня? Неужели правила, которым почти две тысячи лет, не устарели? Неужели нельзя придумать ничего нового? Ответы на эти вопросы звучат в отрывке из 12-й и 13-й глав послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Глава 13.
1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя,
6 так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Многие из нас, в самых разных вариациях, слышали от детей забавные вопросы о прошлом. В определённом возрасте дети задумываются о том, что было до их рождения. Но порой ещё не умеют сопоставить жизнь отдельного человека с историей мира, от чего задают вопросы в стиле: «А дедушка видел динозавров»? Со временем, уже в подростковом возрасте подобные вопросы сменяются уверенностью, что взрослые, даже если они не современники мамонтов, мало что понимают в современной жизни и уж точно ничего не понимают в её правилах и в том, как надо расставлять приоритеты. И, конечно, на этом фоне, христианство с его правилами выглядит как нечто совершенно архаичное и устаревшее. И если сегодня никому в голову не приходит жить по законам императора Тиберия, который был современником Иисуса из Назарета, то почему верующие убеждены, что по законам Самого Иисуса жить можно?
Чтобы понять, из чего исходят христиане, когда рассуждают подобным образом, надо задать себе странный и на первый взгляд неожиданный вопрос. Например, должен ли был император Тиберий пережёвывать пищу или мог глотать, не жуя? Потягивался ли Диоген, просыпаясь в своей бочке, или это особенность только современных людей? Смысл этих вопросов в том, чтобы ясно увидеть, что биологически мы практически не отличаемся от людей времён Христа. Соглашаясь с этим, христиане просто добавляют: не отличаемся и духовно. Это, конечно, не значит, что мы не отличаемся ничем. Быт, традиции, представления о культурных нормах и даже представления человека о самом себе во многом были другими, но любовь и ненависть были так же хорошо людям древности, как и нам с вами сегодня. Грубость и обида, прощение и примирение, жадность и щедрость придуманы не двести и не пятьсот лет назад. Иными словами, христиане утверждают, что заповеди Божии касаются таких вещей, которые не могут устареть, так как являются частью духовной природы человека, в той же мере, в какой пищеварение или кровообращение являются частью природы биологической.
Более того, в самой своей сути эти правила оказываются укоренены в Самом Боге, почему сегодняшний отрывок из апостольского послания и начинается с отсылки к Богу живому, Которому мы призваны служить. А далее перечисляются на первый взгляд очень простые вещи: братолюбие как основа христианской жизни; помощь странникам как людям, которые нуждаются в опоре в нестандартной и незнакомой для них ситуации; доброе отношение к браку, который, по мысли апостола Павла, достоин всякого почтения; умение довольствоваться тем, что имеешь, как проявление надежды на Бога, всех поддерживающего и направляющего; и, наконец, уважение к наставникам, как тем, кто способствует нашей духовной жизни. Задумавшись над этими советами апостола, мы поймём, что в них всё современно, потому что Христос действительно вчера и сегодня и во веки Тот же.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Филарет Московский о создании и сохранении семьи». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме создания и сохранения семьи, из книги святителя Филарета Московского «Как создать православную семью».
Разговор шел о том, что важно помнить при создании семьи и когда семья проходит через кризисы, а также, почему семью называют «школой любви».
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поможем школе-интернату в Тверской области

С 13 лет Настя жила в Максатихинской школе-интернате, которая располагается в Тверской области. Девочку сюда прямо с улицы доставили социальные работники. Поскольку родителей у Насти нет, она жила с бабушкой. Женщина совсем о ней не заботилась. Хрупкий, замкнутый, агрессивный ребёнок в потрёпанной и грязной одежде — такой впервые увидели девочку сотрудники учреждения. Чтобы расположить её к себе и многому научить, им потребовались немало усилий и времени. Но этот труд не был напрасным. К 18 годам Настя стала совсем другим человеком. Она превратилась в приятную, трудолюбивую, добрую и ответственную девушку. Анастасия вышла замуж за молодого человека, который ранее окончил ту же школу-интернат. Сейчас они с супругом воспитывают четверых детей. У них свой дом в Тверской области и хозяйство. Глава семьи работает в МЧС, а Настя занимается детьми и домом.
Истории с добрым продолжением — это самая лучшая награда для сотрудников Максатихинской школы-интерната. «Для нас счастье, когда мы можем вернуть исковерканным детским душам покой и тепло, научить ребят ценить семью и подготовить их к самостоятельной жизни», — говорят они.
Сегодня в учреждении находятся 48 детей, среди них подопечные с инвалидностью. Для того, чтобы все ребята продолжали жить в комфортных условиях, необходимо обновить в детских комнатах кровати, обустроить место для досуга и творчества. Также важно приобрести развивающие игры и методические материалы. А ещё купить для подопечных нижнее бельё, в котором всегда есть необходимость.
Сбор для Максатихинской школы-интерната открыт на сайте Тверского фонда «Рука помощи».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов