
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если хочешь получше узнать человека — приди к нему домой. Потому что дом — это тоже своего рода наше тело, которым и в котором мы живём. Если человек у себя дома — скорее всего, можно выдохнуть: ведь дома мы в безопасности, дом обустроен соответственно нашим обычаям и привычкам, в нём мы восстанавливаем свои силы, общаемся с родными, отдыхаем, создаём ту неповторимую атмосферу защищённости, любви и душевной теплоты, которая в каждой семье — своя.
Прекрасно понимая, что значит образ дома для человека, апостол Павел использует его, чтобы вдохновить христиан быть благодушными в любых скорбях и испытаниях. Дом, который всегда с нами до самой смерти — это наше тело; но и после смерти мы не останемся бездомными — в этом — главное утешение для верующего! Если продолжить аллегорию с домом, то вся наша земная жизнь — это не более, чем жизнь в бытовке на строительной площадке огромного поместья, потрясающего своей красотой и уютом, с парками, садами, фонтанами и прочими радостями. Но — пока ещё строящегося!
И, что самое главное, на этой духовной стройплощадке нам отведена очень важная роль. Ведь мы в одном лице совмещаем и архитектора, и прораба, и снабженца. Как мы будем относиться к строительству — такой и будет конечный результат. Потому что заказчик строительства — Бог — дал нам полный карт-бланш и практически не контролирует ситуацию на стройплощадке. Он регулярно оплачивает наши счета, не задавая вопросов — а зачем это надо? А почему этот шуруп сюда вкрутили, а не туда? А откуда среди продуктов питания вдруг появилось спиртное?... Наш Главный Заказчик полностью нам доверяет, более того: он вполне допускает определённый процент нецелевого расходования средств — что поделать, и слабости приходится учитывать...
Но если к моменту завершения определённого нашим Небесным Заказчиком срока строительства там кроме кое-как залитого фундамента и пары возведённых стен ничего так и не появилось — зато бытовка вполне обустроена, и повсюду — пустые бутылки и пищевые отходы — столь полюбившуюся нам бытовку всё равно увезут, выкинут на свалку — а мы останемся созерцать жалкий скелет непригодного к жизни здания. В вечности... Перед такой перспективой самые жуткие картины ада становятся не особо-то пугающими...
Вот и призывает каждого из нас апостол Павел уже сейчас озаботиться, чтобы после смерти не оказаться нам по собственной же лени и глупости — неприкаянными. Помогай нам Бог ощутить радость от того духовного строительства нашего небесного жилища — который мы строим ежедневно, когда следуем заповедям Христовым!
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Ответ Президента В.В. Путина на Прямой линии о вере в Бога;
— Возможность дискуссии о вере в общественном пространстве;
— «Вифлеемский огонь» — новая Рождественская традиция;
— Праздничные традиции разных времен;
— Выставка в Москве об истории «Алисы в Стране чудес» в России;
— 200-летие со дня основания Серафимо-Дивеевского монастыря.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия











