
2 Кор., 169 зач., I, 12-20

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. С древних времен принято считать, что воспитательный процесс опирается на две вещи — похвалу и наказание. В русском народном сознании понимание этой особенности выразилось в поговорке «кнутом и пряником». Существует и более древняя версия данного высказывания, принадлежащая античному поэту Плавту: «Кажет хлеб одной рукою, камень у него в другой». Об особенностях духовного воспитания повествует отрывок из первой главы второго послания апостола Павла к коринфянам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что́ я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было "да«,-
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь",- в славу Божию, через нас.
Второе послание к коринфянам было написано апостолом Павлом после того, как он узнал о результатах воздействия на христианскую общину Коринфа первого своего послания. Первое письмо, надо сказать, представляло собой суровый, местами даже жесткий текст, в котором апостол очень критично отзывался о своих учениках. Павел с большой болью писал о том, что полтора года он ежедневно проповедовал коринфянам Христа, а они вместо того, чтобы измениться, стать настоящими последователями Евангелия, вновь проявили безнадежную греховность.
Апостол по-настоящему горевал, что коринфяне по сути предали и опозорили и Христа, и его (то есть Павла). Слава Богу, слова святого достигли сердец его читателей. Коринфская Церковь покаялась и пришла в себя. Потому во втором послании к коринфянам апостол уже не ругает, а хвалит их. Павел пишет с воодушевлением о произошедшем изменении, подчеркивая, что не пытается угодить ученикам. Но добрые слова, им написанные, исходят от чистой совести и желания порадоваться вместе с коринфянами.
У Павла имелись все основания выражать мысли именно таким образом. Ведь все полтора года пребывания в Коринфе он проповедовал во славу Божию — ничего не брал от местных жителей, зарабатывая на хлеб собственными руками. Потому коринфяне точно знали, что от них апостолу в материальном смысле ничего не нужно. И Павел является совершенно объективным оценщиком их духовного состояния. Апостол, похвалив читателей, просит их оставить двоемыслие и обрести духовную целостность, которая выражается в том, чтобы сказать твердое «да» учению Христову, следовать ему и в ответ получить от Спасителя «аминь», то есть Его благословение.
Через прозвучавший отрывок из второго послания к Коринфянам Церковь обращается к нам сразу по двум причинам. Первая — обусловлена стремлением напомнить, что искреннее покаяние способно вернуть человеку духовную чистоту и истинную радость жизни. Вторая причина вызвана желанием показать, как важно иметь рядом человека, обладающего здоровым прямодушием. Не хамством или панибратством. А именно прямодушием. Когда кто-то может нам с любовью сказать о нашей неправоте. Не для того, чтобы обидеть, а чтобы помочь вернуться на путь добродетели. Как помог это сделать коринфянам апостол Павел. Потому будем беречь тех, кто не кормит нас пряниками лукавства, а действительно помогает нам идти за правдой Божией, не сбиваясь с этого пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.