2 Кор., 174 зач., III, 12-18.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол сравнивает иудейскую жизнь по закону с христианской жизнью по Духу. Для него очевидно, что завет заключенный на Синае, предполагавший исполнение множества повелений и запретов не был вершиной пути и имел своей целью внутреннее воспитание сынов Израилевых. Соблюдая заповеди, они должны были возрастать внутренне, воспринимая их не как внешние нормы, но как уставы своего собственного сердца.
Моисей воспринимался иудеями не только как тот, через кого Бог даровал закон, но и как служитель этого закона, тот, кто свою жизнь положил для его исполнения. Из Писания известно, что после общения с Богом, лицо Моисея стало сиять, так что он вынужден был носить покрывало на лице, чтобы люди не видели сияние славы Божией. Однако апостол приводит здесь еще одну причину того, почему Моисей покрывал свое лицо. Как тот, кто усвоил закон сердцем, он знал, что сама логика закона конечна. Он не самоценен, и был нужен лишь для воспитания внутреннего человека. В свою очередь, вступая в Новый Завет во Христе, христиане с дерзновением совершают то, чего Моисей не позволял иудеям. От жизни по закону, они переходят к жизни по Духу. Моисей не мог сказать иудеям, что закон носит временный характер, потому что тот потерял бы для них всякий авторитет. Однако Христос, как Бог и автор того закона, который дан Моисею, прямо говорит: «Вы слышали, что сказано древними? А я говорю вам». Более того, Он не только говорил о новом отношении к закону, но постоянно демонстрировал его в собственной жизни. «Твои ученики едят неумытыми руками», — говорят ему иудеи. «Оскверняет не то, что входит в уста, а то, что исходит из сердца», — отвечал Он. «Ты нарушаешь субботу», — говорили Ему. «Но разве вы и сами не видите, что должно помочь страдающему?» — говорил Он в ответ.
До сих пор почитая закон, иудеи по мысли Павла, носят на своих сердцах покрывало его ограниченности. Границы бывают полезны для человека с невоспитанным, необузданным сердцем... Для того, кто привык жить по страстям. Но, тот, кто живет в Духе — призван к свободе, ибо «где Дух Господень, там свобода».
Все это может показаться чем-то очень опасным и провоцирующим вседозволенность. Закон делает жизнь понятной и регламентированной. Кажется, что в таком случае человеку проще остаться в границах... Отчасти это верно, если человек говорит, что живет в духе, но на деле уходит от закона, чтобы продолжать грешить. В то же время, и тот, кто держится за закон, но на деле не понимает его духовной сути, не намного тверже стоит на ногах. Понимая опасность духовного пути, Павел пишет, что христиане вступают на него с великим дерзновением, то есть большой смелостью и надеждой, ведь они доверяют Христу, Который их призвал. Каждый ученик, как в зеркало смотрит на Христа и соизмеряет с Ним норму собственной жизни. Кто-нибудь подобному сравнению ужаснется и скажет, что недостоин даже думать о подобном. Но апостол не идеализирует учеников, он знает о наших немощах и говорит, что мы призваны к постепенному, а не мгновенному росту. И рост этот обеспечен никак не только нашими силами, но присутствием Духа Господня в нашей жизни.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница