2 Кор., 188 зач., IX, 6-11.
Глава 9.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, 9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, 11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к коринфской общине с проповедью о щедрости. Историческая основой этой проповеди были нужды иерусалимской общины. Из книги Деяний известно, что первоначально братья и сестры распродавали имущество и вели общее хозяйство. Однако в рамках падшего мира этот проект, как бы мы сегодня это назвали, оказался не очень успешным. Со временем иерусалимская община стала нуждаться в поддержке, которую и осуществляли верующие из других поместных Церквей.
Первые слова, с которых начинается чтение, могут привести нас к мысли о том, что в мире действует закон равного воздаяния: кто будет скупым, у того и жатва будет скупой, и напротив щедрому воздастся щедро. И все бы ничего, но часто за подобными мыслями человеку приходит идея устроить с Богом практически рыночные отношения. Он стремится быть щедрым, но лишь потому, что ждет еще большей щедрости от Бога. Целью оказывается не благо другого, не проявление любви и помощь, а собственная выгода, стремление к которой скрывается за красивой вывеской. Подобный путь представляется апостолу неприемлемым. Он подчеркивает, что каждый должен действовать от сердца, не огорчаясь и не чувствуя никакого принуждения...
Но дело в том, что апостольская мысль как всегда глубже, чем может показаться. Он говорит не только о финансовой щедрости, но и о щедрости духовной. И если смысл денежной помощи для большинства из нас понятен, то смысл душевного участия в жизни другого совсем не очевиден. Человеку можно помочь деньгами, но остаться при этом для него закрытым, не потратить на него душевных сил, не впустить его в свое сердце...
Кто-нибудь может сказать, что если ко всему относиться сердечно, никаких человеческих сил не хватит. И это будет правдой. Но, во-первых, никто и не призывает начинать с того, чтобы сразу открывать свое сердце всему и всем. Это путь святых, которые являются для нас примером, в то время как мы должны постараться быть открытыми хотя бы к некоторым, сначала к ближним, а потом и к дальним. Во-вторых, человек, который вступает на путь открытости, сострадания и душевной щедрости, никогда не бывает одинок. Его сил, конечно, не хватает, но ему на помощь приходит Бог. Апостол не может сделать коринфян щедрыми, это их собственный труд и они должны приложить усилия. Единственное, что он может это, уверять их в том, что Божья помощь придет и приложится к их сердечному желанию. Может показаться, что в человеческой власти очень мало, но на самом деле этого более чем достаточно. Мы не можем стать сразу праведными, не можем стать щедрыми и принять чужого нам человека как своего... Бог понимает наши возможности и ждет от нас в первую очередь правильного стремления... И только тот, кто не боится и вступает на этот путь вдруг узнает, что Божья щедрость безгранична, что Он не торговец на рынке, который смотрит на нас через стрелку весов... Он силен обогатить нас всякой благодатью и умножить плоды нашей праведности многократно, но только мы сами даем Ему эту возможность, открывая свои сердца другим людям.
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 октября. О значении слов о Христе из Послания апостола Павла к филиппийцам

В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова о Христе: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
О значении этих слов – священник Вадим Бондаренко.
Все выпуски программы Актуальная тема







