2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,- 11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол обращается к коринфянам. Может показаться, что он несколько оправдывается и это, отчасти, будет правдой. Многие люди считают, что оправдываться неправильно. Действительно, довольно часто мы делаем это, чтобы не быть обвиненными и избежать ответственности, что выглядит действительно некрасиво. Однако в ситуации апостола ему было важно защитить свое честное имя от нападок.
Очень корректно и практически извиняясь, он попросил коринфян оставаться твердыми в своих намерениях и финансово помочь обедневшим Иерусалимским братьям. Его недоброжелатели тут же обвинили его в том, что он делает это не из любви, но ищет собственной выгоды. Можно себе представить, как это возмутило апостола, который специально занимался ручным трудом, чтобы его никто не заподозрил в стремлении к обогащению за счет проповеди. Он обращает к коринфянам большую речь в которой призывает их судить о нем по опыту живого общения и не верить чужим совам. Он уже благовествовал им и они знают его как искреннего проповедника. Мы, конечно, знаем, что его заслуги перед коринфской общиной были очень велики. Но сам он только намеками говорит о своих достоинствах и той власти, которую получил от Бога как апостола.
Обстоятельства, в которых действует апостол, от нас далеки. Мы живем сегодня другой жизнью и решаем другие проблемы... Чему мы можем научиться от него, услышав сегодняшний отрывок?
Конечно, обстоятельства у каждого свои. Но что главное для апостола во всем этом разговоре? Ему важно доказать, что он отнесся к коринфянам со всей искренностью и не руководствовался выгодой. И именно в этом, в своем отношении к окружающим он может быть для нас замечательным примером.
С незапамятных времен людям известно, что такое разделение труда. Один производит еду, другой одежду, третий строит дома, потому что каждый не может отвечать за всё. Но нередко это приводит к тому, что люди не только пользуются услугами друг друга, но и используют один другого в своих целях. Личные отношения постепенно исчезают и человек превращается в инструмент. Он перестает быть интересен, и к нему обращаются в тех случаях, в которых он может принести выгоду. Незаметно подобный подход становится для общества нормой, и мы уже не понимаем, как может быть по-другому.
Своим возмущением, своим искренним стремлением к тому, чтобы показать, что к выгоде в человеческих отношениях всё не сводится и сводиться не может, апостол заставляет нас по-новому посмотреть на свои отношения с людьми и в каждом увидеть не выгоду и возможность что-то получить для себя, но в первую очередь человека, которого любит Господь.
«Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал?»
Пророчествовал Сын Божий о храме Иерусалимском — разве неверно пророчествовал? Разве неверно пророчествовал?
Вложил народ всю душу свою в стены храма и остался пуст. И остался пуст. Кто душу свою доверит камню на хранение и сам не печётся о ней, тот колеблем будет как тень осиновая.
Воздвигли мы храм Господу, говорят они, и заплатили долг свой. Отныне мы должники лишь самим себе. Воздали мы Богу Божие, а теперь воздадим себе должное.
Несчастные, зачем храм Господу, если вам не нужен? Для чего он Тому, Которому в песчинке не тесно и не слишком просторно во вселенной звёздной? Разве могут бездомные дом Учителю всех зодчих выстроить?
Научил Зодчий предков ваших для того, чтобы вас научили воздвигать храмы Ему, ибо вам, а не Ему на потребу они.
Ему воздвигая, вы Им из самих себя строите. Ибо ничего не может прах для Него без Него сделать
Строя Ему храмы лучшие, вы показываете пример душе, что надлежит ей в себе выстроить.
Строя Ему лучшее, чем телу своему вы душе пример подаёте, чтобы и она строила себе обиталище более крепкое, возвышенное и светлое, чем тело её.
Драгоценные храмы Ему возводите, дабы напомнить душе, что и она для палат царских предназначена, а не для глинобитных мазанок.
Не Ему дом возводите, но образ душе своей, и книгу её пишете, в память ей.
Господь милостив и нисходит Он в храмы каменные, вами выстроенные, чтобы с душами вашими встретиться.
Несчастные, что будет с вашими храмами, если не прозреют души и примера не послушают? Если купола храмов выше душ вознесутся? Если пространство храмов будет пространнее, чем пространство душ? Что будет с храмами вашими?
Если свечи в храмах каменных будут светлее мыслей ваших умов? Если ладан и смирна будут благоуханнее сердец ваших? Что будет с храмами вашими?
Если алтари храмов будут святее святыни душ ваших? Если богатство литургий будет богаче богатства душ ваших? Если эхо молитв в храмах найдёт больше отклика в стенах каменных, чем в душах ваших? Что будет с храмами вашими?
Станут они идолами каменными на могилах душ ваших. И когда станут ими, тогда перестанут быть примером строительства духовного и обратятся в гордыню — тогда, воистину, не останется камня на камне от них. И вы, несчастные, скитаться будете, как тени храмы возводивших и для чего возводят знавших; и станете, как игра тени осиновой, по миру колеблемой.
Вратарница. Татьяна Любомирская
Как часто бывает, что, посещая то или иное святое место, мы слышим рассказы о чудесах и исцелениях, произошедших с людьми, которые молились перед святым образом или ракой с мощами. Эти рассказы вдохновляют нас, но в то же время в душе трепещет червячок сомнения. Мол, кто все эти исцелившееся люди? Может быть, они жили сто лет назад, когда и происходили все эти чудесные события? А может, все они были праведниками, и потому Господь их вознаградил? Но где же чудеса сейчас? Почему ни у меня, ни у моих родных и друзей нет отклика на молитву? И так хочется лично знать человека, кто мог бы засвидетельствовать: да, я молился перед этой иконой, и чудо действительно произошло. Но увы, среди моих знакомых ничего подобного не случалось, так что мне оставалось лишь уповать на достоверность кем-то рассказанных свидетельств.
Но вот совсем недавно мое горячее желание стать хотя бы причастной к чуду исполнилось. Дело в том, что моя близкая подруга Настя несколько месяцев назад сломала руку. Перелом был настолько серьезный, что ей пришлось делать сложную операцию, а по прошествии времени врачи с сожалением констатировали: подвижность руки восстановить уже не удастся. Настя делала упражнения, массажи, выполняла все рекомендации докторов, но дело двигалось плохо. Рука еле шевелилась и совершенно не поднималась.
На майских праздниках Настя с сестрой поехала в туристическую поездку в Углич, где находится Алексеевский женский монастырь. Девушки ничего не знали про эту обитель и зашли туда случайно. Там им на глаза попалась удивительная и необычная икона Божьей Матери, которая изображена в полный рост с чётками в одной руке и со свечой в другой. Насельница монастыря объяснила девушкам, что икона называется «Вратарница Угличская». Есть у нее и другое название ‒ «Неугасимая свеча». Икона эта чудотворная, особенно помогает при болезнях суставов, опорно-двигательного аппарата, тяжелых травмах. Конечно, Настя обратилась к Богородице с горячей молитвой об исцелении, а Настина сестра купила ей масло от лампады перед этой иконой, чтобы мазать больную руку.
Вернувшись в Москву, Настя продолжила читать молитвы перед маленьким бумажным образом и смазывала маслом предплечье. По прошествии двух или трех недель она вдруг заметила, что рука начала подниматься! Ни лечение в санатории, ни постоянные физические упражнения в течение полугода не помогали. Улучшение началось после молитв перед святой иконой!
Как же я радовалась за Настю! Как прекрасно было своими глазами увидеть Настину руку, которая теперь двигалась почти с прежней свободой! Наконец-то истории про чудесные исцеления перестали быть для меня красивым мифом, а облеклись в плоть и кровь! Могла ли Настя подумать, что найдет помощь Господа в незнакомой обители перед молитвами у старинного образа? Могла ли я подумать, что столь явное чудо произойдет не с чужим человеком, а с моей любимой подругой? Вот уж воистину, Дух дышит, где хочет. Вчера, сегодня, завтра ‒ Господь всё тот же, что и на заре Христианства.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Братья и сёстры. Наталья Сазонова
Городок у нас небольшой. Конечно, не скажу, что все друг друга знают, но врачи и учителя, которые здесь живут и трудятся, известны всем горожанам.
А пока росли мои дети, познакомилась с этим уважаемыми людьми и я. Познакомились мы и сразу подружились. Поводом к нашей дружбе стала моя многодетность. В то время таких семей в городе было очень мало. Наверное, поэтому мы невольно становились приметными, куда бы ни приходили.
Будь-то детские врачи из поликлиники, педагоги дошкольных заведений, городской музыкальной студии или учителя школы — все они были людьми творческими, и не только в своей профессии.
Мы часто пересекались на разных мероприятиях и концертах в нашем маленьком городке как их участники и даже совместно снимались в передачах местного телевидения. Одним словом: постоянно были в поле зрения друг друга.
Разумеется, я относилась к ним с огромным уважением и разделяла всеобщую признательность за врачебный и педагогический талант. Единственное, где я никогда не встречала этих, знакомых всем горожанам, людей- так это в храме.
Тогда, лет 15-20 назад, на службу в городской храм приходило совсем немного народу. Настолько немного, что, когда настоятель обращался к молящимся словами «братья и сёстры», мне легко зрительно вспоминались лица всех наших прихожан. Я считала их своими духовными родственниками во Христе!
Но вот мои дети выросли. Не стало повода частых визитов к нашим детским врачам и учителям. Если только случайно, пересекались на улицах города. Вот так однажды, я встретила школьную учительницу. Уже пожилая женщина, воспитавшая и выучившая не одно поколение учеников. Она помнилась мне достаточно уверенным в себе человеком, привыкшим, что к её авторитетному мнению прислушиваются окружающие. Но при встрече, мы как будто поменялись с ней местами...
— Как хорошо, что мы встретились! — обрадовалась она. — Вы могли бы мне помочь в одном деликатном деле?
Увидев мой внимательный взгляд, тут же продолжила — Вы— человек верующий. Я тоже хочу ходить в храм, но с чего начать, не знаю.
Она говорила сбивчиво, явно стесняясь.
— Там сейчас столько молодёжи. А мне в молодости верующей нельзя было быть. Сами знаете, в школе же всю жизнь работала. Вон, в моём-то возрасте, все уже давно в церковь ходят, а я даже не знаю как себя там вести. Так ещё в храме, сколько знакомых меня знают, сами понимаете, неудобно быть такой не сведущей, а спросить — неловко.
И уже совсем смущённо-тихо сказала: — Ведь никогда не исповедовалась.
Я заверила её, что с радостью всё покажу и объясню. Договорились на следующий день встретиться в храме. На этом простились. Я шла и думала, о том, что нет возраста и сроков для встречи с Богом. А есть момент сердечного порыва: «Я хочу верить, Господи!» И для каждого он наступает в своё время!
На следующий день наша учительница пришла в храм. Теперь на службе мы стоим рядышком. Да, время идёт. В городе у нас построено уже 3 храма! И как радостно теперь там видеть тех, кого так любят и уважают наши горожане. Радостно от того, что и они теперь мои сродники во Христе! Мои духовные братья и сёстры!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение