
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 182 зач., VI, 16 — VII, 1.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В Священном Писании Ветхого Завета есть такой эпизод. После исхода из Египта пророк Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Господь повелел пророку подняться на вершину, чтобы заключить в его лице завет с израильским народом. Моисей отсутствовал целых сорок дней. Люди, думали, что их вождь погиб. Они испугались. «Кто теперь поведет нас через пустыню, — говорили они, — кто будет общаться с Богом?» В Египте они привыкли решать свои проблемы, обращаясь к идолам. Вот и теперь, чтобы выйти из трудной ситуации, они отлили себе золотого тельца. Так им было привычней и спокойней. «Теперь наш Бог с нами», — говорили они. В итоге этот и подобные поступки привели к ужасным последствиям. Практически никто из тех, кто вышел из Египта, до Палестины не дошел. Все погибли во время сорокалетнего странствования по пустыне. Именно на этот темный период жизни богоизбранного народа и намекает апостол Павел в начале только что прозвучавшего отрывка.
Для христиан той эпохи это было как нельзя актуально. Их жизнь проходила в окружении язычников, весь быт которых был пропитан ритуалом. Хочешь нормально общаться с коллегами по работе, с соседями, хранить мир в семье, считаться добропорядочным гражданином — хотя бы формально принимай участие в ритуале. В противном случае неизбежно возникнет напряжение. На тебя будут смотреть с подозрением, с неприязнью, считать неблагонадежным. Это создаст ненужные проблемы, лишит тебя комфорта и уюта привычного размеренного хода жизни. Поэтому многие и шли на компромиссы. Апостол Павел очень категоричен. Он настаивает, чтобы ни в каких случаях христиане не принимали участие в подобном, даже не смотря на те трудности, к которым это может привести и тот внутренний и внешний дискомфорт, который они неизбежно испытают.
Скажут, сейчас другое время. Мы живем в другом мире. Европейская культура христианская в своих основаниях. Это так. У нас нет обычая задабривать духов неба, земли и своей квартиры разного рода камланиями и жертвами. Однако на самом деле это просто потому, что наше идолопоклонство приняло другой характер. Наши божки часто сделаны не из камня и дерева, он живут прямо внутри нас. Это те греховные пристрастия, которые мы взращиваем, подпитываем и культивируем. И такая форма идолослужения ничем не лучше своего древнего варианта. А может быть и хуже. Ведь древние язычники были в каком-то смысле честны. Они прямо говорили: не верим во Христа, верим в Зевса. А мы заявляем, что верим во Христа, а на самом деле на бытовом уровне приносим жертвы своему животу, тщеславию и другим богам. Просто потому, что так нам комфортнее. Как тем древним евреям в пустыне, которые вроде бы и в Бога верили и золотого тельца себе отлили. А потому прислушаемся к словам апостола, постараемся выгнать из своей жизни всю нечистоту, чтобы подобно Израилю не блуждать по пустыне, но быстрее вернуться домой, где наш небесный Отец с радостью примет нас как своих долгожданных и любимых дочерей и сыновей.
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, как укрепляться Господом
В 6-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его».
О взаимодействии человека с Богом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
В общении с Богом есть две стороны — божественная и человеческая. Поэтому в любых ситуациях, где описывается взаимодействие Бога и человека, надо смотреть, что в этом общении даёт Господь и что нужно от человека.
Слова апостола Павла — «Укрепляйтесь Господом» — как раз и говорят о взаимодействии с Богом. Чем Творец может помочь человеку? Об этом хорошо сказано в «Псалтири»: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». То есть Господь посылает благочестивому человеку Свою благодать, которая сохраняет его от зла и направляет к вечной жизни.
А какие условия должен создать для этого человек? Он, по слову апостола Павла, должен укрепляться Господом. Как это сделать, поясняет сам Святой Павел, перечисляя необходимые для нас инструменты спасения. Он называет истину, праведность, благовестие, веру, слово Божие и молитву. Главное, чтобы человек пребывал в истине. В этом ему поможет слово Божие. Когда человек станет праведным, то Божие слово донесёт другим, а связь с Всевышним будет держать через молитву. Именно так христианин сможет избежать сетей лукавого и унаследовать Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема











