
Апостол Павел. Мозаика
2 Кор., 173 зач., III, 4-11.
Глава 3.
4 Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, 5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что́ от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- 8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. 11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Какие вдохновляющие слова апостола мы сейчас слышали! Он говорит о даре, полученном каждым христианином от Бога — способности входить с Творцом мироздания в такой мощный резонанс, что человек сам становится источником света — не потому, что он такой весь из себя замечательный, а потому, что сила Духа способна преодолеть любые человеческие препоны!
У меня перед глазами стоит картина: однажды с детьми мы были на какой-то выставке, где демонстрировались разные физические эксперименты. И вот один из них был такой — берешь в руку обычную лампочку, никуда не подключённую, подводишь к определенному месту — и, надо же! — она начинает ярко светиться! Ты ожидаешь, что тебя ударит током — но ничего подобного не происходит! Лампочка светится только потому, что электромагнитное поле взаимодействует с тем, что находится под колбой — и без всяких проводов она светит!
Если продолжить эту аналогию, то можно было бы сказать о двух вещах. Первое — чтобы лампочка засветилась, её устройство должно соотноситься с тем полем, которое может родить в ней энергию. Это с позволения сказать «устройство» нашей «душевной лампочки» мы получаем в Таинстве Крещения — когда соединяемся в таинстве со Христом и перестаём быть по отношению к Нему в состоянии вражды и отчуждения. Крещение исправляет глубинную поломку, с которой ни о каком свечении не может быть и речи.
Второе — сама по себе лампочка светиться не может. Просто у неё нет автономного источника энергии. Единственное, что она может — оказаться в соответствующем поле, благодаря которому и родится в ней свет. Другими словами, мы не можем произвести из себя некий автономный свет собственной святости — но можем опытным путём определить для себя те места, ситуации, дела — и многое другое — приближение к чему полагает начало этому внутреннему свечению. А вот дальше — уже дело опыта: кто-то будет довольствоваться лёгкими проблесками, другой захочет, чтобы его душевная лампочка заработала во всю мощь. Это — пространство свободы и решимости, и здесь Бог будет рад любому нашему выбору — потому что главное — чтобы свет был, а пока мы будем находиться в поле Божественного действия — он сам по себе никогда не потухнет!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема