2 Кор., 167 зач., I, 1-7.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Церковь начинает за богослужением читать Второе послание апостола Павла к Коринфянам. Судя по всему, оно было написано около 57 года по Рождестве Христовом в Эфесе, а поводом к его написанию послужил неудачный визит апостола в Коринф. Это было второе из трех его посещений коринфской общины, к сожалению для апостола, и к счастью для нас, Павла там очень плохо приняли. Сам апостол назвал свой визит в Коринф «огорчительным», но нам — современным христианам — от огорчения Павла большая польза, ведь благодаря этому мы имеем прекрасное в своей откровенности и эмоциональности апостольское послание, из которого можно почерпнуть очень многое, то, что самым непосредственным образом соотносится с нашей жизнью. Само по себе появление этого послания и та польза, которую оно принесло христианам за почти две тысячи лет, ясно свидетельствуют, что Бог проявляет Себя не только через помощь человеку, но и через Свое кажущееся отсутствие и молчание. Неудачи апостола Павла в Коринфе нельзя назвать иначе, как промыслительными, ведь огорчение апостола, нанесенное ему христианами Коринфа, в конечном итоге помогло успеху христианской миссии во множестве других городов и стран.
Само начало Второго послания апостола Павла к Коринфянам имеет стандартную для апостольских посланий форму: он начинает с представления, приветствия и благословения. Далее Павел прославляет Бога и через это прославление переходит к первой теме послания: он пишет о страдании и об утешении. Страдании, причина которого люди, и утешении, которое он получил от Бога, ведь страдания, согласно его мысли, умножают в нем страдания Христовы, то есть уподобляют его Христу, и через это «умножается Христом» и утешение апостола. Если соотнести эти павловы слова с тем, что мы увидим в основном тексте Второго послания в Коринф, то может зародиться мысль о некотором лукавстве апостола, ведь далее он будет писать, как человек глубоко задетый неприязнью со стороны коринфских христиан. Возможно, что это действительно так, возможно, что слова о связи страданий и утешения апостолом были написаны не столько для коринфян, сколько для самого себя, ведь он был человеком со всеми вытекающими из этого человеческими слабостями: всем нам значительно проще произнести правильные возвышенные слова, чем принять их, но само принятие начинается с произнесения и мысли, которая за ним стоит. Здесь апостол Павел самому себе и всем читателям его слов задает направление мысли, которую у него в конечном итоге получилось претворить в действие.
Хочется надеяться, что и у всех тех, кто соприкасается с письменным и духовным наследием святого апостола получится пройти по этому же пути и сердцем принять неразрывную связь страданий ради Христа и получаемого от Воскресшего Спасителя утешения.
«Люди как деревья»
Золотая осень. Субботним утром я иду по дорожке парка, усыпанной листвой, и любуюсь деревьями, «одетыми в багрянец и золото». Вот пронзительно красные рябины. Вот дубы со светло-коричневыми листьями. Вот жёлто-золотистые берёзки. А вот сверкают на солнце ярко-зелёные иголки соснЫ. Небольшой ветерок, слегка колыхающий кроны деревьев, создаёт приятный шум. Деревья словно разговаривают друг с другом и обращаются к проходящим мимо людям.
А людей этим утром немного. Вот улыбаясь идёт девушка. Её длинные волосы оттенка мёда и платины будто сливаются с золотой листвой берёз. Да и сама девушка стройна, как берёзка. Навстречу девушке идёт юноша с ярко-красными волосами. В наушниках у него играет музыка, и он покачивается ей в такт. Юноша похож на рябину, такой же рубиновый, и качается как это дерево, только рябинка от ветра, а он под звуки музыки. Немного поодаль вышагивает крепкий широкоплечий мужчина. Невольно я сравниваю его с массивной сосной, мимо которой он проходит. Мужчина излучает уверенность и надёжность, он такой же сильный, как это дерево.
Я подумал, что люди, как деревья, разных цветов и оттенков. Они не похожи друг на друга, но в целом образуют красоту и гармонию. Как же прекрасен этот мир, созданный Богом!
Все выпуски программы Утро в прозе
19 апреля. О грехе уныния
В 17-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».
О грехе уныния, — протоиерей Максим Первозванский.
19 апреля. Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака
В 22-й главе Книги «Бытие» рассказывается о готовности Авраама принести сына своего Исаака в жертву.
Об истории ветхозаветного праведника Авраама и его сына Исаака, — протоиерей Василий Гелеван.