
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании можно найти диаметрально противоположные размышления о человеке. Так, в Псалтыри мы находим слова царя и пророка Давида о том, что он «червь, а не человек» (Пс. 21:7), книга Екклесиаста и вовсе представляет собой плач о печальной человеческой участи, мало чем отличающейся от участи животных и растений. Одновременно с этим мы знаем, что Бог дал человеку заповеди и Бог ведёт человека к блаженной вечности, знаем мы и то, что человеку дана Богом власть над всем творением. А послания святых апостолов и вовсе возносят человека на небывалую высоту. Одним из примеров такого рода новозаветных текстов может служить и тот отрывок Второго послания к Фессалоникийцам святого апостола Павла, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Этот отрывок взят из 2-й и 3-й глав послания. Давайте послушаем его.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
В самом начале только что прозвучавшего отрывка апостольского послания мы услышали довольно непростые слова, которые можно понимать несколькими способами, однако при любом их понимании они свидетельствуют о необычайной высоте человеческого призвания. Речь идёт о словах, которые в русском синодальном переводе переданы таким образом: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2Фес. 2:13).
Ещё древние святые толкователи отмечали, что разные греческие рукописи этого фрагмента Второго послания к Фессалоникийцам содержат немного отличающееся написание словосочетания «от начала», а потому и понимать его можно по-разному. Первый способ понимания предполагает, что Бог ещё до сотворения человека знал о пути развития нашей цивилизации, знал, какие решения мы будем принимать, и ещё до сотворения в плане Бога был каждый человек со всеми нашими уникальными характеристиками. Святитель Феофан Затворник эту мысль выразил в таких словах: «Ещё ничего не было; пребывал только Единый Триипостасный Бог, и Сей, всеблаженный в Себе Бог, тогда ещё думал об вас, имел вас во внимании и расположился к вам, восхотев избрать вас и присвоить Себе».
Но есть и ещё один способ понимания прозвучавших сегодня слов. Он не простирается к моменту сотворения человека и сосредоточен на той эпохе, в которую жили адресаты апостольского послания, то есть на эпохе первого христианского поколения.
Если мы зададимся вопросом о том, кто стал первым христианским мучеником, то мы с лёгкостью ответим на этот вопрос: им был первомученик архидиакон Стефан, именно с его личностью связан и грех будущего апостола Павла, который опосредовано принимал участие в убийстве Стефана. После смерти Стефана стали появляться и другие мученики, однако мученичество ещё не превратилось в массовое явление, и те из них, кто пострадал за Христа в апостольский век, были своего рода первыми плодами веры, а такие плоды, как мы знаем из Священного Писания, имели особую ценность, именно их приносили в качестве жертвы Богу все праведники, начиная с убитого Каином Авеля, принёсшего Богу «первородных стада своего и от тука их» (см. Быт. 4:4).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 48 зач., XXV, 13-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Римские императоры и государственные чиновники Римской империи — далеко не последние действующие лица Священного Писания Нового Завета. Невозможно пройти мимо личности Понтия Пилата и не заметить его роль в казни Спасителя мира. Равным образом невозможно не заметить и других представителей Римской империи, имена которых упоминает книга Деяний святых апостолов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 25-й главы этой книги, в нём рассказывается о роли чиновников Римской империи в судьбе апостола Павла, и, следовательно, в судьбе евангельского благовестия.
Глава 25.
13 Через несколько дней царь Агриппа и Вереника прибыли в Кесарию поздравить Феста.
14 И как они провели там много дней, то Фест предложил царю дело Павлово, говоря: здесь есть человек, оставленный Феликсом в узах,
15 на которого, в бытность мою в Иерусалиме, сжалобою явились первосвященники и старейшины Иудейские, требуя осуждения его.
16 Я отвечал им, что у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения.
17 Когда же они пришли сюда, то, без всякого отлагательства, на другой же день сел я на судейское место и повелел привести того человека.
18 Обступив его, обвинители не представили ни одного из обвинений, какие я предполагал;
19 но они имели некоторые споры с ним об их Богопочитании и о каком-то Иисусе умершем, о Котором Павел утверждал, что Он жив.
Известен факт, что Римская империя была правовым государством. Конечно, не всегда удавалось права реализовывать, да и были они далеко не у всех, но факт остаётся фактом — Римская империя пыталась не забывать о законе. Именно это мы и видим в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний: судьба апостола Павла решалась римскими чиновниками в соответствии с действующим законом — «у Римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения» (Деян. 25:16). А далее мы услышали рассказ о том, как Фест осуществлял судейские функции, закончился же этот отрывок книги Деяний упоминанием, что все обвинения, предъявленные апостолу, сводились к спору о Воскресении Христовом.
Да, Фест абсолютно прав: в конечном итоге любая дискуссия с христианами придёт именно к этому вопросу. Мир можно разделить на два лагеря: на тех, кто верит в Христово Воскресение, и на тех, кто его отрицает. Из текста книги Деяний видно, что сам Фест относился ко второй категории людей, он не только не верил, но даже не пытался интересоваться сутью благовестия апостола Павла, на такое отношение Феста указывает прилагательное «какой-то», которое он применил ко Христу. Именно «каким-то» Спаситель оставался для абсолютного большинства римлян, и это неудивительно: кто станет всерьёз интересоваться междоусобными спорами представителей этнического меньшинства с границ империи?
В этой истории обращает на себя внимание то, как действует Бог. Он использует стремление римлян к законности и порядку ради того, чтобы апостол Павел оказался в Риме, у Павла там была миссия, о которой ему сказал Господь, эти слова Бога сохранились в 23-й главе книги Деяний: «Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме» (Деян. 23:11). Римляне, сами того не осознавая, выступают здесь в качестве инструмента промысла Божия. Если же они могут исполнять эту роль, то на их месте может оказаться кто угодно, однако для души такая роль принесёт пользу лишь в том случае, если человек добровольно соглашается исполнять волю Божию, а, значит, для него Христос не должен быть «каким-то», Христос для него должен быть Господом и Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Последние годы жизни А.С. Пушкина». Алексей Бархатов

У нас в гостях был писатель, публицист Алексей Бархатов.
Разговор шел о Болдинских периодах творчества Александра Сергеевича Пушкина, о его отношении к христианству в последние годы жизни, а также о роковой дуэли с Дантесом.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта;
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почитание новомучеников». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Мы говорили о почитании новомучеников, о значении их подвига для церковной истории и для жизни людей сегодня.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер