
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Сол., 274 зач. (от полу́), I, 10 - II, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У знаменитого западного средневекового богослова Фомы Аквинского есть фраза, которая знакома и многим православным: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». С течением времени мысль Фомы получила развитие, и у его фразы появились новые выражения, к примеру, такое: «Молись так, как будто умрёшь сегодня, но работай так, как будто будешь жить вечно». Впрочем, подобную мысль мы можем найти и у исламских богословов, и это неудивительно, ведь любая авраамическая религия утверждает, что человек должен, с одной стороны, источником своей жизни видеть лишь Бога, а с другой — трудиться над исполнением заповедей нашего Творца. В Новом Завете мы также видим такие призывы, и звучат они на фоне веры во Второе Христово Пришествие. О вере, о молитве и о труде говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Только что прозвучавший отрывок Второго послания к Фессалоникийцам продолжает начатую ранее тему: христиане Фессалоник на фоне гонений и под воздействием лжеучителей начали верить, что Второе Христово Пришествие наступит чрезвычайно скоро, а потому можно оставить все земные труды и просто ждать. Целью апостола Павла было, во-первых, убедить, что ожидание Христова Пришествия отнюдь не должно сопровождаться бездействием, во-вторых, напомнить, что о точном времени Дня Господня никто из людей знать не может, и в-третьих, поддержать христиан Фессалоник в мужественном перенесении выпавших на их долю испытаний.
Особый, и, судя по всему, никогда не теряющий актуальности, интерес представляют финальные слова этого отрывка апостольского послания, в которых апостол Павел призвал своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [...] будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2:2).
Как мы знаем, во все времена находились проповедники, которые утверждали, что кончина мира наступит со дня на день. Зачастую назывались и конкретные даты. Такие проповедники всегда опирались на сопоставление слов Священного Писания и событий современности, при умелом подходе, подкреплённом талантом и харизмой, из такого сопоставления можно вывести что угодно, в том числе и утверждение о скором Христовом Пришествии.
Когда мы сталкиваемся с подобными речами, то нам стоит помнить, что Священное Писание, говоря о кончине мира, использует образный язык, который невозможно перевести на язык конкретных дат. Кроме того, не стоит забывать, что наша планета очень большая, в истории человечества не было того времени, когда везде и у всех всё было благополучно, всегда где-то тлели, а то и полыхали, вооружённые конфликты, всегда одни люди угнетали других, но человек устроен так, что обращать внимание он склонен лишь на то, что касается его лично, и близкие нам трагедии воспринимаются как имеющие вселенский масштаб, как то, что может стать предвестником конца мировой истории.
Апостол Павел писал, что христиане должны думать не о конкретных сроках кончины мира, а о том, чтобы в то время, в которое нам довелось жить, оставаться верными Христу, и если получится сохранять Ему верность, то нас с Ним не сможет разлучить ни настоящая земная жизнь, ни грядущая вечность, ну а все выпадающие на долю человека испытания мы сможем преодолеть силой Христовой и содействием Духа Святого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.