Кто поет в храме? Для России – довольно странный вопрос. Всем понятно, что в храмах за богослужением у нас поют специальные хоры. Иногда эти хоры состоят исключительно из мужчин, иногда – из женщин. Но самая распространенная ситуация у нас – смешанные хоры, включающие в себя одновременно и мужчин, и женщин.
Когда-то, до революции, в российских храмах имели право петь только мужчины. Женщины до участия в хорах принципиально не допускались. Женские церковные хоры имелись в те времена только в женских монастырях. Все изменилось после революции. Немногочисленными прихожанами православных храмов в России остались тогда только женщины или бабушки. Они, в итоге, и стали петь во время службы.
В Греции разрыва поколений, подобного нашему, не было. То есть там не возникло ситуации, когда до определенного момента храмы были полны людьми, а после – почти полностью опустели. Традиция принадлежать к Православной Церкви передавалась в Греции из поколения в поколение. Кроме того, дети перенимали от родителей и формы участия в церковной жизни. Речь идет не только о том, что сыновья греческих священников часто сами принимали сан. Но и о других, необычных для России, формах служения в Церкви.
В Греции имеются особые церковные певцы и чтецы, которые именуют себя псалтисами. Псалтисами могут быть только мужчины. Обычно это очень солидные, немолодые уже греки, обладающие незаурядными голосовыми качествами. Для особой торжественности псалтисы надевают на службу рясы – широкие облачения, которые священники носят в повседневной жизни. Этим они показывают, что являются частью клира, то есть принадлежат к разряду особых церковных служителей.
В Церквах греческой традиции женщины к пению во время службы в общем-то отношения не имеют. Встречаются иногда на греческих приходах женские или смешанные хоры, но это расценивается прихожанами как нововведение и не особо поддерживается.
В Греции у меня есть один знакомый псалтис. Это старый уже мужчина. Когда-то он был женат (теперь он вдовец), имел светскую работу, но при этом с самых ранних лет он каждое воскресенье и праздники поет в Церкви на богослужении. Служба стала неотъемлемой частью его жизни настолько, что многие тексты он знает наизусть. Помню, как поразился, когда увидел, что этот псалтис, ни на миг не глядя в книгу, произносил подряд несколько псалмов, а затем исполнял несколько песнопений.
Псалтисы – это настоящая каста. Нельзя просто так стать псалтисом. Даже если обладаешь красивым и сильным голосом. Псалтисы отлично знают службу, прекрасно ориентируются в богослужебных книгах. А еще они обладают потрясающим слухом и потому – в совершенстве владеют искусством византийского пения, которое значительно сложнее славянского. Поэтому каждый псалтис на греческом приходе уважаем и ценим, почти как священник.
С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о псалтисах – особых певцах и чтецах в Греческой Церкви.
3 мая. О личности и трудах Александра Бенуа

Сегодня 3 мая. В этот день в 1870 году родился русский художник и искусствовед Александр Бенуа.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Один из шедевров Александра Бенуа — серия иллюстраций к поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник». Очень много сил Александр Бенуа отдает русским сезонам в Париже и Отечественному театру, разрабатывает костюмы, декорации. При этом, что интересно для наших радиослушателей, он был глубоко религиозным человеком вместе со своей супругой Анной. Он католик, она принадлежала к протестантизму, но под влиянием романов Фёдора Михайловича Достоевского, и не столько романов, сколько мировоззрений писателя, оба они принимают православие и не проводят ни одного воскресения вне богослужения, вне литургии. Характерно, Александр Бенуа был одним из инициаторов религиозно-философских собраний, которые проходили в начале XX столетия под руководством будущего Патриарха Сергия (Страгородского). Если бы не диктатура большевизма, супруги Бенуа оставались бы в Советской России, но когда в 1926 году создавалась угроза для их жизни, они эмигрировали в Париж, во Францию, но не забыли родины — молились, тосковали, творили. И в 1960 году художник почил, а после себя оставил огромное творческое наследие, которое, безусловно, характеризует расцвет культуры России на переломе двух тысячелетий, а имя Александра Бенуа вписано и в книгу «Жизнь у Господа», и в золотую книгу деятелей отечественной культуры XX века.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 мая. Об истории духовных печатных изданий

Сегодня 3 мая. Всемирный день свободы печати.
Об истории духовных печатных изданий — протоиерей Андрей Ефанов.
В моей памяти ярко отложились времена, когда в советский период каждый листок, содержащий хоть какую-то информацию о православии, тщательно переписывался и бережно сохранялся. От прабабушки мне достались две такие толстые, как их тогда называли, общие тетради, которые я заучил наизусть. Потом наступили иные времена, и возникла другая проблема. В 90-е годы XX века многочисленные издательства без всякой цензуры или самоцензуры стали издавать духовную литературу подчас совершенно апокрифического и даже языческого характера. Потребовалось ввести грифование от издательского совета Русской Православной Церкви, всей распространяемой на приходах литературы, что навело определенный порядок. Но тут на фоне распространения сети интернет начался спад на востребованность печатных изданий. Что нас ожидает в будущем? Мне кажется, что печатная литература отстоит свое право на существование. Что до ее качества, то тут все зависит от нашей внутренней духовной культуры.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов