У одного богатого человека была единственная дочь-красавица. Полюбил её бедный юноша по имени Башир, да и девушка его от всего сердца полюбила.
Но богачу не хотелось отдавать дочь за простого парня, и он вот что придумал: прилюдно пообещал выдать дочку замуж за того, кто зимой целую ночь проведёт в проруби.
В тот год зима выдалась лютая, даже прорубь затянуло льдом. Но Башир решил попытать счастья: при свидетелях разбил топором лед, разделся и вошел в воду. Стоило ему подумать о своей любимой, как у него становилось тепло на сердце, и он не чувствовал холода.
Среди ночи Башир увидел, что вдалеке на берегу мерцает огонек, но не придал этому никакого значения.
Наутро юноша пришёл в дом богача за невестой. Все диву дались, как это он не замёрз.
— А не видел ли ты костёр на берегу? ― спросил богач юношу.
— Видел. Должно быть, его пастухи разожгли, ― ответил Башир.
— Это я велел разжечь огонь, ― сказал отец невесты. — А раз ты смотрел на огонь, тебе было тепло, потому что ты от этого костра грелся.
И хозяин дома велел слугам прогнать юношу со двора.
Понурив голову, шёл грустный Башир по селу, когда его окликнул из окна сосед. Это был всеми уважаемый, мудрый и рассудительный старец.
— Что с тобой, Башир? — спросил он. — Кто тебя обидел?
Юноша рассказал, как его обманул отец любимой девушки.
— Не горюй, я помогу тебе, ― сказал сосед.
На следующий день старик пришёл к богачу и пригласил его вместе со всеми домашними и приближёнными к себе на пир. Тот с радостью согласился. Расселись гости на коврах, стали ждать угощения.
А старик зарезал овцу, положил мясо в котел и отнес его на крышу сарая. Потом на земле он разжег небольшой костер и уселся возле него.
Прошел час, другой. Отец девушки не выдержал и спросил:
— Где же твоё угощение? Мы с голоду умираем! Или ты вздумал подшутить надо мной?
—Мой господин, мясо варится. Погляди, если не веришь.
Вышли все во двор, да так и ахнули.
—Ты в своем уме? Где это видано, чтобы костер горел внизу, а котёл стоял на крыше? — набросился на хозяина отец девушки.
—А почему бы и нет? Ты же сам сказал, что человека в проруби может согреть тепло от костра на берегу. Так почему тогда мясо нельзя сварить на расстоянии?
Так и пришлось богачу выдать дочь замуж за Башира. Можно перехитрить одного, а всех точно не перехитришь.
(по мотивам курдской народной сказки)
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»