“Ну, они же себе не враги” - говорят, имея в виду, что другие люди будут действовать в своих разумных интересах, избегать беды, стремиться к лучшему для себя. Но часто это не работает - люди ведут себя именно так, будто они себе враги. Это бросается в глаза, когда речь идет, например, о наркоманах - люди мучают и убивают себя ядами, как жестокие неприятели. Или когда люди совершают преступления - и обрекают себя на жизнь в страхе, и, скорее всего, тюрьму, хотя им легко было бы избежать всего этого, просто честно трудясь.
Или, менее заметно, когда люди разрушают отношения с ближними, обрекают себя на непонимание и одиночество, а потом страдают от этого. Теряют любовь и дружбу, чтобы заработать много денег, а потом не могут купить на эти деньги ни того, ни другого.
Влезают в глупые раздоры и конфликты, которые не могут принести ничего, кроме горя и потерь. Посвящают свою жизнь чему-то пустому. Следуют путем, который, как это очевидно с самого начала, не может принести ничего, кроме несчастья.
В других людях нам бывает легко увидеть этот дефект, трагическую поврежденность характера, которая заставляет их причинять беду себе и другим.
Но мы можем однажды пережить прозрение - это универсальная проблема, она охватывает не только несчастных глупцов из криминальной хроники, моего спившегося одноклассника или еще каких-то других людей. Это и наша проблема тоже - какой-то дефект внутри побуждает нас раз за разом делать неправильный выбор.
Библия называет этот дефект “грехом”. С тех пор, как мы, люди, взбунтовались против нашего Создателя, сама наша природа глубоко повреждена. Мы, люди, враждебны Богу, друг другу, и самим себе. Мы нуждаемся в спасении - прежде всего, от самих себя. Это звучит парадоксально, но это так - грешный человек, как пьяница или наркоман, сам гонит себя навстречу гибели.
И один из симптомов греха - человек не хочет сделать самое естественное и необходимое, обратиться к Богу. Ему кажется, что Бог его что-то лишит. Что Бог обойдется с ним сурово. Что Бог ему враг. На самом деле мы враги самим себе - а Бог только и ищет нас спасти. Если бы только мы могли сдаться, капитулировать, покориться, последовать Его воле - это было бы самым лучшим для нас. Слово Божие призывает нас сделать именно это - “Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. - Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты - Господь Бог наш” (Иер.3:22)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема