

Наш собеседник — сотрудник Центра культурного развития «Лебединец» в городе Губкине Павел Шаров.
Разговор шел о том, почему важно приобщать подрастающее поколение к истории и ценностям православной культуры, и как этому способствует новый проект по возрождению храмов в Губкине и его окрестностях, который осуществляется при поддержке международной гранатовой программы «Православная Инициатива». Павел рассказал о целях и задачах проекта «Возрожденные храмы земли Губкинской», и каким образом он реализуется.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели, это «Светлый вечер» на светлом радио, меня зовут Алексей Пичугин, и я с удовольствием представляю своего собеседника, сегодня вместе с нами и с вами Павел Шаров, сотрудник Центра культурного развития «Лебединец» в городе Губкине. Здравствуйте, Павел, добрый вечер.
П. Шаров
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Мы сегодня будем говорить, есть такая грантовая программа, она называется «Православная инициатива» — это когда Русская Православная Церковь поддерживает разные проекты, так или иначе связанные с православной тематикой, проектов много уже и «Православная инициатива» не один год существует, и сейчас даже вот, наверное, в эпоху пандемии она очень важна, потому что дает такую возможность продолжать и ранее начатые проекты, и вообще как-то развиваться в непростое время И вот я думаю, что сейчас Павел лучше расскажет о том, что конкретно происходит в Губкине, но там тоже «Православная инициатива» поддержала один проект, проект этот связан с храмами в Белгородской области, с храмами, которые, насколько я правильно понимаю, Павел, пребывают в запустении?
П. Шаров
— Дело в том, что, во-первых, я являюсь руководителем проекта, который называется «Возрожденные храмы земли Губкинской», реализован этот проект в рамках как раз-таки конкурса «Православная инициатива» при поддержке грантового конкурса. Заявку мы подавали еще в 2019 году в течение года проект реализовывался. Они не пребывают в запустении, они сейчас в хорошем все состоянии, мы просто «возрожденные храмы» почему назвали — потому что в XX веке, конечно, как вы знаете, как многим известно, и храмы закрывались, и они использовались и под склады зерна и так далее, вот, собственно, об этом и проект, решили снять фильм об истории вот этих храмов, о том, как это все происходило и кратко, естественно, в каком состоянии они сейчас пребывают, как раз за исключением одного храма, потом мы к нему вернемся, уточню, какой. Сейчас все в очень хорошем состоянии и все хорошо.
А. Пичугин
— Ну, по крайней мере, раз вы сами говорите о том, что они в советские годы были переделаны в зернохранилища, под другие нужды, значит, что они пребывали в запустении, потому что, как я могу судить по храмам, которые я видел, которые были переделаны под зернохранилище, в какой-то момент они перестали таковыми использоваться и просто стояли, открытые всем ветрам. А как вы решили, почему вы решили этим проектом заниматься?
П. Шаров
— Я ничего не решал, честно говоря, как-то все произошло, обычный рабочий день, все в сентябре это было, ну: «Здравствуй, Паша — вызывает директор — как у тебя дела? — Обычно, нормально, работаем. — Ну вот, ты будешь руководителем проекта». Я, конечно, был несказанно рад, невозможно просто, сначала, конечно, такая ответственность и вообще грантовый конкурс, и я с этим никогда не работал, такой немножко и страх и вообще что делать, потом включился как-то, и вместе мы заявку подали с директором. Ну и действительно было в процессе реализации интересно, как это все происходило. Человек я, если признаться, не сильно близок вообще к Церкви, но много чего нового для себя почерпнул, узнал и это было полезно и интересно.
А. Пичугин
— Это вы рассказываете о том, как вы начали заниматься проектом, а почему вообще вашему руководителю, директору Центра пришла эта идея в голову?
П. Шаров
— Она действительно такой верующий человек, ей как-то пришла идея просто о храмах, она написала сценарий к фильму и сказала: давайте вот, увидела такой, мы, наверное, в прошлом году собирались участвовать, но что-то не сложилось, в позапрошлом, вернее. Ну и захотела, говорит: «Давайте, поучаствуем, попробуем», так произошло, что выиграли заявку и начали работать над проектом просто по желанию директора.
А. Пичугин
— И что этот проект подразумевает? Мы поняли, что речь идет о каких-то храмах, которые находятся неподалеку от Губкина или в самом Губкине...
П. Шаров
— На Губкинской территории, так скажем, и в самом Губкине, и в Губкинском районе. Вообще мы хотели привлечь и молодежь, и детей в этот проект, он непосредственно был рассчитан, потому что и мероприятия дальнейшие, и в школах, и просто в каких-нибудь ДК и так далее, были рассчитаны именно на детей и молодежь, но вот в пандемию сложились по-другому обстоятельства, что сейчас век интернета, все через интернет и поэтому аудитория проекта стала более широкой, публика и взрослые люди, в том числе, многим очень нравится. В общем в чем суть: мы сняли фильм сейчас на моей памяти о трех храмах именно возрожденных, которые в советское время использовались, так скажем, не по назначению, закрывались и так далее, а сейчас либо построены новые, либо восстановлены старые и все хорошо — это раз. Второе — это цикл видеороликов, называется «Святыни земли Губкинской» просто вот с информацией краткий ролик пятиминутный в районе где-то вот так 5-6 минут с краткой информацией о храме, как сейчас он действует, с краткой историей храма, интервью у настоятеля храма. И третий продукт, который получился в рамках этого проекта — это красочный, красивый действительно фотоальбом, где тоже красивые фотографии храмов и о каждом храме какая-то интересная особенность и информация, и краткая история — это три готовых продукта, которые получились на сегодняшний день.
А. Пичугин
— Насколько я понимаю, в культурном центре, в котором вы работаете — «Лебединец» вы занимаетесь именно фотографией?
П. Шаров
— Да, фотографирую мероприятия, обрабатываю, но у нас есть народный коллектив — фото-видео студия «Креатив», мы там с коллегой Романом Кудрявых, который непосредственно в проектах тоже участвовал, работаем, он является руководителем этой студией, я техник, я в основном да, занимаюсь фотографией, но и видео, я оператор, у нас так заведено, так сложилось, а он больше в монтаж уходит, монтирует и так далее.
А. Пичугин
— А цель какая у проекта, вы делаете альбомы, материалы о храмах, а итоговая цель какая, как она была заявлена?
П. Шаров
— Итоговая цель, я говорил о том, что мы изначально хотели привлечь молодежь, цель такая, чтобы об истории и о православной культуре узнали много людей извне, я тоже вот таким человеком являюсь, для меня был интересный опыт участия в проекте и создание его, и для людей, которые не так часто ходят в церковь и так далее, для них будет интересно узнать, а какая же история храма, это ведь история нашей страны, ее нельзя ни в коем случае забывать, это памятники архитектуры нашей тоже и поэтому любой человек, он откроет сейчас интернет и может посмотреть что-то новое, прийти туда потом и увидеть воочию всю эту красоту, которая создана.
А. Пичугин
— А что, вы говорите, полезно? Сейчас очень часто можно встретить такие рассуждения о том, что нам надо возрождать исторические корни, памятники, память, историческая память, но это когда говорится с высоких трибун — не очень понятно, как находит свое отражение в сердцах людей, к которым это обращено? Потому что кто-то говорит: «ну да, да, конечно, надо так говорить, это вам положено так говорить откуда-то «сверху», а кто-то действительно это воспринимает, как должное, кто-то это воспринимает исключительно как что-то такое: «а, ну раз говорят — значит, надо», а будут говорить другое — надо будет другое что-нибудь делать, все очень по-разному рефлексируют на эту тему, вот как конкретно у вас, у человека, который занимается этим проектом это все отзывается?
П. Шаров
— Ну, нельзя же жить, если мы говорим о молодежи, сейчас же век «Тик-Тока» и все такое, но все живут будущим, будущими технологиями...
А. Пичугин
— Ну, в «Тик-Токе» какого-то будущего нет, это наше настоящее, просто оно в какой-то форме застыло, через год-два будет что-то другое, что будет наследовать тому же «Тик-Току».
П. Шаров
— Да, это я в целом так, просто как пример привел, естественно, все развивается и будет в дальнейшем, но сейчас, к сожалению, вот я смотрю на молодежь нынешнюю — об истории никто не знает, забыли все свои корни, как-то это очень грустно, люди перестали читать, люди перестали воспринимать все серьезно, то есть сейчас молодежь воспринимает все как игру, как шутку и так далее, я имею ввиду свою жизнь в целом, а это, на самом деле, конечно, не так. Ну и, по моему мнению, надо возвращать, я к храмам, допустим, отношусь, как к замечательным нашим культурным источникам, культурному наследию, историческому наследию, и в том числе для молодежи, когда просто все видишь своими глазами, почему этот проект так важен — потому что люди видят всю эту красоту, когда ты видишь эту красоту, ты начинаешь этим интересоваться, и тогда человек начинает и читать, и может, придет в этот храм, ну и так далее, все, что из этого вытекает, собственно, на это направлен проект, я думаю вот с этой точки зрения, с того, чтобы человек увидел своими глазами вот эту действительно красоту, почувствовал немножко атмосферу через видео и через фото, царящую там, в этих памятниках архитектуры, я думаю, вот это важно с исторической точки зрения.
А. Пичугин
— Я напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» Павел Шаров, Павел — сотрудник Центра культурного развития «Лебединец» в городе Губкине. Мы говорим о проекте «Возрожденные храмы земли Губкинской», проект этот поддержан фондом «Православная инициатива», тут, надо, наверное, в двух словах немножко сказать про «Православную инициативу» — это грантовый конкурс, он появился давно, 15 лет назад в 2005 году в Приволжье, то есть это была такая низовая инициатива, а с 2020-го конкурс приобрел статус международной программы, руководство и стратегическое управление осуществляет координационный комитет по поощрению социальных образовательных информационных культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви на протяжении всех лет, которые существует конкурс, он поддерживает очень интересные проекты, и я тут даже, наверное, обращаюсь к людям, которые тоже занимаются какими-то направлениями, связанными с православием, с Церковью и если этот проект требует финансирования, поддержки, развития, то можно обратиться в «Православную инициативу», «pravkonkurs.ru», так называется сайт и попробовать этот грант. Соответственно, это конкурс, там не всем помогают, а тем, чьи заявки получают одобрение жюри, комиссии и я так понимаю, судя по тому, что рассказывает Павел — это те средства, на которые можно проект реализовать, все верно?
П. Шаров
— Да, абсолютно точно, конечно.
А. Пичугин
— А мы вернемся к разговору о том, зачем это нужно людям и что важно в этом лично для вас. Вот вы рассказывали в целом, почему это важно для людей, а все-таки я вас спрашивал, как лично у вас это отражается и откликается?
П. Шаров
— Лично у меня как-то так, что я много чего нового узнал, мне понравилась атмосфера, царящая в этих зданиях, в этих храмах, была интересная история, было интересно пообщаться с разными людьми, в том числе, и с настоятелями, было интересно поездить, везде очень красиво, вот как-то так, и я действительно стал ценить то, что у нас есть на Губкинской земле, раньше я к этому относился так, знаете, ну есть и есть...
А. Пичугин
— Ну стоит храм и стоит.
П. Шаров
— Да, стоит, красиво, да. Узнавая историю и включаясь в процесс создания таких вот продуктов этого проекта, фильмов и фотоальбомов я стал с другого угла на это смотреть все.
А. Пичугин
— А как вы все это делали, вот вы ездили, общались с людьми, которые восстанавливали эти храмы, со священниками общались, расскажите, как реализация проекта шла?
П. Шаров
— В начале все это происходило по телефону и по интернету, потому что началась пандемия, собирали информацию потихоньку, какие-то фотографии, общались с настоятелями храмов. Кстати, весь проект, хотелось бы сказать, что по благословению проходил, реализовывался епископа Губкинского и Грайворонского Софрония и наша епархия, которая не просто по благословению, как заведено, а действительно помощь была реальная от Губкинской епархии в реализации проекта, конкретно всех настоятелей обзванивали, помогали договориться с расписанием, когда приехать и так далее, ну и по сбору информации тоже много реальной помощи было, хотелось поблагодарить тоже за такую помощь. Ну, вернемся к тому, как это все происходило: сначала был сбор информации, в которой участвовали и дети активно, наш дети, которые в студию «Креатив» ходят, у нас есть клуб такой «Добрый ангел», дети, интересующиеся православной тематикой, участвовали и в сборе информации, помогали тоже, спасибо хотелось бы сказать. Потом такая проблема случилась, что курс доллара очень скаканул, нам нужно было закупать аппаратуру и пришлось всю смету переделывать совсем, потому что под те деньги, которые было заточено изначально ничего уже не подходило, но переделали и ничего, все получилось закупить, необходимое для съемок фильма я имею ввиду и роликов.
А. Пичугин
— Но это в свою очередь еще вам помогает, я так понимаю, что у вас это все останется в Центре, и вы сможете таким образом свою базу совершенствовать.
П. Шаров
— Конечно, вот у нас сильно повысился уровень, во-первых, изначально мы закупали квадрокоптер, потом просили в аренду у другого ДК камеру на съемки, а потом уже не так давно закупили камеру на свой ДК тоже благодаря проекту, естественно, вот тем деньгам, которые выделены в рамках проекта. И с квадрокоптера действительно совершенно другой вид приобретают и храмы, и все остальное, конечно, это надо видеть, очень красиво.
А. Пичугин
— Сейчас я вообще смотрю, по крайней мере, в «Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)» я подписан на людей (это сейчас модное слово «заброшки» есть), которые снимают заброшенные храмы, заброшенные объекты, и не только заброшенные, просто снимают, в общем, я пришел к выводу (я тоже занимаюсь фотографией просто) если у тебя нет квадрокоптера, то ты не фотограф, вот сейчас какой-то такой треш пошел, у меня квадрокоптера, правда, нет, но я смотрю и вижу, что сейчас люди вовсю используют.
П. Шаров
— Ну, это тренд, конечно, совершенно неправильно, нет квадрокоптера и нет, главное — руки...
А. Пичугин
— Безусловно, просто когда смотришь целые серии, отснятые как руками, так и с воздуха, то начинает уже казаться, что у меня, например, квадрокоптера нет, и что-то какая-то ущербность, хотя я, конечно, понимаю, что это не так.
П. Шаров
— Дальше как все произошло: пандемия шла, все сидели на карантине, за это время мы пока собирали информацию по крупицам, как-то связывались, ну и потом в июле, собственно, мы поехали на съемки, свершилось вот это дело, договорились и с транспортом. Изначально планировались экспедиции с детьми порядка 30-ти человек, чтобы дети вместе с нами в рамках проекта ездили и с настоятелями общались, и им было это интересно, но в век пандемии этого, конечно, не получилось, мы не стали брать на себя такую ответственность за здоровье людей и детей, поэтому небольшой съемочной группой объездили сами храмы, потом сняли ролики, которые могут посмотреть теперь не только дети, которые, как планировалось, поехали бы с нами и видели все своими глазами, но через интернет, через ролик, но все равно как-то посмотреть на эту красоту, узнать что-то новое о храме, узнать вообще, что он у нас такой есть с такой богатой историей, а у нас большинство храмов с очень богатой историей. Потом из отснятого материала смонтировали фильм постепенно, несколько месяцев это шло.
А. Пичугин
— А где его можно посмотреть?
П. Шаров
— Фильм на нашем Ютюб-канале «Центр культурного развития «Лебединец», а ролики по всем соцсетям, тоже в наших группах Центра культурного развития и там много, но, надо отдельно, наверное, создать плей-лист, чтобы зрителю было легче, вот захотел посмотреть именно про храм и там сделать. Потом из фотографий, которые получились, соорудили фотоальбом, информация была взята с официальных источников, с сайтов епархий тоже о храмах, краткая я имею ввиду, редактировалась нами под размер.
А. Пичугин
— Фотографии тоже на сайте культурного центра можно посмотреть?
П. Шаров
— Да, и фотографии, фотоальбом мы тоже в электронном виде выложим и по частям...
А. Пичугин
— Я думаю, наши слушатели заинтересуются, они могут набрать «Центр культурного развития «Лебединец», я назову, конечно, адрес сайта, хотя он достаточно сложный для восприятия: «lebedinec-ckr.gubkin-kultura.ru»
П. Шаров
— Да, с этим сложновато, раньше у нас был свой домен «lebedinec.ru», потом всех под одну гребенку сместили и сложновато стало, конечно. Стоит отметить, что кроме готовых продуктов: фильма, цикла видеороликов и фотоальбома, порядка двадцати фотоальбомов создано, еще проводились и мероприятия, по возможности, естественно, это и фотовыставки этого фотоальбома, это не просто фотоальбом книжкой, а это можно развешивать в любое место на любой стенд и проводить таким образом фотовыставки с посещением настоятелей храмов, о которых идет речь в фотоальбомах в кратком описании. Плюс кинопоказы, несколько кинопоказов было проведено фильма «Возрожденные храмы земли Губкинской, потом обсуждение этого фильма, ну и в дальнейшем хотелось бы, конечно, поскорее чтобы эта история с пандемией закончилась и можно было проводить больше таких мероприятий живых, живое общение — это всегда хорошо.
А. Пичугин
— Нам надо прерваться сейчас буквально на минуту, я напомню, что мы говорим про замечательный проект, который называется «Возрожденные храмы земли Губкинской» и проект этот поддержан православной инициативой грантовой, это грантовый конкурс, ребята из Губкина приняли в нем участие, победили, получили финансирование своего проекта «Возрожденные храмы земли Губкинской», и руководитель этого проекта Павел Шаров, сотрудник Центра культурного развития «Лебединец» нам про этот проект рассказывает. Мы буквально через минуту к вам, дорогие слушатели, вернемся.
А. Пичугин
— Возвращаемся к нашей беседе, напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» на светлом радио Павел Шаров, сотрудник Центра культурного развития «Лебединец» и руководитель проекта «Возрожденные храмы земли Губкинской», проект этот поддержан православной инициативой, это международная грантовая программа, она появилась еще в далеком 2005 году 15 лет назад в Приволжском федеральном округе, а уже последние десять лет имеет статус международной программы, которая помогает реализовывать различные проекты, которые так или иначе связаны с православием, и вот мы с Павлом Шаровым, сотрудником Центра культурного развития «Лебединец» говорим про один из проектов: «Возрожденные храмы земли Губкинской». Да, итак мы остановились с вами на том, как вы этот проект реализовываете и где можно посмотреть фотографии, которые вы делаете.
П. Шаров
— Да, еще раз напоминаю, что это все есть в группе «Центра культурного развития «Лебединец» и в «Вконтакте», и в «Одноклассниках», и в «Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)», везде, где можно, мы есть, кроме «Тик-Тока» разве что. И на нашем Ютюб-канале вы можете посмотреть ролики из цикла «Святыни земли Губкинской» коротенькие, и фильм полнометражный «Возрождение храмов земли Губкинской» тоже доступен для просмотра.
А. Пичугин
— А что еще у вас происходит в вашем Центре культурного развития?
П. Шаров
— Центр культурного развития, раньше же это все были ДК, потом, насколько я знаю, в Белгородской области только название сменили: «Центр культурного развития», по-моему, с 2015 или с 2017 года так стало. Концертные программы, какие-то патриотические программы, вечера, культурно-развлекательные мероприятия, в общем, все то, чем занимается обычный дом культуры.
А. Пичугин
— Я несколько лет назад столкнулся с тем, что люди не знают, что такое ДК, эта аббревиатура, она отчаянно ушла в прошлое, это было в Москве, правда, я искал один адрес и по этому адресу как раз был ДК завода, и вот я завод нашел, а ДК никак не могу найти, я спрашиваю людей, которые выходят с проходной: «А где вот здесь ДК такой-то?» Они такие: «Чего?» Я говорю: «ДК. — А что такое ДК? — Это дворец культуры. — А, мы не знаем». И я так опросил человек пять, наверное, они все были молодые — не в курсе, нет, это уже, видимо, что-то такое, знаете, ушедшего советского, эти аббревиатуры, группа была такая «ДК» еще, кто же помнит сейчас, ну да ладно, это так, лирика. А как-то этот проект будет продолжаться дальше, может быть, за пределы Губкина вы хотите его вывести?
П. Шаров
— За пределы пока не планировали, все возможно, может быть, по другим регионам, но, наверное, если его и выводить, то уже на Белгородскую область именно, там же есть и в Белгороде, и в Старом Осколе, в других районах Белгородской области тоже замечательных храмов много со своей историей богатой, вот тоже можно было бы это сделать. Дальше мы планируем, у нас не все получилось совершить в рамках проекта, мы дальше планируем выпустить расширенную версию фильма «Возрожденные храмы земли Губкинской», где какие-то ошибочки наши будут поправлены, естественно, и будут еще включены два храма со своей богатой историей тоже и будет, думаю, интересно.
А. Пичугин
— А почему бы вам не сделать сайт, где все это будет выкладываться, развиваться, обсуждаться?
П. Шаров
— Можно, мы пока над этим не думали, дело в том, что команда проекта, во-первых, это в рамках Центра культурного развития, у нас кроме этого очень много своей работы, кроме проекта было, а так вообще это хорошую идею вы сейчас предложили, задумаешься, но это нужна команда побольше, у нас команда всего, по сути, плюс директор, которая, естественно, помогала всего четыре человека, это маловатенько.
А. Пичугин
— А кто еще кроме вас и директора?
П. Шаров
— Во-первых, директор — Старикова Александра Михайловна, я, Павел Шаров, фототехник, потом Роман Кудрявых, он монтажом занимался, режиссер Михаил Баграмян, он и специалист по звуку у нас как раз тоже, и Ольга Алехина, занимается документацией, не всей, но по бухгалтерской части, покупки и все это. Кстати, хотелось сказать большое спасибо ребятам, для меня это первый опыт был, такой грантовый конкурс, серьезный достаточно, международного уровня, очень сложно это для меня было и очень помогли, в трудные минуты никогда не отказывались мне чем-то помочь, всегда на связи и это хорошо, что такая команда есть, один человек ничего никогда сделать не сможет, несмотря на то, что сейчас много мыслей таких везде и всюду, но нужна команда, конечно.
А. Пичугин
— Давайте поговорим о реализации самого проекта, как-то подробнее про сами храмы, про то, какие у них особенности, с какими необычными, может быть, случаями вы сталкивались, пока снимали?
П. Шаров
— Обо всех я, естественно, рассказывать не буду, потому что их порядка 15-ти храмов, но некоторые хотелось бы отметить, в первую очередь вот у нас все либо новопостроенные, либо восстановленные, храм Свято-Никольский в селе Коньшино, ни разу капитального ремонта, конечно, там не было, к сожалению, обращались и в администрацию, и везде, но средств не хватало, на другие социальные нужды распространялись средства эти, но сейчас наконец-то им занялись, начат ремонт, но требуются средства, хотелось бы, может быть, как-то через вас, чтобы люди, которые, может быть, услышат это...
А. Пичугин
— Давайте, да, конечно, через нас это было бы очень здорово, и я знаю, что наши слушатели откликаются на такие просьбы.
П. Шаров
— Кто готов пожертвовать, это действительно важно, храм замечательный, с очень богатой историей, но вот в таком запустении пребывает.
А. Пичугин
— Где он находится?
П. Шаров
— Село Коньшино, Губкинский городской округ, Свято-Никольский храм. Потому что пытался и священник своими силами ремонтировать, но он деревянный, и там крест падал, в общем, состояние ужасающее просто.
А. Пичугин
— Да, вот я фотографии смотрю, действительно, храм очень красивый, деревянный.
П. Шаров
— Да, но он требует ремонта, но сейчас он начат наконец-то, но, естественно, средств не хватает, средства требуются, поэтому может быть, кто готов...
А. Пичугин
— А куда обращаться?
П. Шаров
— Либо в Центр культурного развития «Лебединец» можно обратиться, либо в Губкинскую епархию, либо через вас, может быть, а вы с нами как-то свяжетесь.
А. Пичугин
— Я думаю, что можно найти, если вы действительно, дорогие слушатели, хотите и можете помочь этому храму, а я вот смотрю сейчас в интернете фотографии — он заслуживает того, чтобы на него обратили внимание, поскольку такая необычная для деревянной архитектуры конструкция, шпиль и внутри, вот я смотрю интерьер, убранство, все очень интересно, и, конечно, требует внимания, потому что жалко будет, если такая красота вдруг пропадет. Я думаю, что лучше всего, дорогие слушатели, если вы заинтересовались, обратиться в Центр культурного развития «Лебединец» в городе Губкин, его можно найти в интернете, у Центра есть свой сайт...
П. Шаров
— Да, в Яндексе: «Центр культурного развития «Лебединец» или ЦКР «Лебединец» сокращенно и можете выйти на сайт сразу или на соцсети и там везде написать, мы ответим, конечно.
А. Пичугин
— А какие еще у вас были такие неожиданные встречи запоминающиеся, может быть, какие-то храмы еще требуют помощи?
П. Шаров
— Ну, храмам всегда требуется помощь, но там по мелочи, у кого-то крыша протекает и так далее, но это несущественные такие вещи. Мне очень понравилось, очень приятно было, что везде нас приняли очень хорошо, действительно, я даже как-то не ожидал, ну съемки и съемки, тем более все в таком режиме все авральном у нас было, как всегда в культуре, по-другому не бывает, все как-то очень быстро, в спешке, но съемки проходили не спеша и действительно, атмосфера царила очень такая добродушная и заходишь туда и сразу как-то даже настоятель к себе располагает, вот прямо хочется разговаривать, не просто потому, что это работа наша, а реально было интересно пообщаться и узнать об истории. Везде нас очень хорошо приняли, вот показали в Успенке еще святой источник там построенный, в семи километрах, по-моему, очень красиво, весь из дерева, прямо красота, очень приятно было. У многих храмов какие-то свои особенности, ну, казалось бы, храм и храм, какие могут быть, а у каждого своя история, каждый создан в определенном месте, допустим, храм Ксении Петербургской у нас есть в городе Губкин, именно в центре города, находится на территории центральной районной больницы, там очень развита и сестринская помощь, то есть вот этим он отличается, что к людям реально приходят, общаются и помогают, в общем, приятно было пообщаться тоже с настоятелем. Спасо-Преображенский собор в 96-м году, когда его построили, это второй по величине был, сейчас я даже не в курсе, надо почитать, насколько сейчас изменилась ситуация, храмы-то новые построили и большие, поэтому, естественно, уже не второй, а был второй по величине после храма Христа Спасителя.
А. Пичугин
— Ничего себе. Да, я про это слышал, кстати.
П. Шаров
— Да, очень красивый, конечно, атмосфера, все к себе располагает, очень нам помогал настоятель этого храма отец Евгений в договоренности с остальными настоятелями, он является благочинным первого благочиния Губкинского по храмам, все связывался сам, договаривался о встречах с нами и очень приятно было поучаствовать в таком проекте, и чтобы готовые продукты получились.
А. Пичугин
— Я напомню, что сегодня мы беседуем в нашей программе «Светлый вечер» на светлом радио с Павлом Шаровым, сотрудником Центра культурного развития «Лебединец», мы говорим о проекте «Возрожденные храмы земли Губкинской», который реализовывается при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива», я еще раз напомню, что грантовый конкурс сам существует уже 15 лет, он поддерживает проекты, которые так или иначе связаны с православием, с церковью. Я так понимаю из описания, что ваш проект еще и исторический в том смысле, что рассказывается о людях, которые когда-то пострадали, о священниках пострадавших в 30-е годы, их судьбы и судьбы людей, которые разрушали эти храмы тоже как-то освящаются.
П. Шаров
— Да, как раз описана вся эта история в фильме непосредственно, там все это подробно рассказано. Ну из исторических сведений да, кстати, не только же мы с настоятелями общались в поездках своих, но и были люди, которые, либо у них родственники участвовали в восстановлении храма, либо сами они восстанавливали храм, то есть реально было много исторических документов и сведений, из которых можно было вот слепить такой продукт, фильм и очень интересно, конечно.
А. Пичугин
— А может быть, вам лично, Павел, запомнились какие-то истории, биографии людей, служивших, пострадавших за веру?
П. Шаров
— Все так делалось, в таком режиме, я даже сейчас и не вспомню...
А. Пичугин
— А, кстати, дети в итоге так и не участвовали, да?
П. Шаров
— Нет, дети участвовали в сборе сведений, когда во времена пандемии помогали подростки, дети в сборе информации, куда-то на какой-то сайт зайти, что-то скинуть и так далее, реально помощь была, потому что много рук, много работы было. А так планировалось, конечно, что в экспедициях они с нами будут участвовать, но это стало невозможным, но я считаю, что, наверное, даже плюс, у нас съемки даже и не планировались, просто экспедиции, съемки планировались в рамках фильма только и фотоальбомов, а ролики не планировались, плюс в том, что сейчас любой желающий может посмотреть, не только те дети, планировалось, что которые поедут, а любой человек желающий может посмотреть ролик о истории этого храма, о каких-то особенностях и так далее.
А. Пичугин
— А вы бы хотели принять участие в подобных каких-то проектах, связанных с православием, с Церковью, может быть, вы продумывали какие-то идеи, что можно еще сделать вот такого?
П. Шаров
— Пока еще не продумывали, только вот завершили работу над этим проектом, пока еще не думали, но мне было бы интересно, опять же, я люблю съемки, поснимать где-то в других регионах, конечно, очень интересно. Прямо да, хотелось бы, конечно, таким заняться. Но еще не продумывали, я думаю, мы над этим подумаем.
А. Пичугин
— Ну потому что действительно на Белгородчине огромное количество храмов, любой храм практически за редчайшим исключением всех церквей, которые не закрывались в советские годы, а их было все равно крайне мало, это какая-то история, история восстановления, я очень часто сталкиваюсь с тем, что заходишь на сайт храма, там «Наша история»: «В 92-м году эти руины были переданы общине верующих, а в 2015 году с Божьей помощью реставрационные работы завершились». И я понимаю, так как когда-то мы тоже в конце 90-х, в начале 2000-х участвовали в восстановлении храмов, и я прекрасно понимаю, что за каждым храмом стоит какая-то человеческая история настоятеля ли, который там своими руками начинал растаскивать эти битые кирпичи, очищать территорию, проводить зимой в холод с маленькой печуркой богослужения, это какие-то первые люди, которые приходили, которые уже давно, может быть, и не в этом храме, и священника того уже нет, но вот это какие-то личные истории, которые очень важны и каждый раз, когда человек приходит в прекрасно отреставрированный храм, где нет проблем с отоплением, где всегда тепло, где всегда уютно, где всегда удобно, если этот храм восстановлен, ты понимаешь, что когда-то здесь было не тепло, не уютно, холодно, сыро, промозгло и вот кто те люди, чьими руками это все было сделано, кто здесь, может быть, свое здоровье положил, зачастую эти истории остаются за кадром, а вы вот их вытаскиваете на поверхность, это очень важная работа.
П. Шаров
— Ну да, мы постарались во всяком случае. Хотелось бы, кстати, сказать, в храме села Истобное, тоже Губкинский как раз округ, великомученика Георгия Победоносца, там настоятелем долгое время был протоиерей Леонид Иванович Гончаров, такой человек, я про него читал, с 61-го по 12-й годы был настоятелем, очень много поколений через него прошло, 51 год служения, он там и похоронен, ну вот человек с большой буквы, конечно, таких немного.
А. Пичугин
— Да, кого обычно назначали на такие руины в 90-е годы — обычно это молодые священники, только закончившие семинарию или просто рукоположены и представляете, что прошло 30 лет, этим молодым священникам, если они на том месте служат, уже под 60, и вот вся их такая отставная жизнь прошла, причем половина от этого прошло как раз с мыслями и заботами о том, что как-то это надо восстановить, сделать.
П. Шаров
— Да, просто это даже видно и по разговору, по интервью это чувствовалось в каждом настоятеле, что он очень переживает о своем храме, какие-то проблемы и так далее, и он очень заботится, это искренняя такая забота, она чувствовалась, конечно. Хотелось бы еще, мы когда снимали Коньшино, им тогда еще не занимались, в июне, по-моему, это было, и священник очень просил, там прихожане, две женщины тоже были, в съемках участвовали, они говорили, как сильно требуется ремонт, мы в скором времени ролик выпустим на эту тему о том, что требуется ремонт, чтобы реально распространить про тот же храм. То есть видно, что люди неравнодушные, остались при съемках и вокруг реальная помощь была, это такой факт.
А. Пичугин
— Я еще раз напомню, что если вы, дорогие слушатели, заинтересовались этим конкурсом и заинтересовались проектом «Возрожденные храмы земли Губкинской», о которых нам сегодня рассказывает Павел Шаров, вы можете посмотреть и фильм, и фотографии, давайте, Павел, еще раз напомним, где.
П. Шаров
— В наших соцсетях в группах Центра культурного развития «Лебединец», то есть в поиске либо «Вконтакте», либо в «Одноклассниках», везде мы есть, плюс на нашем сайте, там ссылка на Ютюб, можно посмотреть фильм, в скором времени и фотографии будут, но на сайт мы еще не размещали именно фотографии, фильм там можно посмотреть, в принципе, вот такая информация. На нашем Ютюб-канале и ролики, и фильмы доступны для просмотра.
А. Пичугин
— Нас слушают в разных частях Белгородской области, в том числе, в Старом Осколе, например, который рядом совсем с вами, 20 километров всего, но я так понимаю, что ваш проект был ограничен именно Губкинским районом или городским округом, как сейчас это называется, а Старый Оскол, он за кадром, да?
П. Шаров
— Да, он не затрагивался, я говорил о том, что потом можно это распространить на Белгородскую область, то есть по районам можно отдельно, Старооскольский район можно, я просто когда туда ездил, я после съемок, вообще после всего этого стал замечать, то храм и храм, стоит, прекрасно, все красиво, а я стал присматриваться к архитектуре, а как это все здесь сделано, реально по-другому стал относиться, глаза открылись, и я смотрю, что в Старом Осколе очень много красивых храмов, там и деревянные, то есть реально думаю, тоже история у них интересная, я уверен, что в Белгородских храмах, я был в Белгороде, но нечасто и не обращал внимания тогда еще, я имею ввиду после съемок еще в Белгороде не был, поэтому как-то не затронуло меня, но я уверен, что на территории всей Белгородской области, не говоря уже о России в целом очень много таких храмов, к которым в XX веке относились не по назначению, либо склады, вообще история такова, что либо склады с зерном, либо какие-то еще вещи складировали туда, даже в храме села Успенка, Успенский храм он так и называется...
А. Пичугин
— Логично, да, скорее всего по храму.
П. Шаров
— У него тоже богатая история: в 1806 году он был построен и там был склад аммиака, то есть веществ ядовитых, там настоятель, они стены ремонтируют, там даже по кирпичикам немножко разобрана часть стены, чтобы вот это выветривалось и до сих пор стоит запах аммиачной селитры, но ремонт там делается своими силами, вот там очень хорошо нас встретили, замечательно просто.
А. Пичугин
— Ну я надеюсь, что, может быть, те, кто слушают сейчас эту программу тоже захотят присоединиться, у вас действительно получится какой-то проект и тоже поддержит конкурс «Православная инициатива», возможно, как-то продолжит вас поддерживать и это будет распространено на другие места Белгородской области. Я напомню, что сегодня мы говорили про проект «Возрожденные храмы земли Губкинской», который реализовали сотрудники Центра культурного развития «Лебединец», нам сегодня замечательно про это рассказывал Павел Шаров, сотрудник этого Центра, а проект поддерживала «Православная инициатива» — это международная грантовая программа, которой уже 15 лет, и все это время она поддерживает проекты, связанные с православием, с Церковью не только в России, но и по всему миру. Спасибо большое, Павел.
П. Шаров
— Спасибо вам, что такая возможность предоставилась, очень приятно было пообщаться.
А. Пичугин
— Да, спасибо, взаимно. Будем прощаться, дорогие слушатели, всего вам самого доброго и до новых встреч, до свидания.
Программа подготовлена при поддержке акционерного общества «Холдинговая компания «Металлоинвест»
Бабушка Тан

Фото: Manny Becerra / Unsplash
Знаете ли вы, что в Китайской Народной Республике официально установлено звание «Национальный образец нравственности»? Эту награду регулярно присуждают гражданам страны за добродетельные поступки. Одна из почётных лауреатов — пенсионерка по имени Тан Цайин, или «бабушка Тан», как называют её приёмные дети.
А таких детей у неё 38! Сегодня это взрослые мужчины и женщины, которых объединяет одно: каждого из них в младенчестве бросили родители, а наша героиня взяла под опеку.
Это началось много лет назад, когда Тан работала уборщицей в больнице города Синью, в одной из провинций на юго-востоке Китая. Однажды зимним утром она заметила рядом с железнодорожными путями плачущего ребёнка, завёрнутого в пальто. Это оказалась девочка. Тан Цайин отнесла её домой, искупала, накормила и дала ей имя Фанфан, то есть цветочный аромат.
К тому времени у Тан было пятеро родных детей-подростков. Одна из старших дочерей, выпускница школы по имени Айпин, ухаживала за малышкой Фанфан, пока мама работала.
Вторым найдёнышем стала девочка, которую Тан назвала Чжэньчжэнь, — в переводе с китайского «драгоценный дар». Её кто-то оставил в больнице, где работала Цайин.
Таким образом за десять лет добрая женщина спасла почти сорок брошенных девочек и мальчиков! Большинство из них были новорождёнными. Тан благодарна руководству своей больницы за то, что в те годы ей выделяли свободную палату. Там лежали ослабленные младенцы, и уборщице было удобно за ними ухаживать.
«Мой покойный муж сначала ворчал, что нашего дохода едва хватает на собственных детей, не говоря уже о приёмных, — вспоминает Тан Цайин события полувековой давности. — Но я была полна решимости спасать подкидышей, и со временем строгий, но добрый дедушка их тоже полюбил».
Выйдя на пенсию, многодетная мама подрабатывала сбором и сортировкой мусора, чтобы на вырученные деньги покупать детям еду. А в более почтенном возрасте, когда сил у неё поубавилось, пенсионерка занялась поиском приёмных родителей для подопечных. Сегодня повзрослевшие дети не только навещают бабушку Тан, но и помогают ей материально.
После номинации на звание «Национальный образец нравственности» об огромной семье Тан Цайин узнали миллионы китайцев! Её родная дочь Айпин рассказывает: «Для моей матери добрые дела — не вопрос выбора, а то, что она считает просто необходимым делать».
А я любуюсь улыбкой бабушки Тан на фото к публикации проекта Баба-Деда и понимаю, что эта женщина показала нам, что такое любовь.
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.