«Возрождение древнего паломнического пути от Москвы до Соловков». Иеродъякон Поликарп Тибанов, Павел Раковский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Возрождение древнего паломнического пути от Москвы до Соловков». Иеродъякон Поликарп Тибанов, Павел Раковский

* Поделиться

Нашими собеседниками были заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой Лавры иеродъякон Поликарп Тибанов и сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо» Павел Раковский.

Мы говорили о возрождении древнего пешего паломнического пути от Москвы до Соловков через Троице-Сергиеву Лавру и Ярославль, и как благодаря этой инициативе удается поддержать подопечных фонда. Наши гости ответили, как они находят дороги и прокладывают путь для тех, кто захочет принять участие в таком паломничестве, какие трудности при этом возникают, и как удается их преодолевать, а также какие у пешеходов есть преимущества по сравнению с теми, кто будет добираться на транспорте.

Ведущая: Алла Митрофанова.


А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на Радио «Вера». Здравствуйте, дорогие слушатели. Я, Алла Митрофанова. И буду счастлива познакомить вас с нашими сегодняшними гостями, потому что люди это исключительные — иеродиакон Поликарп Тибанов, заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой лавры. Отец Поликарп, добрый вечер.

Отец Поликарп Тибанов

— Здравствуйте, приветствую Вас и дорогих слушателей.

А. Митрофанова

— Павел Раковский, сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо», не первый раз уже в нашей студии и, наверное, еще больше знакомый нашим слушателям заочно по рассказам ваших коллег — руководителя благотворительного фонда «Жизнь как чудо» Анастасии Черепановой, вашей сестры, с которой Вы вместе уже два года подряд ходите в паломничества пешком из Москвы, сначала в Троице-Сергиеву лавру, в этом году из Троице-Сергиевой лавры в Ярославль, и по дороге собираете пожертвования для ваших подопечных детей с больной печенью. Павел, добрый вечер.

Павел Раковский

— Здравствуйте.

А. Митрофанова

— Мне безумно радостно, что вы нашли возможность приехать сегодня к нам, потому что будем говорить о настоящем чуде. О настоящем чуде, связанным с тем, что буквально на наших глазах возрождается древняя паломническая традиция. Кто-то слышал, кто-то нет, но, если мы откроем старинные паломнические карты России, мы увидим там удивительный маршрут под названием Великий Русский северный путь. Забытый, заросший уже, к данному моменту и, возможно, обреченный на небытие, если бы не отец Поликарп, сидящий сегодня в нашей студии, взявший на себя такой труд постараться эту традицию возродить. Но для того, чтобы возродить традицию, необходимо возродить и сам маршрут, ну, то есть, чтобы дорога, пролегающая через лес, была пригодна для путешественников. Наверное, большинство наших слушателей примерно хотя бы представляют себе, что такое наши российские леса. Это совсем не те приятные облагороженные территории, которые мы можем увидеть в каких-нибудь европейских фильмах, например. Это зачастую такие пространства, где вместо дороги, как принято говорить, направления. И вот, как это возрождать, зачем это делать и почему для нас сегодня в 21 веке это оказывается невероятно важно? Обо всем об этом мы сегодня поговорим. И, конечно же, поговорим о работе фонда «Жизнь как чудо», который популяризирует этот маршрут своими невероятными подвигами и вылазками. Павел, это уже будут вопросы к Вам.

Отец Поликарп, с чего началось возрождение великого русского северного пути?

Отец Поликарп Тибанов

— Началось возрождение столь значимого для России прошлого и для России настоящего маршрута и пути с того, что группа энтузиастов, как это всегда бывает в таких великих делах, собралась и приняли решение о том, что надо сделать так, чтобы наши соотечественники, наши люди, которые живут в нашей стране, любят нашу страну, прошли и полюбили нашу страну не по указанию сверху, как мы сейчас говорим и рассуждаем, что вот надо сделать такое-то постановление, издать такой закон, но, как правило, не всегда это работает. Другое дело — это инициатива снизу. И вот, действительно, люди, когда они понимают все глубины, всю красоту и все культурное наследие этого богатства, которое имеет наша страна и наша держава, вот это вот самосознание, которое идет именно из глубин и пробуждается в настоящее время и побудила то и явило собой исполнение той идеи, о которой мы сейчас с вами сегодня говорить.

Группа энтузиастов, которые любят лавру преподобного Сергия, которая дорожит теми красотами, которые имеет наша страна, приняли решение о том, что нужно пройти пешком от Москвы до лавры, как это делали когда-то наши великие предки. И стоит сказать, что по этому маршруту до революции ходили десятки, а то и сотни тысяч людей. Вспоминаем сразу же первым делом это произведение Шмелева «Богомолье», в котором как раз и написано, как человек строился, собирался с мыслями, силами, разные препятствия у него были, те или иные, как и каждого человека настоящего времени, чтобы взять, собраться и пойти на богомолье в обитель преподобного Сергия со своими чаяниями, переживаниями, хлопотами, помолиться о своих близких, о родных и, памятуя об этом, решили пройти путь. Но тут же мы встретили препятствия. Какие именно: Ярославское шоссе, которое соединяет Москву и город Сергиев Посад по нему ходить крайне невозможно и более того опасно, даже если его сейчас расширили, мы видим, что более комфортно стало добираться до тех или иных населенных пунктов, то все равно в зимний период это особенно актуально да и летом тоже не просто так. Поэтому стали изучать, стали прорабатывать вопросы, архивы, карты и удалось найти ту линию, которая именно была изначально соединяла Москву и Сергиев Посад. Спорили сначала очень долго, как должен проходить маршрут, по каким точкам, по каким объектам, но в этом подсказкой и хорошим подспорьем явилось для нас течение рек, которые находятся на маршруте, и мы путем несложного сопоставления природного ландшафта смогли, как сейчас говориться, синхронизировать, наложить один слой на другой и восстановить тот исторический путь, который был изначально, по которому ходили наши соотечественники. Как великие и могущественные цари, великие князья, так и простой народ. Все следовали этим маршрутом. Но опять же, это вот что касается теории. А теперь, что касается на практике.

А. Митрофанова

— Так, самое интересное начинается.

Отец Поликарп Тибанов

— Идея она появилась, идея она имела место быть в группу к нашим единомышленникам собирались все больше и больше людей. Конечно, главный инициатор — это Ильдар Валерьевич Оруджев, который много прошел пешком как у нас, так и за рубежом, на зарубежных территориях нашего мира, так и Александр Советов, который весь мир, буквально до каждой страны пропутешествовал, всё посмотрел, но дорога в лавру, вот это проект, и в последствии Великой Русской северный путь настолько его вдохновили, что он целиком, все свое время, начиная с 2016 года, посвятил как раз этой тропе. И вот, что касается практики. Стали идти, как мы знаем, вот как Вы собственно и сказали, верно отметив абсолютно нашу суровую действительность, что сейчас по лесу пройти не так-то просто. Получается, падают деревья, происходят пожары, происходит свалка, скажем так, мусора, бывают тоже такие моменты нашей действительности, поэтому мы не зря говорим, что дорога, путь, это еще в том числе и эко-тропа, не только паломнический маршрут, не только туристический, который можно пройти пешком, пробежать и проехать сейчас уже даже на велосипеде, это еще и момент такой, который приводит нас к пониманию того, что он должен иметь еще и навигацию особую. И поэтому первый маршрут он был не такой простой, даже я бы сказал, очень сложный, очень суровый в плане испытаний характера человека на прочность.

А. Митрофанова

— Это из Москвы в лавру? Когда первый раз шли?

Отец Поликарп Тибанов

— Да, первый раз, вооружившись бензопилами, вооружившись самым тяжелым инвентарем, который помогает в этом деле, стали именно вот вести линию маршрута.

А. Митрофанова

— То есть Вы буквально своими руками прокладывали эту тропу из Москвы в лавру?

Отец Поликарп Тибанов

— Все единомышленники, все, кто не равнодушен к этой идее был, кто начинал. Всё держится на людях, на таких вот сваях, энтузиастов, которые не смотря на многие препятствия и где, казалось бы, любой человек и руки бы опустил, что всё, ну, вот подумали, карты нашли, теория подготовлена, дорога вот есть, вот она, можно идти. Пришли, уже вышли из Москвы, подходим к лесу и тут уже можно получить холодный такой удар действительности суровой и вернуться обратно, посмотрели, пообщались и разошлись.

А. Митрофанова

— Но не тут то было!

Отец Поликарп Тибанов

— Потому что наши люди, наши энтузиасты, наши люди, которые горят этой идеей прошли весь этот путь, расчистили его, потом очень долго работали над навигацией, потому что это еще и важный момент, что нельзя нарушать природную составляющую, а именно: гвозди вбивать в деревья и прочее, то есть это всё повредит. И мы именно нацелились на то, чтобы сделать навигацию таким образом, чтобы она помогала даже самому начинающему путнику, даже если человек один решит пройти, чтобы он мог не сбиться с пути. Какие бы усилия не предпринимала, скажем так, природная действительность, чтобы сбить человека с дороги, мы сделали всё для того, чтобы любой путешественник, паломник, турист либо просто человек, который хочет побыть наедине с собой, мог пройти эту дорогу и не заблудиться и достичь своей цели. Это вот, что касается практической части.

А. Митрофанова

— Вы разметки на деревьях, наверное, оставляли?

Отец Поликарп Тибанов

— Именно так. Либо краской — белые и синие цвета либо путем нехитрого приспособления — табличку привязываем к дереву, которая указывает дорогу в лавру, либо тот самый указатель наш фирменный, который по цветовой передаче, по цветовой гамме сразу дает понять куда путнику двигаться. Более того, в этом году еще сделали скворечники с соответствующей символикой.

А. Митрофанова

— Потрясающе! Павел, в прошлом году Вы два сотрудника благотворительного фонда «Жизнь как чудо» Вы и Ваша сестра Анастасия Черепанова, собственно руководитель фонда, вышли из Москвы и через тот самый лес, о котором нам сейчас отец Поликарп рассказывал, дошли до Троице-Сергиевой лавры. Вот сейчас Вы нам расскажите, как это было на практике. Отец Поликарп объяснил, как сложно было прокладывать этот маршрут. Мне сейчас не менее интересно было понять, вот Вы в лесу оказались. Ну, первое, что с нами случается, с городскими жителями, когда мы оказываемся в лесу, мы встречаемся там со страшными существами, просто кошмарными существами, которые готовы за можай загнать, наверное, любого, даже самого прокаченного богатыря. Конечно, я имею ввиду, комаров. Вы шли осенью, наверное, комаров все-таки в это время меньше.

Павел Раковский

— Да, комаров уже совсем не было, что в прошлом году, что в этом году, комаров не было, к слову, совсем, и мы получили колоссальное просто удовольствие от пути в лавру, за что огромное спасибо вот как раз инициативной группе, потому что они сделали просто какие-то потрясающие усилия, колоссальные усилия для того, чтобы просто люди такие с дивана: «ой, мы хотим сходить в лавру, а как нам пройти?» «Вот вам карта, вот вам трек, вот вам путь, вот вам стрелочки, — всё для вас, просто идите». Вот мы взяли тогда ещё совсем маленькие рюкзаки и пошли в лавру. И мы получили колоссальное удовольствие просто от каждого метра, от каждого километра. Мы отключились полностью, потому что нам не нужны были гаджеты, связи особой не было, и при этом нам не нужно было как-то пытаться смотреть в телефоне навигацию, потому что, как раз, вот, стрелочки синие они нас просто вели от начала и до конца. Это было потрясающе.

А. Митрофанова

— Но вы же своим путешествием вот этим паломническим, таким подвигом, вы привлекали внимание к работе фонда «Жизнь как чудо» и параллельно вели сбор для детей ваших подопечных, детки с больной печенью, они подопечные фонда «Жизнь как чудо», и Вы говорите, гаджетами не пользовались, но при этом были в социальных сетях, какие-то публикации от вас, отчеты. Это вы когда добирались до места ночлега, там уже, где относительная цивилизация была?

Павел Раковский

— Да, всё верно. Мы шли по дороге записывали какие-то видео, сделали фотографии, и уже, когда приходили на ночлег, уже публиковали отчет за день, мы благодарили тех людей, которые нас поддерживали во время пути. Потому что, в любом случае, этот путь в первую очередь для нас, он такой для того, чтобы привлечь внимание к работе фонда, к подопечным фонда, чтобы как можно больше детей получили помощь. И именно, благодаря поддержке людей, мы каждое утро просыпались в отличном настроении не смотря на усталость, не смотря на боль в ногах, мы продолжали двигаться. Всё, благодаря огромной поддержке огромного количества людей.

А. Митрофанова

— Самый, по моему, творческий благотворительный фонд, это фонд «Жизнь как чудо», даже в ситуации вот этого глубокого кризиса, в котором мы оказались в сфере сбора средств в 2020м году и в 2021м тоже в связи с пандемией, вы по моему просто, я не знаю, вы каждый раз придумываете такие невероятные акции и запускаете их: бреете бороды, ходите в лавру пешком, потом в Ярославль идете пешком, потом бежите марафоны, потом.. чего только вы не делаете, и привлекаете людей к работе фонда, действительно, и призываете жертвовать средства для детей. Низкий вам поклон, конечно, за то, как вы это делаете. Это у меня вызывает восхищение. Давайте сейчас напомним ещё контакты фонда «Жизнь как чудо» адрес сайта, короткий номер для смс, где можно найти подробную информацию о том, чем вы занимаетесь и как вы движетесь в этом направлении, боретесь с болезнями печении.

Павел Раковский

— Да, можно посмотреть все, чем мы занимаемся на нашем сайте kakchudo.ru, а так же можно поддержать нас по короткому номеру 7715 со словом «волшебник».

А. Митрофанова

— «Светлый вечер» на Радио «Вера» продолжается. Напомню, что сегодня у нас в гостях иеродиакон Поликарп Тибанов, заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой лавры, и Павел Раковский, сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Мы говорим об уникальном явлении в нашей жизни — Великий Русский северный путь, старинный паломнический маршрут, возрождаемый сегодня. Павел вместе со своей сестрой Анастасией Черепановой, оба они сотрудники фонда «Жизнь как чудо», по этому маршруту уже часть пути прошли, и я так понимаю по глазам Павла, что собираются в дальнейшем двигаться дальше. А отец Поликарп как раз среди тех инициативных людей, которым низкий поклон, возрождающих этот самый Великий Русский северный путь.

Отец Поликарп, вот мы сейчас получили обратную связь от Павла. Как выглядит паломническая дорога из Москвы в Троице-Сергиеву лавру сейчас? Она максимально комфортна, Вы говорите, что даже на велосипеде сейчас можно проехать.

Отец Поликарп Тибанов

— Именно так. Сейчас у нас даже появились свои рекордсмены, скажем так. Первый этап — это был, конечно, пешеходный маршрут, а далее у нас появились рекордсмены в плане бега. То есть люди от Красной площади от нулевого километра бегом без остановок, добегают до лавры. Ночной пробег, один раз даже такой был, и сейчас, на данный момент, рекорд бега от нулевого километра Москвы до Троице-Сергиевой лавры составляет 23 часа 45 минут.

А. Митрофанова

— Без остановки?

Отец Поликарп Тибанов

— Только так.

А. Митрофанова

— А как это возможно?

Отец Поликарп Тибанов

— Ну, вот когда я встречал людей, которые

А. Митрофанова

— Это Форрест Гамп у вас там, извините, бежал?

Отец Поликарп Тибанов

— люди, явно как по английски «strong» абсолютно, то есть самые сильные и крепкие люди, спортсмены. И помню, как раз один из последних, Михаил, Михаил Голозубов, получается он если на этом пути можно реализовывать разные проекты, и он как раз занимается тем, что ходит по лесу, по экотропам различным, по дорогам Москвы и собирает мусор. То есть у него такая вот миссия заключается. Он не просто бежит без остановки, он еще бежит в таком темпе, ещё успевает облагораживать территорию вокруг. И получается так, что он еще и на время хотел прибежать, чтобы тоже вот эту акцию поддержать. И помню, когда он пришел в лавру, зима, у него вышел из строя, если можно так сказать, кроссовки, правый кроссовок слетела подошва, он где-то об корягу зацепился, и при этом он не менял обувь, оттелеграфировал по сообщению, чтобы ему дали сменную обувь. В итоге его на одном из участков встретили, передали, он наскоро переоделся и побежал дальше. Вот такой вот удивительный человек.

А. Митрофанова

— Фантастика.

Отец Поликарп Тибанов

— И поэтому, собственно, следующий момент вот на велосипедах. Вот до недавнего времени это было невозможно. А сейчас, когда погода позволяет, погодные условия когда довольно-таки светлые дни стоят, можно взять велосипед и на нем уже доехать до лавры. Ну, и в планах у нас, соответственно, стоит, чтобы сделать полноценные велодорожки. Если это осуществится, это наша мечта, к которой мы идем с каждым днем всё ближе и ближе, и приближаем эту мечту к реальности.

Но вот, опять же, по маршруту, чтобы как Павел отметил, чтобы он был интересен нашим согражданам, не только на маршруте сделаны памятные точки. Первое, что берет человек, когда стартует по этому маршруту, он берет подорожную грамоту. Прямо на Красной площади может ее взять в Иверской часовне. В Иверской часовне берет подорожную грамоту и на каждой точке, они там отмечены, ставит печать. И финальную печать, соответственно, получает в конце маршрута. И удивительные совершенно места есть — это музей-усадьба Абрамцево, музей-усадьба Тютчевых «Мураново», можно там посидеть, погрузиться в быт нашей интеллигенции, приобщиться к духу того времени. На контрастах даже можем посмотреть есть музей Маяковского. И особенно удивляет, это в Пушкино он находится, особенно людей удивляет то, что этот музей, усадьба Маяковского, возродил и поддерживает священник. Священник отец Андрей.

А. Митрофанова

— Который, видимо, любит стихи Маяковского.

Отец Поликарп Тибанов

— Любит Маяковского, Есенина, написал уже не одну книгу об этом. И сейчас он готовится к тому, чтобы передать новое понимание их стихотворных фраз, форм, и понимание в целом. То есть благодаря своей такой кропотливой деятельности в архивах, благодаря общению с потомками, родственниками наших писателей, он приходит к новому ключу, идеологическому, который позволяет понять их творчество ни с точки зрения революционного духа того или иного, а именно с точки зрения понимания того, что сами авторы туда заложили, и это, действительно, у него получается великолепно. Я думаю, что скоро мы увидим новую книгу священника Андрея на тему «Творчество наших великих писателей». То есть дорога в лавру, Великий Русский северный путь, он дает именно многое понимание и самую широкую реализацию нашего культурного и духовного потенциала. Вот, наблюдая за этим, видим, что это, действительно, так.

А. Митрофанова

— Вы же не стоите на месте? До лавры вы дорогу проложили, а Великий Русский северный путь — это маршрут, где вот это вот самый отрезок Москва — Троице-Сергиева лавра, занимает, наверное, ну какую? Десятую часть? Да, пожалуй что?

Отец Поликарп Тибанов

— Если общая протяженность — 2000 километров, даже больше знаменитого пути Сантьяго-де-Компостела к мощам апостола Иакова, который еще через всю Европу проходит, то у нас 2000 километров, и если мы берем отрезочек, что Москва-лавра, это получается 120 километров

А. Митрофанова

— Еще меньше даже, еще меньше, чем десятая часть, и дальше начинается самая интересная история. В этом году, внимание, дорогие радиослушатели, кто-то из вас в курсе, кто-то нет, благотворительный фонд «Жизнь как чудо», который в прошлом году уже проделал вот этот путь из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, двинулся дальше. Павел Раковский, сидящий в этой студии, его сестра Анастасия Черепанова, руководитель фонда «Жизнь как чудо», приехали в лавру и оттуда вышли в сторону Ярославля с рюкзаками за плечами по второй части вот этого пути Великого Русского северного паломнического, которая конечная точка у него на Соловках, если правильно помню. Верно? И тут, я бы, конечно, сказала, что это такая приятная прогулка, опять же, по осеннему лесу, но нет. Нет. Потому что от лавры до Ярославля на данном этапе маршрут выглядит, пока ещё, иначе. Он не вот та благополучная тропа, украшенная дорожной разметкой, где ты не собьешься с пути, потому что прекрасно видишь, куда тебе двигаться дальше. Это совсем другая история. Павел, как это было? Расскажите, пожалуйста.

Павел Раковский

— Ох, я тут, слушатели не видят, но я сидел прямо и улыбался во весь рот, потому что сейчас уже все, конечно, вспоминаю с улыбкой, тогда, когда мы стартовали, я тоже стартовал с улыбкой, но

А. Митрофанова

— Помню, прошлый год благополучная дорога

Павел Раковский

— да, прошлый год, а в этот раз у нас путь получился такой полуавтономный. То есть, мы какие-то дни ночевали в палатках, в какие-то дни ночевали, оставались в городах, которые были покрупнее, где были гостиницы. И сложно стало с первого метра, то есть когда из машины я достал рюкзак, и его нацепил на плечи, рюкзак весил в этом году 23 килограмма со всем снаряжением, понял то, что это уже не будет легкая прогулка, веселая, это будет, прямо, действительно, испытание, с учетом того, что нам надо пройти 283 километра. Ну, это было не просто.

Отец Поликарп Тибанов

— Подтверждаю слова Павла, когда они с Анастасией прибыли в лавру, встречая как раз дорогих гостей при входе, и первое дело, отметив великолепную погоду, выразив надежду, чтобы такая погода сопровождала их постоянно, но Павел расскажет, что все потом было не просто, в плане погодных условий далее, мы пошли под благословение к преподобному Сергию, к игумену земли русской, чтобы взять благословение на этот путь, и я, как на правах гостеприимства, решил помочь Павлу понести его рюкзак до Троицкого собора лавры. И с легкостью думая, что рюкзак такой, скажем, не особо тяжелый по своей массе, я его принимаю, и тут понимаю, что у меня рука сейчас прсто как минимум... я успел его еле-еле второй рукой подхватить, эту тяжесть, и сразу первый вопрос: «как вообще можно?» Нам тут пройти до Троицкого собора пару десятков метров, а мы конвертируем эту массу на другую довольно-таки серьезную величину, величину не в несколько десятков метров, а в 283 километра. И у меня этот образ в голове представился, я понял, что насколько надо идти и дорожить идеей, ради которой Павел и Анастасия прошли этот участок непростой, даже не участок, а маршрут и путь. Действительно, это почти 300 километров. Но во имя чего? Во имя того, чтобы детям помочь собрать средства, и страдания, которые испытывают наши дети, те, кто нуждается в помощи, их поддержать и показать, что они, действительно, не одни. То есть во имя этой великой идеи они были готовы пожертвовать собой, пожертвовать своими силами, физической составляющей, ради того, чтобы сделать мир лучше и светлее. Поэтому великая цель, великая идея. И, получив благословение преподобного Сергия, мы попрощались..

А. Митрофанова

— Павел с Анастасией тронулись в путь. Прямо сейчас напомню адрес сайта благотворительного фонда «Жизнь как чудо» kakchudo.ru пишется в одно слово латиницей. Там можно найти истории подопечных благотворительного фонда, и если почитать через что детки проходят, становится понятно, почему Павел и Анастасия взяли на себя такой труд, привлечь внимание к детям, к сбору средств и попытаться эти средства вот этим своим путем собрать. И, конечно, прямо сейчас тоже можно смс отправить на короткий номер 7715 и в содержании сообщения написать слово «Волшебник» и через пробел любую сумму ввести.

Павел, буквально через минуту вернемся к разговору, и Вы расскажите нам, как же в этом году в лесу Ярославском вам довелось пропутешествовать и что вы там встретили, и через что, в итоге, прошли.

Напомню, что у нас в гостях Павел Раковский, сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо» и иеродиакон Поликарп Тибанов, заведующий паломническим центром Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Я, Алла Митрофанова. Через минуту вернемся.

А. Митрофанова

— Еще раз добрый светлый вечер, дорогие радиослушатели. Напомню, что в нашей студии удивительные люди, я их считаю абсолютными героями: иеродиакон Поликарп Тибанов — заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой лавры, Павел Раковский — сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Мы говорим сегодня о возрождении Великого Русского северного пути, паломнического маршрута из Москвы на Соловки. Пролегает этот путь через множество знаковых для нашей истории и для нашей современности мест. Вот, в частности, первый этап маршрута, о нем уже подробно поговорили в первой части нашего разговора. Кто не успел к нам присоединиться, пожалуйста, заходите на сайт Радио «Вера» и там этот разговор можно найти.

Первый этап — это Москва и, соответственно, Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, к мощам преподобного Сергия. Этот участок пути освоен, проработан уже очень хорошо, довольно комфортная дорога, как для пешеходов, так и для бегунов и даже, со временем, будет комфортно для велосипедистов. Вот, что касается дальнейшего участка пути Троице-Сергиева лавра — Ярославль, 283 километра. Здесь начинается самое интересное.

Павел, итак, у Вас за плечами 23 килограмма рюкзак, у Вас рядом с Вами сестра, за которую Вы, как мужчина и как брат, несете, наверное, ответственность. Ей необходимо помогать, ее необходимо поддерживать и так далее. Анастасия при этом ведет социальные сети и публикует отчеты о вашем путешествии, потому что цель пути все-таки сбор средств для детей с больной печенью, в первую очередь, привлечение внимания к работе фонда «Жизнь как чудо». И вот вы идете по лесу из лавры в Ярославль. А что там за лес?

Павел Раковский

— До леса еще нужно было дойти. Потому что стартанули мы из лавры, и первая наша остановка — это было чуть дальше Гремячьего ключа. И каково было наше удивление, когда через два часа нашего пути мы выходим снова к лавре.

А. Митрофанова

— Как это?

Павел Раковский

— Не знаю. Это было очень удивительно. Мы в какой-то момент подумали, что мы правильно идем, перестали смотреть на трек, который нас вел, и выходим, говорю: «Настя, смотри, впереди лавра». И мы понимаем, что 8 километров из этого пути мы прошли куда-то немножко по кругу.

А. Митрофанова

— Ого! Это называется «искушение».

Павел Раковский

— Испытание на прочность. Я смотрю, такие очень знакомые купола впереди. Ну, думаю, понятно.

А. Митрофанова

— Надо же!

Павел Раковский

— Говорю: «разворачиваемся, нам в обратную сторону». И пошли мы уже по треку, уже немножко чаще заглядывая в телефон, чтобы уже не сбиваться с пути. И первый день, он был показательно тяжелый. Мы поняли, что эту уже не будет совсем легкая прогулка. То есть и рюкзак давил, как оказалось, я думаю, некоторые радиослушатели, знают то, что туристические рюкзаки можно настраивать. Я про это не знал. Мне про это сказали как раз уже на второй день, там ребята в соцсетях подсказали. И первый день я тащил рюкзак прямо на своих плечах. Я пришел, у меня все плечи были в ссадинах, но это было просто физически тяжело его тащить. Он должен был как-то там по идее спиной поддерживаться, а не на плечах. Но первый день он прошел тяжело, но мы заночевали в палатке как раз и легли спать, наверное, часов в 8. Для меня это время такое непонятное, я обычно ложусь где-то в час ночи, в два. А тут мы в восемь легли. Настя сразу уснула, я уснуть не смог. А забегая наперед, я ни разу не смог уснуть в палатке. Не знаю почему. У меня каждый раз какие-то мысли всё посещали, и я в итоге практически

А. Митрофанова

— то есть Вы там еще и не спали?

Павел Раковский

— Ну, первые 4 дня я вообще практически не спал, наверное, поэтому пятый день у меня такой был критический, и было очень тяжело. Да, я не знаю, что произошло, я просто, когда подхожу к каким-то акциям, событиям, у меня адреналин просто зашкаливает, у меня мысли зашкаливают, куча мыслей в голове, и мне всегда тяжело спать в эти моменты. И в принципе я немножко такой на взводе. Настя она уже с этим моим состоянием знакома, она его временами побаивается, потому что

А. Митрофанова

— она его с детства знает, вы же брат и сестра.

Павел Раковский

— да-да она знает, к чему такие могут приводить бессонные ночи. Но, тем не менее, вот как раз первый день он был такой, в принципе, леса не так много было. Он был, но он был все равно размечен, потому что это как раз ещё размеченная часть. То есть до Гремячьего ключа нас в какой-то момент подхватили стрелки наши уже знакомые с дороги в лавру и до Гремячьего ключа они нас довели. Как раз вот первый день мы переночевали, с утра уже настроили рюкзак и отправились в путь. Там уже начинаются леса и леса они местами непроходимые, местами тяжелые, где-то трек совсем... ну, то есть я вижу, что я иду по треку и понимаю, что как бы тропинки нету. Ну, это и нормально, потому что до этого этот путь проходили полностью, по-моему, всего несколько раз. Правильно, да?

А. Митрофанова

— Да, это Павел сверяется с отцом Поликарпом, потому что отец Поликарп-то как раз, наверное, знает всех, кто по этому пути прошел в наше время.

Отец Поликарп Тибанов

— Получается именно так, как мы проговорили, что именно от Москвы до Сергиева Посада путь комфортен, с навигацией, полный отработанный трек. А вот, что касается дальше, это как вот из вопроса «есть ли жизнь за МКАДом?» вот то же самое — есть ли жизнь дальше, после Гремячьего ключа? Вот, и поэтому при поддержке многих людей, самым главным образом Елена Сергеевна Кутукова, которая является представителем Архангельской области при Президенте Российской Федерации, выступила с идеей, что надо именно маршрут продолжить дальше, до Соловков, чтобы тем самым исследовать, приобщить культурные свои и историческую память нашего народа, именно как вот Михаил Ломоносов, в частности, по этому пути именно шел в Москву. И возродить именно эту часть маршрута. Именно вот так первые энтузиасты прошли от лавры до Переяславля, это был летний период прошлого года, и зимний участок этого маршрута он был пройден в декабре, вот как раз 2020 года, с 25 по 28 декабря, из Переяславля в лютый мороз, можно сказать, выступили мы из Переяславля до Ростова. Путь был 120 километров, через лес, по сугробам. Так же сбивались с пути, сбивались по компасу. С учетом того, что все гаджеты были обесточены из-за мороза, просто пришли .. ну, превратились в кусок пластика и металла. Но, благодаря, таким навыкам ориентирования, мы все-таки вышли в нужный путь, но и опять же как и у Павла с Анастасией была ситуация, что выйдя из лавры, вернулись опять в лавру, что-то было похожее и у нас. Закладывали мы до первой стоянки 20 километров, чтобы всем было комфортно дойти до первого места ночлега, с учетом того, что в лесу сугробы и практически непроходимый участок. В итоге мы сбились с пути, и вместо двадцати, прошли 42 километра.

А. Митрофанова

— Так, подождите, отец Поликарп, значит, важный вопрос: зачем? Вот такие жертвы зачем? В мороз, зимой, по сугробам, вы идете, не по дороге, а просто в направлении. Ещё, дай Бог, если вы в правильном направлении идете, а то лишний крюк 22 километра. Мне не налезает на голову, объясните, пожалуйста, зачем?

Отец Поликарп Тибанов

— Зачем? Ну, это вот одна из песен нашей, от части, современности, там, в этой песне есть такие слова: «Я иду по своей земле к небу, которым живу». И получается так, вот интересный парадокс, получается, мы прошли пешком этот участок, а потом нас на машине отвезли обратно, меня, соответственно, в лавру, остальных в Москву. И вот интересный парадокс в том, что мы шли эти три дня, любовались красотами, вот, действительно, суровой красотой снега, леса, местами, которые мы проходили, где были раньше поселения V, XI, XII веков. Вот мы идем, и понимает, что здесь жили люди: вот этот овраг, вот этот холм. Местные краеведы нам рассказывают про все это, и идя этим путем, ты понимаешь, что нашу землю, ниши широты, наши красоты, вот, нельзя любить в теории. А когда ты прошел сам пешком по этой земле, по своей земле, ты понимаешь, что, действительно, это мощь, это сила, это богатая культурная и историческая составляющая. Потому что, пройдя пешком, у тебя одни ощущения, а когда нас за несколько часов довезли обратно, на исходную позицию, откуда мы стартовали, ощущение было какой-то пустоты некоторой. То есть, вот ты едешь в машине, смотришь на то, что ты только что ... вот едешь по Ярославскому шоссе, по Ярославской дороге, смотришь в сторону леса, по которому ты шел, и понимаешь, что наши люди едут, скорость наша жизненная увеличивается, гаджеты, мессенджеры, постоянный поток информации, и у тебя есть конкретная цель, ты к ней идешь. Так вот мы на обратном пути из Ростова в Москву ехали, вот нам цель — приехать из Ростова в Москву, и больше мы ни о чем не думаем. Но когда мы шли на финальную точку из Переяславля в Ростов, та глубина и та палитра чувств, красок, эмоций, которые мы испытали, это дало такой заряд силы, такую мощность и такое понимание того, кто ты есть, кто ты, с кем ты и куда ты, что до сих пор тот декабрьский поход через лес, он до сих пор в моем сердце.

Павел Раковский

— А по сложностям, добавлю еще один момент, что когда мы уже приближались к финальной точке к первому месту ночлега, проходим по населенному пункту, нам сказали: «будьте осторожны, вышел медведь». Мы вызвали егеря, он каким-то образом проснулся этот медведь, вызвали егеря

А. Митрофанова

— Он шатун называется, когда зимой просыпается мишка и начинает шатается по лесу, вообщем, ему лучше на глаза не попадаться.

Павел Раковский

— Мы, соответственно, и ускорили темп, и при этом всячески любой треск, который мы слышали, но ты только лося повстречали, который шел по дороге. Ветер был от него к нам, поэтому он нас не почувствовал, вот поэтому мы его так вживую повстречали. И, достигнув, первого места ночлега, поняли, действительно, какая опасность у нас была, то есть реальная опасность того, что нас могли, действительно.. повстречаться с этим медведем, который является, действительно, хозяином этого леса того самого, и наше соседство могло ему помешать. Вот, поэтому такие вот детали.

А. Митрофанова

— Как человек, который однажды в лесу, причем в Якутии, выходил из автобуса сломавшегося, могу поделиться предупреждениями, которые в такие моменты звучат от опытных людей, вот ни ногой вообще с дороги, потому что на дорогу вряд ли выйдет медведь, но если вы окажетесь в лесу и будете на его территории, бесполезно бежать, скорость медведя 60 км/ч во время бега, бесполезно прикидываться, что вы ветошь или кустик, или кто-то еще, он вас определит по запаху. Единственное, что может помочь, это крик на высокой частоте, потому что у медведя тогда случается медвежья болезнь, и хоть какой-то шанс в этот момент у человека появляется на то, чтобы спасти свою жизнь. Во всех остальных случаях, вот, их просто нет.

Отец Поликарп, в таком случае вопрос: Вы восстанавливаете маршрут на Соловки, который сплошь пролегает через наши леса. получается по этим тропам могут ходить только очень подготовленные люди с опытом жизни в лесу, избегания встреч с медведями, отсутствие страха перед лосями и далее со всеми остановками. То есть это не для всех получается история?

Отец Поликарп Тибанов

— Полностью вот мы движемся Step by Step, по ступеням. Первый это как раз таки это маршрут от Москвы, от нулевого километра до лавры. Сейчас там комфортно и сейчас там, за редким исключением, можно повстречать

А. Митрофанова

— Медведей там нет.

Отец Поликарп Тибанов

— Нет, как мы все в этом убедились. Поэтому и здесь, первый этап это был зимний, прошли, просмотрели, увидели пограничные опасные точки, их отметили на треке. И далее, когда уже был следующий этап, вот это был зимний поход, и потом поставили себе задачу пройти весь путь от Москвы до Соловков. Старт был в июне, на День России на 12-13 июня, группа достигла лавры. И далее, на праздник Соловецких чудотворцев, в августе, группа энтузиастов пришла на Соловки.

А. Митрофанова

— То есть люди, уже прошедшие этим маршрутом?

Отец Поликарп Тибанов

— Сделали анализ, сделали подборку того, где лучше его проложить и где лучше делать остановку, и с диким зверем не повстречаться ни в коем случае. И для удобства людей, которые пойдут следом, один из них уже

А. Митрофанова

— сидит в нашей студии, Павел Раковский.

Отец Поликарп Тибанов

— Да. Сделали так, что маршрут был разделен по этапам на двадцать километров. Чтобы как это было у нас первопроходцев этого пути, крюк в 22 километра, чтобы люди ни в коем случае не сбились, чтобы все было удобно, доступно. И надо сказать, что один из инициативной группы Эдуард Цыбун, который прошел не только от Москвы до Соловков, с gps трекером, который постоянно спутник особой системы отправлял сигнал, который потом поддается корректировке, который синхронизирует фотографии, и любой человек может с этим ознакомиться. Он прошел не только этим путем, но еще нашу страну прошел с запада на восток, то есть от Москвы до Екатеринбурга. Так же по тропам, по лесам, по полям. И такой удивительный человек в нашей команде приложил немало усилий, чтобы те, кто пойдет после нас, после него, после того, как маршрут будет детально подготовлен, чтобы все люди могли им пройти и оценить то, что было сделано и то, чем жили наши предки, которые ходили этим Великим Русским Северным путем.

А. Митрофанова

— Очень во время сейчас наш джингл прозвучал, у меня хотя бы дар речи вновь обрелся. Потому что в какой-то момент я его потеряла. Иродиакон Поликарп Тибанов, заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой лавры, сегодня в нашей студии. И Павел Раковский, сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Мы говорим о возрождении Великого Русского северного пути, пути из Москвы на Соловки, пути, состоящего из разных отрезков. Первый самый в Троице-Сергиеву лавру, путь он уже максимально комфортный и пригоден для, видимо, путешественников с разным опытом и даже для тех, кто только-только начинает свои пешие путешествия. Предприниматель, может быть, никогда не бывал в паломничестве, вот с молитвой к преподобному Сергию по этому пути дойти довольно просто. Дальше начинаются наши леса. Что вот дальше как раз нам сейчас отец Поликарп рассказывал. Я поражаюсь, что есть люди, прошедшие и от Москвы до Екатеринбурга и от Москвы до Соловков. Наверное, вот про таких точно можно сказать, что это люди, знающие свою землю.

Павел, у Вас пока конечная точка Ярославль, промежуточная, так я понимаю, будет продолжение?

Павел Раковский

— Хотелось бы. То есть у меня такой немножко пунктик есть в голове, то есть я все, за что берусь, я стараюсь это дело завершить. Но как раз вот, встреча с дикими животными, она пока что немножко пугает

А. Митрофанова

— В Ваши планы не входит

Павел Раковский

— Да, не хотелось бы, чтобы она входила, потому что мы встретили лис, стаю лис, там уже в Ярославской области, и они нас, даже лисы, нас напугали, потому что они себя как-то вели очень так довольно-таки агрессивно. Они побежали на нас, то есть они нас не боялись, то есть я там стою огромный дядя такой с рюкзаком огромным, я на них пытаюсь что-то там шипеть, палкой махать, а они просто бегут на нас. То есть даже лисы нас как-то немножко ввели в ступор. Слава Богу, что проезжал мимо мужчина, который посадил нас в машину, провез немножко вперед, и мы миновали лис спокойно. Но это было тоже так немножко нас это напрягло, мы уже начали как-то избирательней выбирать место для ночлега. Мы остановились практически около границ дома и прямо там палатку поставили, потому что в лесу уже не рисковали. Хотя до этого мы даже об этом не думали. То есть мы просто до куда дошли, лес ни лес, просто поставили палатку, ну, классно, красивое место. И уже не думали, что кто-то из леса может на нас выйти или, не дай Бог, ещё что-то произойдет. Поэтому как-то пока думаем. Но в планах точно есть дойти до конца. Не знаю пока насколько, как мы пойдем вместе с Настей, не с Настей. Потому что в этом году было очень тяжело. У Насти на второй день уже ноги прямо прилично заболели, и мы разделились, она осталась с моим рюкзаком 25ти килограммовым, а я уже начал идти отрезки по 50-55 километров. И это были очень крутые отрезки на самом деле. Это было очень тяжело, конечно, потому что после, получается, Александрово как раз вот там был вариант, прямо на сайте указано то, что лучше доехать на электричке, а потом пройти пешком там 25, по-моему, километров. Я проложил путь по прямой, через лес, ну, то есть там был тоже такой трек, и пошел прямо по лесу. И там получилось 57 километров. И это был прямо самый жесткий день из всех, потому что лил дождик с самого утра, было очень много бродов, были болота. Я в какой-то момент подумал: «Сейчас я для видео прыгну в лужу и сниму, как это вообще классно всё». Я в какой-то момент прыгаю в лужу и понимаю, что я просто по пояс провалился. Я выкинул телефон и камеру, руки расставил, чтобы не провалиться.

А. Митрофанова

— То есть Вы в болоте оказались?

Павел Раковский

— Там было много таких участков. Это не прямо болото, но это болотистая какая-то местность в лету, то есть там видно прямо мох, я наступаю и у меня нога по щиколотку проваливается. Вот как раз весь вот этот день я шел, получается, вообще весь день по воде, по грязи и по лесам. Это прямо как раз это был маршрут от Александрова до

Отец Поликарп Тибанов

— Зосимова пустынь, Переяславль, там как раз такие точки

А. Митрофанова

— До следующего пункта, скажем так. Павел, знаете, ну, тоже хочется Вам задать вопрос: зачем? Вы уж меня простите. Вы просто, я понимаю, Вы собираете деньги для детей с больной печенью, для ваших подопечных. Но есть же какие-то более гуманные по отношению к себе способы эти деньги добыть. Вы все время на ёлку лезете. Зачем?

Павел Раковский

— Тут уже на самом деле так просто исторически сложилось. То есть в 2015 году мы запустили проект «Бегу за чудом» и раньше, в рамках этого проекта, мы бегали в рамках Московского марафона по асфальту, там какие-то десятикилометровые забеги, потом были это были полумарафоны, потом мы стали марафоны. И тут уже потихоньку как-то вот эта планка километража она начинает стираться, и каждый раз кажется все мало и мало, хочется чего-то большего.

А. Митрофанова

— То есть Вам марафона уже мало?

Павел Раковский

— Марафон, я еще ни разу не бегал марафон. Вот это интересный факт, что марафон я никогда не бегал, я начал сразу с пятидесяти километров. Поэтому тут так просто немножко перескочил этот этап, опять же из-за того, что кажется мало. Всего мало, и хочется как-то больше испытать себя, преодолеть себя. Потому что все равно каждый раз, когда я иду, я понимаю то, что те испытания, которые я там себе сам придумал, они просто никак ни в какое сравнение не идут с теми испытаниями, которые выпадают на долю наших подопечных, и так мы можем как.. ну, это такие перформансы спортивные, можно их так назвать, которые привлекают внимание к нам, привлекают внимание к деятельности фонда, привлекают внимание к проблемам, с которыми сталкиваются наши подопечные. Вот, в принципе, для этого это всё и нужно. Огромное количество людей присоединяется к нам, которые так же начинают ходить в походы, бегают забеги, начиная, там, с пяти километров, потом кто-то бегает марафоны, ультра марафоны. Буквально вчера у нас несколько ребят финишировали в Карелии на Воттовааре. Они бежали 90 километров, некоторые наши ребята, дистанцию. И всё ради этого.

А. Митрофанова

— Какие же вы молодцы! Так, ну, наши слушатели тоже участвовали, мысленно были с вами, и молитвенно старались вас поддерживать, когда вы из лавры шли в Ярославль, и материально, я думаю, тоже — и переводили средства, — мы о вас рассказывали. Что удалось собрать в итоге за этот ваш маршрут в текущем году? Результат-то хоть как-то порадовал вас? Деткам-то удалось помочь, нет?

Павел Раковский

— Во-первых огромное спасибо вашим слушателям, которые поддерживали нас, переводили пожертвования в виде СМС-сок. Мы когда финишировали как раз, получается, в первый день, Настя первым делом проверила что там с СМС-сервисом, и с утра мы уже добавили их на нашу страничку. Их можно будет увидеть как раз на странице нашего похода. Помочь удалось огромному количеству детей, потому что мы за это время привлекли 380 тысяч рублей. То есть это огромная сумма. В этом году мы привлекали средства на программу развития ранней диагностики у детей, у которых проблемы с обменом

А. Митрофанова

— с обменом веществ, Вы имеете ввиду,

Павел Раковский

— Да, да.

А. Митрофанова

— именно из-за нарушения работы печени.

Павел Раковский

— Да. То есть там проблемы, которые связаны с аммиаком. Мы сейчас разрабатываем программу гиперанемии, где мы выявляем гиперанемию на ранней стадии, что позволять спасать огромное количество детей. То есть уже в тринадцати регионах мы поставили специальное оборудование, обучили врачей, и теперь дети, которые раньше умирали от этого заболевания либо впадали в кому и были очень тяжелые последствия, сейчас у них выявляют это заболевание на ранней стадии и дают довольно-таки недорогие лекарственные препараты и они ведут вполне здоровый образ жизни. Вот такие вот дела.

А. Митрофанова

— Да. То есть оно того стоило.

Павел Раковский

— Оно того стоило всегда. Даже если бы мы собрали меньше денег в любом случае огромная информационная поддержка колосальная просто везде. То есть мы когда шли, нас столько раз в интернете никогда не упоминали. То есть я только отвечу на 35 сторис в Инстаграмме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), и снова столько же отметок. Очень много было реакций, и вообще, народ очень классно реагировал на все наши преодоления себя, следил за этим, как за сериалом. И кто-то даже писал: «Это лучший сериал этой осени!» Для нас он точно был лучшим, потому что испытали себя так испытали. Надеюсь, что в следующем году всё будет хорошо, будут силы и получится продолжить этот путь уже не знаю на сколько километров. Хочется опять если в прошлом году, получается, мы увеличили чуть больше, чем в два раза, хочется в следующем году снова его увеличить этот путь.

Отец Поликарп Тибанов

— Можно вопрос тоже? Сколько в TikTok со своими сюжетами? Там тоже сотни тысяч

Павел Раковский

— Да, мы завели TikTok когда выходили, и видео набрали там практически уже миллион просмотров, то есть суммарно если все видео собрать. Там были какие-то видео, когда я просто без сил уже лежал в душе, ну, просто уже в одежде, у меня просто вода текла, и на это тоже была классная реакция. Как раз самое первое видео, когда мы только выходили из лавры оно набрало 250 тысяч просмотров. И тоже очень была классная реакция, люди реагировали на протяжении всего нашего пути. У нас появилась фан-группа в Ярославле, которая ждала нашего прихода, и для нас на самом деле это было большое открытие. То есть, когда я шёл третий день, мне Настя писала, звонила, говорит: «ты не тем занимаешься, давай беги быстрее, у тебя там TikTok разрывается, куча просмотров, куча комментариев, выкладывай следующее». А я не могу, потому что нет связи.

Отец Поликарп Тибанов

— Особенно тематически, когда песня нашей эстрады очень современная Киркорова: если хочешь иди — идти, если хочешь идти — иди... И тут раз — пауза, — и Павел поёт, допевает этот куплет. Там всё, комментарии взорвались.

А. Митрофанова

— Павел, я, конечно, восхищаюсь тем, как Вы и в этом году прошли этот маршрут, и восхищаюсь вашими планами. Дай Бог Вам сил в Вашем преодолении себя. Но все-таки подчеркну, что у всего этого, наверное, самая главная задача, самая главная цель — сбор средств для подопечных фонда «Жизнь как чудо» — детки с больной печенью, которые, как Павел сказал, они, действительно, ну, по сравнению с тем, через что проходят они в своей жизни, вот эти наши испытания это очень такой лепет и щебетание птиц в сравнении с теми действительными сложностями, которые они для себя не выбирали, которые им так попущены жизнью, и как мужественно они в этой своей борьбе с болезнью стоят и как они через это проходят.

Вообщем, знаете, я напомню ещё раз адрес сайта фонда «Жизнь как чудо» kakchudo.ru пишется латиницей в одно слово kakchudo.ru. Там и истории этих самых детей, подопечных фонда можно найти и увидеть фотографии их родителей, и посмотреть какие ещё интереснейшие акции организует фонд «Жизнь как чудо». Ну, и конечно же, можно поддержать и детей, на сайте разные способы указаны, и прямо сейчас можно отправить СМС на короткий номер 7715, в содержании сообщения написать слово «Волшебник» и через пробел ввести любую сумму пожертвования. Слово «Волшебник» — это слово, которое фонд «Жизнь как чудо» специально для слушателей радио Вера в свое время завел. Поэтому, когда мы с вами, дорогие наши, отправляем на короткий номер 7715 сообщение с этим словом, на том конце провода фонд «Жизнь как чудо» сразу понимает, это Радио Вера, это слушатели Радио Вера — самые лучшие слушатели на свете.

Спасибо Вам огромное за то, что вы делаете!

Отец Поликарп, Вам низкий поклон. Когда ребята рассказали, что есть какие-то энтузиасты, возрождающие Великий Русский Северный путь, по правде говоря, я подумала, ну, может быть там как-то это в проектах всё существует. Но то, что Вы своими ногами уже проделали этот путь

Отец Поликарп Тибанов

— Более того, появляются всё новые и новые люди, как в правительстве, так и людей неравнодушных. И радует то, вот как мы говорили, что есть опасность, что дикие звери появляются и всё. На самом деле мы развиваем маршрут. Вот первый участок — от Москвы до лавры, — который, казалось бы, обычная дорога. Потом эта дорога стала обрастать разными мероприятиями, активностями, в частности в Софрино — это лыжный марафон. Если первый год, первый раз, когда мы проводили в двадцатом году было 600 участников, которых мы не ожидали, что будет столько людей, просто первый раз сделали. То в этом году, в феврале он проводится, в конце февраля — привязка к 23 февраля, — и ближайшее воскресенье, лыжный марафон «Лыжня в Лавру», в этом году было 2,5 тысячи человек уже. Другие мероприятия похожие. То же самое и здесь, мы его делаем этот трек, делаем этот маршрут, подключается местное самоуправление, особенно в Вологде нас поддержали очень мощно и сильно, и крепко, и дружелюбно. И так получается, что на этом основании, на этой магистральной линии потом появляются разные активности, которые, действительно, пробуждают народное самосознание.

А. Митрофанова

— Фантастика. Спасибо огромное вам и всем энтузиастам, возрождающим Великий Русский Северный путь. Подчеркну, действительно, Сантьяго-де-Компостела, с которым часто сравнивают эту дорогу, да, это путь, занесенный, находящийся под охраной ЮНЕСКО, он занесен, нанесен на разные карты, он феноменом стал настоящим; Великий Русский Северный путь — не меньший феномен, если даже не больший, потому что с учетом наших климатических особенностей, он будет требовать таких сил, такой решимости, такой выдержки от нас. Но, наверное, в таких испытаниях и молитва становится более сильной что ли?

Отец Поликарп Тибанов

— Слышна, близка к Богу и молитва эта идет от сердца. Более того, когда мы шли первый раз по дороге в лавру именно с Сергиева Посада, то проходя заброшенный населенный пункт один, один из хозяинов дома носил икону. Икону он хотел, видимо, выбросить. И, видев это, мы ее приняли, и сейчас она находится в реставрации в лавре. То есть путь наш был ознаменован тем, что образ Христа Спасителя, мы получили, пересекаясь вот в этом заброшенном населенном пункте. И этот образ нас вдохновляет и показывает, что, действительно, Господь благословил это великое дело.

А. Митрофанова

— Приходите к нам, пожалуйста, ещё и рассказывайте о том, как движется прокладывание, или восстановление, Великого Русского Северного пути. Иродиакон Поликарп Тибанов — заведующий паломническим центром Троице-Сергиевой лавры был в нашей студии. Павел Раковский, сотрудник благотворительного фонда «Жизнь как чудо». Удивительный человек, изобретающий тысячу и один способ, как помочь ребенку собрать деньги на лечение. Низкий Вам поклон. Спасибо.

Павел Раковский

— Спасибо Вам за добрые слова, и чудесного всем вечера.

А. Митрофанова

— Я, Алла Митрофанова, прощаюсь с вами. До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
Дело дня
Дело дня
Каждый выпуск программы «Дело дня» — это новая история и просьба о помощи. Мы рассказываем о тех, кому можно помочь уже сегодня, и о том, как это сделать.
Добрые истории
Добрые истории
В программе звучат живые истории о добрых делах и героических поступках, свидетелями которых стали наши собеседники.
Ступени веры
Ступени веры
В программе кратко и доступным языком рассказывается о духовной жизни, о православном богослужении, о Новом и Ветхом Завете. Программа подготовлена по материалам проекта «Ступени веры» издательства «Никея».
Прообразы
Прообразы
Программа рассказывает о святых людях разных времён и народов через известные и малоизвестные произведения художественной литературы. Автор программы – писатель Ольга Клюкина – на конкретных примерах показывает, что тема святости, святой жизни, подобно лучу света, пронизывает практически всю мировую культуру.

Также рекомендуем