
Фото: Piqsels
Есть такая известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Обычно мы произносим эту фразу, когда испытываем разочарование, или если вдруг оказываемся лицом к лицу с какими-нибудь неожиданными и не слишком приятными для нас переменами. Всё дело в том, что поговорка про Юрьев день связана с очень непростой страницей нашей истории: началом крепостного права на Руси.
В 1497 году царь Иван Третий в своём знаменитом Судебнике — своде государственных законов — закрепил за крестьянами так называемый «выход». Раз в год — 26-го ноября, или, по новому стилю, 9-го декабря, и всю неделю после этой даты крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее, и перейти к другому помещику, заплатив «пожилое», то есть деньги за этот переход. 26 ноября Церковь вспоминает освящение киевского храма во имя святого великомученика и Победоносца Георгия, который в XI-м веке построил Ярослав Мудрый. В народе Георгия Победоносца именовали Егорием, или ещё чаще — Юрием. Поэтому и праздник впоследствии получил название Юрьев день. К этому моменту обычно заканчивались полевые работы, хозяева рассчитывались со своими работниками. И те крестьяне, которым по каким-то причинам трудиться у одного помещика не понравилось, переходили к другому по собственному выбору и желанию. Так было вплоть до того момента, когда на право крестьянского выхода в Юрьев день был наложен запрет.
Это случилось не сразу. Предпосылки появились ещё в 1581-м году, когда царь Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». В нём оговаривались некоторые отдельные годы, в которые крестьянам не разрешался переход от помещика к помещику. По мнению некоторых учёных, необходимость в таком частичном запрете была тогда чисто технической, и возникла она из-за «Переписи всея Руси» — масштабного учёта государственных земель, который проходил при Иване IV. Полная же отмена крестьянского выхода на Юрьев день произошла позже, однако точную дату этого события историки назвать затрудняются. По мнению историка XVIII века Василия Татищева, крестьянский выход был так или иначе окончательно упразднён во времена правления Бориса Годунова. А советский учёный Руслан Скрынников полагал, что это могло произойти даже немного раньше — при царе Фёдоре Иоанновиче. Другими словами — в конце XVI-го — начале XVII-го столетия. Можно представить, какое разочарование вызвала у крестьян такая перемена в их жизни!
Впрочем, многие крестьяне продолжили переходить к другим хозяевам — правда, теперь они делали это нелегально. Формально такой переход уже считался побегом. В связи с этим с 1597-го года появилось понятие так называемых «урочных лет». «Урочными» считались 5 лет с момента побега или ухода крестьянина, в течение которых его по заявлению помещика разыскивали. Пять лет проходили, и розыск прекращался. Однако в 1649-м году царь Алексей Михайлович издал новое Соборное уложение — своего рода административный и одновременно уголовный кодекс. В нём отменялся срок давности для поиска беглых крестьян. Другими словами, теперь беглецы находились в розыске пожизненно. Таким образом, закон окончательно привязал крестьянина к земле и помещику.
Крепостное право просуществовало в России более двух столетий. Только в 1861 году его отменил своим манифестом император Александр II. Крестьяне получили права независимых сельских обывателей, но главное — личную свободу, дарованную Богом каждому человеку.
Все выпуски программы Открываем историю
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема