У нас в гостях был доктор технических наук, ветеран Великой Отечественной Войны Владимир Сергованцев.
Мы говорили об отношении к смерти на войне, о жертвенной любви и об ощущении близости Бога в сложных ситуациях.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Константин Мацан. У нас сегодня в гостях уникальный человек — доктор технических наук Владимир Трофимович Сергованцев. Добрый вечер, Владимир Трофимович!
В. Сергованцев
— Добрый вечер!
К. Мацан
— Владимир Трофимович — ветеран Великой Отечественной войны. И сразу скажу нашим слушателям, что год рождения нашего гостя — 1922-й. Вам 95 лет в этом году. Мы Вас поздравляем с прошедшим юбилеем и желаем крепости и сил, и Божьей помощи, и здоровья, и всего сопутствующего!
В. Сергованцев
— Спасибо!
К. Мацан
— конечно, невозможно не начать разговор с ветераном войны с этой темы. Сегодня вообще часто обсуждается, в основном людьми моего поколения, моего возраста, каково это — говорить о войне, нужно ли говорить о войне. А вот Вам, человеку, прошедшему войну, насколько тяжело или не тяжело об этом вспоминать?
В. Сергованцев
— По-разному. Иногда тяжелые мысли бывают. Тяжелые моменты были в войне и так далее. А иногда — просто как-то о прошлом, которое ушло далеко. Вот, по-разному вспоминать.
К. Мацан
— Вы вступили в войну совсем молодым человеком. Вам было сколько? 18 лет?
В. Сергованцев
— Нет, 19 уже исполнилось.
К. Мацан
— Как это было?
В. Сергованцев
— Учился в Тихоокеанском высшем военно-морском училище, перешел на второй курс. И добровольцем... Нам разрешили добровольцем пойти на фронт. Был зачислен в 70-ю Морскую стрелковую бригаду. Это из Владивостока мы поездом были направлены под Омск, под Омском формировались вот эти морские бригады. Вот я и попал. Вначале я был определен командиром отделения противотанковых ружей. Вот я и воевал — не воевал, а был — в 1941-1942 годах вот в такой должности. А потом, когда руководство узнало, что я знаю радиотехнику (в школе я занимался радиолюбительством), меня перевели в радисты. И всю остальную войну я прошел радистом. Вот так началась моя военная эпопея.
К. Мацан
— А День Победы где Вы встретили, Вы помните?
В. Сергованцев
— День Победы... День Победы — мы еще воевали. Мы закончили военные действия 13 мая. Бандеровцы и власовцы не сдавались. Это леса в Чехословакии — примерно 100 километров от Праги. Вот там они — перестрелки были, и до 13-го числа пришлось сражаться. Поэтому День Победы как-то мы и не заметили. Ну, конечно, радостно было все это, но до 13-го еще приходилось терять людей.
К. Мацан
— То есть Вы дошли до Европы в войне? До Чехословакии, получается, да?
В. Сергованцев
— Ну, первые военные действия на фронте... 70-я Морская бригада была направлена... Когда нас передислоцировали под Москву, бригада предназначалась для защиты Москвы. Но получилось так, что не пошла она в бой — вместо нашей бригады пошла в бой другая, 69-я, по-моему. Она выполнила задание, но перестала существовать. А нас направили на Карельский фронт. И мы заняли оборону по Свири — северный берег у противника, у нас южный берег. И вот так мы стояли — 1942 год, 1943 год. Что такое оборона? Это перестрелки, разведки. Каждый день кого-то убивают, кого-то в госпиталь отправляют. Так что оборона тоже с потерями идет. А вот в 1944 году нашу бригаду сняли с переднего края, отвели в тыл, погрузили на плавсостав и по Ладожскому озеру переправили на 70 километров вглубь противника. Ну, а на стороне нашего противника финны воевали и какие-то части немцев. В основном, финны были. Вот там мы, на этом пятачке около устья Тулоксы (такая река), трое суток. Мы посчитали — 53 атаки с двух сторон было. Дело в том, что бригада перерезала и шоссейную дорогу, и железную дорогу, которая снабжала все Свирское направление. По существу, бригада отрезала от тыла вот это все направление. И, конечно, колоссальные были атаки. Ну, выдержала. Правда, на помощь нам еще послали и 3-ю Морскую стрелковую бригаду. Руководство нашей бригады уже провело совещание, и хотели уходить в леса, в болота. Но подоспела 3-я бригада, и мы выдержали. Для финнов это было тяжелое состояние. Технику им пришлось бросить всю, и отходили они, остатки, уже по болотистым дорогам, бросая технику. Вот так было начало первой операции. Конечно, после первой операции потери были, конечно, большие.
К. Мацан
— А каково это? Ведь людям моего поколения, не воевавшим никогда, очень трудно, может быть, даже себе просто представить — каково это, находиться вот так вот лицом к лицу с...
В. Сергованцев
— ...со смертью.
К. Мацан
— ...со смертью, конечно.
В. Сергованцев
— Вы поймите правильно. Человеческая сущность — извините, так это слово применяю... Человек привыкает к той обстановке, в которой он находится, адаптирует. Мы не чувствовали напряженность... Вернее, напряженность чувствовали, а вот опасность — как-то она уходила. Вот даже рядом убивают человека — воспринимаешь, как будто бы это уже в порядке вещей. Правда, тяжело было вот смотреть, когда умирает женщина, девушка. Вот там на пятачке у нас убило повара. Вместо повара радистку поставили, которая была в моем расчете, чтобы готовила еду. Мина разорвалась, и ей оторвало обе ноги. И вот она на наших глазах умирала — девушка в расцвете лет. И видят, как уходит человек, причем, уходит не спокойно, а без ног. Вот это было страшно смотреть. Ну, а с тем, что мужчины умирали, как-то уже атрофировались вот эти чувства — страх и так далее. Это все человеческая сущность, она такова.
К. Мацан
— А Вам кажется, что именно атрофировались чувства, или как-то, может быть, это просто самозащита психики? Ну иначе можно с ума сойти, если каждую такую ситуацию переживать совсем уж глубоко. Иначе как дальше жить?
В. Сергованцев
— А давайте подумаем. Ведь человек может быть в очень тяжелейших условиях. Не только фронт, но и жизнь бывает очень тяжелая. И защитная реакция в человеческом организме, человеческой сущности — это адаптация, привыкать к этому. Даже возьмите глаз — он тоже привыкает к тому свету, который попадает в глаза. Это естественно. Поэтому такого страха не было. А вот когда бригада проходила Тихвин... Мы пешими шли от Москвы до Ладожского озера и проходили только что освобожденный Тихвин. Это 31 декабря 1941 года, последний день 1941 года. Мороз, трупы штабелями уложены — там и немцы, и воины, и гражданские. Вот там было мне, в первый раз увидевшему смерть, конечно, жутко — жутко видеть столько трупов. А потом привык. Так и все остальные.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях в студии Владимир Трофимович Сергованцев, ветеран Великой Отечественной войны, доктор технических наук. Мы начали говорить о войне, об этом очень — даже трудно слово подобрать — совершенно неописуемом для нас, сегодняшних людей, опыте соприкосновения с какими-то самыми страшными вещами в жизни. Вы рассказали о том, как было страшно и как было тяжело воспринимать какие-то вещи. Но Вы через это прошли, Вы это все-таки преодолели и дальше прожили большую, длинную жизнь. До сих пор Вы активны. Какой, может быть, главный опыт, главный урок Вы для себя по жизни вынесли из этого опыта войны?
В. Сергованцев
— Какие уроки? Что такое жизнь и что такое смерть. Это урок. К этим явлениям приходить абсолютно спокойно. Бояться смерти... Действительно, в человеческой сущности есть автомат, биологический автомат, инстинкт — бояться смерти. А ведь люди шли на смерть — как их понять? Они что, не хотели жить? Так вот эти инстинкты, эти биоавтоматы разум подавлял.
К. Мацан
— Была идея жертвы, готовности собой пожертвовать ради другого, ради ближнего, ради каких-то высших целей.
В. Сергованцев
— Абсолютно. Это высшие цели. Это самый главный фактор, определяющий, любит ли человек или не любит объект любви.
К. Мацан
— Готовность жертвовать собой.
В. Сергованцев
— Да. Вот когда мужчина говорит девушке: «Я тебя люблю», а вот готов он пожертвовать? Вот у меня недавно один рассказ я рассказывал... то есть повесть одну. Человек любящий, молодой человек — это там, повесть — готов пойти на смерть ради своей девушки. «Освободите ее, возьмите меня!» Вот это фактор. Как и на войне — мы не чувствовали страх перед смертью. Ну чем отличалось состояние на войне от работы в любом гражданском состоянии? Только одним: рядом была смерть. Мы ее и чувствовали, но перед ней не кланялись. Вот единственное. Ну, что такое радист? Мы не стреляли, мы не убивали, мы не целились, но обеспечивали связь, по которой, с помощью которой артиллерия убивала людей, противника. Вот участие радистов.
К. Мацан
— А среди Ваших сослуживцев, среди тех, кого Вы видели глазами своими на войне, были эти примеры вот этой жертвенности, которые Вас как-то поразили?
В. Сергованцев
— Нет. Таких вот явных атак, где можно было бы лечь под амбразуру, не было. Но мне, как радисту, пришлось однажды участвовать в атаке. Вот я ходил в атаку, слышал свист пуль, которые мимо головы пролетали. Но опять такое состояние было — добежать. А так вот тоже был у меня сибиряк, педагог — Мельников. Мы с ним утром попили чай, позавтракали, и он пошел — радист — на свой пост, я остался, скажем, там. И через пять минут, то есть через полчаса, прибегает наш радист: «Мельникова убили!». Вот какие были. Баянист у нас был — тоже упал, сраженный. Вот. А больше всего все-таки вот так как-то рядом...
К. Мацан
— Сегодня есть, существует очень яркое такое общественное явление, как акция «Бессмертный полк». Каждое 9 Мая люди, потомки ветеранов, тех, кто в войне участвовал, выходят на улицы с фотографиями своих бабушек, дедушек, родителей и тем самым как бы возобновляют, создают память об этом. Вот как Вы к этому явлению относитесь, к «Бессмертному полку»?
В. Сергованцев
— Я считаю, что это великое изобретение или открытие нашего народа. Это самая лучшая память о тех событиях, о тех жертвах, которые перенес наш народ. И шапочку нужно снять перед теми, кто сумел изобрести вот это вот великое явление. Это очень важно. Это память народа, независимо от того, как к этому явлению относится даже и правительство, и другие, и либералы, и так далее. Это очень важное. Это настолько важная вещь! И, конечно, очень здорово, что оно у нас возникло.
К. Мацан
— Владимир Трофимович Сергованцев, ветеран Великой Отечественной войны, доктор технических наук сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Мы через нашего сегодняшнего гостя можем прикоснуться к живой истории, погрузиться по-настоящему в те события, посмотреть на них как будто глазами очевидца. И мы этот разговор продолжим после маленькой паузы. Я напомню, в студии Светлого радио сегодня Константин Мацан. Не переключайтесь, мы прервемся буквально на минуту.
«Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В студии Константин Мацан. У нас сегодня в гостях Владимир Трофимович Сергованцев, доктор технических наук, ветеран Великой Отечественной войны, который в этом году отпраздновал свое 95-летие. Вы знаете, я, разговаривая с Вами, вспоминаю свою прабабушку. Она дожила до, кажется, 93 лет, родилась в 1905 году, а умерла, кажется, в 1997-м. Ну, чуть-чуть могу даты напутать, но разброс такой. И я смотрю на это поколение — вот на ее, на Ваше — в принципе, одно поколение, — и поражаюсь, откуда Ваше поколение черпает силы на такую длинную жизнью. Ведь именно на Вас, на годы, в общем-то, Вашего расцвета и молодости пришлось все самое страшное, все самое тяжелое. Где черпать силы для того, чтобы так долго сохранять вот эту силу духа, силу жизни и бодрости?
В. Сергованцев
— Откуда такая сила? Ну, трудно сказать. У каждого человека своя судьба.
К. Мацан
— А у Вас откуда такая сила? Где Вы черпаете силы?
В. Сергованцев
— Ну, во-первых, родом я-то ведь из Сибири. Говорят, сибиряки — более крепкий народ и так далее. Мне кажется, обыкновенный народ. Вот то, что сибиряков отличает, это то, что они более выносливые, неприхотливые, вот это, так сказать. Южные народы, конечно, они более активные, более интенсивные. А это более северные, это, может быть... Ну, а больше — что я могу сказать? В детстве я пух с голода, был такой период. Семья, в которой я... моя семья была раскулачена. Но семья была большая — четыре мужика. Отец и сестры были. Хорошая крестьянская семья, мы жили достаточно. Это переселенцы из Украины — в свое время, в начале ХХ века переселились в Сибирь. По матери... Вся семья по матери переехала в Сибирь. Каждая семья имела свой участок — ну, и эти участки были рядом, примерно 3-4 километра от станции Московенка Омской области. Мы все, потому что мы нормально жили, были раскулачены. Но семья разбежалась, осталась мать с двумя детьми. Мне что-то около 8 лет было, 7-8, сестра — на три года моложе, то есть старше. Вот нас не сослали, поскольку все остальные в семье уже разбежались. А всех остальных сослали. Участь сославших, конечно, тяжелая — вывозили в тайгу, разгружали. Даже спичек у некоторых... некоторых (нрзб.). И вот эти люди выживали — питались травой, а потом образовали деревни и так далее. Вот это детство было. Затем фронт. Это тоже тяжелый период был. Там и всякие болячки были, и так далее. Потом голодные годы студенческие. Так что обыкновенная среднестатистическая жизнь. Ну, занимался гимнастикой. То есть гимнастику я не покидал все время. Ну, дожил до 95 лет. И самое — не то, что печальное... Вот нам, кто дожил до этого времени, нас, фронтовиков, конечно, осталось мало. И вот нам приходится отчитываться за всех ушедших ветеранов.
К. Мацан
— А в каком смысле — отчитываться?
В. Сергованцев
— Ну вот сейчас вызвали на собеседование в студию. Это тоже, в какой-то степени, надо рассказывать, надо напрягаться в памяти и так далее, все это. Награждали вот в 95 лет. Тоже приходилось быть перед людьми и что-то говорить, и так далее. И много других мероприятий, которые приходится выполнять. И вспоминать всех остальных.
К. Мацан
— Но это все-таки, наверное, важное, такое важное дело. Вот, например, насколько я знаю, сейчас Вы участвовали в таком специальном проекте — фотопроекте, где фотографировали ветеранов, ветеранов разных войн. Этот проект называется «Герои России, которыми их не видел никто». И, кстати, сейчас, вот в эти дни, с 20 ноября по 10 декабря в парке «Музеон» эти фотографии выставлены. Это все осуществил Фонд «Память поколений», фонд поддержки ветеранов. И, как рассказывают авторы этой задумки, цель — ну, и то, что можно, в принципе, в этих фотографиях и даже без рассказов авторов просто это ощутить, — увидеть ветеранов людьми, которых, что называется, не нужно жалеть. Они сильные, они статные. Они не какие-то такие вот люди, которые вызывают чувство жалости, а люди, которые вызывают чувство гордости в хорошем смысле слова за то, что такие люди есть и они столько всего прошли. И там Ваша фотография тоже есть. Вот как Вам кажется, все-таки ветераны — их и вправду?.. Вам не хочется, чтобы Вас жалели?
В. Сергованцев
— Конечно, очень не хочется. Причем, нам приписывают — вот когда поздравляют, как-то выставляют, — нам приписывают многие такие вещи, которых, ну, нет у нас. Я опять повторю: мы — обычные среднестатистические люди. Но смотрите: все мероприятия, которые проводит наш университет, это Московская сельскохозяйственная Академия...
К. Мацан
— Агроинженерный университет?
В. Сергованцев
— Нет, нет.
К. Мацан
— Или другое?
В. Сергованцев
— Агроинженерный университет — он был объединен с Академией, и мы теперь в Московской сельскохозяйственной Академии.
К. Мацан
— Так...
В. Сергованцев
— Так вот из ветеранов, по существу, остались только два — я и еще один. Но поскольку я еще хожу, больше всего используют меня. На всех встречах, на всех мероприятиях вызывают, и приходится выступать, что-то говорить. А говорить нужно все-таки что-то такое, ну, складное, хотя бы. Вот у меня был товарищ — семьями дружили — Рунов Борис Александрович, Герой Советского Союза. Мы с ним вместе кончали вуз, вместе поступали в аспирантуру, и так вместе и прошли. Вот он недавно ушел из жизни. Сколько ему приходилось по каждому поводу выступать на всяких совещаниях и так далее! Я ему завидовал. Я говорю: «Борис, как ты можешь по каждому поводу находить слова и говорить?». Поэтому участь вот тех ветеранов, которые еще остались, ну, все-таки нелегкая — приходится выступать, говорить, объяснять молодежи, что такое война, почему люди друг друга убивают. Даже в животном мире нет того, чтобы убивать себе подобных. Вот были сведения: сошел снег там, где была Сталинградская битва, — два трупа, немец и русский. Они одновременно друг в друга воткнули штыки и оба мертвыми пали. Они друг друга даже не знали. Вот вопрос: зачем человек убивает себе подобных? Зачем? Даже в животном мире этого нет. Два волка вцепились в схватку за самку — у слабого начинают дрожать лапы, и он подставляет свое горло, чтобы сильный перегрыз ему. А тот отскакивает и убегает с криком победы. Вот видите, получается, какие выкрутасы! Почему человечество до сих пор не может освободиться от этого зла? Так что — откуда сила? Это обстановка заставляет быть сильным. Ну, и, в какой-то степени, что дано человеку с его рождением. Человек в условиях экстремальных, в зависимости от его характера, может стать или трусом, или героем. Все зависит от самого человека — как он в этих экстремальных условиях себя ведет. Ну, а о русском народе что можно сказать? Он все-таки выносливый, сильный духом и все-таки бесшабашный.
К. Мацан
— Вы сказали — «сильный духом». А что такое сила духа?
В. Сергованцев
— Что такое сила духа? Понимаете, могут быть физически слабые люди, а сила вот духовная... Ну, есть физическая сила и есть духовная сила. Это разум, который обладает и хранит вот эту силу. Поэтому духовная сила — это сила человеческой сущности, сила его информационной составляющей, сила его «я». А физическая сила, простите, это «домик», в котором живет дух, душа. И даже вот сейчас, посмотрите, вот ученые доказывают, что основа человека — это его разум, а не тело. Тело должно быть нормальным, здоровым, и это тело зависит опять от самого разума человека, от его духовности — как он свое тело содержит, заботится ли о теле, не заботится, пьет, применяет наркотики... Вот это, опять-таки, не физическая, а духовная сила. То есть сколько людей, страдающих запоями, наркотиками! Почему они не могут прекратить вот это ненормальное состояние жизни? Значит, разум, дух у них слабый, хотя, может быть сила физическая достаточно большой. Поэтому что здесь важно, в человеческой сущности? Физическое тело, физические потребности или духовные, психологические потребности? Вот и получается: что в человеке превалирует. Или его психологические потребности, или физические потребности.
К. Мацан
— Владимир Трофимович Сергованцев, доктор технических наук, ветеран Великой Отечественной войны, отпраздновавший в этом году 95-летие, сегодня проводит с нами этот «Светлый вечер». Помимо Вашего военного опыта, конечно, очень интересен Ваш опыт научный. Вы, как мы только что сказали, и доктор технических наук, Вы занимались и сельским хозяйством, и электроэнергетикой, и газом, и в Ваших биографиях можно найти такие регалии, как «отличник газовой отрасли» и «отличник хозяйственной отрасли». Но вот мне что интересно: Вы же, как преподаватель, как сотрудник высшего учебного заведения, организовали семинар под названием «Проблемы миропонимания». Семинар научный, семинар в техническом вузе, в инженерном вузе, в сельскохозяйственном вузе. Тем не менее, семинар с таким мировоззренческим направлением — «Проблемы миропонимания». Какую роль вот те темы, о которых Вы сейчас сказали — мировоззрение, дух, может быть, религия, — играют в этих вопросах, вот даже для ученого?
В. Сергованцев
— Ну, во многих вузах такие семинары существуют. Ну вот, скажем, взять технический Бауманский университет. Я тогда ходил тоже на семинар «Homo sapiens». В МГУ... Во многих — семинары. А вот как у нас в Агроинженерном (бывшем, правда) вузе возник... 1993 год, системы политобразования не существует, ее нет. Но вот собрались три профессора: «Давайте мы будем собираться, обсуждать всякие интересные вещи — общественные, научные, — и обмениваться своими мнениями». Вот так и возник этот семинар. Ну, с 1953 года, ну вот даже по последний семинар, 273 семинара мы провели.
К. Мацан
— В одном Вашем интервью Вы сказали, что среди тем, которые на семинаре обсуждались, было такое некое направление — наука о духе, религии, и даже обсуждение Священного Писания. Вот почему возникла необходимость обращаться, например, к Священному Писанию в техническом вузе, на таком семинаре, как «Проблемы миропонимания»? Как Вы к этому обращались?
В. Сергованцев
— А что такое технический вуз? Ведь мы, как и другие специалисты, живем в человечестве. Поэтому мы должны понимать, знать, чувствовать, представлять, что такое человек. А Священное Писание описывает ту часть сущности человечества, которую нельзя ни потрогать, ни померить и так далее. Чем характерен атеист? Чем? Ну, во ту меня был сотрудник, тоже ученый — чистейший атеист: «Если я не попробую, если я не посмотрю на прибор, что этого нет, для меня это не существует». А ведь сколько фактов, что, кроме нашей физической сущности, есть и другая сущность! Уже многие ученые пришли к тому, что существует и другой мир. Вот был доктор физматнаук Акимов, у него книга о торсионных полях. Он мироздание, физику, вернее, представляет из двух частей — реальную физику из четырех частей (газ, жидкость, твердое и плазма) и субфизику, духовную, он тоже представляет в трех частях (Нечто — он не называет, что это Бог, Божественная сила, а просто называет «Нечто», поле сознания и физический вакуум). Поэтому приходится людям, которые хотят понимать, кто мы такие, зачем техника, зачем то, что существует, понимать, — это приходится изучать ту часть мира, от которой мы, физическая наша сущность, зависим. А это — религия. Религия дана через различных пророков как знание о том мире, которого мы не знаем.
К. Мацан
— А Вы себя можете назвать человеком верующим?
В. Сергованцев
— Вы знаете, мои родители относились к молоканам. Это или секта, или как угодно можно назвать.
К. Мацан
— Да, это секта внутри христианства.
В. Сергованцев
— Да, внутри именно христианства. Это, в основном, христианская вера. И долгое время я считал, нельзя предавать религию своих родителей. А вот когда начал вести семинар, начал понимать, что такое мир, я пришел в православию и принял крещение. Это уже было мне что-нибудь за 60 лет. Вот. И считаю себя человеком верующим. А ведь сколько фактов, что молитва помогает человеку! Можно сказать — это нечаянно, спонтанно и так далее. А много книг, в том числе и священников, которые показывают, какая сила того мира. Вот одну из последних работ я обозначил «Техника повествует о существовании Высшего Разума». Используя технику, не прибегая к религиозным текстам, я стараюсь показать (или доказать даже, но, считаю, не истина, а как гипотеза), доказать без обращения к религии, что есть Высший Разум. Ведь сами посудите: мы, инженеры, в технике создаем машины. Эти машины мы автоматизируем. То есть мы, наш разум создает технические автоматы. Ученые добывают знания и их откладывают в компьютере или в книгах. А книга — это создано тоже техникой. А современный наш разум пытается создать искусственный интеллект, то есть искусственный разум, то есть технический разум. Вот мы наш разум, смотрите, создает технике разум, автоматы и знания. А ведь посмотрите на нас самих. У нас разум есть, мы напичканы биоавтоматами, и мы откладываем в нашем разуме автоматы. То же самое — мы копируем живую природу. Более того, если наш разум создает в технике вот эти три части, то и наши три части, возникает мысль, тоже созданы каким-то Высшим Разумом. Ну, я не называю «Творец», «Бог» и так далее, чтобы не беспокоить атеистов, я называю «Высший Разум». Вот это та часть, к которой принадлежит и наша духовная психологическая часть.
К. Мацан
— Фактически, Вы говорите о том, что, в общем-то, весь окружающий мир — это, в каком-то смысле, некий отблеск существования Творца этого мира, образ и подобие Бога, если угодно, В каком-то смысле, если мы сейчас не будем бояться смутить атеистов.
В. Сергованцев
— Да вот я и говорю: мы технику создаем по образу и подобию своему. Что такое «по образу»? Структура человека, который работает, как система управления, и структура технической системы управления — одна и та же. Это образ. Это структура. Это система. А теперь посмотрите: части, из которых состоит этот образ, функции их — одни и те же. В технике — датчики, у человека — глаза. В технике — двигатель, у человека — мышцы. И так все остальные вещи. Вот так и получается, что мы создаем свой образ и подобие в технике. Значит, и нас — возникает мысль — и нас...
К. Мацан
— ...кто-то создал.
В. Сергованцев
— ...кто-то, Высший Разум, создал.
К. Мацан
— Вы сказали, что Вы приняли крещение и приняли православие уже когда Вам было за 60. Обычно говорят, что в этом возрасте человеку очень трудно меняться — все жизненные привычки уже сформированы. Но Вы, в каком-то смысле, на такой шаг решились. Это не было тяжело?
В. Сергованцев
— Ну, я скажу, что, видимо, в какой-то степени, я и до принятия православия старался не нарушать заповеди православия.
К. Мацан
— Есть такая фраза, которую говорят о войне обычно, в разговорах о войне — что «в окопах атеистов не бывает».
В. Сергованцев
— Так?
К. Мацан
— Вы с этим согласны?
В. Сергованцев
— Конечно. Не только согласен — я на своей шкуре все это испытал, на своих боевых товарищах. Действительно, мы как-то прибегали к Богу, чтобы Вас Бог спас.
К. Мацан
— Ну а для Вас война стала тем опытом, который каким-то образом, если угодно, заставил, грубо говоря, больше думать о Боге?
В. Сергованцев
— В какой-то степени, да. Но здесь даже больше не о Боге, а о том, что такое жизнь. Вот эти мысли меня и привели к тому состоянию, которое уже в пожилом возрасте я стал испытывать.
К. Мацан
— И приняли крещение после этого?
В. Сергованцев
— И принял крещение, да.
К. Мацан
— Спасибо огромное за эту беседу! Потрясающее прикосновение к живой истории и к опыту человека, который почти ровесник века. Наш сегодняшний гость — Владимир Трофимович Сергованцев, доктор технических наук и ветеран Великой Отечественной войны, который в этом году отпраздновал 95-летие свое. Мы Вас еще раз поздравляем с юбилеем! Спасибо, что пришли, что нашли силы сегодня с нами пообщаться. Это было для нас всех очень важно. Мы Вам желаем и дальнейших сил, и чтобы помощь Божья и ангел-хранитель Вам сопутствовали во всех Ваших делах.
В. Сергованцев
— Спасибо! Хотелось бы, чтобы нас, наше поколение заменило молодое поколение. Мы очень хотим, чтобы молодежь восприняла тот духовный потенциал, который был в нашем поколении. Ведь мы не только войну выиграли, наше поколение, но и после войны вывели страну на мировой уровень. Спасибо Вам!
К. Мацан
— А я напомню, что с 20 ноября по 10 декабря в парке «Музеон» проходит выставка, фотопроект представлен под названием «Герои России, какими их не видел никто» — это фотографии ветеранов разных войн, фотографии, которыми можно вдохновиться, и это все делает Фонд памяти поколений. Вот все, кто нашей сегодняшней беседой с нашим сегодняшним гостем вдохновился, может пойти, посмотреть и увидеть этих ветеранов, которых не нужно жалеть, потому что их нужно любить и ими гордиться. Спасибо еще раз огромное! Это был «Светлый вечер» на радио «Вера». В студии был Константин Мацан. До свидания, до новых встреч в эфире.
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема