История уничтожения Содома и Гоморры – один из самых ярких эпизодов ветхозаветного повествования. Названия этих городов стали нарицательными. Библия говорит, что за грехи жителей Содома Бог пролил с небес огонь и серу, и уничтожил город и всю его окрестность.
Место этой катастрофы современным учёным хорошо известно. Но проводить там какие-либо археологические исследования не рискнул пока никто. Дело в том, что долина Содома и Гоморры сегодня оказалась погребена под толщей солёной воды и является частью дна Мёртвого моря. Недоступность этих древних городов стала причиной скептических утверждений, ставящих под сомнение историческую достоверность Священного Писания. Однако, там, где невозможны прямые свидетельства истинности библейского текста, археология может предоставить косвенные.
Когда двое из трёх ангелов, которым оказал гостеприимство Авраам, пришли в Содом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город. Так сказано в Библии. Это место текста, быть может, не столь яркое, как рассказ об уничтожении долины огнём с неба, но всё же оно вызывает большой интерес. Ведь первая ассоциация, которая возникает при этих словах – нищие, сидящие у ворот на земле и просящие подаяние. Но Библия говорит, что Лот был очень богат. Для чего же такому состоятельному человеку было сидеть у городских ворот?
И вот, в 1926 году, при раскопках пограничной крепости Мицпа в двенадцати километрах к северу от Иерусалима, была сделана находка, проливающая свет на это место библейского текста. Экспедиция под руководством калифорнийского археолога доктора Бейда, осторожно снимая землю слой за слоем, обнаружила почти неповреждённые временем каменные ворота древнего города. Такие же, вероятно, какими были ворота Содома. Взору исследователей открылся целый ряд каменных скамей, вытесанных прямо в массиве ворот! Вовсе не на земле сидел праведный Лот, и вообще – выражение «сидел у ворот» в библейские времена носило совсем иной характер.
Мнение эксперта:
У ворот палестинских городов действительно находились каменные скамьи. Это было место для споров по каким-либо имущественным вопросам, или для заключения сделок. Поэтому на скамьях у ворот обычно сидели лишь уважаемые и состоятельные жители города. Библия неоднократно упоминает городские ворота как место важных событий. У ворот было заключено соглашение о браке Руфи и Вооза. У ворот Давид ожидал вестей о своём сыне Авессаломе. У ворот провозглашали народу волю Божию пророки Израиля. Археологические исследования снабдили нас множеством сведений о форме, величине, и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета, и позволили нам яснее представить уклад жизнь Содоме.
Есть в библейском рассказе ещё один эпизод, который при внешней незаметности, однако, наводит на определённые размышления. Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники – жители Содома – напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попытались выломать двери его дома, но не смогли этого сделать. Вероятно, запоры домов в Содоме были достаточно надёжны. Археологические изыскания в Палестине предоставили интересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери, и подтвердили текст Писания.
Мнение эксперта:
Когда знаменитый основоположник библейской археологии доктор Уильям Олбрайт всё в том же 1926 году начал раскопки в двадцати километрах к юго-западу от Хеврона, он обнаружил в слое, относящемся к середине бронзового века следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своём месте очень большой засов, по которому можно было судить, насколько же прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. В слое же, относящемся к следующему за бронзовым, железному веку, попадались многочисленные дома, но вот дверной засов в этом слое был крайне редкой находкой.
По мнению историков, это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей с тяжёлыми засовами оставляли в своих домах открытые арочные дверные проёмы, или завешивали вход в дом тканью. Дело в том, что в период с 900 по 600 года до Рождества Христова правили цари Израиля и Иудеи, поэтому в эту эпоху существовала сильная централизованная власть, обеспечивающая подданным защиту и порядок. А в древние времена, во дни Авраама и Лота, то есть в третьем тысячелетии до Рождества Христова, такая власть ещё отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким образом, тяжёлая дверь с надёжным запором в доме Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени.
И пускай это лишь косвенные свидетельства. Кто знает, возможно, в будущем появятся технологии, позволяющие археологам исследовать и те исторические слои, которые сегодня находятся на дне Мёртвого моря. Тогда мы сможем узнать куда больше о подробностях древней катастрофы и жизни Содома, описанных на страницах Библии.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер