История уничтожения Содома и Гоморры – один из самых ярких эпизодов ветхозаветного повествования. Названия этих городов стали нарицательными. Библия говорит, что за грехи жителей Содома Бог пролил с небес огонь и серу, и уничтожил город и всю его окрестность.
Место этой катастрофы современным учёным хорошо известно. Но проводить там какие-либо археологические исследования не рискнул пока никто. Дело в том, что долина Содома и Гоморры сегодня оказалась погребена под толщей солёной воды и является частью дна Мёртвого моря. Недоступность этих древних городов стала причиной скептических утверждений, ставящих под сомнение историческую достоверность Священного Писания. Однако, там, где невозможны прямые свидетельства истинности библейского текста, археология может предоставить косвенные.
Когда двое из трёх ангелов, которым оказал гостеприимство Авраам, пришли в Содом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город. Так сказано в Библии. Это место текста, быть может, не столь яркое, как рассказ об уничтожении долины огнём с неба, но всё же оно вызывает большой интерес. Ведь первая ассоциация, которая возникает при этих словах – нищие, сидящие у ворот на земле и просящие подаяние. Но Библия говорит, что Лот был очень богат. Для чего же такому состоятельному человеку было сидеть у городских ворот?
И вот, в 1926 году, при раскопках пограничной крепости Мицпа в двенадцати километрах к северу от Иерусалима, была сделана находка, проливающая свет на это место библейского текста. Экспедиция под руководством калифорнийского археолога доктора Бейда, осторожно снимая землю слой за слоем, обнаружила почти неповреждённые временем каменные ворота древнего города. Такие же, вероятно, какими были ворота Содома. Взору исследователей открылся целый ряд каменных скамей, вытесанных прямо в массиве ворот! Вовсе не на земле сидел праведный Лот, и вообще – выражение «сидел у ворот» в библейские времена носило совсем иной характер.
Мнение эксперта:
У ворот палестинских городов действительно находились каменные скамьи. Это было место для споров по каким-либо имущественным вопросам, или для заключения сделок. Поэтому на скамьях у ворот обычно сидели лишь уважаемые и состоятельные жители города. Библия неоднократно упоминает городские ворота как место важных событий. У ворот было заключено соглашение о браке Руфи и Вооза. У ворот Давид ожидал вестей о своём сыне Авессаломе. У ворот провозглашали народу волю Божию пророки Израиля. Археологические исследования снабдили нас множеством сведений о форме, величине, и вообще об устройстве городских ворот во времена Ветхого Завета, и позволили нам яснее представить уклад жизнь Содоме.
Есть в библейском рассказе ещё один эпизод, который при внешней незаметности, однако, наводит на определённые размышления. Встретив двух ангелов, Лот пригласил их к себе домой и оказал им гостеприимство. Но грешники – жители Содома – напали на дом Лота, требуя выдать им гостей. Когда же Лот ответил им отказом, те попытались выломать двери его дома, но не смогли этого сделать. Вероятно, запоры домов в Содоме были достаточно надёжны. Археологические изыскания в Палестине предоставили интересные сведения, поясняющие, как во времена Лота были устроены двери, и подтвердили текст Писания.
Мнение эксперта:
Когда знаменитый основоположник библейской археологии доктор Уильям Олбрайт всё в том же 1926 году начал раскопки в двадцати километрах к юго-западу от Хеврона, он обнаружил в слое, относящемся к середине бронзового века следы мощных стен и больших дверей. В одном из домов сохранился на своём месте очень большой засов, по которому можно было судить, насколько же прочными по своей конструкции были двери во времена Лота. В слое же, относящемся к следующему за бронзовым, железному веку, попадались многочисленные дома, но вот дверной засов в этом слое был крайне редкой находкой.
По мнению историков, это говорит о том, что в более поздние времена жители этих мест вместо дверей с тяжёлыми засовами оставляли в своих домах открытые арочные дверные проёмы, или завешивали вход в дом тканью. Дело в том, что в период с 900 по 600 года до Рождества Христова правили цари Израиля и Иудеи, поэтому в эту эпоху существовала сильная централизованная власть, обеспечивающая подданным защиту и порядок. А в древние времена, во дни Авраама и Лота, то есть в третьем тысячелетии до Рождества Христова, такая власть ещё отсутствовала. Потому-то и нужны были крепкие двери и мощные стены. Таким образом, тяжёлая дверь с надёжным запором в доме Лота полностью соответствует обстановке и обычаям того времени.
И пускай это лишь косвенные свидетельства. Кто знает, возможно, в будущем появятся технологии, позволяющие археологам исследовать и те исторические слои, которые сегодня находятся на дне Мёртвого моря. Тогда мы сможем узнать куда больше о подробностях древней катастрофы и жизни Содома, описанных на страницах Библии.
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM



 
 




