Царь Саул - один из самых заметных героев библейской истории. О нём рассказывают 1-я и 2-я Книги Царств Ветхого Завета. Учёные до сих пор не находят материальных доказательств его правления. После царей, как правило, остаются так называемые артефакты – монеты, печати, тексты указов. От времени царствования Саула практически никаких артефактов найдено не было. Но источником информации, поводом обратиться к древним событиям священной истории и представить их себе воочию могут не только археологическая находка или древний манускрипт, но и события новейшей истории. Вот о каком удивительном случае поведал в своих мемуарах офицер Британской армии, участник первой Мировой войны майор Вивиан Гилберт.
Мнение эксперта:
Шла Первая мировая война. На Синайско-Палестинском фронте британские войска под предводительством фельдмаршала Алленби готовили наступление на части Османской армии. В рамках этой операции командир одного из английских отрядов получил приказ взять деревню, расположенную на скалистой возвышенности в нескольких километрах от Иерусалима. Деревня называлась Михмас. Название это показалось командиру знакомым.
К сожалению, имя этого офицера история не сохранила, но мы можем предположить, что он был христианином и знал библейские тексты. Продумывая план операции, он решил обратиться к Священному Писанию и, полистав страницы, наконец, нашел тот отрывок, который искал. «Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой; филистимляне же стояли станом в Михмасе» – прочел он в 13-й главе 1-й Книги Царств. Дальше следовал рассказ о том, как Ионафан со своим оруженосцем прошел ночью между двух скал и незаметно проник на поле, где стоял филистимский отряд. «Была острая скала с одной стороны и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене» - говорится в Первой книге царств. Филистимляне были застигнуты врасплох. После этого Саул атаковал врагов со всем своим войском и разгромил их.
Мнение эксперта:
Чем мог помочь этот библейский рассказ командиру отряда британской армии, продумывавшему тактику нападения на деревню Михмас в начале XX века? Командир предположил, что узкий проход между двумя скалами, о котором говорится в Библии, мог сохраниться до сих пор. Разведка, высланная им в деревню, действительно обнаружила две остроконечные скалы, а между ними узкий проход, который слабо охранялся турками. Это явно были скалы Боцец и Сене. За ними на поле расположился турецкий лагерь.
Получив информацию от разведчиков, командир изменил план нападения. Он решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты только одну роту. Солдаты бесшумно пробрались сквозь скалы и напали на противника. Турки проснулись и в панике бросились бежать. Они решили, что окружены. «Так, - заключает майор Гилберт, - спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана».
История, рассказанная майором Вивианом Гилбертом, обращает нас к сведениям, которые сообщает Библия о царе Сауле. Священное Писание рассказывает о нем как о бесстрашном человеке, храбром воине и хитроумном полководце. В XI веке до Рождества Христова угроза порабощения филистимлянами и аммонитянами поставила израильские племена перед необходимостью объединения под началом одного вождя. Пророк Самуил объявил царем Саула и тот прекрасно справился с ролью объединителя. Вскоре двенадцать израильских племен сплотились в одно государственное образование, получившее название Израиль. Освободительную войну Саул начал с нападения на аммонитян. Первые успехи в этой войне подняли его авторитет среди соплеменников и они окончательно признали его своим повелителем. Впоследствии Саул собрал большое войско из представителей всех израильских племен и начал упорную борьбу с филистимлянами — заклятыми врагами Израиля. Он освободил от филистимлян свой родной город Гиву и одержал над ними ряд побед в других местах, в том числе в селении Михмас. Мог ли предполагать древний библейский царь, что его хитроумный маневр спустя три тысячелетия будет успешно повторен командиром британской армии в борьбе с Османской империей!
8 мая. О почитании святого Апостола Марка

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и евангелиста Марка.
О почитании святого Апостола — священник Августин Соколовски.
В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени. Это произошло в 68 году. В 828 тело апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины апостола в 1968 часть мощей святого в знак покаяния католической церкви перед древними православными христианами за похищение святынь была возвращена в Египет и положена в Каире, где и покоится по сей день. Таковы главные даты земной биографии апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира. Примечательно, что день памяти апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение, совпадение дат, не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем. С именем апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает ощущение пасхальной тайны, как ее выражал в словословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам евангелист Марк и основанная им Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 8 мая. В этот день в 1766 году родился русский поэт Василий Львович Пушкин.
О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина — протоиерей Артемий Владимиров.
Во многом, благодаря именно его влиянию и инициативе, наш гений направлен был в лицей. И можно сказать, что Василий Львович, обмениваясь с племянником поэтической перепиской, дал ему импульс к творчеству. «Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой на старости в стихах поговорил с тобой». Развивался талант Александра Сергеевича и пристально за ним наблюдал даровитый литератор, творчество которого стоит в одной линии с наследием Василия Жуковского, Фёдора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Козлова. «Христос воскрес, питомец Феба», обращался к дяде племянник. «Дай бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес; Он что-то, кажется, исчез». Между тем, как дух Василия Львовича — это дух веры, благоговения перед Матью Церковью, любви к Отечеству и, конечно, радостного признания, что пальма поэтического первенства принадлежит его племяннику, благодаря которому фамилия Пушкин, переданная родителями нашему гению, закреплена и за творчеством Василия Львовича.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. Об истории движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Сегодня 8 мая. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
Об истории этого международного движения — священник Дионисий Сакович.
Всем нам известный символ медицинских сотрудников и гуманитарной помощи Красный Крест на белом фоне был предложен Анри Дюнаном в 1863 году, а также в этот год создан Международный комитет помощи раненым, позднее Красный Крест. Это произошло после того, как в 1859 году Анри стал свидетелем битвы при Сольферино, где тысячи раненых солдат остались без помощи. В 1867 году было основано Российское общество Красного Креста под покровительством императрицы Марии Александровны. С этого периода совместно с Русской Православной Церковью Красный Крест открывал в Российской империи благотворительные больницы и приюты, госпитали и другие организации. Отдельно стоит отметить роль Красного Креста во взаимодействии с княгиней Елизаветой Федоровной в деле организации первых общин сестер Милосердия. А в Первую мировую войну более двух тысяч священников служили в госпиталях комитета, где также трудились императрица Александра Федоровна с дочерьми. На современном этапе продолжается активное сотрудничество Церкви и Красного Креста в гуманитарной помощи, добровольческом служении, при тушении лесных пожаров, оказании помощи беженцам в донорских акциях и многое другое. Нужно добавить, что существует альтернативная эмблема, которая также относится к данной организации — Красный Полумесяц, который решила использовать Османская империя во время Русско-Турецкой войны. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца — это не только память о подвиге Анри Дюнана, но и напоминание важности, заботы о людях, которые попали в тяжелую ситуацию. Русская Православная Церковь, разделяя идеалы милосердия, продолжает укреплять сотрудничество с Красным Христом, доказывая, что добро не знает границ.
Все выпуски программы Актуальная тема