
«Драма средневековая, разыгранная жуками», — читали на афише Большого зала Московской консерватории изумлённые прохожие. И спешили за билетом. Такое нельзя было пропустить. 8 марта 1912 года русский мультипликатор Владислав Старевич продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике. Он назывался «Прекрасная Люканида или битва рогачей с усачами».
После премьеры газеты писали: «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен быть человеком волшебной фантазии и терпения». Ещё бы! На экране насекомые, закованные в рыцарскую броню, в сапогах, с алебардами в лапках, шли строем, будто настоящие солдаты. Нет, жуков Старевич, конечно же, не дрессировал. Но проделал работу ничуть не менее сложную и кропотливую. Жуки были самые настоящие. Только... засушенные. Поначалу Владислав Александрович хотел снимать живых. Но они цепенели от яркого света лампы. А главное, совершенно не желали исполнять то, что от них требовал режиссёр. Тогда Старевич вспомнил, как двигались человечки, которых он рисовал на полях тетрадей и пролистывал движением большого пальца. У каждого человечка было своё положение рук и ног. Но при быстром движении листов тетради казалось, что двигается одна и та же фигурка — шагает, приседает, прыгает. Режиссёр нашёл с десяток засушенных жуков. С помощью проволоки, прикреплённой к лапкам, менял их позы. Каждую снимал в отдельности при специально выставленном свете в нужных декорациях. А потом монтировал в единое плавное движение. Учитывая, что в съёмках принимали участие несколько так называемых актёров, труд был проделан колоссальный. А результат получился невероятный. Пародию на историю из рыцарских романов в исполнении жуков высоко оценили не только в России, но и за рубежом. «Мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века», — писала лондонская газета Evening Times.
Свой путь в мультипликацию Старевич начал ещё в детстве. С юных лет он увлекался фотографией. Снимал чаще всего природу. Особенно его интересовали насекомые. На фотокарточках Владислава порхали бабочки, тащили соломинку муравьи, бодались друг с другом рогатые жуки. Ещё одним его любимым занятием было рисование. Старевич даже выпускал самиздатовскую иллюстрированную газету. Драматическое мастерство Владиславу Александровичу тоже было не чуждо. В родном городе Ковно — ныне Каунас — он играл в нескольких любительских театрах. Смесь из этих увлечений и талантов дала свои первые плоды в Москве. В Первопрестольную 27-летний Старевич переехал в 1909 году. Там он купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. А потом придумал то, чего ещё никому до него в голову не приходило. Сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил Старевича на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе почитателей талантливого режиссёра оказался сын императора Николая II, цесаревич Алексей. Его любимым мультипликационным фильмом стала лента «Стрекоза и муравей». Старевич снял её по знаменитой басне Крылова. И тоже — с участием насекомых.
При таком успехе Старевич всегда оставался человеком скромным. К славе и лаврам не стремился. Больше всего на свете любил тихо работать в своей мастерской. Единственными его помощниками были жена и дочери. Они помогали делать декорации, мастерить кукол. А иногда и сами становились героями картин. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр Птушко. Старевич снимал людей и для некоторых особенно сложных анимационных сцен. Потом с помощью комбинированных техник он превращал их в сказочных героев. Любопытно, что именно этот приём лёг в основу принципа современной трёхмерной компьютерной анимации. Недаром коллеги называли Старевича «двигателем развития кинематографа».
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил о творчестве Старевича его знаменитый заморский коллега Уолт Дисней. Впрочем, Владислав Александрович никуда не гнался. Он просто работал — для души. И для людей. Для того, чтобы они улыбнулись и стали немного счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема