Русский мультипликатор — Владислав Александрович Старевич — в марте 1912 года продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике: «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами».
С юных лет Владислав Александрович увлекался фотографией и часто снимал природу. В возрасте 27 лет Старевич переехал в Москву, где купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. Позднее именно Владислав Александрович придумал сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил его на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе поклонников творчества Владислава Александровича был даже сын императора Николая II, цесаревич Алексей. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр Птушко.
Что говорил о творчестве Старевича его знаменитый зарубежный коллега Уолт Дисней?

«Драма средневековая, разыгранная жуками» — читали на афише Большого зала Московской консерватории изумлённые прохожие. И спешили за билетом. Такое нельзя было пропустить. 8 марта 1912 года русский мультипликатор Владислав Старевич продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике. Он назывался «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами».
После премьеры газеты писали: «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен быть человеком волшебной фантазии и терпения». Ещё бы! На экране насекомые, закованные в рыцарскую броню, в сапогах, с алебардами в лапках, шли строем, будто настоящие солдаты. Нет, жуков Старевич, конечно же, не дрессировал, но проделал работу ничуть не менее сложную и кропотливую. Жуки были самые настоящие, только... засушенные. Поначалу Владислав Александрович хотел снимать живых, но они цепенели от яркого света лампы. А главное, совершенно не желали исполнять то, что от них требовал режиссёр. Тогда Старевич вспомнил, как двигались человечки, которых он рисовал на полях тетрадей и пролистывал движением большого пальца. У каждого человечка было своё положение рук и ног, но при быстром движении листов тетради казалось, что двигается одна и та же фигурка — шагает, приседает, прыгает. Режиссёр нашёл с десяток засушенных жуков. С помощью проволоки, прикреплённой к лапкам, менял их позы. Каждую снимал в отдельности при специально выставленном свете в нужных декорациях, а потом монтировал в единое плавное движение. Учитывая, что в съёмках принимали участие несколько так называемых актёров, труд был проделан колоссальный, а результат получился невероятный. Пародию на историю из рыцарских романов в исполнении жуков высоко оценили не только в России, но и за рубежом. «Мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века», — писала лондонская газета Evening Times.
Свой путь в мультипликацию Старевич начал ещё в детстве. С юных лет он увлекался фотографией. Снимал чаще всего природу. Особенно его интересовали насекомые. На фотокарточках Владислава порхали бабочки, тащили соломинку муравьи, бодались друг с другом рогатые жуки. Ещё одним его любимым занятием было рисование. Старевич даже выпускал самиздатовскую иллюстрированную газету. Драматическое мастерство Владиславу Александровичу тоже было не чуждо. В родном городе Ковно — ныне Каунас — он играл в нескольких любительских театрах. Смесь этих увлечений и талантов дала свои первые плоды в Москве. В Первопрестольную 27-летний Старевич переехал в 1909 году. Там он купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. А потом придумал то, чего ещё никому до него в голову не приходило: сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил Старевича на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе почитателей талантливого режиссёра оказался сын императора Николая II, цесаревич Алексей. Его любимым мультипликационным фильмом стала лента «Стрекоза и Муравей». Старевич снял её по знаменитой басне Крылова и тоже — с участием насекомых.
При таком успехе Старевич всегда оставался человеком скромным. К славе и лаврам не стремился. Больше всего на свете любил тихо работать в своей мастерской. Единственными его помощниками были жена и дочери. Они помогали делать декорации, мастерить кукол, а иногда и сами становились героями картин. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр Птушко. Старевич снимал людей для некоторых особенно сложных анимационных сцен. Потом с помощью комбинированных техник он превращал их в сказочных героев. Любопытно, что именно этот приём лёг в основу принципа современной трёхмерной компьютерной анимации. Недаром коллеги называли Старевича «двигателем развития кинематографа».
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил о творчестве Старевича его знаменитый заморский коллега Уолт Дисней. Впрочем, Владислав Александрович никуда не гнался. Он просто работал — для души и для людей. Для того чтобы они улыбнулись и стали немного счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







