Владислав Александрович Старевич: художник, основоположник русского мультипликационного кино - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Владислав Александрович Старевич: художник, основоположник русского мультипликационного кино

Владислав Александрович Старевич: художник, основоположник русского мультипликационного кино
Поделиться Поделиться

Русский мультипликатор — Владислав Александрович Старевич — в марте 1912 года продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике: «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами».

С юных лет Владислав Александрович увлекался фотографией и часто снимал природу. В возрасте 27 лет Старевич переехал в Москву, где купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. Позднее именно Владислав Александрович придумал сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил его на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе поклонников творчества Владислава Александровича был даже сын императора Николая II, цесаревич Алексей. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр Птушко.

Что говорил о творчестве Старевича его знаменитый зарубежный коллега Уолт Дисней?

Портрет Владислава Старевича

«Драма средневековая, разыгранная жуками» — читали на афише Большого зала Московской консерватории изумлённые прохожие. И спешили за билетом. Такое нельзя было пропустить. 8 марта 1912 года русский мультипликатор Владислав Старевич продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике. Он назывался «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами».

После премьеры газеты писали: «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен быть человеком волшебной фантазии и терпения». Ещё бы! На экране насекомые, закованные в рыцарскую броню, в сапогах, с алебардами в лапках, шли строем, будто настоящие солдаты. Нет, жуков Старевич, конечно же, не дрессировал, но проделал работу ничуть не менее сложную и кропотливую. Жуки были самые настоящие, только... засушенные. Поначалу Владислав Александрович хотел снимать живых, но они цепенели от яркого света лампы. А главное, совершенно не желали исполнять то, что от них требовал режиссёр. Тогда Старевич вспомнил, как двигались человечки, которых он рисовал на полях тетрадей и пролистывал движением большого пальца. У каждого человечка было своё положение рук и ног, но при быстром движении листов тетради казалось, что двигается одна и та же фигурка — шагает, приседает, прыгает. Режиссёр нашёл с десяток засушенных жуков. С помощью проволоки, прикреплённой к лапкам, менял их позы. Каждую снимал в отдельности при специально выставленном свете в нужных декорациях, а потом монтировал в единое плавное движение. Учитывая, что в съёмках принимали участие несколько так называемых актёров, труд был проделан колоссальный, а результат получился невероятный. Пародию на историю из рыцарских романов в исполнении жуков высоко оценили не только в России, но и за рубежом. «Мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века», — писала лондонская газета Evening Times.

Свой путь в мультипликацию Старевич начал ещё в детстве. С юных лет он увлекался фотографией. Снимал чаще всего природу. Особенно его интересовали насекомые. На фотокарточках Владислава порхали бабочки, тащили соломинку муравьи, бодались друг с другом рогатые жуки. Ещё одним его любимым занятием было рисование. Старевич даже выпускал самиздатовскую иллюстрированную газету. Драматическое мастерство Владиславу Александровичу тоже было не чуждо. В родном городе Ковно — ныне Каунас — он играл в нескольких любительских театрах. Смесь этих увлечений и талантов дала свои первые плоды в Москве. В Первопрестольную 27-летний Старевич переехал в 1909 году. Там он купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. А потом придумал то, чего ещё никому до него в голову не приходило: сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил Старевича на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе почитателей талантливого режиссёра оказался сын императора Николая II, цесаревич Алексей. Его любимым мультипликационным фильмом стала лента «Стрекоза и Муравей». Старевич снял её по знаменитой басне Крылова и тоже — с участием насекомых.

При таком успехе Старевич всегда оставался человеком скромным. К славе и лаврам не стремился. Больше всего на свете любил тихо работать в своей мастерской. Единственными его помощниками были жена и дочери. Они помогали делать декорации, мастерить кукол, а иногда и сами становились героями картин. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр ПтушкоСтаревич снимал людей для некоторых особенно сложных анимационных сцен. Потом с помощью комбинированных техник он превращал их в сказочных героев. Любопытно, что именно этот приём лёг в основу принципа современной трёхмерной компьютерной анимации. Недаром коллеги называли Старевича «двигателем развития кинематографа».

«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил о творчестве Старевича его знаменитый заморский коллега Уолт Дисней. Впрочем, Владислав Александрович никуда не гнался. Он просто работал — для души и для людей. Для того чтобы они улыбнулись и стали немного счастливее.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях

Также рекомендуем