
«Драма средневековая, разыгранная жуками», — читали на афише Большого зала Московской консерватории изумлённые прохожие. И спешили за билетом. Такое нельзя было пропустить. 8 марта 1912 года русский мультипликатор Владислав Старевич продемонстрировал первый в мире анимационный фильм в кукольной технике. Он назывался «Прекрасная Люканида или битва рогачей с усачами».
После премьеры газеты писали: «Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен быть человеком волшебной фантазии и терпения». Ещё бы! На экране насекомые, закованные в рыцарскую броню, в сапогах, с алебардами в лапках, шли строем, будто настоящие солдаты. Нет, жуков Старевич, конечно же, не дрессировал. Но проделал работу ничуть не менее сложную и кропотливую. Жуки были самые настоящие. Только... засушенные. Поначалу Владислав Александрович хотел снимать живых. Но они цепенели от яркого света лампы. А главное, совершенно не желали исполнять то, что от них требовал режиссёр. Тогда Старевич вспомнил, как двигались человечки, которых он рисовал на полях тетрадей и пролистывал движением большого пальца. У каждого человечка было своё положение рук и ног. Но при быстром движении листов тетради казалось, что двигается одна и та же фигурка — шагает, приседает, прыгает. Режиссёр нашёл с десяток засушенных жуков. С помощью проволоки, прикреплённой к лапкам, менял их позы. Каждую снимал в отдельности при специально выставленном свете в нужных декорациях. А потом монтировал в единое плавное движение. Учитывая, что в съёмках принимали участие несколько так называемых актёров, труд был проделан колоссальный. А результат получился невероятный. Пародию на историю из рыцарских романов в исполнении жуков высоко оценили не только в России, но и за рубежом. «Мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века», — писала лондонская газета Evening Times.
Свой путь в мультипликацию Старевич начал ещё в детстве. С юных лет он увлекался фотографией. Снимал чаще всего природу. Особенно его интересовали насекомые. На фотокарточках Владислава порхали бабочки, тащили соломинку муравьи, бодались друг с другом рогатые жуки. Ещё одним его любимым занятием было рисование. Старевич даже выпускал самиздатовскую иллюстрированную газету. Драматическое мастерство Владиславу Александровичу тоже было не чуждо. В родном городе Ковно — ныне Каунас — он играл в нескольких любительских театрах. Смесь из этих увлечений и талантов дала свои первые плоды в Москве. В Первопрестольную 27-летний Старевич переехал в 1909 году. Там он купил кинокамеру и снял несколько документальных зарисовок из жизни насекомых. А потом придумал то, чего ещё никому до него в голову не приходило. Сделать игровой фильм с участием жуков, который прославил Старевича на всю Россию, Европу и даже Америку. В числе почитателей талантливого режиссёра оказался сын императора Николая II, цесаревич Алексей. Его любимым мультипликационным фильмом стала лента «Стрекоза и муравей». Старевич снял её по знаменитой басне Крылова. И тоже — с участием насекомых.
При таком успехе Старевич всегда оставался человеком скромным. К славе и лаврам не стремился. Больше всего на свете любил тихо работать в своей мастерской. Единственными его помощниками были жена и дочери. Они помогали делать декорации, мастерить кукол. А иногда и сами становились героями картин. В некоторых своих работах Старевич совмещал анимацию с игровым кино. Впоследствии эту технику усовершенствовал и активно использовал знаменитый советский режиссёр-сказочник Александр Птушко. Старевич снимал людей и для некоторых особенно сложных анимационных сцен. Потом с помощью комбинированных техник он превращал их в сказочных героев. Любопытно, что именно этот приём лёг в основу принципа современной трёхмерной компьютерной анимации. Недаром коллеги называли Старевича «двигателем развития кинематографа».
«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», — говорил о творчестве Старевича его знаменитый заморский коллега Уолт Дисней. Впрочем, Владислав Александрович никуда не гнался. Он просто работал — для души. И для людей. Для того, чтобы они улыбнулись и стали немного счастливее.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«О тех, кого помню и люблю»

«О тех, кого помню и люблю». Россия, режиссёры Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко
— Здравствуйте, товарищи!
— Здравствуйте.
— Вот ваш командир и наставник, младший лейтенант Васильев. Его приказы вы должны выполнять чётко и беспрекословно. Как того и требует воинская дисциплина. Действуйте, товарищ Васильев!
Неожиданную должность получил младший лейтенант Егор Васильев в 1942-м году, после возвращения на фронт из госпиталя, где находился по ранению. Его назначили командиром сапёрного батальона. Но не обычного, а женского! И вот перед Васильевым в нестройной шеренге — его новые подопечные. Девушки-добровольцы из блокадного Ленинграда. Они пока ещё в штатской одежде, кто-то даже с модными серёжками в ушах. Но командир строг и требователен. Заявляет сходу: в армии — никаких поблажек, даже для женщин! Но в глубине души задаётся вопросом: откуда в этих хрупких созданиях такая сила духа? Что побудило их, переживших блокадную зиму, стать солдатами Великой Отечественной? Сапёрами, которые, как известно, ошибаются один раз в жизни...
На этот вопрос отвечает кинофильм «О тех, кого помню и люблю», снятый в 1973 году режиссёрами Натальей Трощенко и Анатолием Вехотко. Фильм снят на студии «Ленфильм». В основу картины легла документальная повесть писателей-фронтовиков Петра Заводчикова и Сергея Самойлова «Девичья команда». Произведение посвящено 34-му отдельному инженерному женскому сапёрному батальону, который в 1943-м году был сформирован на Ленинградском фронте. По данным журнала «Советский экран» в год выхода ленты в прокат её посмотрел 31 миллион кинозрителей. И всё же она по каким-то причинам осталась в тени таких, например, знаменитых военных драм, как «В бой идут одни старики» или «А зори здесь тихие». Тем не менее, фильм «О тех, кого помню и люблю» безо всяких сомнений можно поставить в один ряд с этими бессмертными киношедеврами. Тихо и светло рассказывает он о подвиге, стойкости и внутренней силе тех, кого обычно принято называть слабой половиной человечества.
На наших глазах девушки-сапёры проживают жизнь в реалиях войны — горькую, полную потерь и лишений. Чего стоит, к примеру, эпизод фронтовой свадьбы одной из героинь, Кати Меньшиковой. С супругом, солдатом из батальона, стоявшего по соседству, они успели только расписаться — и он уехал на передовую. В блиндаже, за импровизированным праздничным столом, невеста принимала поздравления боевых товарищей одна. И не знала, увидит ли мужа когда-нибудь снова. И всё же, несмотря на это, режиссёры фильма «О тех, кого помню и люблю», Наталья Трощенко и Анатолий Вехотко показали нам фильм, наполненный человеческой теплотой. А ещё — надеждой. В одном из эпизодов картины женский сапёрный батальон разминирует деревенские поля. После выполнения задания помощник командира, Зина Горюнова, разговаривает с местными женщинами, которые собрались на кладбище.
— Тёть Маш, а у вас престольный праздник что ли?
— Ты про этих? Это наши солдатки. Они похоронки получили, а могилы неизвестно, где. Им охота погоревать, поплакать вместе со всеми.
— Вы меня простите, бабы, может, я не в своё дело лезу... Зачем же вы? Война ещё не кончилась. Всякое может случиться. Зачем же вы... Может, вы живых поминаете.
— Я им тоже говорила. Меня не слушаете, хоть девушку военную послушайте.
— А ты, может, что знаешь, милая? Скажи, не томи.
— Да что ж я знаю-то? Я знаю, что ждать нужно, бабы. До самого конца.
До самого конца пройдут Великую Отечественную хрупкие девушки из сапёрного батальона. А рядом с ними — их командир, лейтенант Васильев, честный, добрый, мужественный человек. Эту роль не просто исполнил, а прожил всем сердцем, актёр Валерий Золотухин. Глазами его героя мы будем смотреть на происходящее, болеть душой за каждую из девушек. И всё же, не только о том, что у войны — не женское лицо, картина Натальи Трощенко и Анатолия Вехотко «О тех, кого помню и люблю». Прежде всего, она о теплоте, заботе, товариществе, самопожертвовании — обо всех лучших качествах человеческой души, благодаря которым стала возможна Великая Победа.
Липецк. (путешествие по городу)

Город Липецк находится в северной части Центрально-Чернозёмного района России. Эти места, расположенные вдоль русла реки Дон, ещё называют Верхним Подоньем. Здешние жители ещё в двенадцатом веке исповедовали православие. В Липецке и его окрестностях сохранились пещеры, в которых, по данным археологов, совершались богослужения в то далёкое время. Однако, к четырнадцатому столетию ордынские набеги превратили Верхнее Подонье в безлюдное Дикое поле. Спустя три века оно стало частью Белгородской засечной черты, созданной для защиты южных границ России. Тогда же на реке Липовка в районе современного Липецка началась разработка месторождений железной руды. В 1703 году здесь открылись Липские железоделательные заводы. Вокруг них образовалось селение, которое в 1779 году получило статус города с названием Липецк. Он развивался ещё и как курорт с железистыми минеральными источниками. К началу двадцатого века здесь работали больницы, несколько училищ и библиотек, действовало двенадцать церквей. После революции 1917 года богослужения продолжали совершаться лишь в двух липецких храмах. А в конце двадцатого века настало время возрождения духовности и над городом вновь засияли многочисленные купола с крестами. Сегодня Липецк — центр православной епархии.
Радио ВЕРА в Липецке можно слушать на частоте 97,9 FM
20 июля. О власти Христа прощать грехи

В 9-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: — встань, возьми постель твою, и иди в дом твой».
О власти Христа прощать грехи — диакон Сергий Кульпинов.
Господь здесь специально акцентирует внимание на том, что Он исцеляет человека, который был парализован. Потому что если бы Он просто сказал: «Прощаются тебе твои грехи», — то окружающие восприняли бы это просто как пустые слова, которые ничего не значат.
Господь же убедительно показывает, что Он действительно совершенный Бог, совершенный Человек, что Он действительно Сын Божий, тем самым, что Он — Законодатель этого мира. Он является Творцом мира, и поэтому Он может менять его законы.
Господь нам дал законы этого мира. Эти законы познаваемы, что важно. То есть мы знаем закономерности этого мира. Но при этом Господь всегда даёт нам возможность обращаться к Нему, молиться и просить о ниспослании чуда. То есть Господь как Законодатель может менять законы нашего мира и творить чудеса.
Это очень важно, чтобы мы об этом помнили, чтобы мы всегда имели надежду на то, что те законы, которые мы знаем, могут измениться, если мы будем молиться, если мы будем обращаться за этим к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема