
Конец июня тысяча восемьсот семьдесят девятого года в Иркутске выдался небывало жарким. Но люди не радовались теплу. Жители города бродили по выжженным дотла улицам, на которых ещё совсем недавно стояли их родные, уютные жилища. Несколько дней назад в Иркутске вспыхнул пожар. Огонь быстро распространялся, пожирая всё на своём пути. Пожарные команды не успевали потушить одно здание, как загоралось ещё десять. Два дня над Иркутском полыхало зарево; город стал похож на пепелище — выгорело семьдесят пять кварталов, больше трёх с половиной тысяч жилых домов; сгорели архив, музей, библиотека, училище... Тысячи семей потеряли крышу над головой.
Погорельцы, у которых оставались какие-то средства, снимали углы в уцелевшей части города — вопреки всем законам милосердия, сдавались они за баснословные суммы. Те же, у кого денег не было, строили шалаши на берегу Ангары.
Буквально за несколько месяцев до этого опустошительного пожара в Иркутск на постоянное место жительства вернулся Владимир Платонович Сукачёв. Сын иркутского чиновника, он обучался естественным наукам в Киевском Императорском университете Святого Владимира и, завершив учёбу, какое-то время работал в Киеве.
Пожар не затронул дом, в котором поселилась семья Сукачёва. Владимир Платонович счёл это чудом и, стоя на коленях перед образом Спаса Нерукотворного, пообещал позаботиться о тех, кого несчастье лишило крова и средств к существованию.
В уцелевшем престижном районе Иркутска, на Второй Иерусалимской улице, Сукачёв приобрёл большую усадьбу с жилым домом в несколько этажей, садом и огородом. И открыл приют для пострадавших во время пожара. В нём расположились одинокие женщины, старики, дети, потерявшие родителей, бедные семейства, не имеющие средств. За теми, кто не мог обслуживать себя самостоятельно, ухаживали сиделки и нянечки. Владимир Платонович из собственных средств платил зарплату персоналу и выделял небольшое, но достойное содержание обитателям приюта.
Поражённые таким благородством и милосердием Сукачёва, в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году жители Иркутска избрали его на пост городского головы. И не ошиблись, доверив город умному, деятельному, искреннему и чуткому человеку.
Получив в распоряжение городскую казну, Владимир Платонович поразился её скудности. И решил на общественные средства больших надежд не возлагать, а, где только возможно, употреблять для нужд города личные сбережения.
Так, на собственные деньги Сукачёв возвёл в Иркутске здание театра; открыл приют для малолетних заключённых и училище для слепых. Не забывал градоначальник и о храмах. Пострадавшим во время пожара церквям помогал с ремонтом; уцелевшим — жертвовал деньги на раздачу бедным и организацию церковно-приходских школ и училищ.
К учителям Владимир Платонович питал огромное уважение. Эту профессию он считал одной из благороднейших и очень переживал, видя, как бедно порой живут служители нивы просвещения. Именно поэтому Сукачёв выделил крупную сумму на строительство многоквартирного учительского дома, куда бесплатно поселил семьи особо нуждавшихся иркутских преподавателей.
Неустанно трудился Владимир Сукачёв на благо любимого города. Но даже при такой занятости находил время для любимого дела.
Большим увлечением Владимира Платоновича были география и искусство. Он покровительствовал учёным — в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году выделил средства путешественнику Потанину на организацию экспедиции в Монголию.
У Сукачёва была огромная коллекция русской живописи. В своём доме он устроил настоящую картинную галерею, куда бесплатно приглашались все желающие прикоснуться к прекрасному. Впоследствии его коллекция стала основой фондов Иркутского художественного музея, которому в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году было присвоено имя Владимира Платоновича Сукачёва.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема