
Фото: Piqsels
3-го июля 1941 года Иосиф Сталин по радио обратился к советскому народу. Уже две недели русские солдаты сражались с вероломно напавшими на СССР войсками фашистской Германии. Враг оказался силён, и Красная армия отступала. Необходимо было сплотиться и направить все силы на борьбу с немецкими захватчиками. В своей исторической речи глава советского правительства впервые назвал войну Великой Отечественной. И обратился к гражданам так, как обычно обращаются друг к другу православные верующие: «Братья и сёстры!» Заканчивалась речь словами: «Все силы — на поддержку нашей героической Красной Армии, нашего славного Красного Флота! Вперёд за нашу победу!» На этот призыв вместе со всей страной откликнулась Русская Православная Церковь.
В послании к православным верующим, которое в первый же день войны, 22 июня, обнародовал Патриарший местоблюститель, митрополит Сергий (Страгородский) говорилось: «Церковь Христова благословляет православных на защиту священных границ нашей Родины». 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе Москвы митрополит Сергий совершил молебен о даровании победы. До самого конца войны во всех храмах СССР возносились молитвы о помощи в одолении врага.
Верующие принимали активное участие в помощи фронту. Целыми приходами для бойцов шили обувь и обмундирование. Собирали средства на поддержку раненых. За годы Великой Отечественной войны по приходам было собрано более двухсот миллионов рублей на нужды фронта. В декабре 1942-го митрополит Сергий обратился к приходским общинам Русской церкви с призывом начать сбор пожертвований для создания танковой колонны. Высшее руководство страны дало согласие на открытие специального счёта в Госбанке, куда для этой цели могли бы поступать средства от верующих. Объявление о сборе появилось во всех советских газетах. Пожертвования потекли из разных уголков огромной страны. В самые короткие сроки удалось собрать 8 миллионов рублей! На эти деньги на Нижне-Тагильском танковом заводе были построены сорок танков. Колонна получила имя князя Димитрия Донского — святого воина, борца с монголо-татарским игом. Церковь принимала активное участие в создании авиационной эскадрильи «Александр Невский». Только в храмах Горьковской — а ныне Нижегородской области — священнослужители и прихожане собрали на постройку самолётов больше миллиона рублей!
Ярким примером самоотверженного служения людям во время войны стал поступок архиепископа Луки, в миру — выдающегося хирурга Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Когда началась Великая Отечественная, архиепископ отбывал ссылку в Красноярском крае. То было время гонений на церковь и верующих. Из мест заключения он направил в правительство телеграмму, в которой выражал готовность оказать помощь воинам, на фронте или в тылу, а после этого обязался добровольно вернуться в ссылку. Всю войну архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) спасал жизни в военных и эвакуационных го́спиталях страны и удостоился Сталинской премии за научный труд «Очерки гнойной хирургии», созданный в эти годы.
Плечом к плечу верующие встали на защиту Отечества от врага. Самоотверженный вклад Русской Православной Церкви в дело борьбы с фашизмом помог приблизить долгожданную Победу.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер