
Пассажиры поезда «Берлин-Санкт-Петербург» проходили таможенный досмотр. Штемпель в руках инспектора взлетал и со стуком опускался на отрывные талоны их заграничных паспортов. Под каждой печатью пером от руки таможенник старательно выводил дату: двадцатое апреля тысяча восемьсот восемьдесят третьего года.
Подняв глаза на очередного подошедшего для досмотра пассажира, инспектор едва не подпрыгнул от неожиданности. Солидного вида господин в элегантном чёрном костюме тянул за собой какую-то невиданную железную машину. Два тонких колеса — большое и маленькое — соединённые перекладиной, спереди были увенчаны некой изогнутой, наподобие коровьих рогов, трубкой... Таможенник привстал из-за своего бюро, поднял очки на лоб и спросил элегантного господина:
— А что это такое, милостивый государь, вы изволили привезти?
Господин улыбнулся:
— Это, если угодно, — экипаж!
Элегантного господина звали Вильгельм Столль. Он был известным и богатым воронежским промышленником. Необычный двухколёсный экипаж Вильгельм Германович купил в Берлине и теперь вёз его домой. Так в Воронеже появился первый в истории города... велосипед!
Вильгельм Германович купил довольно редкий и весьма дорогостоящий по тем временам велосипед отнюдь не для собственного развлечения. Однажды за границей, где Столль часто бывал по делам, он увидел эту чудо-машину, увлёкся велосипедной ездой и вскоре загорелся идеей организовать в Воронеже, ни много ни мало, велоклуб! Спустя некоторое время после покупки первого велосипеда, Вильгельм Столль привёз в Воронеж ещё несколько и устроил на территории своей фабрики площадку для велосипедных прогулок. И если в Европе подобный досуг могла позволить себе лишь обеспеченная элита, то у Столля прокатиться на невиданном доселе чуде техники дозволялось всем желающим и — бесплатно!
Впрочем, стремление помогать людям выражалось у Столля далеко не только в желании развлекать людей, как в случае с велосипедами. На протяжении многих лет Вильгельм Германович финансировал Воронежское отделение Мариинского попечительства о слепых и городское училище для незрячих. А в тысяча восемьсот девяносто седьмом году на личные средства построил в Воронеже офтальмологическую клинику, где по личному приглашению Столля практику вели известные в этой области медицины специалисты.
Много общаясь с незрячими, Столль прекрасно понимал, как трудно им порой бывает адаптироваться в обществе — к примеру, найти достойную работу. Особенно, по мнению Вильгельма Германовича, это касалось девушек. Вот почему в своём имении неподалёку от станции Графская, Столль вместе со своей женой Анной Дмитриевной открыл приют для слепых девочек. Содержали его супруги, разумеется, за собственный счёт. Незрячих девочек здесь по специальной системе обучали музыке, рукоделию, Закону Божьему и даже театральному мастерству. В приюте действовала собственная труппа, с таким успехом дававшая спектакли, что посмотреть на игру необычных актрис приезжали театралы из Москвы и Петербурга. Но главное, что супруги Столли смогли дать воспитанницам своего приюта — это смелый взгляд в будущее. Всех девушек Вильгельм Генрихович обеспечивал личным капиталом, на проценты с которого, в том случае, если не удастся поступить на службу, они могли бы жить, не нуждаясь. А нескольких воспитанниц бездетная чета Столлей официально удочерила.
Прошло больше века с тех пор, но имя Вильгельма Столля по-прежнему на устах у жителей Воронежа. В честь него назван крупный культурно-исторический фестиваль — Столль-фест; премией имени Вильгельма Столля награждаются воронежские предприниматели за заслуги в области экономического и социального развития региона. Кстати, победителю вручается статуэтка в виде... велосипеда.
Все выпуски программы Имена милосердия
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема