
О педагоге Викторе Сороке-Росинском написаны повесть, статьи, воспоминания. О нём снят фильм, на котором выросло не одно поколение детей. Ученики Сороки-Росинского, дали ему прозвище, сократив имя, фамилию и отчество педагога. И вместо Виктора Николаевича Сороки получилось звонкое Викниксор. Да-да, тот самый Викниксор, который стал во главе организованной им школы-коммунны имени Достоевского. Опять же сокращая — ШКИДы. Легендарной Республики ШКИД.
Главным делом своей жизни Виктор Николаевич считал перевоспитание трудных подростков. И в тяжёлое послереволюционное время он поставил перед собой задачу — спасти петроградских беспризорников от улицы, от холода и голода, от преступлений и тюрьмы. Школа имени Достоевского приняла первых учеников в 1920-ом году. Виктор Николаевич своих питомцев трудными не считал. Для него они были просто детьми. Это совсем не означало, что учитель либеральничал с учениками. Свой метод воспитания он назвал «суворовской педагогикой». Что можно перевести, как «тяжело в ученье — легко в бою». И как ни сопротивлялись ребята, привыкшие к вольной жизни на улице, но даже они прониклись интересом к учёбе.
Конечно, успех пришёл не сразу. Мальчишки были отнюдь не ангелами. Попадались среди них малолетние преступники, у многих из них имелись судимости. Парни дрались, воровали, воевали с учителями. Но жизнь постепенно налаживалась. Бывшие беспризорники медленно, но верно убеждались в том, что педагоги не враги им, они — старшие товарищи, старающиеся вдохнуть в учеников веру в своё человеческое достоинство.
Ребята видели, как трудно приходится их Викниксору. Как героически он добывал для школы питание, дрова, одежду. Однажды вместо ботинок шкидцам привезли шапки. И Виктор Николаевич вдруг кинулся добывать лапти. А потом, засунув шапку в лапоть, создал нелепую, но тёплую обувь для ребят. Влюблённый в литературу Учитель привил любовь к ней и своим мальчишкам. Их в школе было около шестидесяти и одно время в ШКИДе выходило шестьдесят литературных журналов. Ребята увлеклись творческой работой.
Именно творчество, интеллектуальная деятельность, по мысли Виктора Николаевича, могли дать его ученикам путёвку в жизнь. Он видел, что среди воспитанников, психика которых была нарушена, много талантливых ребят. Поэтому и воспитывал их культурой. Чутьё не обмануло Викниксора — в числе его выпускников оказалось много писателей, учёных, художников. Недаром ещё до революции Сорока-Росинский изучал психологию, особенно подробно штудируя раздел, связанный с нарушениями детской психики. Уже тогда он как будто готовился к тому, что станет главным делом его жизни.
А жизнь эта складывалась очень непросто. Педагогическая система Виктора Николаевича не устраивала наркомат просвещения. Интеллигенты из числа бывших беспризорных, воспитанные Сорокой-Росинским, были нонсенсом в то время. И в 1925-ом году у учителя отобрали его школу. Он устроился в педагогический ВУЗ, готовил воспитателей для работы с трудными подростками. Но его изгнали и оттуда, вообще запретив преподавать. В педагогику разрешили вернуться только спустя восемь лет.
В блокаду Ленинграда Виктор Николаевич отказался покидать город. Он каждый день приходил в школу и проводил уроки. Истощённого до крайней степени педагога летом 42-ого года эвакуировали на Алтай. Едва встав на ноги, он устроился в школу. Домой Виктор Николаевич вернулся только в 1948-ом. Он уже плохо видел и слышал, но всё равно писал заметки в газеты, составлял методические пособия, а выйдя на пенсию шефствовал над школьниками. Просто звонил в школы и просил присылать к себе на дом хулиганов и двоечников. Ласково называя их «трудными неслухами», Виктор Николаевич занимался с ними до тех пор, пока они не исправляли двойки. Сороки-Росинского не стало в 1960-ом году. Он пошёл покупать билеты в кино — хотел сделать подарок своей ученице, впервые получившей пятёрку, и попал под трамвай.
Сегодня интерес к жизни и методам воспитания Виктора Николаевича не угасает. Его архив, который хранится в Петербургском педагогическом университете, пользуется огромной популярностью у студентов. Недаром одна из лучших студенческих работ, написанная к юбилею ВУЗА называлась «ВикНикСор — друг детей».
24 мая. О причинах народного почитания Святителя Николая

22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бар в 1087 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о причинах народного почитания Святителя Николая.
Это не случайно было такое, но просто какое-то общенародное почитание святителя Николая. А на чём основываются эти почитания? Может быть, на том, что все хорошо знали житие святителя Николая? Или, может быть, на том, что какие-то государственные силы содействовали сохранению такой памяти благочестивой в народе? Нет.
Потому только, что святитель Николай отвечает людям на их молитвы. Вот этот живой религиозный опыт, опыт веры, который связан с тем, что на молитву нашу мы получаем ответ и является самым сильным для нас доказательством того, что Бог существует. Угодники Его существуют, которые молятся за нас.
Если бы не было бы этой обратной связи, то разве бы мы с вами здесь стояли? Разве был бы воздвигнут этот величественный храм? Да Господи, чего только не было в истории! Каких героев, каких полководцев, каких великих царей и императоров! А многих память погибе с шумом.
А имя святителя и чудотворца Николая мы прославляем как великого угодника, в том числе и заступника о нашей земле и о нашем народе. И вот дай Бог, чтобы эта память сохранялась. Очень важно, чтобы молодое поколение русских людей, да и людей других национальностей, считающих себя православными, бережно сохраняли молитвенную память о святителе Николае, обращая к нему свои воздыхания и с надеждой ожидая его помощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема