
О педагоге Викторе Сороке-Росинском написаны повесть, статьи, воспоминания. О нём снят фильм, на котором выросло не одно поколение детей. Ученики Сороки-Росинского, дали ему прозвище, сократив имя, фамилию и отчество педагога. И вместо Виктора Николаевича Сороки получилось звонкое Викниксор. Да-да, тот самый Викниксор, который стал во главе организованной им школы-коммунны имени Достоевского. Опять же сокращая — ШКИДы. Легендарной Республики ШКИД.
Главным делом своей жизни Виктор Николаевич считал перевоспитание трудных подростков. И в тяжёлое послереволюционное время он поставил перед собой задачу — спасти петроградских беспризорников от улицы, от холода и голода, от преступлений и тюрьмы. Школа имени Достоевского приняла первых учеников в 1920-ом году. Виктор Николаевич своих питомцев трудными не считал. Для него они были просто детьми. Это совсем не означало, что учитель либеральничал с учениками. Свой метод воспитания он назвал «суворовской педагогикой». Что можно перевести, как «тяжело в ученье — легко в бою». И как ни сопротивлялись ребята, привыкшие к вольной жизни на улице, но даже они прониклись интересом к учёбе.
Конечно, успех пришёл не сразу. Мальчишки были отнюдь не ангелами. Попадались среди них малолетние преступники, у многих из них имелись судимости. Парни дрались, воровали, воевали с учителями. Но жизнь постепенно налаживалась. Бывшие беспризорники медленно, но верно убеждались в том, что педагоги не враги им, они — старшие товарищи, старающиеся вдохнуть в учеников веру в своё человеческое достоинство.
Ребята видели, как трудно приходится их Викниксору. Как героически он добывал для школы питание, дрова, одежду. Однажды вместо ботинок шкидцам привезли шапки. И Виктор Николаевич вдруг кинулся добывать лапти. А потом, засунув шапку в лапоть, создал нелепую, но тёплую обувь для ребят. Влюблённый в литературу Учитель привил любовь к ней и своим мальчишкам. Их в школе было около шестидесяти и одно время в ШКИДе выходило шестьдесят литературных журналов. Ребята увлеклись творческой работой.
Именно творчество, интеллектуальная деятельность, по мысли Виктора Николаевича, могли дать его ученикам путёвку в жизнь. Он видел, что среди воспитанников, психика которых была нарушена, много талантливых ребят. Поэтому и воспитывал их культурой. Чутьё не обмануло Викниксора — в числе его выпускников оказалось много писателей, учёных, художников. Недаром ещё до революции Сорока-Росинский изучал психологию, особенно подробно штудируя раздел, связанный с нарушениями детской психики. Уже тогда он как будто готовился к тому, что станет главным делом его жизни.
А жизнь эта складывалась очень непросто. Педагогическая система Виктора Николаевича не устраивала наркомат просвещения. Интеллигенты из числа бывших беспризорных, воспитанные Сорокой-Росинским, были нонсенсом в то время. И в 1925-ом году у учителя отобрали его школу. Он устроился в педагогический ВУЗ, готовил воспитателей для работы с трудными подростками. Но его изгнали и оттуда, вообще запретив преподавать. В педагогику разрешили вернуться только спустя восемь лет.
В блокаду Ленинграда Виктор Николаевич отказался покидать город. Он каждый день приходил в школу и проводил уроки. Истощённого до крайней степени педагога летом 42-ого года эвакуировали на Алтай. Едва встав на ноги, он устроился в школу. Домой Виктор Николаевич вернулся только в 1948-ом. Он уже плохо видел и слышал, но всё равно писал заметки в газеты, составлял методические пособия, а выйдя на пенсию шефствовал над школьниками. Просто звонил в школы и просил присылать к себе на дом хулиганов и двоечников. Ласково называя их «трудными неслухами», Виктор Николаевич занимался с ними до тех пор, пока они не исправляли двойки. Сороки-Росинского не стало в 1960-ом году. Он пошёл покупать билеты в кино — хотел сделать подарок своей ученице, впервые получившей пятёрку, и попал под трамвай.
Сегодня интерес к жизни и методам воспитания Виктора Николаевича не угасает. Его архив, который хранится в Петербургском педагогическом университете, пользуется огромной популярностью у студентов. Недаром одна из лучших студенческих работ, написанная к юбилею ВУЗА называлась «ВикНикСор — друг детей».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер