Москва - 100,9 FM

Виктор Сорока-Росинский

* Поделиться

О педагоге Викторе Сороке-Росинском написаны повесть, статьи, воспоминания. О нём снят фильм, на котором выросло не одно поколение детей. Ученики Сороки-Росинского, дали ему прозвище, сократив имя, фамилию и отчество педагога. И вместо Виктора Николаевича Сороки получилось звонкое Викниксор. Да-да, тот самый Викниксор, который стал во главе организованной им школы-коммунны имени Достоевского. Опять же сокращая — ШКИДы. Легендарной Республики ШКИД.

Главным делом своей жизни Виктор Николаевич считал перевоспитание трудных подростков. И в тяжёлое послереволюционное время он поставил перед собой задачу — спасти петроградских беспризорников от улицы, от холода и голода, от преступлений и тюрьмы. Школа имени Достоевского приняла первых учеников в 1920-ом году. Виктор Николаевич своих питомцев трудными не считал. Для него они были просто детьми. Это совсем не означало, что учитель либеральничал с учениками. Свой метод воспитания он назвал «суворовской педагогикой». Что можно перевести, как «тяжело в ученье — легко в бою». И как ни сопротивлялись ребята, привыкшие к вольной жизни на улице, но даже они прониклись интересом к учёбе.

Конечно, успех пришёл не сразу. Мальчишки были отнюдь не ангелами. Попадались среди них малолетние преступники, у многих из них имелись судимости. Парни дрались, воровали, воевали с учителями. Но жизнь постепенно налаживалась. Бывшие беспризорники медленно, но верно убеждались в том, что педагоги не враги им, они — старшие товарищи, старающиеся вдохнуть в учеников веру в своё человеческое достоинство.

Ребята видели, как трудно приходится их Викниксору. Как героически он добывал для школы питание, дрова, одежду. Однажды вместо ботинок шкидцам привезли шапки. И Виктор Николаевич вдруг кинулся добывать лапти. А потом, засунув шапку в лапоть, создал нелепую, но тёплую обувь для ребят. Влюблённый в литературу Учитель привил любовь к ней и своим мальчишкам. Их в школе было около шестидесяти и одно время в ШКИДе выходило шестьдесят литературных журналов. Ребята увлеклись творческой работой.

Именно творчество, интеллектуальная деятельность, по мысли Виктора Николаевича, могли дать его ученикам путёвку в жизнь. Он видел, что среди воспитанников, психика которых была нарушена, много талантливых ребят. Поэтому и воспитывал их культурой. Чутьё не обмануло Викниксора — в числе его выпускников оказалось много писателей, учёных, художников. Недаром ещё до революции Сорока-Росинский изучал психологию, особенно подробно штудируя раздел, связанный с нарушениями детской психики. Уже тогда он как будто готовился к тому, что станет главным делом его жизни.

А жизнь эта складывалась очень непросто. Педагогическая система Виктора Николаевича не устраивала наркомат просвещения. Интеллигенты из числа бывших беспризорных, воспитанные Сорокой-Росинским, были нонсенсом в то время. И в 1925-ом году у учителя отобрали его школу. Он устроился в педагогический ВУЗ, готовил воспитателей для работы с трудными подростками. Но его изгнали и оттуда, вообще запретив преподавать. В педагогику разрешили вернуться только спустя восемь лет.

В блокаду Ленинграда Виктор Николаевич отказался покидать город. Он каждый день приходил в школу и проводил уроки. Истощённого до крайней степени педагога летом 42-ого года эвакуировали на Алтай. Едва встав на ноги, он устроился в школу. Домой Виктор Николаевич вернулся только в 1948-ом. Он уже плохо видел и слышал, но всё равно писал заметки в газеты, составлял методические пособия, а выйдя на пенсию шефствовал над школьниками. Просто звонил в школы и просил присылать к себе на дом хулиганов и двоечников. Ласково называя их «трудными неслухами», Виктор Николаевич занимался с ними до тех пор, пока они не исправляли двойки. Сороки-Росинского не стало в 1960-ом году. Он пошёл покупать билеты в кино — хотел сделать подарок своей ученице, впервые получившей пятёрку, и попал под трамвай.

Сегодня интерес к жизни и методам воспитания Виктора Николаевича не угасает. Его архив, который хранится в Петербургском педагогическом университете, пользуется огромной популярностью у студентов. Недаром одна из лучших студенческих работ, написанная к юбилею ВУЗА называлась «ВикНикСор — друг детей».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Места и люди
Места и люди

В мире немало мест, которые хотелось бы посетить, и множество людей, с которыми хотелось бы пообщаться. С этими людьми и общаются наши корреспонденты в программе «Места и люди». Отдаленный монастырь или школа в соседнем дворе – мы открываем двери, а наши собеседники делятся с нами опытом своей жизни.

Азы православия
Азы православия
В церковной жизни - масса незнакомых слов и понятий, способных смутить человека, впервые входящего в храм. Основные традиции, обряды, понятия и, разумеется, главные основы православного вероучения - обо всем этом вы узнаете в наших программах из серии "Азы православия".
Крестный ход сквозь века
Крестный ход сквозь века

Также рекомендуем