«Вера и творчество». Ираклий Пирцхалава - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Вера и творчество». Ираклий Пирцхалава

* Поделиться

Ираклий Пирцхалава

У нас в гостях был певец, музыкант, композитор Ираклий Пирцхалава.

Мы говорили о музыке, творчестве и вере, а также слушали песни нашего гостя, включая его премьеру «Слава Богу за всё».

Ведущий: Константин Мацан


К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона — Константин Мацан, а у другого микрофона в нашей студии сегодня — певец Ираклий Перцхалава. Добрый вечер!

И. Перцхалава

— Мир вам!

К. Мацан

— И не в первый раз уже на Радио ВЕРА Вы с нами в этой студии на волнах нашей радиостанции. Хорошая традиция — встречаться, беседовать и, конечно же, слушать песни.

Я сразу наших радиослушателей обрадую — что программа у нас сегодня необычная, и в конце нашего сегодняшнего разговора в «Светлом вечере» на глазах у изумленной публики, можно сказать, у нас в эфире радиостанции ВЕРА прозвучит премьера песни Ираклия Пирцхалава под названием «Слава Богу за все» — новая песня, впервые на волнах нашей радиостанции для мира и града прозвучит. Это здорово! Спасибо Вам большое! Будем подбираться к ней к финалу нашего часа...

А пока спрошу вот о чем. Вы — участник светлых концертов Радио ВЕРА, не в первый раз на волнах нашей радиостанции, как я сказал. Песня, о которой я сказал, называется «Слава Богу за все». До этого и на концертах у нас Вы пели песни, которые назывались «Утешение и покаяние» — это целый цикл у Вас такой...

Если отмотать на много лет назад и посмотреть на начало Вашей карьеры, то названия песен — даже сами названия — будут отсылать к какой-то совсем другой такой тональности, настроению. «Вова-чума», «Капли абсента», «Лондон — Париж» и так далее. Вот для Вас та точка и нынешняя — это как бы две части одного органического пути, или Вы сейчас как-то смотрите на свое прошлое, ну, с какой-то особенной точки зрения?

И. Перцхалава

— Ну сперва хочу поблагодарить Вас — что у нас действительно прекрасная традиция. Я рад находиться здесь, и слава Богу за то, что есть такое радио. Вы заметьте: в начале пути ведь такого радио не было...

К. Мацан

— Да...

И. Перцхалава

— Это ведь было двадцать (!) лет назад... Учитывая то, что сегодня, скажем так, другие радиостанции вряд ли будут играть песни, которые посвящены Богу, то вы единственные... Поэтому я рад, что у меня есть такая возможность...

К. Мацан

— Спасибо! Это правда — без ложной скромности скажем, мы такие единственные...

И. Перцхалава

— Да... Премьерите песни, которые, в общем-то, славят Бога. Я не разделяю свою жизнь на разные, наверное, пути — это один большой путь. Но на этапы — точно да. Ну и надо сказать, 20-летней давности Ираклий Перцхалава, который только вышел с «Фабрики звезд»... Тогда еще не было идеи духовного проекта «Метаморфози», который вот третий шаг сегодня будет, запремьерим...

К. Мацан

— Расскажете об этом поподробнее потом...

И. Перцхалава

— Да... И тогда это был молодой человек, который работал уже с известным продюсером, и в общем-то, там право выбора хоть и... Конечно же, всегда оно есть, но оно было совсем минимальным — относительно выбора того творчества и того, куда идти и о чем петь, и что делать...

Я, с одной стороны, не жалею. Потому что это был... Ни с какой стороны не жалею. Потому что это был определенный этап. Определенный этап роста... И слава Богу, что он ощущается сейчас. Потому что, если бы он не ощущался — значит, роста не было. (смеется) Надеюсь, ответил на Ваш вопрос...

К. Мацан

— А в какой момент пришла вот эта бОльшая свобода в выборе репертуара, в выборе тем?

И. Перцхалава

— Ну не то чтобы я был совсем...

К. Мацан

— Нет, понятно...

И. Перцхалава

— Лишен свободы...

К. Мацан

— Да, но... Мы прекрасно понимаем, что работа в паре с продюсером — она предполагает такое общение на встречных курсах. Есть требования, есть требования рынка, есть требования момента... Это не всегда плохо...

И. Перцхалава

— Ну помимо того, есть доверие. Есть доверие... Потому что при выборе, допустим, партнерства с Максимом Фадеевым, да, которым... Ну громко сказано — партнерства — все-таки это был старший научный работник, в отличие от меня. Я был артист, у которого был контракт по всей «Фабрике звезд», можно сказать, автоматически...

Но при этом я счастлив, что у меня были силы иной раз сказать «нет». Не всегда это вызывало позитивную реакцию. Но при этом доверие у меня было абсолютное. Ну я изначально исходил всегда из того, нравится мне или не нравится. Потому что если мне не понравится, в душу не зайдет песня — то как оно понравится тогда аудитории? Я же не смогу ее тогда как актер, как певец исполнить так, чтобы она понравилась людям, вот...

Были разные моменты на этот счет... А такая абсолютная свобода появилась тогда, когда у меня закончился контракт. Это совпало с тем, что у меня родился мой первенец. И тогда я оказался в абсолютно свободном плавании — когда выбор того, что я буду делать, был у меня. Да, и тогда, наверное, началось — мой сольный уже путь как музыканта-продюсера.

Хотя на первом альбоме и на втором, который еще был совместно сделан с Максом Фадеевым, тоже были мои песни. Он давал мне возможность проявиться. И можно сказать, что даже — не у доски с указкой, но все-таки —был определенным учителем...

К. Мацан

— А вот чему научил? Не только профессионально, но может быть, и по-человечески...

И. Перцхалава

— Тут скорее я учился, чем он учил. Потому что я внимательно относился к мастеру, который действительно... Ну не буду сейчас захваливать там и так далее, но он — гений. Вот что-то перенимал... И помимо того, мотивация появилась — рядом с ним находясь, проявляться, чтобы фейсом об тейбл, скажем так, грязью в лицо не попасть... Поэтому я начал проявляться как композитор, начал писать песни...

И иной раз слышал его одобрение. Допустим, песня грузинская, которая была мной написала — это самое, наверное, крутое одобрение я услышал от Макса Фадеева. Особенно это было приятно, когда он поставил песню, клип и запел припев на грузинском — для меня это было... ну прямо мурашки! Вот я говорю — то есть, я был очень удивлен — я говорю: «Тебе настолько понравилось, что ты даже слова выучил?». Я удивился...

Хотя я писал просто для себя. Просто такое было самовыражение, скажем так — одну из любимых грузинских песен сделать в современном звучании...

К. Мацан

— Я спрашиваю про Макса Фадеева еще потому, что из открытых источников известно, что у него сейчас тоже такой особый период творчества, и сейчас — это не последние месяцы, а последние годы, когда, насколько я встречал в интернете информацию, он просто пишет хоровую духовную музыку, напрямую, открыто религиозную, вот в этом направлении как продюсер и тоже композитор себя проявляет... То есть, человек идет путем таких поисков творческих, и это интересно. И наверняка это как-то в зерне присутствовало и в те годы, когда Вы с ним тогда общались...

И. Перцхалава

— Честно, я удивлен — я не слышал об этом. Но я об этом говорил еще, наверное, давно. Как-то я повез в Оптину пустынь президента нашей компании — предложил всем, но Макс не поехал. И что-то у нас зашел разговор, и я сказал, что я думаю, что обязательно настанет тот момент, когда что-то такое произойдет. И вот — происходит. Это приятно...

К. Мацан

— Проект, который Вы уже обозначили, назвали, вместе с отцом Серафимом (Бит-Хариби) — расскажите про него!

И. Перцхалава

— Отец Серафим (Бит-Хариби) — мой невероятный просто родной уже человек. Первая песня проекта «Метаморфози» которая вот — она была совместно с ним. И она была сделана по благословению святейшего патриарха Грузии Илии II. И я рассказывал эту историю в разных средствах...

К. Мацан

— Ну можно напомнить тем, кто пропустил...

И. Перцхалава

— Ну да, все-таки расскажу... Когда эта песня вышла, много было, скажем так, некоторых недоброжелателей, которые писали: как это так, схимник, монах — и поет с попсовым исполнителем попсовую песню... Но хочу сказать сразу, что это было сделано по благословению святейшего блаженнейшего католикоса-патриарха Илии II, да, грузинского нашего невероятного... И которого я невероятно люблю, и счастлив — прямо это Божия милость, что я имею возможность к нему попадать, общаться...

И как-то прежде, чем начать этот проект, мы как раз пришли к нему, и отец Серафим был прямо вот... У него была четкая позиция, что... «Ираклий, давай делать все а капелла». И я, конечно же, очень нагло себя повел. Я говорю: «Отче, у меня есть видение ну вот прям другое». А он предложил: «Ну давай тогда, пусть патриарх нам скажет. Святейший пусть скажет — как он скажет, так и будет». А он был уверен, что святейший скажет, что будет а капелла — так как он монах, схимник...

А я до этого был у святейшего, рассказал о проекте. Он задавал мне очень много вопросов — у меня было ощущение, как будто я защищаю диссертацию, реально. И так происходит каждый раз, когда я работу сдаю... Вот, и мы пришли, и отец Серафим спрашивает: «Святейший, а как Вы благословите нас? А капелла чтобы мы спели?».

Святейший смотрит на меня и говорит: «А Ираклий как хочет?». Я говорю, что я хочу, чтобы был музыкальный подклад, аранжировки чтоб были, симфонический оркестр... Он говорит: «Пусть будет, как Ираклий скажет». И отец Серафим смотрит на меня, и переспрашивает: «То есть, с аранжировкой?». И он говорит: «С аранжировкой, с аранжировкой»...

И вот у меня и улыбка по воспоминании, и мурашки, и все вместе от этого момента...

К. Мацан

— Какая это была песня?

И. Перцхалава

— Это была песня «Покаяние»...

К. Мацан

— Давайте ее послушаем!

Звучит песня И. Перцхалавы и о.Серафима (Бит-Хариби) «Покаяние»

К. Мацан

— Певец Ираклий Перцхалава у нас сегодня в программе «Светлый вечер». Мы только что послушали песню под названием «Покаяние» из проекта «Метаморфози». А в этой песне музыка и текст как между Вами и отцом Серафимом (Бит-Хариби) распределяются?

И. Перцхалава

— Ну отец поет, в общем-то, часть своего песнопения, которую я использовал в этой песне, да. Это, по-моему, 50-й псалом, если я не ошибаюсь... Или 90-й — вот сейчас не вспомню. Это его музыкальное сочинение — да, он придумал мелодию, он придумал хоровое пение, сочинил для своего хора. А я уже интегрировал это в новую песню, где мелодию и гармонию придумал я, а слова написал мой хороший друг давний — Юрий Стрелкин. Ну вот такое коллективное творчество...

К. Мацан

— Вот Вы сейчас интересно рассказывали про то, что со святейшим патриархом Илией II, если угодно, консультировались и брали благословение на то, делать аранжировку или не делать аранжировку. А кто-то скажет, смотря со стороны или слушая со стороны наш разговор: ну а зачем? Патриарх — он великий человек, но он же не саунд-продюсер. Зачем об этом консультироваться с предстоятелем церкви? Это же не духовный вопрос...

И. Перцхалава

— И этот человек, может быть, отчасти будет прав. (смеется) Но этот человека наверняка вряд ли знает просто, о ком он говорит...

К. Мацан

— Так... А почему?

И. Перцхалава

— Во-первых, конечно, он не музыкальный продюсер, но он невероятный композитор! Потому что его церковные песнопения, которые написаны им — это величайшие произведения. Невероятно многогранный человек, помимо духовной составляющей, которую, находясь с ним рядом, чувствуешь — просто вот любовь и свет... Он пишет сам иконы, разбирается в классической музыке невероятно, и так далее. Очень многогранный человек, с которым невероятно интересно как на духовные темы, так и на обыкновенные человеческие, бытовые... Потому что обладает колоссальным юмором...

К. Мацан

— Ну вот когда Вы рассказывали, я подумал — опять же, со стороны судя... Человек же идет за благословением — даже если это благословение на ту или иную аранжировку песни — к высочайшему духовному авторитету в том случае, если... ну, боится ошибиться. Если выбор очень важен...

И. Перцхалава

— Это очень верная заметка...

К. Мацан

— Ключевое слово не то, что боится — а что ты настолько хочешь ни в чем не быть... Ну как-то ни в чем не ошибиться, что нужно вот еще и к этому ресурсу прибегнуть...

И. Перцхалава

— Ну тема-то ответственная, поэтому ошибки и не исключены... И конечно, хотелось бы сделать максимально так, чтобы да, в общем-то, не было потом стыдно. А святейший... Я помню, как он потом разобрал клип «Покание», и вот...

К. Мацан

— Это следующая уже... А нет, это та, которую мы послушали...

И. Перцхалава

— Да, клип... А «Утешение» он уже сказал, где надо снимать, где было бы здорово вот. И я поехал в невероятное место — Давидо-Гариджийскую пустынь. Это, к сожалению, часть этих монастырей, грузинских изначально, находятся на территории Азербайджана — потому что в советское время перенесли границы, и там храмы находятся на территории Азербайджана... Но это такое место, что я был счастлив, что я туда просто приехал! А снимать клип — ну было полное ощущение, как будто находишься не на земле, а где-то вообще, то есть, на каких-то небесах, реально...

К. Мацан

— А первый клип как разбирал святейший патриарх?

И. Перцхалава

— Я сейчас, наверное, не вспомню — много просто было нюансов, но... Он рекоменд... четко описал, в каком костюме я должен быть в «Утешении», после просмотра «Покаяния». Потому что он сказал: «Черный костюм не надо тебе, светлый нужен. Почему ты в черном?». Вот... (смеется) И относительно музыкальных моментов он задавал вопросы: почему не разрешил в конце...

К. Мацан

— Как интересно...

И. Перцхалава

— Потому что да, я сказал, я хотел бы оставить многоточие...

К. Мацан

— Не разрешил — в смысле... Речь идет о гармоническом разрешении в тонику — почему в тонику не пришли...

И. Перцхалава

— Да... И так далее. Я сейчас не вспомню... Но я вначале не ожидал такой детальной... такого детального разбора. И сначала, конечно, я прямо начал, ну, волноваться — действительно... А потом надо было собраться, и внутренний такой голос говорит: «Так, соберись! Отвечай как оно есть, ну вот как ты чувствовал». И действительно, я сам погрузился в себя, и нашел даже какие-то ответы, которые у меня автоматически как-то возникали. Я себе ответил в первую очередь на эти вопросы...

К. Мацан

— Вопросы о музыке, о работе или какие-то вопросы внутренние человеческие, о вере?

И. Перцхалава

— Я задал себе вопрос, почему я принимал решение именно таким образом во время продакшна песни, во время сочинения и так далее. Наверное, самое большое для себя открытие в этот момент было как раз-таки — это как раз-таки о себе. Что тема настолько ответственная, что нужно скрупулезно, внимательно и, что немаловажно — самому надо быть, в общем-то, в правильном восприятии, в правильном состоянии, в правильном отношении к миру, к себе — для того, чтобы такую работу совершить...

К. Мацан

— А что это значит на практике? Вот известно из церковного предания, что иконописцы сорок дней постились перед тем, как иконы писать. Это что-то вот про это Вы говорите? Может быть, не напрямую сорок дней поститься перед записью музыки, но как-то вот молиться, в правильном духовном состоянии быть, чтобы этой работой заниматься?

И. Перцхалава

— Ну в общем-то, песня «Покаяние», наверное, об этом. Это путь, это путь к исправлению. И если такое намерение есть, то даже небольшие усилия — в общем-то, они нужны и они важны — вот для того, чтобы работать на эту тему. Потому что если, в общем-то, все наоборот — то ничего и не получится...

К. Мацан

— А общение со святейшим патриархом — ну я не могу про это не спросить отдельно, потому что величайшая, повторюсь, фигура, мы это знаем, во всем мире уважаемая, патриарх Грузинской Церкви... Наверняка это общение оставляет какой-то опыт внутренний — опять же, такой по-человечески. О чем-то задумываешься — о себе, о вере, о Церкви, одно слово может изменить или направить... Вот что такое самое ценное для себя в плане веры Вы вынесли из общения со святейшим патриархом Илией II?

И. Перцхалава

— Я не буду говорить что-то прям много, потому что я мог бы, наверное, написать целую книгу — потому что приезжаю к нему довольно-таки уже, сколько лет-то... Наверное, лет 16-17 я к нему езжу... И что самое главное остается после общения с ним — это невероятная радость. Вот радость на душе, которую хочется сохранить — как вот огонь сберечь. За это время...

Да что мне — он каждое воскресенье обращается к грузинам, и каждый раз слова такие, что до мурашек вот. Главное — чтобы слушали. Это единственный момент...

К. Мацан

— На эту тему мне рассказывали историю, когда в какой-то день рождения, по-моему, или именины святейшему патриарху подарили — на тот момент кто-то из его почитателей таких высокопоставленных подарил — телефон с закрытой связью, и сказал, что вот «по этому телефону, Ваше святейшество...»

И. Перцхалава

— Это очень известная история...

К. Мацан

— «Никто Вас никогда не сможет прослушать и услышать»... На что он ответил, что... «Я до сих хочу, чтобы меня хоть кто-нибудь услышал»...

И. Перцхалава

— Нет, дело в другом, это было немного по-другому...

К. Мацан

— А расскажите, как было на самом деле...

И. Перцхалава

— Дело в том, что слово «прослушать» и «слушать» — на грузинском это одно слово «гисмен», «гисменен». И соответственно, ему говорят: «Святейший, Вы знаете, Вас слушают...». То есть, ему говорят «прослушивают» и «слушают» как одно слово. А так как он, я уже говорил, что он так с невероятно тонким юмором может ответить одним словом, и как раз-таки прямо в самое сердце попасть относительно чего-то духовного, но с такой легкостью за счет юмора — вот как в фильме Данелии, знаете, что-то такого плана...

К. Мацан

— Не случайно Данелия тоже...

И. Перцхалава

— Да, и вот он говорит: «Пускай слушают, — сказал он, — пускай слушают!». Вот, то есть...

К. Мацан

— Здорово, да...

И. Перцхалава

— Ну надо сказать, что это невероятной любви человек. Я счастлив, что грузины слушают... Это не так — слушают! Потому что надо сказать, что и Пасха, и Рождество — это как национальные праздники. Там если удавалось побывать, то Вы, наверное, увидели бы, что дети, взрослые — все в храмах, до утра не спят... Понятно, что, ну может быть, не все, конечно же — но прямо вот ощущение, как будто весь город. Дети, причем с малого возраста...

Я там своих жалел, на всенощную все-таки как — у них режим, пусть спят... Но когда я уже вижу, что дети младше моих там — я говорю: так, погнали! То есть, в Грузии его любят и почитают невероятно, несмотря на то, что, допустим, молодежь есть радикальная, скажем так, к сожалению — в семье не без урода. Но в процентном соотношении людей верующих и невероятно почитающих нашего святейшего, значительно больше...

К. Мацан

— Ираклий Перцхалава, певец, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Мы вернемся к нашему разговору после небольшой паузы, не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона — Константин Мацан. В гостях у нас сегодня — певец Ираклий Перцхалава, мы слушаем песни в исполнении нашего гостя и авторства нашего гостя. И в конце программы, в конце этого «Светлого вечера», нас ждет премьера, можно сказать без преувеличения, мировая премьера...

И. Перцхалава

— Да ладно...

К. Мацан

— Песни впервые прозвучит в радиоэфире — песня «Слава Богу за все». Мы этого дождемся... А пока продолжаем разговор.

Вот Вы так упомянули вскользь, что когда еще, я так понимаю, работали с Максимом Фадеевым, возили... Пригласили в компании, в которой работали продюсерской, в Оптину пустынь. Такой любопытный момент, потому что представляется со стороны, что в среде шоу-бизнеса быть верующим православным человеком — это несколько как-то необычно. А Вы еще предлагаете в монастырь съездить с Вами. Как реагировали, когда узнавали, что Вы... про это?

И. Перцхалава

— (смеется) Ну я в Оптину пустынь половину шоу-бизнеса привозил... Меня даже батюшка подкалывал: «Опять эстраду привез?»...

К. Мацан

— На гастроли...

И. Перцхалава

— Да-да-да... Поэтому и многие, кстати, оставались, что немаловажно. Многие, допустим, получали некий сиюминутный эффект, а именно... Возвращаясь после Оптиной пустыни, реально есть несколько человек, которые взлетели по популярности, но потом прекратили ездить — и они упали, реально... (смеется)

К. Мацан

— Интересная какая взаимосвязь...

И. Перцхалава

— Я не буду называть имена, но есть таковые — я вот наблюдал лично. А что касается музыкантов — не люблю называть «шоу-бизнес», потому что все-таки музыканты — это музыканты, а шоу-бизнес — более обширное, скажем так... Ряд профессий, которые не связаны там с музыкой — допустим, как мне кажется...

А музыканты очень даже с удовольствием ездили в Оптину пустынь. Более того, у нас была там традиция — делать благотворительные концерты рождественские. И за время того, сколько мы уже делаем — лет двадцать делаем эти концерты в Козельске — ну колоссальное количество артистов приезжает, и я рад, что уже это стало традицией. Многие приезжают ну неоднократно повторно вот. Довольно-таки известные имена, которые известны широкой аудитории... Поэтому музыканты — тоже люди...

К. Мацан

— Ну а не было в этой среде музыкантов какого-то, может быть, недоумения или удивления, что вот есть такой верующий человек среди них, и для него как-то нет противоречий между...

И. Перцхалава

— Ну были разные... Я помню даже, там один из музыкантов... У нас произошел небольшой конфликт там — допустим, на предмет того, что я вижу, что он какой-то негатив изливает, а потом... Ну мы вроде в монастыре, не ведусь на провокации, держусь, хотя кровь горячая... И я это, ну — да-да-да... А потом батюшка его повел, поговорили вроде...

А потом он подходит: «Слушай, — говорит, — ну ты просто другой, понимаешь, — говорит, — ты в жизни, в мире другой, а здесь ты типа такой хорошенький». Я говорю: «Слушай, ну я не пытался просто... Ну есть какой-то момент того, что надо себя определенно вести, и поэтому, ну, как-то это... так себя веду — это же монастырь, сюда надо с уважением. Не более того. Поэтому, ну, это твое восприятие»...

Ну мы вот так вот разрулили ситуацию... А так... Ну конечно же, не без искушений, когда делается такое дело...

К. Мацан

— Вот на Вашем пути как верующего человека какие встречи, встречи с кем еще были важны и оказались такими определяющими? Вот Вы в начале сказали, что жизнь — единый поток, но он из этапов состоит. Путь в вере тоже из этапов состоит...

И. Перцхалава

— Конечно...

К. Мацан

— Вот какие важнейшие этапы у Вас были?

И. Перцхалава

— Ну конечно же, встречи в Оптиной пустыне с батюшкой Илием. Впоследствии — встреча тоже с невероятным грузином, который жил в Иваново, под Иваново. Это был вообще неординарный батюшка, которого многие не понимали. Он почил в 19-м году, мы его похоронили в Грузии, в Батуми, где он, в общем-то, родился...

Много было моментов. И каких-то моментов жизненных, не только встречи с духовными отцами, но еще и какие-то моменты, которые даже уже там когда я воцерковлен был — ну какие-то моменты, которые происходили в жизни, которые могли надломить, но с Божией милостью вроде держимся...

Могу сейчас кого-то забыть... На самом деле, каждая встреча — она чудесна. Был два года назад впервые в Дивеево, встретился с матушкой — до сих пор переписываемся, невероятная... Ну как — кого-то я сейчас забуду, а потом буду корить себя...

Отец Вахтанг в грузинском храме был невероятный, а потом приехал в Грузию — святейший сказал: «Оставайся», сделал его митрополитом Рачи... Недавно произошла трагедия в Раче — оползень был, очень... Там целая деревня погибших, очень много было вот... Поэтому какие-то такие испытания сейчас в Грузии, не очень... Надеюсь, с Божией милостью все будет хорошо... Борьба идет мощнейшая там, наблюдаем... Что делать? Только смиряться остается...

И там, в Грузии, невероятные есть отцы, с которыми общаться ну очень тепло, очень. Отец Шалва Кекелия в Тбилиси, невероятный просто — его весь Тбилиси любит, и знает, и любит, и так далее...

К. Мацан

— Вы знаете, я сейчас воображаю себе слушателя нашего, который, предположим, не погружен глубоко в церковную жизнь, и для него слова, что вот такая матушка, такой батюшка прекрасный — не очень понятны. Потому что кажется: ну вот хороший человек... Мало ли в мире хороших людей! Ну пообщался — и приятно...

А те, кого Вы перечисляете — это все-таки люди, как мне кажется, с одной очень важной все особенностью — они живут духовной жизнью. Вот что такое духовная жизнь? Как Вы это чувствуете, как бы Вы это объяснили вот какому-то своему, не знаю, собеседнику, который такой вопрос задает? Что в них такого, в этих людях?

И. Перцхалава

— Дело в том, что они — еще одна немаловажная особенность... Духовной жизнью мы, допустим, стараемся все жить; но у них есть... Они — пастыри. Ответственность на них велика. И если есть любовь в их сердце — то за ними идут люди, и идут в большом количестве, вот. Поэтому за эту ответственность, в общем-то, приходится нелегко в жизни...

К. Мацан

— Что Вы имеете в виду?

И. Перцхалава

— Ну быть пастырем, быть учителем, вести за собой людей, вести к Богу, вести правильные... Метаморфозы делать в жизни людям, трансформировать их...

К. Мацан

— А нелегко в жизни — потому что испытания они проходят?

И. Перцхалава

— Что я имею в виду, что нелегко в жизни? Ну вообще это ответственная работа вот. А нелегко в жизни — ну потому что происходит в данный момент ряд вещей, которые действительно отдаляют людей от Бога. То есть, молодежь там, допустим...

К. Мацан

— То есть, работа тяжелая...

И. Перцхалава

— Ну это не мои слова, это как раз-таки в Батуми сидели с монахами, и они говорят... Мы, говорят, удивлены — раньше атеисты были следующего склада: «Докажите нам существование Бога», — говорили они. Сейчас говорит молодежь: «Нам не надо ничего доказывать, да мы понимаем. Хорошо, пусть так, что Бог есть. Но Он нам не нужен». И они говорят: мы безоружны, мы не знаем, что делать в этот момент...

К. Мацан

— Как сформулировал один современный миссионер, главная религия сегодня — это пофигизм. И пробиваться приходится не к агрессивным неверующим, таким атеистам воинствующим даже — они были бы лучше с этой публикой... Ну «публика» — плохое слово... С таким типом устроения сознания более-менее понятно, как... и привычно, как с ними разговаривать, о чем разговаривать. А вот человек, который говорит, что да — что «может, Бог есть, может, Бога нет — даже пусть Он есть, мне все равно, это просто не является частью моей жизни»... Вот тут возникает большой вопрос...

И. Перцхалава

— Как с ним...

К. Мацан

— Как с ним, да... С одной стороны, человек не хочет кормить того, кто не голоден...

И. Перцхалава

— И это произошло в какой-то очень оперативный срок! Ну то есть там, 10 лет, как мне кажется. Около десяти лет назад или чуть меньше, может быть, как раз святейший грузинский Илия II мне сказал о том, что... Говорит: «Как ты хочешь назвать фильм?».

Отец Серафим дал, как мне кажется... Он говорит: «А давай назовем «Дорога к Богу», «Путь к Богу». Я говорю: «Ну прекрасно!». И я говорю: «У нас есть рабочее название «Путь к Богу». Он говорит: «Нет. Назови его «Плач души». Мы тогда не поняли, почему. Ну наверное, покаяние, сокрушение определенное — плач души...

Но теперь нам стало понятно, почему. Потому что то, что происходит... Святейший — наверное, ему было открыто чуть раньше... Там и в Грузии, да, то, что происходит, ну и вообще в мире — это вызывает действительно у души плач. Если воспринимать душу как, в общем-то, единый организм, который состоит из всего человечества, то такое вот...

К. Мацан

— Слушайте, ну это интересная тема — то, о чем Вы говорите. Вот к вопросу о равнодушии религиозном... Вот каждый христианин — в какой-то мере миссионер. Если Вы сталкиваетесь с человеком в какой-то беседе, или по жизни, который говорит: «Да может, Бог и есть, мне-то что от этого? Это никакой роли в моей жизни не играет», — вот что Вы готовы ему сказать?

Не в смысле убеждать: нет-нет, ты поверь, в церковь марш, иди... А как Вы, ну если угодно, объясните или будете свидетельствовать, что это важно? Что это такого прибавляет, если угодно, к жизни — вера в Бога? Что человек там может обрести такого, чего нигде больше не обретет, чему нет замены никакой?

И. Перцхалава

— Слышу... Когда ну вот я только, наверное, сам воцерковился, и слышал такого рода мнения — зачастую вступал в споры. И иногда я впоследствии замечал: подожди, а я вот сейчас внутри себя какой, неужели я любовью наполнен? Нет. Я такой — о правоте, даже со злостью, с агрессией, с осуждением... И потом, практика показала, что действительно величайшая поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать...

Поэтому я: А — всех возил в Оптину из шоу-бизнеса...

К. Мацан

— Правильно...

И. Перцхалава

— «Из эстрады», как говорил батюшка... (смеется) Батюшка Илий говорил: «Опять эстраду привез?». Или в Грузию когда приезжают ко мне — в общем-то, мы ездим по святым местам, по монастырям... И вот один из примеров — у меня ресторан в Батуми; один из людей, кто с нами работает, наш хороший... очень близкая там, да, девушка, говорит: «А че ты так рано уходишь?». — «А я завтра в церковь». — «А я с тобой, можно?». — «Пойдем». А она не воцерковленная — то есть, от слова «совсем». Я говорю: «Да, погнали». Ну и вот она выходит после литургии воскресной, и говорит: «Здесь так хорошо!». Я говорю: «Серьезно? Ну здорово! Ходи теперь»... Поэтому слова излишни. И вообще, в принципе, мы, музыканты, должны — как мне кажется, я давно себя поймал на мысли — отвечать творчеством...

К. Мацан

— Вот давайте послушаем теперь еще одну песню под названием «Утешение»...

Звучит песня И. Перцхалавы «Утешение»

К. Мацан

— Ираклий Перцхалава, певец, продюсер, сегодня с нами в программе «Светлый вечер»... Вот Вы сказали, что святейший патриарх благословил назвать фильм «Плач души». Это что Вы имеете в виду под словом «фильм»?...

И. Перцхалава

— Потому что семь работ будут, семь музыкальных произведений — на них будут сняты видеоклипы. Там будет сюжетная линия, и есть идея сделать из этого музыкальный фильм...

К. Мацан

— Ну вот то, что мы послушали — «Покаяние» и «Утешение» — это части...

И. Перцхалава

— Первая и вторая часть...

К. Мацан

— Большого фильма «Плач души»?

И. Перцхалава

— Да, да...

К. Мацан

— Ну вот третья часть, к которой мы подбираемся, и которую мы сегодня в конце программы послушаем — это будет премьера песни «Слава Богу за все». Расскажите об этой работе...

И. Перцхалава

— Рассказать об этой работе... Даже нечего рассказывать, честно! Я просто могу сказать, что эта мелодия и эта идея пришла ко мне, просто пришла. У меня даже язык не поворачивается сказать, что «я ее сочинил». Что вот я прямо сидел и что-то сочинял... Нет — она пришла, и вот все как-то так само получилось.

Что я могу сказать об этой песне... Я считаю, что это самая крутая песня, которая у меня когда-либо была — вот что я хочу сказать... (смеется)

К. Мацан

— Отличная рекомендация! Ну Вы знаете, я ее все-таки слушал уже, а нашим радиослушателям нужно еще минут 13 подождать перед тем, как они ее услышат, может, чуть поменьше... Вот я все-таки, готовясь к программе — у меня была возможность ее демо-версию прослушать... Она отличается по настроению от того, что мы до этого слушали; там, как я понимаю, не участвует отец Серафим (Бит-Хариби)...

И. Перцхалава

— Как и в «Утешении» он не участвовал... В четвертой серии, по логике вещей, к нам вернется отец Серафим. Но принимали участие другие музыканты...

К. Мацан

— Да...

И. Перцхалава

— Православные, верующие... Вот в «Утешении», допустим, на колесной лире играл музыкант, на гуслях играли — это тоже такое объединяющий фактор. Причем люди разных национальностей... А в «Слава Богу за все»...

К. Мацан

— Ну есть особенность у состава исполнителей этой песни. Пока, наверное, не будем раскрывать все детали, в качестве такого тизера оставим — ну а потом, когда песню послушаем, Вы подробнее расскажете.

Вот о чем еще не могу не спросить. Вы хорошо знакомы как прихожанин с русским и грузинским православием. Понятно, что православие одно, и Церковь едина. Но есть колорит, есть какие-то, ну если угодно, традиции, не только бытовые, а такие... есть ощущения разные, какие-то тональности. Вот как Вы чувствуете эту разницу, если в слово «разница» никакой конкуренции и конфликта не вкладывать, а просто вот — там так, а здесь так?

И. Перцхалава

— Конечно... Ну наверное, это идет из традиций национальных — и в таких моментах в первую очередь разница. Да конечно же, я чувствую разницу. Но при этом, действительно, нету «здесь лучше» или «здесь хуже»...

К. Мацан

— Ну речь и не об этом совсем...

И. Перцхалава

— Да, да, да... Я чувствую очень здорово это все. Потому что это круто, когда приехал в Грузию — и ты видишь один какой-то вот момент, взаимоотношения, не знаю, уклад какой-то; приезжаешь сюда — здесь по-другому, и тоже по-другому хорошо. Поэтому не знаю... Не знаю даже вот, это как описать? Просто по-другому, да.

Я не знаю даже, как ответить, действительно, на этот вопрос. Это то же самое, как... Вот представьте, что у вас есть там... Да зачем представлять — у каждого человека есть какое-то родное место. Там, не знаю, дом, в котором родился, деревня, воспоминания какие-то — и вот когда туда едешь или там оказываешься, это определенные ощущения. А представляете два таких? (смеется) Это же просто невероятно...

К. Мацан

— Есть любопытная такая музыкальная связь — у нас как-то в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА был музыковед очень такой уважаемый, который занимался изучением фольклора и традиций народного пения, историей музыки, уходящей вглубь веков. И он сказал (я очень это так запомнил, если я ничего не путаю), что обычно такое вот народное пение исторически всегда было одноголосным — народ собирался и пел в один голос. Есть в истории два исключения, когда с самого начала, насколько прослеживается вглубь музыкальная народная культура, фольклор, с самых ранних этапов обнаруживается именно хоровое пение — у двух народов: у русского и у грузинского...

И. Перцхалава

— Серьезно? А у греческого — нет?

К. Мацан

— Ну вот то, что я запомнил — вот так вот...

И. Перцхалава

— Удивительно...

К. Мацан

— То есть, понятно, что в истории в какой-то момент...

И. Перцхалава

— Ну да, полифония...

К. Мацан

— Полифония появляется, начинают петь хорами... Но если вот совсем в начало идти — как правило, начинают с одного голоса. А вот русские и грузины сразу хором запели...

И. Перцхалава

— Я услышал Вас — Вы начинаете детализировать, что, в чем разница. Это правда...

К. Мацан

— Наоборот — не разница, а родство, наоборот!

И. Перцхалава

— Да, но при этом — другая полифония. И находясь в храме на литургии, слыша грузинскую — вау, один эффект; здесь в основном я слышу классическую больше, мало народного. Но если встречается такое с народным уклоном — то это очень волшебно. И есть какие-то моменты...

Кстати, я вспомнил самый главный момент, чем отличается литургия — трапезой! (смеется)

К. Мацан

— Да, ну конечно!

И. Перцхалава

— В Грузии, наверное, больше вина...

К. Мацан

— У меня был случай — я был в Тбилиси в командировке, и человек, который нас встречал, повез нас, конечно, с утра на литургию в Мцхету. Служил там патриарх Илия II, и после этого он как такой настоящий грузинский князь, хозяин радушный, повез нас в какое-то недалеко оттуда кафе на завтрак, и сказал: «Мы сейчас так чуть-чуть перекусим буквально, и поедете в аэропорт на самолет». И вот подошел официант, и он начинает это «чуть-чуть» перечислять... И минут пять он перечислял то «чуть-чуть», которым он нас решил на завтрак угостить!

И. Перцхалава

— Так же рассказали мне историю, когда греки приехали в Грузию с паломничеством, и вот после литургии огромный стол накрыт, трапеза, заносят вино — и конечно, начинаются тосты. Батюшка первый тост — «Слава Богу за все!» — кстати, возвращаясь к нашей теме... Второй тост — «За мир», ну и так далее тому подобное пошло — за родителей, за детей, за ушедших... Именно «за ушедших» — потому что в Грузии слово «гардатсвлили» — это «перевоплотившиеся»... За святейшего патриарха, и так далее. И последнее, заключительное, тост на застолье — это «благодать Пресвятой Богородицы да пребудет со всеми нами». Греки поворачиваются и говорят: «Мы не поняли, а литургия закончилась или продолжается?». Вот, так что... Да, есть отличия...

К. Мацан

— Ну вот Вы сейчас в числе тостов детей упомянули, и про своих детей сегодня упоминали. Частый вопрос у родителей — а вот что, как Вам кажется, главное хочется о вере, о Церкви детям передать, и как, чтобы это было не просто формальное воцерковление такое вот — ходить к службе, а понимать, ради чего мы в храме — мы всей семьей?

И. Перцхалава

— Ну я, конечно же, еще тот рассказчик — я сам учусь. Поэтому предпочитаю ту же стратегию здесь — лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я предпочитаю возить их в святые места, чтобы они исповедовались, часто причащались, были воцерковлены.

Я счастлив, что они искренне это прямо любят, и это говорят зачастую мне их фразы о том, как они чувствуют себя после этого...

К. Мацан

— А например?

И. Перцхалава

— Ну как-то я... В высокогорье поехал в монастырь, к отцу Максиму (Печвайа) невероятному, рядом с Батуми... И вот младший как-то вышел после исповеди — и прямо вот такие детские глаза искренние... Сколько ему было тогда лет — лет, наверное, восемь... «Пап, как камень с плеч упал!». И я такой — стараюсь не рассмеяться на весь храм — говорю: «Ты мой золотой!»...

Или там Илюша тоже что-то философское выдает все время... Ну это слышно же — когда дети... Они же не врут. Они же когда прямо искренне радуются, что-то подходят, говорят — и прямо мурашка идет. Поэтому... Информация важна, да, но лучше пусть духовный отец дает ее. А я, моя задача в этой ситуации — быть водителем, привезти, вот, и... Ну что-то подсказать, может быть — что-то, чуть-чуть совсем...

К. Мацан

— Ну что, Вы сказали, что для музыканта лучший способ проповеди, в самом глубоком смысле этого слова — это творчество, и музыка, и песни. И вот мы наконец подходим к тому, о чем нашим слушателям рассказали с самого начала, к чему шли, что пообещали — к премьере песни под названием «Слава Богу за все». Я напомню, что это третья часть из многосерийного проекта «Плач души», о котором Вы тоже рассказали. Давайте прямо сейчас на волнах Радио ВЕРА премьеру этой песни услышим...

Звучит песня И. Перцхалавы «Слава Богу за все»

К. Мацан

— Премьера песни «Слава Богу за все» Ираклия Перцхалавы состоялась только что на волнах Радио ВЕРА. Ну в двух словах — слова, музыка... Вы сказали, что Вам эта песня «явилась», «пришла», а не то, что Вы ее сочинили. Кто автор?

И. Перцхалава

— Музыки — я, а слова я совместно писал с прекрасной поэтессой Инессой Каминской. И конечно, она — основной автор, вот. Но я какую-то свою лепту тоже внес...

К. Мацан

— Ну и хор детский... Вот мы участников уже так немножко... несколько минут назад сказали, что необычный состав исполнителей. Кто участвует?

И. Перцхалава

— Я очень рад, что в каждой песне из трех присоединяется кто-то вот уникальный. И у меня родилась такая мысль, что здесь должны быть дети — обязательно детский хор. И так получилось, что мы... Вот я говорю, что я искал хор детский, и так вот вышел на хор «Вертоград» при храме Сергия Радонежского в Солнцево. И они записывали в студии это... Ну и я думаю, что у нас обязательно продолжится работа с ними, обязательно будут какие-то концерты и съемки видеоклипа, конечно же...

К. Мацан

— Ну что ж, спасибо огромное! Я Вас поздравляю с премьерой...

И. Перцхалава

— Благодарю Вас!

К. Мацан

— И наших слушателей! Ираклий Перцхалава был сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Спасибо огромное за этот разговор и за музыку. В студии у микрофона был Константин Мацан, и я уверен, что мы с вами еще раз услышимся на волнах Радио ВЕРА... До свидания!


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем