Как Диоскор гордился своей дочерью Варварой! Красивее её не было девицы во всем Илиополе Финикийском! Родительское тщеславие грело душу отца, а перспективы будоражили воображение. Он представлял, как дочь составит выгодную партию, и может быть, войдёт в родство с самим императором Максимианом — его племянник немного старше Варвары, и еще не женат.
Чтобы уберечь своё сокровище от соблазнов, Диоскор поселил её в высокой башне — с комфортом, но в полной изоляции от людей. Девушка выходила из заточения редко, и только под присмотром строгого родителя. Дни протекали однообразно, но нельзя сказать, чтобы Варвара скучала. Она любила, замерев у окна, смотреть на небо. Рассветы и закаты расплёскивали свою палитру, кудрявые облака водили причудливые хороводы, звёзды вспыхивали под вечер и таяли в утреннем тумане — и девушка чистым сердцем сопереживала бесконечному празднику природы. «Кто же подарил мне эту радость? Кто создал такую красоту? Кто устроил все так разумно и так прекрасно?», — Варвара чаяла узнать Творца, чтобы принести Ему благодарность. Отец на неё за это сердился.
— Не терзай себя пустыми вопросами, Варвара! Мир создали боги, и если ты хочешь отблагодарить их, то принеси положенные жертвы. Воскури фимиам — и успокойся!
Варвара разглядывала идолов, коими был полон отцовский дом, и смущалась. Не могли эти бездушные истуканы с пустыми глазницами сотворить мир, пребывающий в постоянном движении, вечно обновляющийся и прекрасный.
Диоскор между тем начинал волноваться, что дочь его не стремится покинуть свою светлицу. Когда он заводил речь о замужестве, она начинала плакать или замыкалась в себе. «Не сошла ли она с ума? — тревожился родитель, — не перегнул ли я палку, полностью изолировав дочь от людей?». Диоскор решил позволить Варваре выходить в город на прогулки. «Найдёт подруг, они станут хвастаться женихами, и ей тоже захочется замуж. А уж за кого выйти, я ей выбрать помогу», — питал он надежды.
Варвара, выйдя из заточения, действительно, вскоре обрела подруг. Но вовсе не тех, что грезились её отцу. Шумным улицам Илиополя девушка предпочитала его тихие окрестности. Здесь в пещерах тайно собирались христиане — среди них Варвара и нашла себе собеседниц. Дочь Диоскора поведала ровесницам-христианкам о своем восхищении миром, который раскрывался перед ней за окном башни. В ответ они рассказали ей о Создателе неба и земли, Боге Троице — Отце, Сыне и Святом Духе. Больше всего в их рассказе Варвару потрясла Весть о Божием Сыне Иисусе Христе. Он родился Человеком, был Распят на Кресте и Воскрес, чтобы люди, погрузившиеся в омут греха и смерти, могли вернуться ко Творцу, Источнику Вечной жизни.
Диоскор в то время строил в своем имении роскошную баню. В плане здание имело два окна, но Варвара, когда отец отлучился, попросила рабов устроить и третье. Диоскор, вернувшись, призвал дочь к ответу за самоуправство.
— Что за фантазии, Варвара? Проект был великолепен. К чему тут третье окно?
— Во всем должен быть смысл, папа. Три окна я пожелала устроить во славу Бога Троицы — Отца, Сына и Святого Духа. Разве не славно, что, принимая омовение, мы будем глядеть на солнечные лучи, льющиеся с трех сторон, и очищать душу размышлениями о божественном Троическом свете?
— Ты... христианка?? Моя дочь — христианка??
Диоскор взревел, как дикий зверь. Варвара стояла спокойно, смотрела на отца прямо и отвечала негромко.
— Да, я христианка. Я приняла святое Крещение, и вера в Иисуса Христа — самое дорогое, что у меня есть в жизни.
Глаза Диоскора налились кровью. Схватив топор, он бросился на дочь, но та успела скрыться. Ревностный язычник ненавидел христиан, считая их врагами Римской империи, и эта ненависть была в нем сильней, чем любовь к дочери. Несколько дней Варвару искали и, наконец, схватили. Девушку подвергли изощренным пыткам, заставляя отречься от Христа, но она с молитвой прошла через все испытания. В бессильной злобе Диоскор занёс над дочерью меч.
— Ну что ж, тогда я предам тебя смерти!
Но перед тем, как упасть к ногам палача, Варвара успела произнести
— Да будет воля Отца и Сына, и Святого Духа!
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.