Князь Всеволод умер в 1146 году, разболевшись после похода на Галич. Он до смерти сохранил Киевский стол и достиг к концу жизни подобия объединения под своей рукой большинства Русских князей. Но объединение это, в противоположность тому, которое было при Мономахе, основывалось не на общей сплоченности, а на взаимной розни, причем уже резко стали выделяться Земли, все более и более терявшие зависимость от великого князя.
Юрий Долгорукий был совершенно самостоятелен в своей Суздальско-Ростовской Земле и до конца жизни Всеволода не признавал его великим князем. Большую независимость приобрели себе князья Галицкие и Полоцкие. отдельную замкнутую жизнь вело Рязано-Муромское княжество. Наконец, делался все более и более своевластным и Господин Великий Новгород.
Еще за год до своей смерти Всеволод Ольгович объявил своим наследником брата Игоря. За несколько дней до кончины, Всеволод послал к князьям повторить свою волю, и, призвав также влиятельнейших Киевлян, сказал им: «Я очень болен; вот брат мой Игорь, возьмите его себе в князья». Те отвечали: «возьмем с радостью», но они обманывали его.
После похорон брата, Игорь собрал Киевлян и все присягнули ему. Однако в этот же день вспыхнул в городе мятеж. Своевольные Киевляне собрались на вече и заявили, чтобы Игорь уволил тиунов - управителей покойного брата Всеволода, которые грабили народ. Бывший в Киеве Святослав Ольгович обещал от имени брата исполнить это желание, и вече разошлось. Но не успели князья сесть за обед, как получили сведение, что Киевская чернь грабит дворы бояр, преданных Ольговичам, и Святославу едва удалось со своей дружиной укротить грабителей.
Это начало Игорева великокняжения не предвещало ничего доброго. Ничего доброго не предвещало также и поведение Изяслава Мстиславовича. Игорь послал в Переяславль сказать ему: «Брата нашего Бог взял; стоишь ли в крестном целовании?», на что Изяслав не только ничего не ответил, но даже задержал послов Игоря. В это же время в Перяславль прибыли и послы Киевлян; они объявили Изяславу, что Игорь не сдержал данного обещания сместить управителей, ненавистных жителям, почему последние считают себя свободными от присяги, и просят прибыть Изяслава.
Изяслав согласился и выступил в поход. Когда он подошел к Зарубу, все пограничное варварское население — Черные Клобуки, а также и жители соседних городов, прислали ему сказать: «Ты наш князь; Ольговичей не хотим; ступай скорее!».
Наконец, из Киева явились новые послы и держали ему такое слово: «Ты наш князь: ступай, не хотим переходить к Ольговичам, точно по наследству».
Последнее показывает, что вследствие постоянных княжеских усобиц, Киевляне считали уже себя главными вершителями вопроса о том, кто у них должен быть князем, и понятие о преемственности занятия их стола в очередном порядке было уже утрачено.
Игорь ожидал появления Изяслава и спешно готовился его отразить. Прежде всего надо было уладиться со своими двоюродными братьями Давидовичами. Те запросили у него очень много волостей, которые он, конечно, обещал, лишь бы они пришли на помощь. Важным делом для Игоря было уладиться и с Киевской дружиной. Он обещал ей также всевозможные льготы, но лучшие мужи ее уже тайно передались Изяславу.
При таких условиях состоялась встреча войск обоих противников под самым Киевом. Уже с началом боя Киевляне передались Изяславу. Однако, Игорь этим не смутился и продолжал некоторое время сражаться, пока, наконец, попав в болотистое место, не был обойден Черными Клобуками. Причем сам он, будучи болен ногами, не мог выйти из болота, а дружина его потерпела полное поражение. После этого, Святослав Ольгович, самоотверженно отстаивавший дело брата, должен был с остатками своей дружины уйти за Днепр, а бывший также с Игорем — племянник его Святослав Всеволодович спрятался в Ириновском монастыре, где его и взяли.
Изяслав Мстиславович с великой честью и славой въехал в Киев, встреченный духовенством и ликующим нардом. Когда к нему привели захваченного у святой Ирины Святослава Всеволодовича, то он обнял его и сказал: «Ты мне родной племянник». Положение Святослава было глубоко затруднительным, и чувства его должны были постоянно раздваиваться: он был любим и ласкаем дядей Изяславом, но не мог не сочувствовать беде и своих дядей Ольговичей, из которых Игоря схватили через четыре дня в болоте, привели к Изяславу и потом заточили.
Так сел на столе отца своего и деда Изяслав Мстиславович следуя своей любимой поговорке: «Не место идет к голове, а голова к месту». Однако, его сидение на этом столе с 1146 по 1154 год, несмотря на блестящие личные качества, было одним из самых тревожных времен для Русской Земли.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.