
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Великую Субботу называют ещё днём тишины. Приближается Пасха, прошли самые драматичные и напряжённые службы Страстной седмицы: Двенадцати Евангелий, Выноса и Погребения Плащаницы.
Все дни этой недели не оставляет ощущение, что расстояния в две тысячи лет между нами и евангельскими событиями не существует. Мистическим образом всё происходит прямо сейчас. Вечером Великого Четверга мы становимся свидетелями суда и расправы над Сыном Божиим, его мук и терзаний. В Великую Пятницу — предстоим перед Гробом Господним, скорбим и оплакиваем Христа. Но вот, гроб запечатан, и все расходятся по домам. А в это время происходит главное невидимое чудо.
Господь лежит во гробе, как мёртвый Человек. Но в то же время он меняет мир, его природу, его устройство. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода», — вспоминаем мы строки Евангелия от Иоанна. «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце», — говорит нам о Христе пророк Исайя.
Сын Божий до конца следует по пути человека. Как и все люди до Него, Христос спускается или, как принято говорить, сошествует во ад. В этом слове есть некоторая плавность, степенность. Но существует другая богословская гипотеза и образ — проникновение Спасителя во ад было стремительным штурмом, даже неким взрывом изнутри, мгновенным событием, изменившим всё. На иконе праздника Воскресения Христова изображён именно этот сюжет: сорваны с петель створки врат ада, Иисус выводит Адама, Еву и других праведников из мрачного склепа.
Через жертву Христову люди смогли вернуться к Своему Отцу Небесному. Спаситель даровал такую возможность всему человечеству — и тем, кто жил до нас, и будущим поколениям. Род человеческий прощён. Между людьми и Богом заключён новый завет. Отныне человек не раб, его не тяготит закон. Он — сын Творца, которому даруется благодать.
В Великую Субботу в храмах служится литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. Отличительная черта этого богослужения — в течение многих веков именно в этот день крестили оглашенных. По традиции, чтобы стать христианином, требовалось долго и ответственно готовиться к таинству, изучать Священное Писание и Церковное Предание. Крестили лишь несколько дней в году, перед большими христианскими праздниками. Об этой особенности Великой Субботы напоминают пятнадцать паремий — отрывков из Ветхого Завета. В них содержатся пророчества об искупительной жертве Сына Божия, о Воскресении Спасителя, о грядущей славе Церкви. На литургии звучит древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...»
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема