
Фото: свящ. Игорь Палкин / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Великую Субботу называют ещё днём тишины. Приближается Пасха, прошли самые драматичные и напряжённые службы Страстной седмицы: Двенадцати Евангелий, Выноса и Погребения Плащаницы.
Все дни этой недели не оставляет ощущение, что расстояния в две тысячи лет между нами и евангельскими событиями не существует. Мистическим образом всё происходит прямо сейчас. Вечером Великого Четверга мы становимся свидетелями суда и расправы над Сыном Божиим, его мук и терзаний. В Великую Пятницу — предстоим перед Гробом Господним, скорбим и оплакиваем Христа. Но вот, гроб запечатан, и все расходятся по домам. А в это время происходит главное невидимое чудо.
Господь лежит во гробе, как мёртвый Человек. Но в то же время он меняет мир, его природу, его устройство. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесет много плода», — вспоминаем мы строки Евангелия от Иоанна. «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце», — говорит нам о Христе пророк Исайя.
Сын Божий до конца следует по пути человека. Как и все люди до Него, Христос спускается или, как принято говорить, сошествует во ад. В этом слове есть некоторая плавность, степенность. Но существует другая богословская гипотеза и образ — проникновение Спасителя во ад было стремительным штурмом, даже неким взрывом изнутри, мгновенным событием, изменившим всё. На иконе праздника Воскресения Христова изображён именно этот сюжет: сорваны с петель створки врат ада, Иисус выводит Адама, Еву и других праведников из мрачного склепа.
Через жертву Христову люди смогли вернуться к Своему Отцу Небесному. Спаситель даровал такую возможность всему человечеству — и тем, кто жил до нас, и будущим поколениям. Род человеческий прощён. Между людьми и Богом заключён новый завет. Отныне человек не раб, его не тяготит закон. Он — сын Творца, которому даруется благодать.
В Великую Субботу в храмах служится литургия Василия Великого. Она совершается всего десять раз в году. Отличительная черта этого богослужения — в течение многих веков именно в этот день крестили оглашенных. По традиции, чтобы стать христианином, требовалось долго и ответственно готовиться к таинству, изучать Священное Писание и Церковное Предание. Крестили лишь несколько дней в году, перед большими христианскими праздниками. Об этой особенности Великой Субботы напоминают пятнадцать паремий — отрывков из Ветхого Завета. В них содержатся пророчества об искупительной жертве Сына Божия, о Воскресении Спасителя, о грядущей славе Церкви. На литургии звучит древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...»
Все выпуски программы Встречаем Пасху
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема