
— Каждое слово — часть картины. Каждое предложение — картина. Тебе только надо позволить своему воображению связать их. Если, конечно, у тебя есть воображение.
Герой фильма режиссёра Питера Челсома «Великан», одарённый мальчик-инвалид Кевин по прозвищу Фрик пытается научить своего одноклассника, застенчивого верзилу Макса радостному и осмысленному чтению. Но это не просто — в седьмом классе Макс читает едва ли не по слогам, а один вид книги вызывает у него ужас. Зато сам Кевин с раннего детства живёт в мире слов и сказочных героев — ведь ему нельзя делать почти ничего из того, чем занимаются его сверстники. Фрик не просто ходит на костылях. Он болен редкой и неизлечимой болезнью. А физически здорового, не по годам сильного Макса все вокруг считают умственно отсталым. До встречи друг с другом каждый из мальчишек был вынужден терпеть насмешки сверстников и ощущал себя беспомощным и бесполезным существом. Но вместе они превращаются в единое целое — непобедимого рыцаря по имени Великан.
Оба подростка настолько привыкли к одиночеству, что поначалу даже бояться называть свои отношения дружбой и признавать, как дороги друг другу. «Считай это партнёрством», — говорит Кевин и предлагает новому приятелю пять долларов за то, чтобы тот сходил с ним на городской фейерверк. Но в тот же вечер Макс спасает Фрику жизнь. В решающую минуту этот неуклюжий и медлительный парень оказывается способен на настоящий поступок. Как только появляется кто-то, кому он нужен, его душа расцветает и начинает творить настоящие чудеса. Теперь и бабушка с дедушкой, которые до этого очень ранили мальчика своим пренебрежением, начинают видеть в нём достойного человека.
Тем временем, выясняется, что странное поведение Макса — следствие психологической травмы. Отец парня — убийца, и все вокруг говорят, что он вырастет таким же. Справиться с Максу ему помогают мудрые слова Фрика:
— Мой отец был фокусником. По крайней мере, так мама говорит. Он услышал слова «дефекты при рождении» и исчез. Но мне всё равно, понимаешь? Потому что я не знаю, кто был мой отец. Просто я знаю, что я не такой. И ты тоже не такой. Рыцарь подтверждает своё достоинство делами.
Кевин знает наизусть легенду о короле Артуре, рыцари Круглого стола — его детский идеал. Для талантливого инвалида игры в книжных героев — обычное дело. Но удивительно, как легко откликается на рыцарскую идею необразованный, не знающий мира за пределами школы и дома Макс. Действие снятого в 1998 году фильма происходит в современном американском городе — в спальных районах или на одноэтажной окраине. Мы видим на экране наводящие уныние глухие дворы, неприглядные гаражи, тесные квартиры с обоями тридцатилетней давности. Но, оказывается и в такой обстановке есть место рыцарским подвигам. Верным друзьям удаётся всё — они успешно противостоят местной шпане, возвращают женщине потерянный кошелёк. Есть только один враг, против которого бессилен непобедимый Великан — это смерть.
Кевин тихо умирает во сне — в Рождественскую ночь. Несмотря на трагедию, финал фильма согревает и заставляет улыбнуться. Ведь благодаря дружбе с Фриком Макс становится совсем другим человеком, открывает в себе и любовь, и таланты. Но разве можно было считать глупым мальчика, который ещё в начале фильма, до знакомства с другом, по-своему мечтал о небесах:
— Есть место, в которое я мысленно иногда хожу. Там прохладно, и туманно, и ты плывёшь, как облако. Теперь ты и есть облако — такое же, как на небе в ветреную погоду.
«Великан» — до слёз пронзительный фильм о чистой, как облако, детской душе, о мальчишеской дружбе, о верности и чести, о христианском принятии смерти. О том, что даже самый слабый и беспомощный человек может очень много дать другому и в ответ тоже получить неоценимую поддержку.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер