
— Каждое слово — часть картины. Каждое предложение — картина. Тебе только надо позволить своему воображению связать их. Если, конечно, у тебя есть воображение.
Герой фильма режиссёра Питера Челсома «Великан», одарённый мальчик-инвалид Кевин по прозвищу Фрик пытается научить своего одноклассника, застенчивого верзилу Макса радостному и осмысленному чтению. Но это не просто — в седьмом классе Макс читает едва ли не по слогам, а один вид книги вызывает у него ужас. Зато сам Кевин с раннего детства живёт в мире слов и сказочных героев — ведь ему нельзя делать почти ничего из того, чем занимаются его сверстники. Фрик не просто ходит на костылях. Он болен редкой и неизлечимой болезнью. А физически здорового, не по годам сильного Макса все вокруг считают умственно отсталым. До встречи друг с другом каждый из мальчишек был вынужден терпеть насмешки сверстников и ощущал себя беспомощным и бесполезным существом. Но вместе они превращаются в единое целое — непобедимого рыцаря по имени Великан.
Оба подростка настолько привыкли к одиночеству, что поначалу даже бояться называть свои отношения дружбой и признавать, как дороги друг другу. «Считай это партнёрством», — говорит Кевин и предлагает новому приятелю пять долларов за то, чтобы тот сходил с ним на городской фейерверк. Но в тот же вечер Макс спасает Фрику жизнь. В решающую минуту этот неуклюжий и медлительный парень оказывается способен на настоящий поступок. Как только появляется кто-то, кому он нужен, его душа расцветает и начинает творить настоящие чудеса. Теперь и бабушка с дедушкой, которые до этого очень ранили мальчика своим пренебрежением, начинают видеть в нём достойного человека.
Тем временем, выясняется, что странное поведение Макса — следствие психологической травмы. Отец парня — убийца, и все вокруг говорят, что он вырастет таким же. Справиться с Максу ему помогают мудрые слова Фрика:
— Мой отец был фокусником. По крайней мере, так мама говорит. Он услышал слова «дефекты при рождении» и исчез. Но мне всё равно, понимаешь? Потому что я не знаю, кто был мой отец. Просто я знаю, что я не такой. И ты тоже не такой. Рыцарь подтверждает своё достоинство делами.
Кевин знает наизусть легенду о короле Артуре, рыцари Круглого стола — его детский идеал. Для талантливого инвалида игры в книжных героев — обычное дело. Но удивительно, как легко откликается на рыцарскую идею необразованный, не знающий мира за пределами школы и дома Макс. Действие снятого в 1998 году фильма происходит в современном американском городе — в спальных районах или на одноэтажной окраине. Мы видим на экране наводящие уныние глухие дворы, неприглядные гаражи, тесные квартиры с обоями тридцатилетней давности. Но, оказывается и в такой обстановке есть место рыцарским подвигам. Верным друзьям удаётся всё — они успешно противостоят местной шпане, возвращают женщине потерянный кошелёк. Есть только один враг, против которого бессилен непобедимый Великан — это смерть.
Кевин тихо умирает во сне — в Рождественскую ночь. Несмотря на трагедию, финал фильма согревает и заставляет улыбнуться. Ведь благодаря дружбе с Фриком Макс становится совсем другим человеком, открывает в себе и любовь, и таланты. Но разве можно было считать глупым мальчика, который ещё в начале фильма, до знакомства с другом, по-своему мечтал о небесах:
— Есть место, в которое я мысленно иногда хожу. Там прохладно, и туманно, и ты плывёшь, как облако. Теперь ты и есть облако — такое же, как на небе в ветреную погоду.
«Великан» — до слёз пронзительный фильм о чистой, как облако, детской душе, о мальчишеской дружбе, о верности и чести, о христианском принятии смерти. О том, что даже самый слабый и беспомощный человек может очень много дать другому и в ответ тоже получить неоценимую поддержку.
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема