Василий Васильевич Зверев работал на военных судах в качестве инженера-механика, был участником военных действий России в Китае и русско-японской войны.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов, в ходе которого было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором служил Василий Васильевич. Работа механика военного судна была непростой, но Зверев безупречно справился со всеми задачами и в 1902 году был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
14 марта 1904 года Василий Васильевич Зверев, уже старший инженер-механик миноносца «Сильный», погиб у берегов Порт-Артура, закрыв пробоину в паровом котле корабля собственным телом.
Какое стихотворение посвятил известный поэт, капитан Вольдемар Линде, памяти Василия Васильевича?

Русский город Муром издревле славился героями, которые в трудную минуту вставали на защиту своей Отчизны. Таким, например, был былинный богатырь Илья Муромец, воевода дружины князя Владимира. Другой муромец — Василий Васильевич Зверев родился на семь веков позже своего прославленного земляка, в середине 19-го столетия. Был он не богатырём, а самым обычным человеком, сыном муромского купца. Отец предполагал, что Василий, как и он, пойдёт по торговой части. Но юноша к коммерции оказался равнодушен. Зато очень любил механизмы и хотел знать, как они устроены. Ещё мальчишкой мог разобрать часы или барометр, а потом снова собрать — безо всяких лишних деталей. Видя такую склонность сына, родители отдали его в кронштадтское Техническое училище
Учебное заведение принадлежало Морскому ведомству и готовило кадры для российского военного флота. Вместе со Зверевым там учился будущий контр-адмирал Дмитрий Никитин, ставший впоследствии известным писателем-мемуаристом. В одном из своих произведений Никитин вспоминал, что Василия Васильевича все очень любили за добродушие и незлобие, за готовность прийти на помощь. Ещё до выхода в море ему не раз приходилось, так сказать, спасать утопающих — подтягивать перед экзаменами отстающих однокурсников по разным предметам. Сам Василий учился блестяще. В 1888 году он выпустился и был произведён в звание младшего инженера-механика.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов. Тогда ими было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором в то время служил Василий Васильевич Зверев. Работа механика военного судна была непростой. Нужно было не только выполнять команды капитана, но и самому объективно оценивать ситуацию, и быстро производить необходимые расчёты, чтобы с максимальной отдачей задействовать механизмы и возможности корабля. Зверев безупречно справлялся со всеми этими задачами. В 1902 году он был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
А ещё через два года, в 1904-м, началась Русско-Японская война. Незадолго до этого Василий Васильевич получил новое назначение на миноносец «Сильный». Ночью 14 марта «Сильный» дежурил рядом с полуостровом Тигриный Хвост у берегов Порт-Артура. Внезапно показались японские брандеры — четыре парохода-камикадзе, напичканные взрывчатым веществом. Враг планировал взорвать и затопить их в бухте, чтобы таким образом заблокировать русские корабли. «Сильный» открыл огонь. Японские брандеры затонули на безопасном для нашего флота расстоянии. Но следом за ними из завесы утреннего тумана показались вражеские миноносцы. «Сильному» пришлось в одиночку вести бой сразу с шестью кораблями! Вскоре один из вражеских снарядов попал в русский миноносец и повредил паровой котёл. Корабль начал стремительно терять ход. Подкрепление уже шло, и «Сильному» требовалось продержаться ещё совсем немного. Старший инженер-механик Василий Зверев спустился в машинное отделение. Оно было заполнено раскалённым паром. Пробоину в котле нужно было срочно чем-то закрыть, чтобы восстановить скорость корабля. Неподалёку Зверев увидел соломенный матрас. Задыхаясь, он попробовал перекрыть им дыру в котле. Но струя горячего пара тут же отбросила матрас, словно пушинку. Миноносец тем временем совсем остановился. Для вражеских кораблей он стал идеальной мишенью. Мысль, словно молния, пронеслась в голове Зверева. В следующее мгновение механик бросился к пышущей жаром пробоине и закрыл её... своим собственным телом. Корабль начал набирать ход. В тот самый момент, наконец, подоспело подкрепление. «Сильный» на малом ходу, окутанный клубами пара, смог вернуться в Порт-Артур. Миноносец удалось сохранить, и вражеская атака была отражена. Для этого Василий Васильевич Зверев пожертвовал собственной жизнью.
На следующий день о подвиге инженера-механика писали все русские и иностранные газеты. «Герой России» — так называли Зверева. Известный военный поэт, капитан Вольдемар Линдер, написал стихотворение, посвящённое памяти Василия Васильевича: «Вдали от родины главу склонил ты долу. \ Ты умер на посту, как верный часовой, \ Ты отдал жизнь свою, как присягал, престолу! \ Мы память вечную поем тебе, герой!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О пророчествах Пророка Иеремии

Сегодня 14 мая. День памяти ветхозаветного Пророка Иеремии, жившего в седьмом-шестом веках до Рождества Христова.
О его пророчествах — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем одного из четырех великих пророков, Иеремию, который был таким трагическим, конечно, персонажем, поскольку ему от Бога было открыто, что такая развращенная жизнь людей, отпадение от религиозных норм и несоблюдение закона Божия приведет к разрушению великого города Иерусалима. Это центр был религиозных чаяний иудеев, это был святой город, где находился храм Бога Всевышнего. И тем не менее, из-за того, что состояние народа было плачевным, было открыто пророку о скорбной участи Святого Града. И он всеми силами пытался образумить людей. Он приходил и говорил им — будет трагедия. Если мы продолжим вести образ жизни такой, как сейчас, этот город не устоит. И ему пришлось спорить с царями, с вельможами, со священниками храмовыми. И пытаться убедить людей, и у него не получилось. Его свидетельство было истинным, слова его были горячими, но люди не откликнулись на это, потому что их все устраивало. И только когда пришла беда, и действительно случилось падение города Иерусалима, и вавилонский плен, сам Иеремия остался в этом городе и написал то произведение, во всяком случае, которое приписывают его авторству, это «Плач Иеремии», плач посланника Божия о сбывшемся пророчестве. То есть многие пророки не хотели бы, чтобы их пророчества сбывались, потому что они были трагическими. И тут он увидел исполнение своего собственного пророчества, что правдивы слава Божии.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 мая. О важности учреждения Вифанской духовной семинарии для Церкви

Сегодня 14 мая. В 1797 году основана Вифанская духовная семинария.
О важности её учреждения для Церкви — священник Стахий Колотвин.
Сложно представить, что когда-то рядом с главной Московской духовной семинарией, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, была еще одна — Вифанская семинария, которая находится в скиту, который совсем неподалеку. Буквально пешком за несколько минут можно дойти. И вот в этом тихом уголке, сейчас уже восстановленном, благообразном, тоже учились студенты. Кажется, какая в этом необходимость? Неужели всех нельзя было собрать в стенах одного монастыря? Но как раз мы посмотрим на ее основателя, митрополита московского Платона, который сам учился в провинции. Почему? Потому что как раз не хватало мест в Троице-Сергиевой Лавре, чтобы вместить всех обучающихся и еще дать возможность монахам вести спокойную жизнь. Ведь как появился Вифанский скит? Как раз потому, что монахи хотели где-то укрыться от множества паломников, чтобы спокойно помолиться. И точно так же и для спокойного обучения порой важно быть не в эпицентре всеобщего внимания, а чуть-чуть в стороне. Поэтому Вифанская духовная семинария существовала успешно вплоть до самой революции и никого не смущало, что два учебных заведения находятся на таком близком расстоянии друг от друга. И она помогала обеспечить священниками каждый из пятидесяти тысяч русских дореволюционных храмов. Поэтому и мы, если видим, что где-то чего-то не хватает, надо не уменьшить усилия, и так сойдет. А трудится больше, и Господь наши усилия вознаградит.
Все выпуски программы Актуальная тема