Василий Васильевич Зверев работал на военных судах в качестве инженера-механика, был участником военных действий России в Китае и русско-японской войны.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов, в ходе которого было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором служил Василий Васильевич. Работа механика военного судна была непростой, но Зверев безупречно справился со всеми задачами и в 1902 году был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
14 марта 1904 года Василий Васильевич Зверев, уже старший инженер-механик миноносца «Сильный», погиб у берегов Порт-Артура, закрыв пробоину в паровом котле корабля собственным телом.
Какое стихотворение посвятил известный поэт, капитан Вольдемар Линде, памяти Василия Васильевича?

Русский город Муром издревле славился героями, которые в трудную минуту вставали на защиту своей Отчизны. Таким, например, был былинный богатырь Илья Муромец, воевода дружины князя Владимира. Другой муромец — Василий Васильевич Зверев родился на семь веков позже своего прославленного земляка, в середине 19-го столетия. Был он не богатырём, а самым обычным человеком, сыном муромского купца. Отец предполагал, что Василий, как и он, пойдёт по торговой части. Но юноша к коммерции оказался равнодушен. Зато очень любил механизмы и хотел знать, как они устроены. Ещё мальчишкой мог разобрать часы или барометр, а потом снова собрать — безо всяких лишних деталей. Видя такую склонность сына, родители отдали его в кронштадтское Техническое училище
Учебное заведение принадлежало Морскому ведомству и готовило кадры для российского военного флота. Вместе со Зверевым там учился будущий контр-адмирал Дмитрий Никитин, ставший впоследствии известным писателем-мемуаристом. В одном из своих произведений Никитин вспоминал, что Василия Васильевича все очень любили за добродушие и незлобие, за готовность прийти на помощь. Ещё до выхода в море ему не раз приходилось, так сказать, спасать утопающих — подтягивать перед экзаменами отстающих однокурсников по разным предметам. Сам Василий учился блестяще. В 1888 году он выпустился и был произведён в звание младшего инженера-механика.
В 1901 году в Китае вспыхнуло восстание националистов. Тогда ими было убито множество христиан. Россия принимала активное участие в подавлении этих беспорядков. На помощь в Поднебесную был выслан флот. В том числе — миноносец «Лейтенант Бурков», на котором в то время служил Василий Васильевич Зверев. Работа механика военного судна была непростой. Нужно было не только выполнять команды капитана, но и самому объективно оценивать ситуацию, и быстро производить необходимые расчёты, чтобы с максимальной отдачей задействовать механизмы и возможности корабля. Зверев безупречно справлялся со всеми этими задачами. В 1902 году он был награждён серебряной медалью «За поход в Китай».
А ещё через два года, в 1904-м, началась Русско-Японская война. Незадолго до этого Василий Васильевич получил новое назначение на миноносец «Сильный». Ночью 14 марта «Сильный» дежурил рядом с полуостровом Тигриный Хвост у берегов Порт-Артура. Внезапно показались японские брандеры — четыре парохода-камикадзе, напичканные взрывчатым веществом. Враг планировал взорвать и затопить их в бухте, чтобы таким образом заблокировать русские корабли. «Сильный» открыл огонь. Японские брандеры затонули на безопасном для нашего флота расстоянии. Но следом за ними из завесы утреннего тумана показались вражеские миноносцы. «Сильному» пришлось в одиночку вести бой сразу с шестью кораблями! Вскоре один из вражеских снарядов попал в русский миноносец и повредил паровой котёл. Корабль начал стремительно терять ход. Подкрепление уже шло, и «Сильному» требовалось продержаться ещё совсем немного. Старший инженер-механик Василий Зверев спустился в машинное отделение. Оно было заполнено раскалённым паром. Пробоину в котле нужно было срочно чем-то закрыть, чтобы восстановить скорость корабля. Неподалёку Зверев увидел соломенный матрас. Задыхаясь, он попробовал перекрыть им дыру в котле. Но струя горячего пара тут же отбросила матрас, словно пушинку. Миноносец тем временем совсем остановился. Для вражеских кораблей он стал идеальной мишенью. Мысль, словно молния, пронеслась в голове Зверева. В следующее мгновение механик бросился к пышущей жаром пробоине и закрыл её... своим собственным телом. Корабль начал набирать ход. В тот самый момент, наконец, подоспело подкрепление. «Сильный» на малом ходу, окутанный клубами пара, смог вернуться в Порт-Артур. Миноносец удалось сохранить, и вражеская атака была отражена. Для этого Василий Васильевич Зверев пожертвовал собственной жизнью.
На следующий день о подвиге инженера-механика писали все русские и иностранные газеты. «Герой России» — так называли Зверева. Известный военный поэт, капитан Вольдемар Линдер, написал стихотворение, посвящённое памяти Василия Васильевича: «Вдали от родины главу склонил ты долу. \ Ты умер на посту, как верный часовой, \ Ты отдал жизнь свою, как присягал, престолу! \ Мы память вечную поем тебе, герой!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Помогать тем, кому порой не хватает даже на пачку гречки

Каждый день в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве обращаются те, кто попал в беду. Чаще всего это бабушки и дедушки. Их истории в чём-то похожи: небольшая пенсия, хронические болезни и отсутствие поддержки со стороны близких. Кому-то из них обитель милосердия передаёт продукты, кому-то помогает оформить нужные документы, а кому-то — получить лечение в больнице или должный уход.
Среди тех, о ком заботится обитель, — одинокая пенсионерка Ирина Борисовна. Больше 15 лет своей жизни она посвятила работе в организации «Красный Крест», где помогала нуждающимся. А сегодня ей самой необходима поддержка. У Ирины Борисовны — инвалидность, она переживает онкологическое заболевание и испытывает материальные трудности. Но эти испытания не лишают её оптимизма. Сотрудники Марфо-Мариинской обители отзываются о бабушке Ире с большим теплом. Для них она — пример особой силы духа! Ведь не так-то просто находить радость в каждом прожитом дне, когда порой не хватает денег даже на пачку гречки.
Сегодня Ирина Борисовна ни в чём не нуждается. А всё потому, что обитель милосердия взяла её под свою постоянную опеку.
Вы тоже можете помогать одиноким бабушкам и дедушкам, которые обращаются сюда за поддержкой. Для этого переходите на сайт Марфо-Мариинской обители и сделайте любой благотворительный взнос. Собранные средства пойдут на покупку продуктов для подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 313 зач., VI, 9-12.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Можно ли создать идеальное общество? Христиане древней Иерусалимской церкви попытались это сделать. Их община представляла собой уникальное явление. Ранние христиане Палестины, бывшие свидетелями земной жизни Спасителя, были настолько воодушевлены Евангелием, что хотели уже здесь, на земле, создать некое преддверие Царства Небесного. Но потом пришло время испытаний. Удержать Иерусалимскую церковь от разрушения поспешил апостол Павел, направивший христианам Святой земли воодушевляющее послание. Отрывок из 6-й главы этого послания, названного «Посланием к Евреям», читается сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Последователи Господа Иисуса построили в первом веке в Иерусалиме крепкую общину, отказались от частной собственности и всё своё время проводили в молитве и труде во благо ближних. Богатые христиане без сожаления жертвовали средства в пользу бедных. Вот как описывает состояние Иерусалимской Церкви книга Деяний святых апостолов: У христиан «было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее». Духовная идиллия, в которой пытались пребывать древние христиане Палестины, неоднократно подвергалась опасности. У учеников Спасителя были внутренние враги — люди, желавшие исказить учение Христа, а также враги внешние — фарисеи и саддукеи, не принявшие Иисуса Христа и Его Евангелие. Отправив Спасителя на крестную смерть, они поставили своей задачей уничтожить всех Его последователей.
Первой жертвой гонений стал святой диакон Стефан, за его смертью последовали иные. Апогеем преследований стала насильственная кончина святого Иакова Праведного, первого епископа, то есть главы, Иерусалимской церкви. Святой Иаков был сброшен фарисеями и саддукеями с крыши храма Соломона. Авторитет Иакова в Иерусалимской общине был чрезвычайно высок, найти ему замену сразу не представлялось возможным. Смерть святого Иакова была воспринята христианами Палестины как настоящая катастрофа, грозившая общине гибелью.
После убийства святого Иакова в 62 году фарисеи и саддукеи усилили свою разрушительную деятельность. Они с ещё большей жестокостью стали преследовать христиан. Параллельно они активно подогревали в народной среде революционные настроения против власти римлян. Результатом стал отказ от выплаты податей в казну империи, который привёл к осаде Иерусалима римскими легионерами. Христиане Палестины, послушав апостола Павла, не вступили в политическую борьбу своих соплеменников-иудеев. Горделивая позиция иудеев им была чужда. Поэтому христиане перебрались в небольшой город Пелла на другом берегу Иордана — иудеи, напротив, собрались в Иерусалим в надежде, что Бог защитит Свой святой город и не даст осквернить храм Соломона.
Но произошло страшное. Горделивая и самонадеянная позиция бунтовщиков привела к тому, что Иерусалим пал. Примечательно, что когда римский военачальник Тит вошёл в город и увидел все укрепления, огромные камни стен, бастионы — он в изумлении воскликнул: «Воистину, Бог был на нашей стороне в сражении, и Бог Сам низверг иудеев из этой крепости!» Иерусалим был разрушен. Напоминанием о былом величии Града Господня стала лишь западная стена храма Соломона, «стена плача», уцелевшая только лишь по воле Тита. После разрушения Храма Соломона евреи стали народом рассеяния, духовного, прежде всего. Исключением стали лишь те из них, кто принял веру во Христа. Новый духовный дом они обрели в Церкви, а дом физический в среде собратьев уже не по крови только, но по вере во Христа Спасителя.
Конечно же, описанный выше исторический контекст не является оправданием нелюбви к Родине, своему народу. Но важно правильно расставлять приоритеты. Человек, не ценящий свою землю, презирающий свой народ, вряд ли Бога сможет всем сердцем полюбить. Никак не смогут уместиться в сердце эти два чувства. Но ровно так же не останется места в том сердце, которое сделало страну или народ идолом. «Нельзя служить одновременно Богу и маммоне», — говорит нам Евангелие. Христиане древней Иерусалимской церкви, созидая идеальное общество, строили его на основании веры, а также искренней любви к Богу и людям. Вот и мы, если хотим, чтобы мир вокруг нас, общество вокруг нас процветали, должны в первую очередь заботиться о том, чтобы во главу всего был поставлен Господь Бог. Не на словах, не в формате громких лозунгов, а по существу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святой праведный Иоанн Кронштадтский о важности церковной жизни». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме значения церковной жизни и участия в Таинствах, из книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Разговор шел о том, что дает христианину участие в богослужениях и церковных Таинствах и почему без этого немыслима духовная жизнь, а также что можно ответить человеку, который считает, что у него Бог в душе и этого достаточно.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов