В Красном Селе под Петербургом развернулся солдатский лагерь. Великий князь Михаил Павлович, приехавший лично проинспектировать подготовку военных, прохаживался между палатками, дружески заговаривая то с одним, то с другим солдатом. Поравнявшись с пожилым седым ефрейтором, князь с улыбкой спросил его:
— Что, брат, скоро в отставку?
— Так точно, Ваше высочество. Последний год дослуживаю, — ответил солдат.
— Куда же потом пойдёшь? — поинтересовался Великий князь.
— Есть одно место, — улыбнулся ефрейтор. — Слышал я, у купца Жукова на фабриках хорошо работники живут. Хозяин не обижает — и платит щедро, и жильё даёт. У него в рабочих городках и больницы, и школы, и церкви. Добрая слава идёт о нём среди нашего брата — простого народа.
...Василий Григорьевич Жуков, купец, фабрикант, владелец крупных бумагопрядильных и мыловаренных заводов, носивший, кроме того, почётное звание коммерции советника, действительно, пользовался среди рабочего люда большим авторитетом и уважением. К нему в работники шли с радостью — и не только по причине высокой зарплаты и хороших условий труда, но и потому что знали: Жуков честный, справедливый, добрый и отзывчивый человек.
Купцы-конкуренты недоумевали — к Жукову работники шли с большой охотой и трудились с такой же отдачей. «И в чём его секрет?» — удивлялись они.
А секрет был очень прост. Василий Жуков в жизни сам досыта хлебнул горькой доли бедняка, трудом и потом вынужденного зарабатывать на кусок хлеба. Мальчишкой, в родном Порхове Псковской губернии, он плёл лапти, топил бани, носил воду и пас скот. Когда работы не было, шёл просить милостыню по окрестным сёлам. В пятнадцать лет его взял к себе в услужение городничий — у него в доме Вася выполнял самую чёрную работу, порой терпя от хозяина побои и унижения. Но мальчишка не унывал, и в редкие свободные часы учился грамоте. Упорство и благоразумие, в конце концов, помогли Василию Жукову выбиться в люди. Но став богатым человеком, он никогда не забывал, откуда вышел, не чурался труда и не стеснялся мозолей на руках.
А ещё Жуков стремился при любой возможности помогать людям. Сохранилась заметка из «Псковских ведомостей» от третьего июня тысяча восемьсот сорок второго года. В ней сообщалось о том, что приехавший в Порхов коммерции советник Василий Жуков узнал о пожаре, недавно истребившем в соседней деревне Корчилове двенадцать дворов, и пожертвовал на обзаведение погорельцев новым жильём сто пятьдесят рублей серебром. В этот же приезд Василий Григорьевич учредил в Порхове Общественный банк, вклады в который совершались на условиях отчислений нескольких процентов на нужды благотворительности, а также городскую богадельню. Её торжественное открытие состоялось летом следующего года.
Следующий визит Василия Григорьевича в Порхов был связан с открытием детского приюта, который Жуков построил, и деятельность которого полностью обеспечивал из своих личных средств. Вскоре его стараниями в городе появилась и бесплатная лечебница. А в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году на месте сгоревшей когда-то деревянной церкви Василий Жуков построил новый храм, который освятили во имя праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
В Петербурге, где Василий Григорьевич постоянно проживал, он участвовал в возведении моста через Неву, был попечителем Градских больниц, Дома призрения престарелых граждан, Императорского Человеколюбивого общества. Жуков пользовался огромным уважением и доверием горожан, и дважды избирался на пост петербургского градоначальника.
...А тот самый ефрейтор, который однажды поделился с Великим князем своей мечтой работать у Василия Жукова, действительно, уйдя в отставку, поступил на один из его заводов. И когда отставного солдата спрашивали о том, как ему живется и работается на жуковском предприятии, отвечал: «У Василия Григорьевича чувствуешь себя человеком».
Все выпуски программы Имена милосердия
9 ноября. О разрушительной природе зла и милости Божьей
В 8-й главе Евангелия от Луки есть рассказ об изгнании бесов из гадаринского бесноватого, в котором звучат слова о Христе: «На горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им».
О разрушительной природе зла и милости Божьей — священник Родион Петриков.
В данном эпизоде гибель свиней обнажает разрушительную суть бесов. Они несут смерть всему, к чему прикасаются. Святой Иоанн Златоуст пишет так, что Бог попускает злу явить свою природу, чтобы человек свободно избрал добро.
Второе — жертва во имя человека. Две тысячи свиней — это огромная ценность. Даже сегодня это практически целый агрокомплекс. Но Христос показал, что жизнь одного человека, одной души, дороже всех стад мира. И тут нельзя не вспомнить Его другие слова: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душу свою погубит?»
Наконец, третье — это шоковая терапия для совести, педагогика шока. Люди, увидев чудо, испугались и просили Христа уйти. Почему же? А потому что и сердца цеплялись за земное. Гибель стада — это призыв очнуться. Когда вы гоните Бога, вы остаётесь с бесами и последствующим разорением.
Итак, главный урок, можно сказать, такой: Бог — это не маг, который исполняет наши капризы. Он — врач, готовый на радикальные меры, чтобы спасти нас для вечности. Доверимся Ему, даже когда Его пути кажутся странными. «Ибо Мои мысли — не ваши мысли», — сказано через пророка Исаию.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О знаках страданий Господа на теле апостола Павла как победе над грехом

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём».
О знаках страданий Господа на теле апостола как победе над грехом — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Чтобы лучше понять, о каких язвах идёт речь, обратимся к чину монашеского пострига. Возлагая на тело новопостриженного параман — плат с изображением орудий казни Господа Иисуса Христа — и крест, игумен поясняет, что монах будет носить эти знаки страданий Господа во всегдашнее напоминание о поношении, уничижении, оплевании, ранах, распятии и смерти Спасителя, которые Бог добровольно претерпел ради нашего спасения.
Апостол Павел, откликаясь любовью ко Христу за спасение его от заблуждений и фарисейства, за избрание его Божьим посланником и проповедником христианской веры, добровольно претерпел страдания за имя Господне, назвав их Христовыми язвами. Он без гнева переносил избиения палками и камнями, его топили в море, бичевали, гнали из одного города в другой, обманывали, предавали, он терпел жажду, холод, голод и зной.
Обращаясь к галатам, апостол Павел не жалуется, как ему тяжело, а наоборот, хвалится этими страданиями, словно это знаки боевого отличия, награды за победу, за верность своему долгу и Господу Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 ноября. О творчестве Велимира Хлебникова

Сегодня 9 ноября. В этот день в 1885 году родился поэт Велимир Хлебников.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Велимир Хлебников стал удивительным новатором, в творчестве которого причудливо сочетались науки и направления. Именуя себя председателем не менее чем Вселенной, он, по существу, предсказал появление интернета. В 1912 году вышло его печатное размышление о том, что русское государство падёт в 1917 году.
Он заявил о себе как самобытный поэт, который ни на кого не равнялся, но творил свободно, выражая свою творческую личность. Сам Велимир оказался затянутым в жерло всех трагических разломов эпохи: война, революция одна, другая, добровольческое движение и кончина в неоправданно ранние годы в Новгородской губернии.
Расцвет поэзии Серебряного века, окружение талантливейших Мандельштама, Анны Ахматовой, Есенина не побуждали Велимира никому подражать.
Для тех, кто хотел бы познакомиться с этой таинственной, неразгаданной личностью, можно было бы рекомендовать очень глубокое исследование о жизни и творчестве Велимира Хлебникова из серии «Жизнь замечательных людей».
Все выпуски программы Актуальная тема







