
В Красном Селе под Петербургом развернулся солдатский лагерь. Великий князь Михаил Павлович, приехавший лично проинспектировать подготовку военных, прохаживался между палатками, дружески заговаривая то с одним, то с другим солдатом. Поравнявшись с пожилым седым ефрейтором, князь с улыбкой спросил его:
— Что, брат, скоро в отставку?
— Так точно, Ваше высочество. Последний год дослуживаю, — ответил солдат.
— Куда же потом пойдёшь? — поинтересовался Великий князь.
— Есть одно место, — улыбнулся ефрейтор. — Слышал я, у купца Жукова на фабриках хорошо работники живут. Хозяин не обижает — и платит щедро, и жильё даёт. У него в рабочих городках и больницы, и школы, и церкви. Добрая слава идёт о нём среди нашего брата — простого народа.
...Василий Григорьевич Жуков, купец, фабрикант, владелец крупных бумагопрядильных и мыловаренных заводов, носивший, кроме того, почётное звание коммерции советника, действительно, пользовался среди рабочего люда большим авторитетом и уважением. К нему в работники шли с радостью — и не только по причине высокой зарплаты и хороших условий труда, но и потому что знали: Жуков честный, справедливый, добрый и отзывчивый человек.
Купцы-конкуренты недоумевали — к Жукову работники шли с большой охотой и трудились с такой же отдачей. «И в чём его секрет?» — удивлялись они.
А секрет был очень прост. Василий Жуков в жизни сам досыта хлебнул горькой доли бедняка, трудом и потом вынужденного зарабатывать на кусок хлеба. Мальчишкой, в родном Порхове Псковской губернии, он плёл лапти, топил бани, носил воду и пас скот. Когда работы не было, шёл просить милостыню по окрестным сёлам. В пятнадцать лет его взял к себе в услужение городничий — у него в доме Вася выполнял самую чёрную работу, порой терпя от хозяина побои и унижения. Но мальчишка не унывал, и в редкие свободные часы учился грамоте. Упорство и благоразумие, в конце концов, помогли Василию Жукову выбиться в люди. Но став богатым человеком, он никогда не забывал, откуда вышел, не чурался труда и не стеснялся мозолей на руках.
А ещё Жуков стремился при любой возможности помогать людям. Сохранилась заметка из «Псковских ведомостей» от третьего июня тысяча восемьсот сорок второго года. В ней сообщалось о том, что приехавший в Порхов коммерции советник Василий Жуков узнал о пожаре, недавно истребившем в соседней деревне Корчилове двенадцать дворов, и пожертвовал на обзаведение погорельцев новым жильём сто пятьдесят рублей серебром. В этот же приезд Василий Григорьевич учредил в Порхове Общественный банк, вклады в который совершались на условиях отчислений нескольких процентов на нужды благотворительности, а также городскую богадельню. Её торжественное открытие состоялось летом следующего года.
Следующий визит Василия Григорьевича в Порхов был связан с открытием детского приюта, который Жуков построил, и деятельность которого полностью обеспечивал из своих личных средств. Вскоре его стараниями в городе появилась и бесплатная лечебница. А в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году на месте сгоревшей когда-то деревянной церкви Василий Жуков построил новый храм, который освятили во имя праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
В Петербурге, где Василий Григорьевич постоянно проживал, он участвовал в возведении моста через Неву, был попечителем Градских больниц, Дома призрения престарелых граждан, Императорского Человеколюбивого общества. Жуков пользовался огромным уважением и доверием горожан, и дважды избирался на пост петербургского градоначальника.
...А тот самый ефрейтор, который однажды поделился с Великим князем своей мечтой работать у Василия Жукова, действительно, уйдя в отставку, поступил на один из его заводов. И когда отставного солдата спрашивали о том, как ему живется и работается на жуковском предприятии, отвечал: «У Василия Григорьевича чувствуешь себя человеком».
Все выпуски программы Имена милосердия
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема