
Василий Шукшин с мамой, Марией Сергеевной
https://clck.ru/35di7f
Легковой автомобиль петлял по просёлочной дороге и приближался к небольшому алтайскому селу Сростки. С пассажирского сиденья то и дело беспокойно выглядывал в окно молодой человек в сером костюме. Но вот из-за поворота показался низкий, приземистый бревенчатый домик с голубыми ставнями. На крыльцо вышла пожилая женщина в тёмном платке, козырьком приставила ладонь ко лбу. Пассажир взволнованным голосом попросил водителя остановиться. В нетерпении выскочил из машины. Сначала шёл, потом вдруг побежал, бросив чемодан на дорогу. Женщина в платке устремилась ему навстречу. Они крепко обнялись. Так режиссёр Юрий Григорьев вспоминал трогательную встречу писателя Василия Шукшина с матерью, Марией Сергеевной.
Любовь к матери была для Шукшина свята — так говорили все, кто хорошо знал Василия Макаровича. «Я у неё учился писать», — признавался Шукшин в автобиографическом очерке «Вот моя деревня». Писатель говорил, что мать научила его чувствовать душу людей, любить их, сострадать их бедам. Мария Сергеевна рано овдовела. На руках осталось двое детей — Вася и его младшая сестра Наталья. С ранних лет Василий стал помогать матери. Вдвоём с Марией Сергеевной они выходили на корчёвку пней — за эту тяжёлую работу в колхозе хорошо платили. Мать Шукшина вспоминала, с каким рвением Вася работал маленьким топориком, который специально для него смастерил дед. «Говорю ему: отдохни, сыночек, намаялся уж. Нет, мама, — отвечает, — не устал я. Милый мой дитёнок, так свое худенькое плечико во всякой работе и подставлял, и не жаловался. Понимал, как маме трудно», — рассказывала Мария Сергеевна.
Весной 1947 года женщина проводила семнадцатилетнего сына в Москву. В столице Шукшин надеялся найти хорошую работу, чтобы помогать матери деньгами. Мария Сергеевна дошла с Василием до околицы, перекрестила его на дорогу, а когда фигура сына скрылась за поворотом, села на землю и заплакала. Но скоро из Первопрестольной от Василия стали приходить добрые вести: он с одними пятёрками поступил во ВГИК, выпустил книгу рассказов. В 1973 году Шукшин работал над картиной «Калина красная» — экранизацией собственного одноимённого произведения. В перерыве между съёмками ненадолго приехал домой — навестить мать. Рассказывал ей о фильме, о главном персонаже — Егоре Прокудине. Мария Сергеевна вспоминала, как сын взволнованно сказал: «Знаешь, мама, в чём трагедия моего Егора Прокудина? В том, что он мать свою старую забыл, предал. Как жить такому человеку?»
Некоторые критики упорно называли шукшинского Прокудина вторым «я» самого писателя. Однако в отличие от своего литературного героя, Василий Макарович мать никогда не забывал. При первой же возможности мчался домой — с гостинцами, подарками. Часто из бесед с матерью за самоваром рождались новые произведения. Мария Сергеевна признавалась, что сюжет рассказа «Волки» о сложных отношениях двух родственников — тестя и зятя — сын узнал от неё. А некоторые их разговоры в том или ином виде вошли в роман Шукшина «Любавины».
В один из таких приездов произошёл любопытный эпизод. Василий Макарович у себя в комнате работал за печатной машинкой. Вдруг он услышал, как в дом кто-то бесцеремонно ворвался и мужской голос стал отчитывать Марию Сергеевну — мол, сын твой писатель, артист, знаменитый человек, а у тебя вся изба — в иконах. Шукшин вышел из комнаты, крепко взял за плечи незваного гостя и молча выпроводил из дома. Вернулся, обнял мать и расцеловал. «Сынок мой уважал Бога и нашу веру», — рассказывала Мария Сергеевна. Она вспоминала, что не раз Шукшин заводил речь о том, что хотел бы быть погребённым по-христиански — с отпеванием. За разговоры о смерти Мария Сергеевна ругала сына. Только и вправду вышло так, что своего Васю она надолго пережила. Боль утраты была тяжёлой. Но женщина говорила, что сын по-прежнему остаётся для неё живым. Мария Сергеевна даже писала ему письма. В одном из них были такие строки: «Дитё мое милое, ласка ты моя ненаглядная! Всех ты нас любил, никого не обидел». Она была именно такой матерью, про которую Василий Макарович Шукшин однажды написал: «Мать — самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя и всегда хочет ему добра».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица