
Василий Шукшин с мамой, Марией Сергеевной
https://clck.ru/35di7f
Легковой автомобиль петлял по просёлочной дороге и приближался к небольшому алтайскому селу Сростки. С пассажирского сиденья то и дело беспокойно выглядывал в окно молодой человек в сером костюме. Но вот из-за поворота показался низкий, приземистый бревенчатый домик с голубыми ставнями. На крыльцо вышла пожилая женщина в тёмном платке, козырьком приставила ладонь ко лбу. Пассажир взволнованным голосом попросил водителя остановиться. В нетерпении выскочил из машины. Сначала шёл, потом вдруг побежал, бросив чемодан на дорогу. Женщина в платке устремилась ему навстречу. Они крепко обнялись. Так режиссёр Юрий Григорьев вспоминал трогательную встречу писателя Василия Шукшина с матерью, Марией Сергеевной.
Любовь к матери была для Шукшина свята — так говорили все, кто хорошо знал Василия Макаровича. «Я у неё учился писать», — признавался Шукшин в автобиографическом очерке «Вот моя деревня». Писатель говорил, что мать научила его чувствовать душу людей, любить их, сострадать их бедам. Мария Сергеевна рано овдовела. На руках осталось двое детей — Вася и его младшая сестра Наталья. С ранних лет Василий стал помогать матери. Вдвоём с Марией Сергеевной они выходили на корчёвку пней — за эту тяжёлую работу в колхозе хорошо платили. Мать Шукшина вспоминала, с каким рвением Вася работал маленьким топориком, который специально для него смастерил дед. «Говорю ему: отдохни, сыночек, намаялся уж. Нет, мама, — отвечает, — не устал я. Милый мой дитёнок, так свое худенькое плечико во всякой работе и подставлял, и не жаловался. Понимал, как маме трудно», — рассказывала Мария Сергеевна.
Весной 1947 года женщина проводила семнадцатилетнего сына в Москву. В столице Шукшин надеялся найти хорошую работу, чтобы помогать матери деньгами. Мария Сергеевна дошла с Василием до околицы, перекрестила его на дорогу, а когда фигура сына скрылась за поворотом, села на землю и заплакала. Но скоро из Первопрестольной от Василия стали приходить добрые вести: он с одними пятёрками поступил во ВГИК, выпустил книгу рассказов. В 1973 году Шукшин работал над картиной «Калина красная» — экранизацией собственного одноимённого произведения. В перерыве между съёмками ненадолго приехал домой — навестить мать. Рассказывал ей о фильме, о главном персонаже — Егоре Прокудине. Мария Сергеевна вспоминала, как сын взволнованно сказал: «Знаешь, мама, в чём трагедия моего Егора Прокудина? В том, что он мать свою старую забыл, предал. Как жить такому человеку?»
Некоторые критики упорно называли шукшинского Прокудина вторым «я» самого писателя. Однако в отличие от своего литературного героя, Василий Макарович мать никогда не забывал. При первой же возможности мчался домой — с гостинцами, подарками. Часто из бесед с матерью за самоваром рождались новые произведения. Мария Сергеевна признавалась, что сюжет рассказа «Волки» о сложных отношениях двух родственников — тестя и зятя — сын узнал от неё. А некоторые их разговоры в том или ином виде вошли в роман Шукшина «Любавины».
В один из таких приездов произошёл любопытный эпизод. Василий Макарович у себя в комнате работал за печатной машинкой. Вдруг он услышал, как в дом кто-то бесцеремонно ворвался и мужской голос стал отчитывать Марию Сергеевну — мол, сын твой писатель, артист, знаменитый человек, а у тебя вся изба — в иконах. Шукшин вышел из комнаты, крепко взял за плечи незваного гостя и молча выпроводил из дома. Вернулся, обнял мать и расцеловал. «Сынок мой уважал Бога и нашу веру», — рассказывала Мария Сергеевна. Она вспоминала, что не раз Шукшин заводил речь о том, что хотел бы быть погребённым по-христиански — с отпеванием. За разговоры о смерти Мария Сергеевна ругала сына. Только и вправду вышло так, что своего Васю она надолго пережила. Боль утраты была тяжёлой. Но женщина говорила, что сын по-прежнему остаётся для неё живым. Мария Сергеевна даже писала ему письма. В одном из них были такие строки: «Дитё мое милое, ласка ты моя ненаглядная! Всех ты нас любил, никого не обидел». Она была именно такой матерью, про которую Василий Макарович Шукшин однажды написал: «Мать — самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя и всегда хочет ему добра».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианское понимание жертвенной любви». Священник Григорий Геронимус

У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Мы говорили о христианском понимании жертвенной любви, в чем разница между смирением и попустительством, и как не навредить, пытаясь делать добро.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Матвеев Курган (Ростовская область). Путешествие в историю

Матвеев Курган — посёлок на западе Ростовской области, в сорока пяти километрах к северу от Азовского моря. Историки связывают историю этих мест с событиями «Слова о полку Игореве». Здесь, в степях на левом берегу реки Миус, состоялась одна из летописных битв князя Игоря с половцами. В восемнадцатом столетии пустующие земли стали заселять крепостные крестьяне, бежавшие от помещиков из других районов Приазовья. Сохранилась легенда об одном из таких беглецов, разбойнике Матвее. Известно, что его похоронили на высоком берегу реки Миус. И когда в 1780 году донской атаман Алексей Иловайский основал в этих местах казачье селение, оно получило название Матвеев Курган. В середине девятнадцатого столетия казаки сложили здесь деревянный храм во имя святителя Николая. Это здание разрушили безбожники в советское время. Но веру во Христа потомки казако́в сохранили. С нею жители Матвеева Кургана в конце двадцатого — начале двадцать первого века построили в поселке две церкви — Никольскую и во имя блаженного Павла Таганрогского. Православная вера нашла отражение в гербе посёлка, принятом в 2012 году. Геральдический знак разделён по диагонали. Справа внизу на зелёном фоне изображены два казачьих боевых меча. В левой верхней, голубой части — золотой церковный купол с крестом. А посередине светлой лентой извивается река Миус, высокий берег которой и есть тот самый Матвеев курган, что дал название селению.
Радио ВЕРА в Матвеевом Кургане можно слушать на частоте 107,0 FM