Картина Василия Поленова «Среди учителей» посвящена моменту из детства Христа. Когда Иисусу было 12 лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху. На обратном пути, потеряв Иисуса, Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.

— Маргарита, Константиновна, картину «Среди учителей» Поленов написал по мотивам Священного писания, я правильно понимаю?
— Правильно, Наташа. Здесь, в Третьяковской галерее представлены несколько картин Евангельского цикла Василия Поленова, и «Среди учителей» — одна из них.
— А я вот смотрю, смотрю, и не могу понять — какой отрывок Евангелия изображён на полотне?
— Это фрагмент о детстве Христа из Евангелия апостола Луки. Когда Иисусу было двенадцать лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху.
— Да! Родители тогда потеряли Иисуса из вида, и Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.
— Верно. Божественный Отрок сидел среди учителей иудейского собрания, задавал им вопросы, сам что-то говорил. И взрослые собеседники изумлялись мудрости и глубине рассуждений мальчика. Именно этот момент запечатлел Поленов.
— Значит, мальчик в белом в центре картины — это Иисус. А кто рядом с Ним?
— Его современники. Поленов начал писать свою картину в Риме в 1895 году, поселившись рядом с еврейским кварталом. Среди его обитателей художник находил нужные типажи, узнавал особенности иудейской традиции. Кроме того, он тщательно изучал историю первого века. Потому так убедительно у живописца и получилось представить жителей Иерусалима евангельских времён. Вот, например, седовласый старец в резном кресле на возвышении — это авторитетный фарисей.
— Фарисей — значит, отрицательный персонаж?
— Вовсе нет. Среди представителей этой иудейской школы были и искренне верующие люди, хранители веры в Единого Бога. Таким был и Никодим — видишь, он сидит у стены за спиной старца.
— Никодим — тот самый, что похоронил Христа после Распятия в своей погребальной пещере?
— Именно он, тайный ученик Спасителя.
— А кто вот этот старик в зелёной одежде, приложивший ладонь к уху?
— Раввин Шимон. Он призывал своих учеников больше молчать и слушать других. Поленов хотел это подчеркнуть, изобразив его с ладонью возле уха.
— А слева внизу какой несимпатичный персонаж.
— А вот это как раз олицетворение фарисейства в его неприглядном обличии. Молодой человек с надменным лицом, гладко выбритый по римской моде, делает карьеру в синагоге. Его не волнуют богословские поиски.
— Зато молодой человек рядом с Иисусом полностью погружён в беседу. У него такое одухотворенное лицо!
— Это кто-то из тех простых жителей Иудеи, которые первыми откликнутся на проповедь Христа и станут апостолами.
— А женщина у входа в храм — Богородица?
— Да, это Божия Матерь.
— Почему-то художник изобразил Её на заднем плане, в тени.
— Она и в жизни всегда держалась в тени, выполняла Свою Миссию тихо, смиренно и незаметно.
— Как талантливо Василий Поленов срежиссировал полотно! Столько персонажей, и у каждого — своя весомая роль.
— Это и создает мощный эмоциональный заряд. Картина «Среди учителей» похожа на сжатую пружину. В ней мастерски передан канун великого исторического момента. Вскоре пружина распрямится — и над Вселенной воссияет Крест, как символ победы над злом и смертью.
— Я потрясена вашим рассказом, Маргарита Константиновна. Но трудно сразу усвоить столько информации! Я, наверное, ещё раз приду посмотреть на произведение Василия Поленова «Среди учителей», подумать над ним.
— К этой картине стоит возвращаться не раз, и не два. Приходи почаще в Третьяковскую галерею, Наташа!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер