Василий Поленов. «Среди учителей» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Василий Поленов. «Среди учителей»

* Поделиться

— Маргарита, Константиновна, картину «Среди учителей» Поленов написал по мотивам Священного писания, я правильно понимаю?

— Правильно, Наташа. Здесь, в Третьяковской галерее представлены несколько картин Евангельского цикла Василия Поленова, и «Среди учителей» — одна из них.

— А я вот смотрю, смотрю, и не могу понять — какой отрывок Евангелия изображён на полотне?

— Это фрагмент о детстве Христа из Евангелия апостола Луки. Когда Иисусу было двенадцать лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху.

— Да! Родители тогда потеряли Иисуса из вида, и Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.

— Верно. Божественный Отрок сидел среди учителей иудейского собрания, задавал им вопросы, сам что-то говорил. И взрослые собеседники изумлялись мудрости и глубине рассуждений мальчика. Именно этот момент запечатлел Поленов.

— Значит, мальчик в белом в центре картины — это Иисус. А кто рядом с Ним?

— Его современники. Поленов начал писать свою картину в Риме в 1895 году, поселившись рядом с еврейским кварталом. Среди его обитателей художник находил нужные типажи, узнавал особенности иудейской традиции. Кроме того, он тщательно изучал историю первого века. Потому так убедительно у живописца и получилось представить жителей Иерусалима евангельских времён. Вот, например, седовласый старец в резном кресле на возвышении — это авторитетный фарисей.

— Фарисей — значит, отрицательный персонаж?

— Вовсе нет. Среди представителей этой иудейской школы были и искренне верующие люди, хранители веры в Единого Бога. Таким был и Никодим — видишь, он сидит у стены за спиной старца.

— Никодим — тот самый, что похоронил Христа после Распятия в своей погребальной пещере?

— Именно он, тайный ученик Спасителя.

— А кто вот этот старик в зелёной одежде, приложивший ладонь к уху?

— Раввин Шимон. Он призывал своих учеников больше молчать и слушать других. Поленов хотел это подчеркнуть, изобразив его с ладонью возле уха.

— А слева внизу какой несимпатичный персонаж.

— А вот это как раз олицетворение фарисейства в его неприглядном обличии. Молодой человек с надменным лицом, гладко выбритый по римской моде, делает карьеру в синагоге. Его не волнуют богословские поиски.

— Зато молодой человек рядом с Иисусом полностью погружён в беседу. У него такое одухотворенное лицо!

— Это кто-то из тех простых жителей Иудеи, которые первыми откликнутся на проповедь Христа и станут апостолами.

— А женщина у входа в храм — Богородица?

— Да, это Божия Матерь.

— Почему-то художник изобразил Её на заднем плане, в тени.

— Она и в жизни всегда держалась в тени, выполняла Свою Миссию тихо, смиренно и незаметно.

— Как талантливо Василий Поленов срежиссировал полотно! Столько персонажей, и у каждого — своя весомая роль.

— Это и создает мощный эмоциональный заряд. Картина «Среди учителей» похожа на сжатую пружину. В ней мастерски передан канун великого исторического момента. Вскоре пружина распрямится — и над Вселенной воссияет Крест, как символ победы над злом и смертью.

— Я потрясена вашим рассказом, Маргарита Константиновна. Но трудно сразу усвоить столько информации! Я, наверное, ещё раз приду посмотреть на произведение Василия Поленова «Среди учителей», подумать над ним.

— К этой картине стоит возвращаться не раз, и не два. Приходи почаще в Третьяковскую галерею, Наташа!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем