— Маргарита, Константиновна, картину «Среди учителей» Поленов написал по мотивам Священного писания, я правильно понимаю?
— Правильно, Наташа. Здесь, в Третьяковской галерее представлены несколько картин Евангельского цикла Василия Поленова, и «Среди учителей» — одна из них.
— А я вот смотрю, смотрю, и не могу понять — какой отрывок Евангелия изображён на полотне?
— Это фрагмент о детстве Христа из Евангелия апостола Луки. Когда Иисусу было двенадцать лет, Божия Матерь и Иосиф Обручник взяли Его в Иерусалим на Пасху.
— Да! Родители тогда потеряли Иисуса из вида, и Богородица нашла Его в Иерусалимском храме.
— Верно. Божественный Отрок сидел среди учителей иудейского собрания, задавал им вопросы, сам что-то говорил. И взрослые собеседники изумлялись мудрости и глубине рассуждений мальчика. Именно этот момент запечатлел Поленов.
— Значит, мальчик в белом в центре картины — это Иисус. А кто рядом с Ним?
— Его современники. Поленов начал писать свою картину в Риме в 1895 году, поселившись рядом с еврейским кварталом. Среди его обитателей художник находил нужные типажи, узнавал особенности иудейской традиции. Кроме того, он тщательно изучал историю первого века. Потому так убедительно у живописца и получилось представить жителей Иерусалима евангельских времён. Вот, например, седовласый старец в резном кресле на возвышении — это авторитетный фарисей.
— Фарисей — значит, отрицательный персонаж?
— Вовсе нет. Среди представителей этой иудейской школы были и искренне верующие люди, хранители веры в Единого Бога. Таким был и Никодим — видишь, он сидит у стены за спиной старца.
— Никодим — тот самый, что похоронил Христа после Распятия в своей погребальной пещере?
— Именно он, тайный ученик Спасителя.
— А кто вот этот старик в зелёной одежде, приложивший ладонь к уху?
— Раввин Шимон. Он призывал своих учеников больше молчать и слушать других. Поленов хотел это подчеркнуть, изобразив его с ладонью возле уха.
— А слева внизу какой несимпатичный персонаж.
— А вот это как раз олицетворение фарисейства в его неприглядном обличии. Молодой человек с надменным лицом, гладко выбритый по римской моде, делает карьеру в синагоге. Его не волнуют богословские поиски.
— Зато молодой человек рядом с Иисусом полностью погружён в беседу. У него такое одухотворенное лицо!
— Это кто-то из тех простых жителей Иудеи, которые первыми откликнутся на проповедь Христа и станут апостолами.
— А женщина у входа в храм — Богородица?
— Да, это Божия Матерь.
— Почему-то художник изобразил Её на заднем плане, в тени.
— Она и в жизни всегда держалась в тени, выполняла Свою Миссию тихо, смиренно и незаметно.
— Как талантливо Василий Поленов срежиссировал полотно! Столько персонажей, и у каждого — своя весомая роль.
— Это и создает мощный эмоциональный заряд. Картина «Среди учителей» похожа на сжатую пружину. В ней мастерски передан канун великого исторического момента. Вскоре пружина распрямится — и над Вселенной воссияет Крест, как символ победы над злом и смертью.
— Я потрясена вашим рассказом, Маргарита Константиновна. Но трудно сразу усвоить столько информации! Я, наверное, ещё раз приду посмотреть на произведение Василия Поленова «Среди учителей», подумать над ним.
— К этой картине стоит возвращаться не раз, и не два. Приходи почаще в Третьяковскую галерею, Наташа!
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.